Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специальные школы, больницы и другие учреждения⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
В этой книге главным образом рассматривался процесс анализа и лечения обычных для психиатрической клиники психических расстройств, а также форм лечения, которые применяются и за пределами больничных стен. Было приведено несколько примеров, в которых основной этап лечения осуществлялся в школе или в семье ребенка. Наряду с этими внебольничными формами лечения для некоторых детей требуется дневное или полное стационирование. Необходимость стационирования детей на некоторое время может быть обусловлена несколькими причинами. В их число входят: слишком серьезные расстройства, не поддающиеся лечению вне больницы; необходимость обеспечить родителям передышку в моменты тяжелого семейного стресса; необходимость применения специальных, доступных только в больнице методов лечения; необходимость обеспечить больному ребенку специальный тщательно контролируемый опыт проживания вместе с группой детей, для того чтобы преодолеть определенные трудности в сфере социальных взаимоотношений; наличие сопутствующих клинических симптомов, требующих больничного лечения; необходимость в длительном наблюдении или в специальном тестировании для уточнения диагноза. Использование лечения в больничных условиях составляет важную часть психиатрической практики, однако в данной книге этот вопрос практически не рассматривался. Вместе с тем кратковременное стационирование больного в некоторых случаях может оказаться полезным элементом широкой программы внебольничного лечения. Даже в тех случаях, когда помещение пациента в больницу составляет основной этап процесса лечения, больничный уход в исключительно редких случаях является адекватным сам по себе, и поэтому важнейший
элемент программы лечения составляет координация между больничными и внебольничными его формами. Специальные школы (дневные и школы-интернаты) также играют важную роль в оказании помощи детям с психическими расстройствами. В этих школах психическое развитие детей с эмоциональными и поведенческими проблемами корригируется на основе заранее спланированного специализированного опыта жизни в коллективе. Дети с трудностями обучения получают квалифицированную педагогическую помощь. А дети из очень неблагополучных семей — индивидуальное лечение (которое обеспечивается в определенных специальных школах) и полезную временную изоляцию от домашней обстановки. Кроме этого, существует широкий круг других мест, в которых оказывается помощь детям с психическими проблемами. К их числу относятся многие добровольные организации, учреждаемые местными властями, институты усыновления, дома ребенка, специальные классы, консультации и так далее. Психиатрическая клиника поддерживает связь со всеми этими организациями и использует их в соответствующих случаях. Госпитализация в клинике всех детей с психическими расстройствами с практической точки зрения не представлялась бы целесообразной даже в том случае, если бы она была желательна. А это вовсе не является желательным. Многие дети могут получить вполне квалифицированную помощь от участковых врачей, учителей, работников социальной службы и от широкого круга других профессионалов, которые работают с детьми. Роль психиатра или других сотрудников клиники сводится в данном случае к тому, чтобы помочь этим людям оказать помощь ребенку. Этот аспект их работы значительно отличается от их клинических задач. Его цель заключается не в том, чтобы провести диагностику психического состояния конкретного ребенка, и не в том, чтобы обучить других способам осуществления психиатрического лечения. В этом случае они прежде всего должны, используя беседы, направленные на уяснение возможных ошибок и способов улучшения конкретных ситуаций, помочь другим людям лучше выполнять их собственную работу. Опять-таки этот аспект работы психиатрических служб не являлся предметом обсуждения в данной книге. Комплексное лечение До сих пор в настоящей главе различные формы индивидуального лечения рассматривались независимо друг от друга. На практике частыми являются случаи комплексного применения достаточно различных подходов. Приведенный ниже случай иллюстрирует необходимость комплексного лечения, а также пользу междисциплинарного сотрудничества, которое является центральным при лечении психических расстройств детского возраста. Двенадцатилетний Стюарт был направлен на консультацию в связи с отказом от посещения школы. Год назад он перешел в среднюю школу и с этого времени в новой школьной среде постоянно испытывал беспокойство и неуверенность. В течение первого учебного года он в общем-то еще не отказывался ходить в школу, хотя в ряде случаев находился на грани отказа. Это очень беспокоило мать Стюарта, и она обратилась за помощью к директору школы. В результате мальчик получил бумагу, которую он носил с собой и которая предупреждала учителей о том, что он находится в напряженном состоянии и поэтому им следует вести себя с ним с теплотой и пониманием. После этого, как только Стюарт начинал волноваться, он показывал учителю письмо. Несмотря на эту меру, его тревоги усиливались. По воскресеньям Стюарт проводил весь вечер, проверяя портфель, и каждое утро перед школой (особенно по понедельникам) он вставал в 6.30 утра, а затем в течение двух часов он четыре или пять раз посещал туалет. Стюарт отказывался от завтрака, стонал и иногда плакал. Мать еще несколько раз обращалась за помощью в школу, было написано еще несколько бумаг, а сама она стала значительно более тревожной и расстроенной. В начале второго года обучения в средней школе состояние мальчика достигло критической точки, по утрам перед школой Стюарт стал впадать в еще большее отчаяние, он плакал по нескольку часов и уходил из дома с заплаканными глазами. Через месяц после начала учебной четверти он начал отказываться ходить в школу. ::: Во время летних каникул Стюарта его отец потерял работу. Он думал, что болен раком, считал, что никогда уже больше не сможет работать. Всегда несколько встревоженный, он стал теперь депрессивнее, но не обратился к участковому врачу. В течение первой беседы с сотрудниками клиники он несколько раз всхлипывал. Мать Стюарта была тревожной и взволнованной женщиной, которая также в течение последнего месяца стала значительно более депрессивной из-за волнений, связанных с состоянием как мужа, так и сына. В процессе беседы она плакала. Стюарт был очень любимым и долгожданным ребенком. Когда он родился, его матери было 40 лет, а отец был значительно старше. Мать не чаяла души в Стюарте и окружила его вниманием и чрезмерной заботой. Когда она сама была ребенком, она провела три неприятных месяца в больнице в связи с ревматической простудой, и воспоминания об этом делали ее необыкновенно тревожной в моменты расставания с сыном. Она буквально тряслась над Стюартом из-за того, что он до двух лет не говорил. Стюарт очень зависел от родителей, с которыми, в особенности с матерью, его связывали близкие отношения. Без них он всегда сильно тревожился. Когда в возрасте восьми месяцев его поместили в больницу, он так плакал, что его пришлось выписать раньше времени. В школе никаких особых трудностей не отмечалось, однако ребята слегка дразнили Стюарта из-за его худобы. Он волновался по поводу уроков французского и был очень расстроен, когда на втором году обучения в класс пришел новый преподаватель этого языка. После первых отказов Стюарта от посещения школы мать по совету знакомых стала отводить его туда сама. Она тревожилась и стыдилась этого и могла красться за группой мальчиков, прячась за столбы и подъезды при приближении посторонних. Мать Стюарта стала сильно расстраиваться в моменты расставания с сыном (который также становился пугливым и боязливым), и она со слезами уговари- вала его идти в школу. В истории развития Стюарта есть обстоятельства, имеющие важное отношение к возникновению у него отказа от посещения школы. Он воспитывался в ситуации гиперопеки со стороны матери, и, как и в случаях, описанных Леви (см. выше), подобное материнское поведение уходило своими корнями в собственные детские переживания матери (неблагоприятная разлука с семьей), было связано со сложной ситуацией зачатия, повлекшей за собой возникновение сверхценного отношения к ребенку, и с трудностями раннего развития мальчика. Еще до возникновения отказа от посещения школы в поведении Стюарта отмечались симптомы тревожного отношения к разлуке. Однако ему удавалось преодолевать свою тревогу до тех пор, пока не начался новый учебный год. Насмешки ребят и перемена учителя французского языка могли сыграть некоторую роль в усилении симптоматики, но основной фактор как будто бы был связан с болезнью отца и потерей им работы. У отца возникло достаточно выраженное депрессивное состояние, и он не предпринимал никаких мер по поводу предполагаемого ракового заболевания. Несомненно, это беспокоило Стюарта, но волнения матери были гораздо более значительными, и у нее также возникла депрессия. Из-за эмоциональных проблем она сделалась более неуверенной, тревожной, нерешительной в своих отношениях с сыном, который в свою очередь во время уроков в школе постоянно беспокоился о родителях. Исходя из этого, было спланировано лечение. Были созданы необходимые условия для того, чтобы отца обследовал специалист по раку, а Стюарт и его мать были проконсультированы в клинике. С матерью проводил занятия работник социальной службы, который показал ей, каким образом ее тревожное состояние оказывает неблагоприятное влияние на Стюарта. Он также дал ей практические советы, как вести себя в моменты ухудшения настроения у ребенка и в моменты его нежелания идти в школу. Создалось впечатление, что необходимо как можно скорее вернуть Стюарта в школу. Это позволило бы избежать усиления у него из-за длительного отсутствия связанных со школой страхов. В равной степени, однако, была очевидна необходимость постепенного осуществления такой меры в силу общего депрессивного климата в семье. Школьная администрация разрешила ему вначале посещать только свои любимые уроки. Состояние матери не позволяло ей водить сына в школу, поэтому было предусмотрено, чтобы мальчика всегда провожал в школу кто-то из взрослых. Так поступали всего несколько раз, и вскоре стало очевидно, что ситуация стала выходить из-под контроля. У родителей продолжалось состояние сильной тревоги и депрессии, Стюарт практически все время проводил в плаче и рыданиях и в конце концов просто вцеплялся в подушку, отказываясь идти в школу. Если же он все-таки приходил туда, он выглядел таким расстроенным, что его отправляли домой. И хотя школьный невроз развился у Стюарта не в результате депрессии, стало очевидно, что в этот момент у него была депрессия генерализованного характера, которая проявлялась и дома и в школе. Даже тогда, когда не нужно было думать о посещении школы, он оставался несчастным и замкнутым. И матери, и Стюарту были назначены антидепрессанты. Специалисты сообщили отцу, что у него, скорее всего, нет ракового заболевания, и это уменьшило его депрессию. Стюарт теперь находился дома, не посещал школу, и мать говорила, что она не видит никакой возможности вернуть его туда. Было принято решение, что полезным может оказаться кратковременное помещение мальчика в больницу. Как родители, так и сам Стюарт были очень взволнованы этим решением, однако они на него согласились. В больнице первое время Стюарт был плаксив, но вскоре у него установились хорошие взаимоотношения с другими детьми, он стал популярным лидером в их группе, что значительно способствовало повышению его самоуверенности и самооценки. Однако ему не нравилось находиться вдали от родителей, и он очень хотел вернуться в школу. Через 2 недели он начал посещать школу из больницы, а затем через 2 дня он решил, что уже сможет справиться со своими проблемами, и настаивал •402 на том, чтобы вернуться домой. Врачи согласились выписать мальчика, хотя у них имелось много опасений в отношении того, насколько он в действительности сможет преодолеть существующие трудности. Однако он успешно все преодолел. Отец теперь уже знал, что у него нет злокачественной опухоли, и поэтому у него исчезло депрессивное состояние, и он смог получить новую работу. Это, а также кратковременная госпитализация Стюарта оказались поворотными пунктами в процессе лечения мальчика. Настроение у матери стало заметно более светлым и спокойным, а общая атмосфера в семье значительно улучшилась. В дальнейшем всего один раз Стюарт пропустил занятия в школе. Мать спокойно перенесла это, и никакие дальнейшие осложнения не возникли. Весь процесс лечения занял всего четыре месяца, и последовавшее через год контрольное обследование показало, что Стюарт продолжал посещать школу и в целом чувствовал себя хорошо. Ему по-прежнему не нравился учитель французского языка, но это уже не вызывало у него никаких проблем. По утрам он обычно спрашивал мать, не будет ли она тревожиться из-за него, и, услышав, что она волноваться не будет, в спокойном настроении отправлялся в школу. В начале нового учебного года вновь возникло умеренное тревожное состояние, с которым Стюарт хорошо справился самостоятельно. Отец Стюарта продолжал оставаться здоровым и прекрасно себя чувствовал на своей новой работе. Этот случай показывает нам, что в основе возникновения психического расстройства у ребенка может лежать комбинация причинных факторов. Поэтому при лечении использовались разные методы. С помощью антидепрессантов было уменьшено депрессивное состояние как у Стюарта, так и у его матери. Однако лишь только после того, как отец стал чувствовать себя хорошо и вернулся к работе, и мать, и ребенок в действительности стали поправляться. Было важно помочь матери справиться с ее волнениями, возникающими при разлуке с ребенком, и дать ей практический совет относительно того, что следует делать при возникновении у Стюарта плохого настроения. В то же время всего этого было недостаточно для достижения желаемых результатов до тех пор, пока у Стюарта не произошло значительное повышение самоуверенности, возникшее в результате его успешного контакта с другими детьми в больнице. Помещение в больницу также послужило указанием на всеобщую готовность помочь Стюарту снова вернуться в школу, что явилось побудительным моментом, заставившим его взять все в свои собственные руки и, опираясь только на самого себя, преодолевать собственные проблемы, доказывая себе, что ему это по плечу. С этого момента все пошло значительно более гладко. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современная детская психиатрия все еще находится на начальном этапе своего развития. Она переживает, если можно так выразиться, младенчество или по крайней мере раннее детство. К сожалению, сегодня детская психиатрия не в состоянии ответить на все вопросы, связанные с этиологией, течением и лечением психических расстройств у детей; нам многое еще предстоит узнать о закономерностях детского развития, как нормального, так и аномального. Тем не менее в последние годы наши знания в этой области значительно увеличились, и в распоряжении специалистов теперь имеется много разных методов лечения, используя которые можно оказать определенную помощь детям с эмоциональными и поведенческими проблемами. В прошлом подобные отклонения в поведении детей считались необъяснимыми и таинственными. В этой книге я попытался показать, что это не так. Анализ психических проблем конкретного ребенка должен строиться на понимании детей и закономерностей их развития. Для решения этих проблем целесообразно использовать знания, основанные на систематических исследованиях, и началом, пусть даже самым скромным, может стать всесторонне продуманная тактика лечения.
Библиография I. Anthony E. J. (1957). An experimental approach to the 2. A r g у 1 e M. (1967). The Psychology of Interpersonal Beha 3. Bandura A. (1969). Social-Learning theory ofidentificato- 4. Bandura A. and Menlove F. L. (1968). Factors determi 5. Bandura A., G r u s e с J. E. and Menlove F. L. (1967). 6. Becker W. C. (1964). Consequences of different kinds of 7. Becker W. C, M a d s e n C.H., Arnold C. R. and Tho 8. В e n a i m S., H о r d e r J. and Anderson J. (1973). Hysterical epidemic in a classroom. — Psychological Medicine, vol. 3, pp. 366—373. 9. Berecz J. M. (1968). Phobias of childhood: etiology and treatment. — Psychological Bulletin, vol. 70, pp. 694—720. 10. Berenda R. W. (1950). The Influence of the Group on the Judgements of Children, King's Crown Press. II. Berger M. (1972). Modifying behaviour at school. — Special 12. Berger M. (1973). Early experience and other environmen 13. Bernstein B. (1965). A socio-linguistic approach to social 14. Birch H. G. (1972), Issues of design and method in studying 15. В i г с h H. G. and G u s s о w J. D. (1970). Disadvantaged 16. В lake mo re С and Mitchell D. E. (1973). Environ 17. Bowlby J., Ainsworth M., Boston M. and Rosen- study. — British Journal of Medical Psychology, vol. 29, pp. 211—247. 18. В о w 1 b у J. (1971). Attachment and Loss, Vol. 1: Attachment, 19. Brackbill Y. (ed.) (1967). infancy and Early Childhood, 20. Bridger V. H. and Birns B. (1968). Experience and 21. Bronfenbrenner U. (1972). Is 80% of intelligence ge 22. Bronfenbrenner U. (1973). Is Early Intervention Effec 23. В г о w n J. D. (ed.) (1967). The Hippies, Time—Life. 24. Brown R., Cazden С and В e 1 lu gi-K 1 i m a U. 25. Bruner J. S., Oliver R. R. and Greenfield P. M. 26. Bryant P. E. (1974). Perception and Understanding in 27. С a 1 d w e 11 В. М. (1964). The effect of infant care. — In: 28. Campbell D. (1974). Personal communication. 29. Campbell E. H. (1939). Social-sex development of child 30. С a m p b e 11 J. D. (1964). Peer relations in Childhood. — In: 31. С a n t w e 11 D. (1977). Hyperkinetic syndrome. — In: M. Rut- 32. С a pi an H. L. (1970). Hysterical "conversion" symptoms in 33. Centers R., Raven В. Н. and Rodrigues A. (1971). 34. Chall J. (1967). Learning to Read: The Great Debate, 35. Chess S., Thomas A. and Birch H. G. (1965). Your 36. С1 e g g A. and M e g s о n B. (1968). Children in Distress, 37. Conger J.J. and Miller W. С (1966). Personality, Social
38. Conner s С. К. (1972). Pharmacotherapy of psychopatho- 39. Cooper R. M. and Z u b e к J. P. (1958). Effects ofenriched
40. Corbett J. A., M a t h e w s A. M., С о n n e 11 P. H. and 41. С r e 11 i n E., P г i n g 1 e M.L.K. and West P. (1971). Born 42. С re s s e у D. R. (1964). Delinquency, Crime and Differential 43. Critchley M. (1970). The Dyslexis Child, 2nd edn, Chas. 44. Cummings S. Т., В а у 1 e у М. С. and R i e H. E. 45. D a 11 о n K. (1969). Menstrual Cycle, Penguin. 46. Dobbing J. (1968). Vulnerable periods in developing bra 47. Douglas J. W. B. (1964), The Home and The School, 48. Douglas J. W. В., Ross J. M. and Simpson H. R. 49. Eisenberg L. (1958). School phobia: A study in the com 50. Eisenberg L. (1968). Psychopharmacology in childhood: 51. Eisenberg L., Conners K. and Sharpe L. (1965). 52. Erikson E. H. (1963). Childhood and Society, 2nd edn, 53. Kysenck -H. J. and Wilson G. D. (1973). The Experimen 54. F e г г e i r a A. J. and W i n t e r W. D. ((1968). Information 55. Flacks R. (1967). The liberated generation: An exploration 56. Flanders N. A. and Havumaki S. (1963). Group 57. Freud A. (1966). Normality and Pathology in Childhood, 58. Freud S. (1905). Three essays on the theory of sexuality. — 59. Friedlander B. Z. (1971). Listening, language and the
60. Frommer E. A. and O'S h e a G. (1973). Antenatal identifi 61. G a 11 e O. R., G о v e W. R. and McPherson J. M. (1972). 62. G a t h D., Cooper B. and G a 11 о n i F. E. G. (1972). Child 63. Gelfand D. M. and Hartmann O. P. (1968). Behavior 64. G e s e 11 A. (1946). The ontogenesis of infant behavior. — In: 65. Gibson E. J. (1965). Learning to read. — 'Science, vol. 148, 66. Goldberg E. M. (1973). Services for the family. — In: 67. Graham P. (1974). Child psychiatry and psychotherapy. — 68. Graham P., Rutter M. and George S. (1973). Tem 69. G г о n 1 u n d N. E. (1959). Sociometry in the Classroom, 70. Gurin G., Veroff J. and Feld S. (1960). Americans 71. H a 11 R. V., Lund D. and Jackson D. (1968). Effects of 72. H a r g r e a v e s D. H. (1967). Social Relations in a Secondary 73. Heisel J. S., Ream S., Raitz R., Rappaport M. 74. H e r s о v L. (1977). School refusal. — In: M. Rutter and 75. Herzog E. and S u d i а С. Е. (1973). Children in fatherless 76. Hetherington E. M. and Martin B. (1972). Family 77. H e w i 11 L. E. and Jenkins R. h. (1946). Fundamental 78. Hind e R. A. and Da vies L. (1972). Removing infant
79. Hinde R. A. and Spencer-Booth Y. (1970). Indivi 80. Howlin P., Mar chant R., Rutter M., Ber- 81. Hunt A., Fox J. and Morgan M. (1973). Families and 82. Hutt С (1972). Males and Females, Penguin. 83. 111 s 1 e у R. and Thompson B. (1961). Women from bro 84. I r wi n О. С (1960). Infant Speech: effect of systematic rea 85. Jehu D., Hardiker P., Yelloly M. and Shaw M. 86. Jenkins R. L. (1960). Psychiatric syndromes in children 87. J e r s i 1 d A. T. (1954). Emotional development. — In: L. Car 88. Johnson S. M., Wahl G., Martin S. and Jo ha ns-
89. J u d d L. L. (1965). Obsessive-compulsive neurosis in child 90. Kanner L. (1957*). Child Psychiatry, 3rd edn. Chas. 91. Kant or С. В. (1965). Some consequences of residential 92. Kelvin P. (1970). The Bases of Social Behaviour, Holt, 93. Keniston K. (1967). The sources of student dissent. — 94. Klaus M. H., Jerauld R., Kreger N. C, Me Al 95. Kline P. (1972). Fact and Fantasy in Freudian Theory, 96. К о I v i n L, M а с к e i t h R. С and M e a d о w S. R., (eds.) 97. Kounin J. S. (1970). Discipline and Group Management in 98. Lambert J. R. (1970). Crime, Police and. Race Relations, 99. Langner T. S. and Michael S. T. (J964). Life Stress 100. L e i d о r rn a n P. H.. L e i f e r A. I), S v a s h о г e M. J.. В а г n e 11 С. R. and G г о b s t e i n R. (1973). Mother-infant interaction: effects of early deprivation, prior experience and sex of infant. — Proceedings of the Association for Research in Nervous and Menial Disease, vol. 51, pp. 154—175. 101. L e i f e r A. D.. Leiderma n P. H., В а г n e 11 С R. and Williams J. A. (1972). Effects of mother-infant separation on maternal attachment behavior. Child Development, vol. 43, pp. 1203— 1218. 1.02. Levitt M. (ed.) (1959). Readings in Psychoanalytic Psychology, Appleton. 103. Levy D. M. (1943). Maternal Overprotection, Columbia 104. Levy D. M. (1958). Behavioral Analysis: Analysis of Cli 105. Liberman R. (1970). Behavioral approaches to family and 106. Me Can dl ess B. R. (1960). Rate of development, baby 107. Merchant R., Howlin P., Yule W. and Rut- 108. Marks I. M. (1974). Research in neurosis: a selective re 109. M a r s h a 11 W. A. (1968). Development of the Brain, Oliver 110. Masterson J. E. (1967). The Psychiatric Dilemma of Ado 111. Mays J. B. (1954). Growing Up in the City, Liverpool Uni 112. Medawar P. (1969). Induction arid Intuition in Scientific 113. Mill а г S. (1968). The Psychology of Play, Penguin. 114. M i t с h e 11 S. and S h e p h e r'd M. (1966). A comparative 115. Mullen E. j.. Dumps on J. R. and associates (1972). 116. M u r r e 11 S. A. and S t а с h 6 w i а к J. G. (1967). Consis 117. New comb Т. М. (1963). Persistence and regression of 118. Newman S. (1973). Defensible Space, Architectural 119. N e w s о n J. and N e w s о n E. (1968)..Four Years Old in an 120. Nielsen J. and Christ enson A.-L. (1.974). Thirty- vol. 4, pp. 28—37.
121. O'L e a r у К. D.. Becker W. C, E v a n s M. B. and 122. Oliver J. E. and T а у 1 о г А. (1971). Five generations of 123. Osofsky J. D. and O'C о n n e 11 E. J. (1972). Parent-child 124. Palmer Т. В. (1971). California's community treatment 125. Patterson G. (1973). Reprogramming the families of 126. Patterson G. R. and С о b b J. A. (1971). A dyadic ana 127. Patters on G. R., Jones R., Whit tier J. and 128. Tatters on G. R. and Reid J. B. (1973). Intervention 129. Pollak M. (1972). Today's Three Year Olds in London, 130. Power M., Ash P., Shoenberg E. and Sirey С 131. Power M. J., Benn R. T. and Morris J. N. (1972). 132. Pros hansky H. M., Ittelson W. H. and R i v- 133. Reid J. B. and Hendriks A.F.C.J. (1973). A preliminary 134. Reid W. J. and Shyne A. W. (1970). Brief and Extended 135. R e i s m a n J. M. (1973). Principles of Psychotherapy with 136. Richards M. and Bernal J. (1974). Why some babies .137. Riesen A (1965). Effects of early deprivation of photic stimulation. — In: S. F. Osier and R. E. Cooke (eds.). The Biosocial Basis of Mental Retardation, Johns Hopkins Press. 138. Robertson J. (1970). Young Children in Hospital, 139. Robertson J. and Robertson J. (1971). Young
the Child, vol. 26, pp. 264-315. .140. Robins L. N. (1966). Deviant Children Grown Up, Williams & Wilkins. 141. Robins L. N. (1972). Follow-up studies of behavior dis 142. Robins L. N. (1973). Evaluation of psychiatric services for 143. Roff M., Sells S. B. and Golden M. M. (1972). Social 144. Rosenthal A. J. and Levine S. V. (1971). Brief psy 145. Rosenzweig M. A. (1971). Effects of environment on 146. Ross A. O. (1972). Behavior therapy. — In: H. С Quay 147. Rubin R. and Henderson J. D. (1972). Advances in 148. Rubin R., Brady J. P. and Henderson J. D. 149. Rutter M. (1965). Classification and categorization in child 150. Rutter M. (1966). Children of Sick Parents: An Environ 151. Rutter M. (1970) Sex differences in children's responses to 152. Rutter M. (1971). Parent-child separation: Psychological 153. Rutter M. (1971). Psychiatry. — In: J. Wortis (ed.), Mental 154. Rutter M. (1971). Normal psychosexual development. — 155. Rutter M. (.1972). Childhood schizophrenia reconsidered. —• 156. Rutter M. (1972). Maternal Deprivation Reassessed, 157. Rutter M. (1972). Relationships between child and adult 158. Rutter M. (1973). Why are London children so distur 159. Rutter M. (1974). Emotional disorder and educational underachievement. — Archives of Diseases in Childhood, vol. 49, pp. 249—256. 160. Rutter M., Birch H. G., Thomas A. and Chess S. (1964). Temperamental characteristics in infancy and the later development of behavioural disorders. — British Journal of Psychiatry, vol. 110, pp. 651—661. 161. Rutter M., Graham P. and Yule W. (1970). A Neuro-psychiatric Study in Childhood, Climes in Develop. Med. Nos. 35—36, Heinemann/SIMP. 162. Rutter M., Graham P., Chad wick O. and Yu- 163. Rutter' M., Lebovici L., Eisenberg L., Sne- 164. Rutter M. and Martin J.A.M. (eds.) (1972). The Child 165. Rutter M., Shaffer D. and Shepherd M. (1973). 166. Rutter M., Tizard J. and Whitmore K. (eds.) (1970). 167. Rutter M. and Yule W. (1973), Specific reading retarda 168. Rutter M,Yule W. and В e r g e r M. (1974). The child 169. Schaffer H. R. (1966). Activity level as a constitutional 170. Schaffer H. R. (1971). The Growth of Sociability, Penguin. 171. Schofield M. (1968). The Sexual'Behaviour of Young 172. S с h w i t z g e b e 1 R. L. and Schwitzgebel R. K. (eds.) 173. Scott P. D. (1965). Delinquency: In J. G. Howells (ed.), 174. Scott P. D. (1973). Fatal battered baby cases.— Medicine, 175. Seidel U. P., С h a d w i с к О. and Rutter M. (1975). 176. Shaffer D., McNamara N. and P i n с u s J. H. (1974). 177. Shepherd M., Oppenheim B. and Mitchell S.
178. S h e r i f M., H a r v e у О. J., W h i t e B.J, Hood W. R. 179. Shields J. (1973). Heredity and psychological abnorma 180. Skynner A. C. R. (1969). A group-analytic approach to ' 181. Staats A. W. and В utterf iel d W. H. (1965). Treatment of nonreading in a culturally deprived juvenile delinquent: an application of reinforcement principles. — Child Development, vol. 36, pp. 925-942. 182. S t а с е у M., D e a r d e n R., P i 11 R. and Robinson D. 183. Stevens A. (1975). Attachment and Polymetric Rearing, 184. Stott D. H. (1960). Delinquency, maladjustment and un 185. Sugar man B. (1967). Involvement in youth culture, aca 186.* Tanner J. M. (1962). Growth at Adolescence, 2nd edn, BlackweE. 187. Tar j an M. D., Tizard J., Rutter M.. В g a b M., Brooke E. M, De la Cruz F,Lin T.-Y., Montenegro H., Strotzka H. and Sartorius N. (1972). Classification and mental retardation: issues arising in the Fifth WI-IO Seminar on Psychiatric Diagnosis, Classification, and Statistics. — American Journal of Psