Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные школы, больницы и другие учреждения





В этой книге главным образом рассматривался процесс анализа и лечения обычных для психиатри­ческой клиники психических расстройств, а также форм лечения, которые применяются и за пределами боль­ничных стен. Было приведено несколько примеров, в которых основной этап лечения осуществлялся в шко­ле или в семье ребенка. Наряду с этими внебольничными формами лечения для некоторых детей требуется днев­ное или полное стационирование.

Необходимость стационирования детей на некоторое время может быть обусловлена несколькими причи­нами. В их число входят: слишком серьезные расстрой­ства, не поддающиеся лечению вне больницы; необходи­мость обеспечить родителям передышку в моменты тя­желого семейного стресса; необходимость применения специальных, доступных только в больнице методов лечения; необходимость обеспечить больному ребенку специальный тщательно контролируемый опыт про­живания вместе с группой детей, для того чтобы пре­одолеть определенные трудности в сфере социальных взаимоотношений; наличие сопутствующих клини­ческих симптомов, требующих больничного лечения; необходимость в длительном наблюдении или в специ­альном тестировании для уточнения диагноза. Исполь­зование лечения в больничных условиях составляет важную часть психиатрической практики, однако в дан­ной книге этот вопрос практически не рассматривался. Вместе с тем кратковременное стационирование боль­ного в некоторых случаях может оказаться полезным элементом широкой программы внебольничного ле­чения.

Даже в тех случаях, когда помещение пациента в больницу составляет основной этап процесса лече­ния, больничный уход в исключительно редких случаях является адекватным сам по себе, и поэтому важнейший


 


элемент программы лечения составляет координация между больничными и внебольничными его формами.

Специальные школы (дневные и школы-интернаты) также играют важную роль в оказании помощи детям с психическими расстройствами. В этих школах пси­хическое развитие детей с эмоциональными и поведен­ческими проблемами корригируется на основе заранее спланированного специализированного опыта жизни в коллективе. Дети с трудностями обучения получают квалифицированную педагогическую помощь. А дети из очень неблагополучных семей — индивидуальное лечение (которое обеспечивается в определенных спе­циальных школах) и полезную временную изоляцию от домашней обстановки.

Кроме этого, существует широкий круг других мест, в которых оказывается помощь детям с психическими проблемами. К их числу относятся многие доброволь­ные организации, учреждаемые местными властями, институты усыновления, дома ребенка, специальные классы, консультации и так далее. Психиатрическая клиника поддерживает связь со всеми этими органи­зациями и использует их в соответствующих случаях.

Госпитализация в клинике всех детей с психически­ми расстройствами с практической точки зрения не пред­ставлялась бы целесообразной даже в том случае, если бы она была желательна. А это вовсе не является же­лательным. Многие дети могут получить вполне квали­фицированную помощь от участковых врачей, учителей, работников социальной службы и от широкого круга других профессионалов, которые работают с детьми. Роль психиатра или других сотрудников клиники сво­дится в данном случае к тому, чтобы помочь этим людям оказать помощь ребенку. Этот аспект их работы значительно отличается от их клинических задач. Его цель заключается не в том, чтобы провести диаг­ностику психического состояния конкретного ребенка, и не в том, чтобы обучить других способам осуществле­ния психиатрического лечения. В этом случае они преж­де всего должны, используя беседы, направленные на уяснение возможных ошибок и способов улучшения кон­кретных ситуаций, помочь другим людям лучше вы­полнять их собственную работу. Опять-таки этот аспект работы психиатрических служб не являлся предметом обсуждения в данной книге.


Комплексное лечение

До сих пор в настоящей главе различные формы индивидуального лечения рассматривались независи­мо друг от друга. На практике частыми являются слу­чаи комплексного применения достаточно различных подходов. Приведенный ниже случай иллюстрирует необходимость комплексного лечения, а также пользу междисциплинарного сотрудничества, которое являет­ся центральным при лечении психических расстройств детского возраста.

Двенадцатилетний Стюарт был направлен на кон­сультацию в связи с отказом от посещения школы. Год назад он перешел в среднюю школу и с этого времени в новой школьной среде постоянно испы­тывал беспокойство и неуверенность. В течение пер­вого учебного года он в общем-то еще не отказы­вался ходить в школу, хотя в ряде случаев нахо­дился на грани отказа. Это очень беспокоило мать Стюарта, и она обратилась за помощью к директору школы. В результате мальчик получил бумагу, ко­торую он носил с собой и которая предупреждала учителей о том, что он находится в напряженном со­стоянии и поэтому им следует вести себя с ним с теплотой и пониманием. После этого, как только Стюарт начинал волноваться, он показывал учителю письмо. Несмотря на эту меру, его тревоги усилива­лись.


По воскресеньям Стюарт проводил весь вечер, проверяя портфель, и каждое утро перед школой (особенно по понедельникам) он вставал в 6.30 утра, а затем в течение двух часов он четыре или пять раз посещал туалет. Стюарт отказывался от завтра­ка, стонал и иногда плакал. Мать еще несколько раз обращалась за помощью в школу, было написано еще несколько бумаг, а сама она стала значительно более тревожной и расстроенной.

В начале второго года обучения в средней шко­ле состояние мальчика достигло критической точ­ки, по утрам перед школой Стюарт стал впадать в еще большее отчаяние, он плакал по нескольку ча­сов и уходил из дома с заплаканными глазами. Через месяц после начала учебной четверти он начал отказываться ходить в школу.


:::


Во время летних каникул Стюарта его отец по­терял работу. Он думал, что болен раком, считал, что никогда уже больше не сможет работать. Всегда не­сколько встревоженный, он стал теперь депрессив­нее, но не обратился к участковому врачу. В тече­ние первой беседы с сотрудниками клиники он не­сколько раз всхлипывал. Мать Стюарта была тре­вожной и взволнованной женщиной, которая также в течение последнего месяца стала значительно бо­лее депрессивной из-за волнений, связанных с состоя­нием как мужа, так и сына. В процессе беседы она плакала.

Стюарт был очень любимым и долгожданным ре­бенком.

Когда он родился, его матери было 40 лет, а отец был значительно старше. Мать не чаяла души в Стюарте и окружила его вниманием и чрезмер­ной заботой.

Когда она сама была ребенком, она провела три неприятных месяца в больнице в связи с ревмати­ческой простудой, и воспоминания об этом делали ее необыкновенно тревожной в моменты расстава­ния с сыном. Она буквально тряслась над Стюартом из-за того, что он до двух лет не говорил.

Стюарт очень зависел от родителей, с которыми, в особенности с матерью, его связывали близкие отношения. Без них он всегда сильно тревожился. Когда в возрасте восьми месяцев его поместили в больницу, он так плакал, что его пришлось выпи­сать раньше времени.

В школе никаких особых трудностей не отмеча­лось, однако ребята слегка дразнили Стюарта из-за его худобы. Он волновался по поводу уроков фран­цузского и был очень расстроен, когда на втором году обучения в класс пришел новый преподаватель этого языка.

После первых отказов Стюарта от посещения школы мать по совету знакомых стала отводить его туда сама. Она тревожилась и стыдилась этого и могла красться за группой мальчиков, прячась за столбы и подъезды при приближении посторонних. Мать Стюарта стала сильно расстраиваться в момен­ты расставания с сыном (который также становился пугливым и боязливым), и она со слезами уговари-



вала его идти в школу.

В истории развития Стюарта есть обстоятельства, имеющие важное отношение к возникновению у него от­каза от посещения школы. Он воспитывался в ситуа­ции гиперопеки со стороны матери, и, как и в случаях, описанных Леви (см. выше), подобное материнское по­ведение уходило своими корнями в собственные дет­ские переживания матери (неблагоприятная разлука с семьей), было связано со сложной ситуацией зачатия, повлекшей за собой возникновение сверхценного отно­шения к ребенку, и с трудностями раннего развития мальчика.

Еще до возникновения отказа от посещения школы в поведении Стюарта отмечались симптомы тревожно­го отношения к разлуке. Однако ему удавалось преодо­левать свою тревогу до тех пор, пока не начался новый учебный год. Насмешки ребят и перемена учителя фран­цузского языка могли сыграть некоторую роль в уси­лении симптоматики, но основной фактор как будто бы был связан с болезнью отца и потерей им работы. У отца возникло достаточно выраженное депрессивное состояние, и он не предпринимал никаких мер по по­воду предполагаемого ракового заболевания. Несомнен­но, это беспокоило Стюарта, но волнения матери были гораздо более значительными, и у нее также возникла депрессия. Из-за эмоциональных проблем она сдела­лась более неуверенной, тревожной, нерешительной в своих отношениях с сыном, который в свою очередь во время уроков в школе постоянно беспокоился о роди­телях.

Исходя из этого, было спланировано лечение. Бы­ли созданы необходимые условия для того, чтобы отца обследовал специалист по раку, а Стюарт и его мать были проконсультированы в клинике. С ма­терью проводил занятия работник социальной служ­бы, который показал ей, каким образом ее тревож­ное состояние оказывает неблагоприятное влияние на Стюарта. Он также дал ей практические советы, как вести себя в моменты ухудшения настроения у ребенка и в моменты его нежелания идти в школу. Создалось впечатление, что необходимо как мож­но скорее вернуть Стюарта в школу. Это позволило бы избежать усиления у него из-за длительного отсутствия связанных со школой страхов. В равной


степени, однако, была очевидна необходимость постепенного осуществления такой меры в силу об­щего депрессивного климата в семье. Школьная ад­министрация разрешила ему вначале посещать толь­ко свои любимые уроки.

Состояние матери не позволяло ей водить сына в школу, поэтому было предусмотрено, чтобы маль­чика всегда провожал в школу кто-то из взрослых. Так поступали всего несколько раз, и вскоре стало очевидно, что ситуация стала выходить из-под конт­роля. У родителей продолжалось состояние силь­ной тревоги и депрессии, Стюарт практически все время проводил в плаче и рыданиях и в конце кон­цов просто вцеплялся в подушку, отказываясь идти в школу. Если же он все-таки приходил туда, он выглядел таким расстроенным, что его отправляли домой. И хотя школьный невроз развился у Стюар­та не в результате депрессии, стало очевидно, что в этот момент у него была депрессия генерализованно­го характера, которая проявлялась и дома и в шко­ле. Даже тогда, когда не нужно было думать о посе­щении школы, он оставался несчастным и замкну­тым.


И матери, и Стюарту были назначены анти­депрессанты. Специалисты сообщили отцу, что у него, скорее всего, нет ракового заболевания, и это уменьшило его депрессию. Стюарт теперь находил­ся дома, не посещал школу, и мать говорила, что она не видит никакой возможности вернуть его ту­да. Было принято решение, что полезным может оказаться кратковременное помещение мальчика в больницу. Как родители, так и сам Стюарт были очень взволнованы этим решением, однако они на него согласились.

В больнице первое время Стюарт был плаксив, но вскоре у него установились хорошие взаимоот­ношения с другими детьми, он стал популярным лидером в их группе, что значительно способство­вало повышению его самоуверенности и самооцен­ки. Однако ему не нравилось находиться вдали от родителей, и он очень хотел вернуться в школу. Через 2 недели он начал посещать школу из боль­ницы, а затем через 2 дня он решил, что уже смо­жет справиться со своими проблемами, и настаивал

•402


на том, чтобы вернуться домой. Врачи согласились выписать мальчика, хотя у них имелось много опа­сений в отношении того, насколько он в действи­тельности сможет преодолеть существующие труд­ности. Однако он успешно все преодолел.

Отец теперь уже знал, что у него нет злокачест­венной опухоли, и поэтому у него исчезло депрес­сивное состояние, и он смог получить новую рабо­ту. Это, а также кратковременная госпитализация Стюарта оказались поворотными пунктами в процес­се лечения мальчика. Настроение у матери стало за­метно более светлым и спокойным, а общая атмосфе­ра в семье значительно улучшилась. В дальнейшем всего один раз Стюарт пропустил занятия в школе. Мать спокойно перенесла это, и никакие дальней­шие осложнения не возникли. Весь процесс лече­ния занял всего четыре месяца, и последовавшее че­рез год контрольное обследование показало, что Стю­арт продолжал посещать школу и в целом чувст­вовал себя хорошо. Ему по-прежнему не нравился учитель французского языка, но это уже не вызы­вало у него никаких проблем. По утрам он обычно спрашивал мать, не будет ли она тревожиться из-за него, и, услышав, что она волноваться не будет, в спокойном настроении отправлялся в школу.

В начале нового учебного года вновь возникло умеренное тревожное состояние, с которым Стюарт хорошо справился самостоятельно. Отец Стюарта продолжал оставаться здоровым и прекрасно себя чувствовал на своей новой работе. Этот случай показывает нам, что в основе возник­новения психического расстройства у ребенка может лежать комбинация причинных факторов. Поэтому при лечении использовались разные методы. С помощью антидепрессантов было уменьшено депрессивное состоя­ние как у Стюарта, так и у его матери. Однако лишь только после того, как отец стал чувствовать себя хо­рошо и вернулся к работе, и мать, и ребенок в действи­тельности стали поправляться. Было важно помочь матери справиться с ее волнениями, возникающими при разлуке с ребенком, и дать ей практический совет относительно того, что следует делать при возникнове­нии у Стюарта плохого настроения.

В то же время всего этого было недостаточно для


достижения желаемых результатов до тех пор, пока у Стюарта не произошло значительное повышение са­моуверенности, возникшее в результате его успешного контакта с другими детьми в больнице. Помещение в больницу также послужило указанием на всеобщую готовность помочь Стюарту снова вернуться в школу, что явилось побудительным моментом, заставившим его взять все в свои собственные руки и, опираясь толь­ко на самого себя, преодолевать собственные проблемы, доказывая себе, что ему это по плечу. С этого момента все пошло значительно более гладко.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что совре­менная детская психиатрия все еще находится на на­чальном этапе своего развития. Она переживает, если можно так выразиться, младенчество или по край­ней мере раннее детство. К сожалению, сегодня детская психиатрия не в состоянии ответить на все вопросы, связанные с этиологией, течением и лечением психи­ческих расстройств у детей; нам многое еще пред­стоит узнать о закономерностях детского развития, как нормального, так и аномального. Тем не менее в послед­ние годы наши знания в этой области значительно уве­личились, и в распоряжении специалистов теперь имеет­ся много разных методов лечения, используя которые можно оказать определенную помощь детям с эмо­циональными и поведенческими проблемами. В прош­лом подобные отклонения в поведении детей считались необъяснимыми и таинственными. В этой книге я по­пытался показать, что это не так.

Анализ психических проблем конкретного ребенка должен строиться на понимании детей и закономер­ностей их развития. Для решения этих проблем целе­сообразно использовать знания, основанные на система­тических исследованиях, и началом, пусть даже са­мым скромным, может стать всесторонне продуманная тактика лечения.


 


Библиография

I. Anthony E. J. (1957). An experimental approach to the
psychopathology of childhood: encopresis. British Journal of Medical
Psychology,
vol. 30, pp. 146—75.

2. A r g у 1 e M. (1967). The Psychology of Interpersonal Beha­
viour,
Penguin.

3. Bandura A. (1969). Social-Learning theory ofidentificato-
ry processes. — In: D. A. Goslin (ed.), Handbook of Socialisation Theory
and Research,
Rand McNally.

4. Bandura A. and Menlove F. L. (1968). Factors determi­
ning vicarious extinction of avoidance behavior through symbolic
modelling. — Journal of Personality and Social Psychology, vol. 8,
pp. 99-108.

5. Bandura A., G r u s e с J. E. and Menlove F. L. (1967).
Vicarious extinction of avoidance behavior. — Journal of Personality
and Social Psychology,
vol. 5, pp. 16—23.

6. Becker W. C. (1964). Consequences of different kinds of
parental discipline. — In: M. L. Hoffman and L. W. Hoffman (eds),
Review of Child Development Research, vol. 1, Russell Sage Founda­
tion, New York.

7. Becker W. C, M a d s e n C.H., Arnold C. R. and Tho­
mas B. A. (1967). The contingent use of teacher attention and praise
in reducing classroom behavior problems. — Journal of Special Educa­
tion,
vot. 1, pp. 287—307.

8. В e n a i m S., H о r d e r J. and Anderson J. (1973). Hys­terical epidemic in a classroom. — Psychological Medicine, vol. 3, pp. 366—373.

9. Berecz J. M. (1968). Phobias of childhood: etiology and treatment. — Psychological Bulletin, vol. 70, pp. 694—720.

10. Berenda R. W. (1950). The Influence of the Group on the Judgements of Children, King's Crown Press.

II. Berger M. (1972). Modifying behaviour at school. — Special
Education,
vol. 61, issue 2, pp. 18—21.

12. Berger M. (1973). Early experience and other environmen­
tal factors: an overview. 1. Studies with humans. — In: H. J. Eysenck
(ed.), Handbook of Abnormal Psychology, 2nd edn, Pitman Medical.

13. Bernstein B. (1965). A socio-linguistic approach to social
learning: In J. Gould (ed.), Social Science Survey, Penguin.

14. Birch H. G. (1972), Issues of design and method in studying
the effects of malnutrition on mental development. In: Nutrition, the
Nervous System and Behavior,
Proceedings of the Seminar on Malnut­
rition in Early Life and on Subsequent Mental Development, Jamaica,
1972, Pan American Health Organization/World Health Organization.

15. В i г с h H. G. and G u s s о w J. D. (1970). Disadvantaged
Children: Health, Nutrition and School Failure,
Grune & Stratton.

16. В lake mo re С and Mitchell D. E. (1973). Environ­
mental modification of the visual cortex and the neural basis of lear­
ning and memory. — Nature, vol. 243, pp. 467—468.

17. Bowlby J., Ainsworth M., Boston M. and Rosen-
b 1 u t h D. (1956). The effects of mother-child separation: a follow-up


study. — British Journal of Medical Psychology, vol. 29, pp. 211—247.

18. В о w 1 b у J. (1971). Attachment and Loss, Vol. 1: Attachment,
Penguin.

19. Brackbill Y. (ed.) (1967). infancy and Early Childhood,
Free Press.

20. Bridger V. H. and Birns B. (1968). Experience and
temperament in human neonates. — In: R. Newton and S. Levine (eds.),
Early Experience and Behavior, Chas. C. Thomas.

21. Bronfenbrenner U. (1972). Is 80% of intelligence ge­
netically determined? — In: U. Bronfenbrenner (ed.), Influences on
Human Development,
Dryden Press.

22. Bronfenbrenner U. (1973). Is Early Intervention Effec­
tive?, A report on the longitudinal evolution of preschool programs,
US
Department of Health, Education and Welfare.

23. В г о w n J. D. (ed.) (1967). The Hippies, Time—Life.

24. Brown R., Cazden С and В e 1 lu gi-K 1 i m a U.
(1969). The child's grammar from I to III. — In: J. P. Hill (ed.), Minne­
sota Symposia on Child Psychology,
vol. 2, University of Minnesota
Press.

25. Bruner J. S., Oliver R. R. and Greenfield P. M.
(1966). Studies in Cognitive Growth, Wiley.

26. Bryant P. E. (1974). Perception and Understanding in
Young Children,
Methuen.

27. С a 1 d w e 11 В. М. (1964). The effect of infant care. — In:
M. L. Hoffman and L. W. Hoffman (eds.), Review of Child Development
Research,
vol. 1, Russell Sage Foundation.

28. Campbell D. (1974). Personal communication.

29. Campbell E. H. (1939). Social-sex development of child­
ren. — Genetic Psychology Monographs, vol. 21, pp. 463—552.

30. С a m p b e 11 J. D. (1964). Peer relations in Childhood. — In:
M. L. Hoffman and L. W. Hoffman (eds.), Review of Child Development
Research,
vol. 1, Russell Sage Foundation.

31. С a n t w e 11 D. (1977). Hyperkinetic syndrome. — In: M. Rut-
rer and L. Hersov (eds.), Child Psychiatry: Modern Approaches, Black-
well Scientific.

32. С a pi an H. L. (1970). Hysterical "conversion" symptoms in
childhood, M. Phil. Diss., University of London.

33. Centers R., Raven В. Н. and Rodrigues A. (1971).
Conjugal power structure: a re-examination. — American Sociological
Review,
vol. 36, pp. 264—278.

34. Chall J. (1967). Learning to Read: The Great Debate,
McGraw-Hill.

35. Chess S., Thomas A. and Birch H. G. (1965). Your
Child is a Person: A Psychological Approach to Parenthood Without
Guilt,
Viking Press.

36. С1 e g g A. and M e g s о n B. (1968). Children in Distress,
Penguin.

37. Conger J.J. and Miller W. С (1966). Personality, Social
Class and Delinquency,
Wiley.

 

38. Conner s С. К. (1972). Pharmacotherapy of psychopatho-
logy in children. — In: H. С Quay and J. S. Werry (eds.), Psychopatho-
logical Disorders of Childhood,
Wiley.

39. Cooper R. M. and Z u b e к J. P. (1958). Effects ofenriched
and restricted early environments on the learning ability of bright and
dull rats. Canadian Journal of Psychology, vol. 12, pp. 159—164.


 

40. Corbett J. A., M a t h e w s A. M., С о n n e 11 P. H. and
Shapiro D. A. (1969). Tics and Gilles de la Tourette's syndrome: a
follow-up study and critical review. — British Journal of Psychiatry,
vol. 115, pp. 1229—1242.

41. С r e 11 i n E., P г i n g 1 e M.L.K. and West P. (1971). Born
Illegitimate: Social and Educational implications,
NFER.

42. С re s s e у D. R. (1964). Delinquency, Crime and Differential
Association,
Martinus Nijhoff, The Hague.

43. Critchley M. (1970). The Dyslexis Child, 2nd edn, Chas.
С Thomas.

44. Cummings S. Т., В а у 1 e у М. С. and R i e H. E.
(1966). Effects of the child's deficiency on the mother: A study of mot­
hers of mentally retarded, chronically ill and neurotic children. —
American Journal of Orthopsychiatry, vol. 36, pp. 595—608.

45. D a 11 о n K. (1969). Menstrual Cycle, Penguin.

46. Dobbing J. (1968). Vulnerable periods in developing bra­
in. -— In: A. N. Davison and J. Dobbing (eds.), Applied Neurochemistry,
Blackwell.

47. Douglas J. W. B. (1964), The Home and The School,
McGibbon & Kee.

48. Douglas J. W. В., Ross J. M. and Simpson H. R.
(1968). All Our Future, Peter Davies.

49. Eisenberg L. (1958). School phobia: A study in the com­
munication of anxiety. — American Journal of Psychiatry, vol. 114,
pp. 712—718.

50. Eisenberg L. (1968). Psychopharmacology in childhood:
A critique. — In: E. Miller (ed.), Foundations of Child Psychiatry,
Pergamon.

51. Eisenberg L., Conners K. and Sharpe L. (1965).
A controlled study of the differential application of outpa­
tient psychiatric treatment for children. — Japanese Journal of
Child Psychiatry,
vol. 6, pp. 125—132.

52. Erikson E. H. (1963). Childhood and Society, 2nd edn,
Norton.

53. Kysenck -H. J. and Wilson G. D. (1973). The Experimen­
tal Study of Freudian Theories,
Methuen.

54. F e г г e i r a A. J. and W i n t e r W. D. ((1968). Information
exchange and silence in normal and abnormal families. — Family
Process,
vol. 7, pp. 251—276.

55. Flacks R. (1967). The liberated generation: An exploration
of the roots of student protest. — Journal of Social Issues, vol. 23. pp.
52—75.

56. Flanders N. A. and Havumaki S. (1963). Group
compliance to dominative teacher influence. — In: W. W. Charters and
N. L. Gage (eds.), Readings in the Social Psychology of Education,
Allyn & Bacon.

57. Freud A. (1966). Normality and Pathology in Childhood,
Hogarth Press.

58. Freud S. (1905). Three essays on the theory of sexuality. —
In: J. Strachey (ed.), The Standart Edition of the Complete Works of
Sigmund Freud,
vol. 3, Hogarth Press.

59. Friedlander B. Z. (1971). Listening, language and the
auditory environment: Automated evaluation and interventions. —
In: J. Hellmuth (ed.). The Exceptional Infant, vol. 2, Studies in Abnor­
malities,
Bruner/Mazel.


 


 


60. Frommer E. A. and O'S h e a G. (1973). Antenatal identifi­
cation of women liable to have problems in managing their infants. —
British Journal of Psychiatry, vol. 123, pp. 149—156.

61. G a 11 e O. R., G о v e W. R. and McPherson J. M. (1972).
Population density and pathology: what are the relations for man? —
Science, vol. 176, pp. 23—30.

62. G a t h D., Cooper B. and G a 11 о n i F. E. G. (1972). Child
guidance and delinquency in a London borough. — Psychological
Medicine,
vol. 2, pp. 185— 191.

63. Gelfand D. M. and Hartmann O. P. (1968). Behavior
therapy with children: A review and evaluation of research methodolo­
gy- — Psychological Bulletin, vol. 6.9, pp. 204—215.

64. G e s e 11 A. (1946). The ontogenesis of infant behavior. — In:
L. Carmichael (ed.), Manual of Child Psychology, Wiley.

65. Gibson E. J. (1965). Learning to read. — 'Science, vol. 148,
pp. 1066—1072.

66. Goldberg E. M. (1973). Services for the family. — In:
J. K. Wing and H. Hafner (eds.), Roots of Evaluation: The Epidemiolo-
gical Basis for Planning Psychiatric Services,
Oxford University
Press.

67. Graham P. (1974). Child psychiatry and psychotherapy. —
Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines
vol. 15, pp. 59—66. ' '

68. Graham P., Rutter M. and George S. (1973). Tem­
peramental characteristics as predictors of behavior disorders in
children. — American Journal of Orthopsychiatry, vol. 43, pp. 328—339.

69. G г о n 1 u n d N. E. (1959). Sociometry in the Classroom,
Harper.

70. Gurin G., Veroff J. and Feld S. (1960). Americans
View Their Mental Health,
Basic Books.

71. H a 11 R. V., Lund D. and Jackson D. (1968). Effects of
teacher attention on study behavior. — Journal of Applied Behavior
Analysis,
vol. 1, pp. 1—12.

72. H a r g r e a v e s D. H. (1967). Social Relations in a Secondary
School,
Routledge & Kegan Paul.

73. Heisel J. S., Ream S., Raitz R., Rappaport M.
and Coddington R. D. (1973). The significance of life events
as contributing factors in the diseases of children. III. A Study of pe-
diatric patients. — Journal of Pediatrics, 83, pp. 119—123.

74. H e r s о v L. (1977). School refusal. — In: M. Rutter and
L. Hersov (eds.), Child Psychiatry: Modern Approaches, Blackwell
Scientific.

75. Herzog E. and S u d i а С. Е. (1973). Children in fatherless
families. — In: B. M. Caldwell and H. N. Ricciuti (eds.), Review of
Child Development Research,
vol. 3, University of Chicago Press.

76. Hetherington E. M. and Martin B. (1972). Family
interaction and psychopathology in children. — In: H. C. Quay and
J. S. Werry (eds.), Psychopathological Disorders of Childhood, Wiley.

77. H e w i 11 L. E. and Jenkins R. h. (1946). Fundamental
Patterns of Maladjustment: The Dynamics of Their Origin,
State of
Illinois, Springfield.

78. Hind e R. A. and Da vies L. (1972). Removing infant
rhesus from mother for 13 days compared with removing mother from
infant. — Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Dis­
ciplines,
vol. 13, pp. 277— 237.


 

79. Hinde R. A. and Spencer-Booth Y. (1970). Indivi­
dual differences in the responses of rhesus monkeys to a period of se­
paration from their parents — Journal of Child Psychology and Psy­
chiatry and Allied Disciplines,
vol. 11, pp. 159—176.

80. Howlin P., Mar chant R., Rutter M., Ber-
g e r M., Hers о v L. and Yule W. (1973). A home-based approach
to the treatment of autistic children, — Journal of Autism and Child­
hood Schizophrenia,
vol. 3, pp. 308—336.

81. Hunt A., Fox J. and Morgan M. (1973). Families and
Their Needs,
HMSO, London.

82. Hutt С (1972). Males and Females, Penguin.

83. 111 s 1 e у R. and Thompson B. (1961). Women from bro­
ken homes. — Sociological Review, vol. 9, pp. 27—53.

84. I r wi n О. С (1960). Infant Speech: effect of systematic rea­
ding of stories. — Journal of Speech and Hearing Research, vol. 3,
pp. 187—190.

85. Jehu D., Hardiker P., Yelloly M. and Shaw M.
(1972). Behaviour Modification in Social Work, Wiley-Interscience.

86. Jenkins R. L. (1960). Psychiatric syndromes in children
and their relation to family background. — American Journal of
Orthopsychiatry, vol.
36, pp. 450—457.

87. J e r s i 1 d A. T. (1954). Emotional development. — In: L. Car­
michael (ed.), Manual of Child Psychology, 2nd edn, Chapman & Hall.

88. Johnson S. M., Wahl G., Martin S. and Jo ha ns-
s о n S. (1973). How deviant is the normal child? A behavioral ana­
lysis of the preschool child and his family. — In: R. D. Rubin, J. P. Bra­
dy and J. D. Henderson (eds.), Advances in Behavior Therapy, vol. 4.
Academic Press.

 

89. J u d d L. L. (1965). Obsessive-compulsive neurosis in child­
ren. — Archives of General Psychiatry, vol. 12, pp. 136—143.

90. Kanner L. (1957*). Child Psychiatry, 3rd edn. Chas.
С Thomas.

91. Kant or С. В. (1965). Some consequences of residential
and social mobility for the adjustment of children. — In: M. B. Kantor
(ed.), Mobility and Metital Health, Chas. C. Thomas.

92. Kelvin P. (1970). The Bases of Social Behaviour, Holt,
Rinehart & Winston.

93. Keniston K. (1967). The sources of student dissent. —
Journal of Social Issues, vol. 23. pp. 108—137.

94. Klaus M. H., Jerauld R., Kreger N. C, Me Al­
pine W., S t e f f a M. and Kenn e 1 1 J, H. (1972). Maternal Attach­
ment: importance of the first pospartum days. — New England Journal
of Medicine,
vol. 286, pp. 460—463.

95. Kline P. (1972). Fact and Fantasy in Freudian Theory,
Methuen.

96. К о I v i n L, M а с к e i t h R. С and M e a d о w S. R., (eds.)
(1973). Bladder Control and Enuresis, Clinics in Develop. Med. Nos.
48.... 49, Heinemann/ SIMP.

97. Kounin J. S. (1970). Discipline and Group Management in
Classrooms,
Holt, Rinehart & Winston.

98. Lambert J. R. (1970). Crime, Police and. Race Relations,
Oxford University Press 'Institute of Race Relations.

99. Langner T. S. and Michael S. T. (J964). Life Stress
and Menial Health,
Collior-Macmillan.

100. L e i d о r rn a n P. H.. L e i f e r A. I), S v a s h о г e M. J..


В а г n e 11 С. R. and G г о b s t e i n R. (1973). Mother-infant interac­tion: effects of early deprivation, prior experience and sex of infant. — Proceedings of the Association for Research in Nervous and Menial Disease, vol. 51, pp. 154—175.

101. L e i f e r A. D.. Leiderma n P. H., В а г n e 11 С R. and Williams J. A. (1972). Effects of mother-infant separation on ma­ternal attachment behavior. Child Development, vol. 43, pp. 1203— 1218.

1.02. Levitt M. (ed.) (1959). Readings in Psychoanalytic Psy­chology, Appleton.

103. Levy D. M. (1943). Maternal Overprotection, Columbia
University Press.

104. Levy D. M. (1958). Behavioral Analysis: Analysis of Cli­
nical Observations of Behavior as Applied to Mother-Newborn Rela­
tionships,
Chas. C. Thomas.

105. Liberman R. (1970). Behavioral approaches to family and
couple therapy. — American Journal of Orthopsychiatry, vol. 40,
pp.106—118.

106. Me Can dl ess B. R. (1960). Rate of development, baby
build and personality. — Psychiatric Research Reports, vol. 13.
pp. 42—57.

107. Merchant R., Howlin P., Yule W. and Rut-
t e r M. (1974). Graded change in the treatment of the behaviour of
autistic children. — Journal of Child Psychology and Psychiatry and
Allied Disciplines,
vol. 15, pp. 221—227.

108. Marks I. M. (1974). Research in neurosis: a selective re­
view, II. Treatment. — Psychological Medicine, vol. 4, pp. 89—109.

109. M a r s h a 11 W. A. (1968). Development of the Brain, Oliver
& Boyd.

110. Masterson J. E. (1967). The Psychiatric Dilemma of Ado­
lescence,
Churchill.

111. Mays J. B. (1954). Growing Up in the City, Liverpool Uni­
versity Press.

112. Medawar P. (1969). Induction arid Intuition in Scientific
Thought.
Methuen.

113. Mill а г S. (1968). The Psychology of Play, Penguin.

114. M i t с h e 11 S. and S h e p h e r'd M. (1966). A comparative
study of children's behaviour at home and at school. — British Journal
of Educational Psychology,
vol. 36, pp. 248—254.

115. Mullen E. j.. Dumps on J. R. and associates (1972).
Evaluation of Social Intervention, Jossey-Bass.

116. M u r r e 11 S. A. and S t а с h 6 w i а к J. G. (1967). Consis­
tency, rigidity and power in the interaction patterns of clinic and non-
clinic families. — Journal of Abnormal Psychology, vol. 72.
pp.265—272.

117. New comb Т. М. (1963). Persistence and regression of
changed attitudes: long range studies. — Journal of Social Issues,
vol. 19, pp. 3—14.

118. Newman S. (1973). Defensible Space, Architectural
Press.

119. N e w s о n J. and N e w s о n E. (1968)..Four Years Old in an
urban Community,
Penguin.

120. Nielsen J. and Christ enson A.-L. (1.974). Thirty-
five males with double Y chromosome...... - Psychological Medicine.

vol. 4, pp. 28—37.


 

121. O'L e a r у К. D.. Becker W. C, E v a n s M. B. and
S a u d a r g a s R. A. (1969). A token reinforcement program in a pub­
lic school: a replication and systematic analysis. — Journal of Applied
Behavior Analysis,
vol. 2, pp. 3—13.

122. Oliver J. E. and T а у 1 о г А. (1971). Five generations of
ill-treated children in one family pedigree. — British Journal of Psy­
chiatry,
vol. 119, pp. 473—480.

123. Osofsky J. D. and O'C о n n e 11 E. J. (1972). Parent-child
interaction: daughters' effects upon mothers' and fathers' behavi­
ors. — Developmental Psychology, vol. 7, pp. 157—168.

124. Palmer Т. В. (1971). California's community treatment
program for delinquent adolescent. — Journal of Research in Crime
and Delinquency,
vol. 8, pp. 74—92.

125. Patterson G. (1973). Reprogramming the families of
aggressive boys. — In: C. Thoreson (ed.), Behavior Modification in
Education 72nd Year Book,
Part I, University of Chicago Press.

126. Patterson G. R. and С о b b J. A. (1971). A dyadic ana­
lysis of "agressive" behaviors. — In: J. P. Hill (ed.), Minnesota Sympo­
sia on Child Psychology,
vol. 5, University of Minnesota Press.

127. Patters on G. R., Jones R., Whit tier J. and
Wright M. A. (1965). A behaviour modification technique for the hy­
peractive child. — Behaviour Research and Therapy, vol. 2,
pp. 217—226.

128. Tatters on G. R. and Reid J. B. (1973). Intervention
for families of aggressive boys: a replication study. — Behaviour Re­
search and Therapy,
vol. 11, pp. 383—394.

129. Pollak M. (1972). Today's Three Year Olds in London,
Heinemann/ SIMP.

130. Power M., Ash P., Shoenberg E. and Sirey С
(1974). Delinquency and the family. — British Journal of Social Work,
vol. 4, pp. 13—38.

131. Power M. J., Benn R. T. and Morris J. N. (1972).
Neighbourhood, School and Juveniles before'the Courts. — British
Journal of Criminology
, vol. 12, pp. Ill—132.

132. Pros hansky H. M., Ittelson W. H. and R i v-
lin L. G. (eds.) (1970). Environmental Psychology: Man and His
Physical Setting,
Holt, Rinehart & Winston.

133. Reid J. B. and Hendriks A.F.C.J. (1973). A preliminary
analysis of the effectiveness of direct home intervention for treatment
of predelinquent boys who steal. — In: F. W. Clark and L. A. Ha-
merlynck (eds.), Critical Issues in Research and Practice, Proc. 4th
Banff Int. Conf. on Behav. Modif., Research Press.

134. Reid W. J. and Shyne A. W. (1970). Brief and Extended
Casework,
Columbia University Press.

135. R e i s m a n J. M. (1973). Principles of Psychotherapy with
Children,
Wiley.

136. Richards M. and Bernal J. (1974). Why some babies
don't sleep. New Society, vol. 27, pp. 509—511.

.137. Riesen A (1965). Effects of early deprivation of photic stimulation. — In: S. F. Osier and R. E. Cooke (eds.). The Biosocial Basis of Mental Retardation, Johns Hopkins Press.

138. Robertson J. (1970). Young Children in Hospital,
2nd edn, Tavistock Publications.

139. Robertson J. and Robertson J. (1971). Young
children in brief separations: a fresh look. — Psychoanalytic Study of


 


the Child, vol. 26, pp. 264-315.

.140. Robins L. N. (1966). Deviant Children Grown Up, Wil­liams & Wilkins.

141. Robins L. N. (1972). Follow-up studies of behavior dis­
orders in children. — In: H. C. Quay and J. S. Werry (eds.), Psychopa-
thological Disorders of Childhood,
Wiley.

142. Robins L. N. (1973). Evaluation of psychiatric services for
children in the United States. — In: J. K. Wing and H. Hafner (eds.),
Roots of Evaluation: The Epidemiological Basis for Planning Psychiat­
ric Servies,
Oxford University Press.

143. Roff M., Sells S. B. and Golden M. M. (1972). Social
Adjustment and Personality Development in Children,
University
of Minnesota Press.

144. Rosenthal A. J. and Levine S. V. (1971). Brief psy­
chotherapy with children: process of therapy. — American Journal of
Psychiatry,
vol. 128, pp. 141—146.

145. Rosenzweig M. A. (1971). Effects of environment on
development of brain and of behaviour. — In: E. Tobach, L. R. Aron-
son and E. Shaw (eds.), The Biopsychology of Development, Academic
Press.

146. Ross A. O. (1972). Behavior therapy. — In: H. С Quay
and J. S. Werry (eds.), Psychopathological Disorders of Childhood,
Wiley.

147. Rubin R. and Henderson J. D. (1972). Advances in
Behavior Therapy,
vol. 3, Academic Press.

148. Rubin R., Brady J. P. and Henderson J. D.
(1973). Advances in Behavior Therapy, vol. 4, Academic Press.

149. Rutter M. (1965). Classification and categorization in child
psychiatry. — Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied
Disciplines,
vol. 6, pp. 71—83.

150. Rutter M. (1966). Children of Sick Parents: An Environ­
mental and Psychiatric Study,
Institute of Psychiatry Maudsley Mono­
graph No. 16, Oxford University Press.

151. Rutter M. (1970) Sex differences in children's responses to
family stress. — In: E. J. Anthony and С Koupernik (eds.), The Child
and His Family,
Wiley.

152. Rutter M. (1971). Parent-child separation: Psychological
effects on the children. — Journal of Child Psychology and Psychiatry
and Allied Disciplines,
vol. 12, pp. 233—260.

153. Rutter M. (1971). Psychiatry. — In: J. Wortis (ed.), Mental
Retardation: An Annual Review,
vol. 3, Grune & Stratton.

154. Rutter M. (1971). Normal psychosexual development. —
Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines,
vol. 11, pp. 259—283.

155. Rutter M. (.1972). Childhood schizophrenia reconsidered. —•
Journal of Autism and Childhood Schizophrenia, vol. 2, pp. 315—337.

156. Rutter M. (1972). Maternal Deprivation Reassessed,
Penguin.

157. Rutter M. (1972). Relationships between child and adult
psychiatric disorder. — Ada Psychiatrica Scandinavica, vol. 48,
pp. 3—21.

158. Rutter M. (1973). Why are London children so distur­
bed? — Proceedings of the Royal Society of Medicine, vol. 66, pp. 1221 —
1.225.

159. Rutter M. (1974). Emotional disorder and educational


underachievement. — Archives of Diseases in Childhood, vol. 49, pp. 249—256.

160. Rutter M., Birch H. G., Thomas A. and Chess S. (1964). Temperamental characteristics in infancy and the later deve­lopment of behavioural disorders. — British Journal of Psychiatry, vol. 110, pp. 651—661.

161. Rutter M., Graham P. and Yule W. (1970). A Neuro-psychiatric Study in Childhood, Climes in Develop. Med. Nos. 35—36, Heinemann/SIMP.

162. Rutter M., Graham P., Chad wick O. and Yu-
1 e W. (1976). Adolescent turmoil: fact of fiction? — Journal of Child
Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines,
vol. 17, pp. 35—56.

163. Rutter' M., Lebovici L., Eisenberg L., Sne-
znevskij A. V., Sa d о u n R., Brooke E. and Lin T.-Y. (1969).
A tri-axial classification of mental disorders in childhood. — Journal
of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines,
vol. 10,
pp. 41—61.

164. Rutter M. and Martin J.A.M. (eds.) (1972). The Child
with Delayed Speech, Clinics in Develop. Med., No. 43, Heine­
mann/SIMP.

165. Rutter M., Shaffer D. and Shepherd M. (1973).
Preliminary communication: An evaluation of the proposal for a multi-
axial classification of child psychiatric disorders. — Psychological
Medicine,
vol. 3, pp. 244-250.

166. Rutter M., Tizard J. and Whitmore K. (eds.) (1970).
Education, Health and Behaviour, Longmans.

167. Rutter M. and Yule W. (1973), Specific reading retarda­
tion; In: L. Mann and D. Sabatino (eds.), The First Review of special
Education,
Grune & Stratton.

168. Rutter M,Yule W. and В e r g e r M. (1974). The child­
ren of West Indian migrants — New Society, vol. 27, pp. 630-633.

169. Schaffer H. R. (1966). Activity level as a constitutional
determinant of infantile reaction to deprivation..— Child Development,
vol. 37, pp. 595-602.

170. Schaffer H. R. (1971). The Growth of Sociability, Penguin.

171. Schofield M. (1968). The Sexual'Behaviour of Young
People,
Penguin.

172. S с h w i t z g e b e 1 R. L. and Schwitzgebel R. K. (eds.)
(1973). Psychotechnology: Electronic Control of Mind and Behavior,
Holt, Rinehart & Winston.

173. Scott P. D. (1965). Delinquency: In J. G. Howells (ed.),
Modern Perspectives in Child Psychiatry, Oliver & Boyd.

174. Scott P. D. (1973). Fatal battered baby cases.— Medicine,
Science and the Law,
vol. 13, pp. 197-206.

175. Seidel U. P., С h a d w i с к О. and Rutter M. (1975).
Psychological disorders in crippled children: A comparative study of
children with and without brain damage. — Developmental Medicine
and Child Neurology,
vol. 17, pp. 563-573.

176. Shaffer D., McNamara N. and P i n с u s J. H. (1974).
Controlled observations on patterns of activity, attention and impulsivi-
ty in brain-damaged and psychiatrically disturbed boys. — Psychologi­
cal Medicine,
vol. 4, pp. 4-18.

177. Shepherd M., Oppenheim B. and Mitchell S.
(1971). Childhood Behaviour and Mental Health, University of London
Press.


 




 


178. S h e r i f M., H a r v e у О. J., W h i t e B.J, Hood W. R.
and Sherif C. W. (1961). Itergroup Conflict and Cooperation: The
Robbers' Cave Experiment,
University of Oklahoma Press.

179. Shields J. (1973). Heredity and psychological abnorma­
lity. — In: H. J. Eysenck, (ed.), Handbook of Abnormal Psychology,
Pitman Medical.

180. Skynner A. C. R. (1969). A group-analytic approach to
conjoint family therapy. — Journal, of Child Psychology and Psychi­
atry and Allied Disciplines,
vol. 10, pp. 81-106.

' 181. Staats A. W. and В utterf iel d W. H. (1965). Treatment of nonreading in a culturally deprived juvenile delinquent: an applica­tion of reinforcement principles. — Child Development, vol. 36, pp. 925-942.

182. S t а с е у M., D e a r d e n R., P i 11 R. and Robinson D.
(1970). Hospitals, Children and Their Families: The Report of a Pilot
Study,
Routledge & Kegan Paul.

183. Stevens A. (1975). Attachment and Polymetric Rearing,
Thesis for DM, University of Oxford.

184. Stott D. H. (1960). Delinquency, maladjustment and un­
favourable ecology. — British Journal of Psychology, vol. 51, pp.
157-170. " "

185. Sugar man B. (1967). Involvement in youth culture, aca­
demic achievement and conformity in school. — British Journal of
Sociology,
vol. 18, pp. 151-164.

186.* Tanner J. M. (1962). Growth at Adolescence, 2nd edn, BlackweE.

187. Tar j an M. D., Tizard J., Rutter M.. В g a b M., Brooke E. M, De la Cruz F,Lin T.-Y., Montenegro H., Strotzka H. and Sartorius N. (1972). Classification and mental retardation: issues arising in the Fifth WI-IO Seminar on Psychiatric Diagnosis, Classification, and Statistics. — American Journal of Psy­chiatry, vol. 128, pp. 34-45 (Suppl.).

Ш. Thomas А., С h e s s S. and Birch H. G. (1968). Tempe­rament and Behaviour Disorders in Children, New York University Press.

189. Tizard В., Cooperman O., Joseph A. and Ti­
zard J. (1972). Environmental effects on language development: a
study of young children in long stay residential nurseries. — Child De­
velopment,
vol. 43, pp. 337-358.

190. T г u a x С. В. and CarkhuffR. R. (1967). Toward Effec­
tive Counseling and Psychotherapy: Training and Practice,
Aldine.

191. Wa llis С P. and Maliphant R. (1967). Delinquent
areas in the county of London: ecological factors. — British Journal of
Criminology,
vol. 7, pp. 250-284.

192. Warren M. Q. (1969). The case for differential treatment
of delinquents. — Annals of the American Academy of Political and
Social Science,
vol. 381, pp. 47-59.

193. Wells R. A., Dilkes Т. С and Trivelli N. (1972).
The results of family therapy: a critical review of the literature. — Fa­
mily Process,
vol. 11, pp. 189-207.

" 194. West D. J. (1967). The Young Offender, Penguin.

195. West D. J. and FarringtonD. P. (1973). Who Becomes
Delinquent'?,
Heinemann.

196, White R. K. and Lip pit I R. (1960). Autocracy and De-
mocrncir. An Experimental Enquiry, Harper.


 

197. Winnicott D. W. (1953). Transitional objects and transi­
tional phenomena. — International Journal of Psycho-Analysis. vol. 34,
pp. 89-97.

198. Wo 1 Iff S. (1971). Dimensions and clusters of symptoms in
disturbed children. — British Journal of Psychiatry, vol. 118, pp.
421-427.

199. Wolff S. (1973). Children Under Stress, 2nd edn., Penguin.

200. Woodward J. and Jackson D. (1961). Emotional reac­
tions in burned children and their mothers. — British Journal of Plastic
Surgery,
vol.13, pp. 316-324.

" 201. Woodward W. M. (1971). The Development of Behaviour, Penguin.

202. Wootton B. (1959). Social Science and Social Pathology,
Allen & Unwin.

203. Yarrow L. J. (1963). Research in dimension of early mater­
nal care. — Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development.
vol. 9, pp. 101-114,

204. Yarrow M. R., Campbell J. D. and Burton R. V.
(1968). Child Rearing: An Enquiry into Research and Methods. Jossey-
Bass.

205. Yudkin S. and H о 1 m e A. (1963). Working Mothers and
Their Children,
Michael Joseph.

206. Z u к G. H. (1971). Family therapy during 1964-1970. — Psy­
chotherapy: Theory, Researcfi and Practice,
vol. 8, pp. 90-97.



 


Именной указатель


Клейн М. 350 Кунин Дж. С. 233, 354 Купер Б. 226 Купер Р. М. 143


Пиаже Ж. 96, 114—115 Поляков Ю. Ф. 5


 


Айзенберг Л. 62, 353 Айзинг 351

Бандура Э. 174, 376 Баттерфилд В. X, 392 Векер В. К. 232 Бержер 222 Берне 140 Бернстейн Б. 176 Боулби Дж. 88, 191, 196 Брайт П. Е. 115 Бриджер 140 Бронфенбреннер У. 229 Бруннер Дж. 115 Будварт Дж. 193 Буянов М. И. 340

Байт Р. К. 230 Векслер 322 Воллис К. П. 222 Винникот Д. В. 101 Выготский Л. С. 12

Гат Д. 226 Гаттони Ф. Е. 226 Гезелл А. 76 Гибсон 97 Грехем Ф. 369


д

Дженкинс Р. Л. 182, 280—281,

284, 289 Джуль 222 Доппинг Д. 80 Дуглас Дж. В. 197, 229, 341

Ж

Женю Д. 373

Зак Дж. X. 363 Зубек Дж. П. 143

И

Инсли 220 Ирвин О. К. 77

И

Иолд В. 320

К

Кажден У. 77 Каннер 22 Кемпбелл Д. 146 Клайн 351 Клаус М. X. 146 Клегг Э. 231


Л

Ламберт Дж. Р. 224

Леви Д. М. 146, 182, 187, 401

Левин С. В. 353

Лейдерман П. X. 146

Либерман Р. 365

Липпит Р. 230

М

Малифан Р. 222 Малон Е. 374 Маршанд 383 Мастерсон Дж. 125 Мелдзор 369 Мидавар П. 71 — 73 Миллар С. 100 Мэгсон Б. 231

Н

Ньюкомб 227

О

О'Лири К. Д. 233 Осовская Д. 146 О'Ши Г. 220

П

Паттерсон Г. Р. 233, 396 Пауэр М. 225


РаттерМ.6—18, 197—199,222,

226, 320 Рейд В. Дж. 373 Рейсман Дж. М. 359 Робертсон 191 — 192 Робине Л. 277 — 278 Розенталь 3. Дж. 353 Роф М. 240 _

Сазерленд 241 Скиннер Э. К. 364 Скотт П. 281, 288 — 289 Спиваковская А. С. 5 Стаатс Э. В. 392

Тизар Б. 216 Томас Э. 141 Томпсон 220 Труакс К. Б. 354, 366

Ф

Фаррингтон Д. П. 227

Фландерс Н. Э. 240

Фордам М. 350

Фрейд А. 350

Фрейд 3. 108, 113, 136, 350

Фроммер Е. 220


 


4? 6



 

Предметный указатель


Хавумаки С. 240 Харгрейв Д. X. 227 Хевитт Л. Е. 280 Хейсель Дж. С. 198 Хинде Р. Э. 193 Холл Р. 232 Хьюитт Л. И. 182

Ш

Шаффер 146 Шериф Р.-К. 231 Шеффилд М. 123—124 Шин Э. В. 373 Шугермен Б, 229


Эргайл М. 242

Эриксон Э. 87, 92. 108, 114, 1,30

Ю

Юнг К, Г. 350

Я

Ярроу М. Р. 1 79


Агарофобия 126, 345 Агрессивность 7, 12, 23, 34, 54,

75, 83, 134, 222 Амбивалентность 65, 89, 234 Андрогены 22, 56 Аутизм 123, 301, 305, 349

Бессонница 12, 32, 45 — 47, 301

В

Внимание 8, 32, 48, 211, 214 — 216

— негативное 181, 248, 259

— фиксация 231
ВОЗ 7, 12, 34

Восприятие 8—9,211, 314—319

— функция 23, 87, 95, 243

Гиперопека 247, 256, 307, 309 Гиперпротекция 287, 295, 308

Д

Дауна синдром 234, 311 Депрессия (депрессивное состо­яние) 216, 257 Деприващш 254, 262 Диаррея 254 Дизлексия 243 — 257


Заикание 26, 45, 67, 89, 132, 154

И

Индивидуальность 54, 89, 207 Индивидуальные

— особенности 17, 20, 44, 56,
143

— различия 7, 67, 89, 144
Интеллект 42—44, 56, 89

— невербальный 56, 78, 122

— развитие 56—60, 78

— снижение 9, 76
Ипохондрия 45
Истерическая конверсия 78, 89

К

Клаустрофобия 55, 78 Коррекция психологическая

5 — 7, 10, 12, 15 — 16, 132 —- методы 14, 19

— приемы 14, 17

— принципы 19

— процесс 7, 18, 23
Коэффициент интеллектуаль­
ности (КИ) 13, 43, 235, 315

Л

Личность 8, 17, 23, 44, 87, 213,

255 — развитие 13, 54, 67, 89, 111,



— склад 10, 56, 78, 98, 215

— формирование 13, 111, 143,
256

М

Мегаколон 213 Менингит 214, 324 Митральный стеноз 39 Мозг 231, 245

— зоны 78

— зрелость 22, 76

— повреждения 41

— развитие 75

— рост 76

Мышление 24, 56, 78, 143, 243 — 247

Н

Навязчивость 45

Наследственность (врожден­ность, генетические програм­мы) 10 — 11, 40, 311

Неврозы 45, 56, 87, 123, 221

— конфликт 9, 34, 335

— реакции 9, 17

О

Одиночество 27, 56, 77 Олигофрения 9

П

Память 8, 54, 67 Письмо 56, 43, 78 Поведение 13, 14, 16

— агрессивное (см. Агрессив­ность)


 

— асоциальное 7, 214, 312

— дефекты 11, 43

— конфликтное 10, 45

— модель 17

— нарушения (расстройства,
трудности) 6 — 7, 15, 17, 19,
22—23

 

— критерии 43, 54

— симптомы 23

 

— особенности 12, 34, 213

— отклонения 15, 17, 123, 213

— родительское 7, 13, 56

— целесообразность 9, 43, 112

Респираторная инфекция 72,

143 Речь

— развитие 8—9, 98—99, 124,
312, 328

— расстройства 23, 43, 55—
57, 216, 322

— функция 8, 45, 68, 123, 216

Самооценка 9, 43, 67 Синдром

— гиперкинетический 54, 67

— социальной дезадаптации
56, 89, 211

Сон 56, 78

— расстройства (трудности)
24, 26, 36, 89, 215

Страхи (см. Фобии) Стресс (стрессогенная ситуа­ция) 34, 89, 106, 218 Счет 67, 87, 111

— нарушения 67, 87, 256, 289,
301

Суицид 49, 150


Темперамент 8, 13, 45, 78, 145,

215 — 218 Терапия

— воздействия 20, 45

— детских психических рас­
стройств 19

Тики 25—26, 34, 59, 143, 216 Транквилизаторы 23, 56, 219 Тревожность 25 — 26, 48, 218,

317, 337 Туберкулез легких 312, 354

У

Умственная отсталость 19, 45, 143, 256, 311, 357

Ф

Фобии 45, 87, 98, 143, 216 Фрустрация 45, 89, 212

X

Характер 8, 56, 129, 207, 311


— особенности 12, 56, 217, 335

Э

Элективный мутизм 256, 315,

356, 388 Эмоциональные

— вялость 68, 89

— дефекты 10

— развитие 19, 56, 87

— расстройства 6 — 7, 10, 12,
22

 

— абсессивно - компульсив-
ные 78, 215

— ипохондрические 214

— истерическая конверсия
(см.)

— репертуар 9 —10

— трудности 26, 54, 154, 265

— функции 8, 54

— холодность 7, 89
Эмпатия 54, 89
Энкопрез 56, 89, 143, 356
Энурез 17, 43, 67, 113, 243,

Энцефалит 79, 81 Эпилепсия 67



Оглавление


Вступительная статья.........................................................................

Предисловие автора..........................................................................

Глава I

Дети и их проблемы.............................................................................

Глава И

Развитие ребенка. Некоторые биологические закономерности,

лежащие в основе развития....................................................

Глава III

Индивидуальные различия...............................................................

Глава IV

Роль семьи в развитии ребенка.......................................................

Глава V

Социальное окружение и его влияние на ребенка......................

Глава VI

Эмоциональное расстройство..........................................................

Глава VII

Агрессия, гиперактивность и преступность несовершеннолетних

Глава VIII

Несоответствие уровня достижений потенциальным возмож­ностям ребенка, трудности в обучении и другие проблемы.

Глава IX

Психотерапия и ее эффективность.................................................

Библиография....................................................................................

Именной указатель.........................................................................

Предметный указатель....................................................................


о. 19

. 74

. 221

. 245

347 405 416 419


М. Раттер

ПОМОЩЬ ТРУДНЫМ ДЕТЯМ

Редактор Н. В. Щукин

Художник А. С. Павлов

Художественный редактор Г. А. Семенова

Технический редактор Л. В. Житникова







Date: 2015-11-13; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.318 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию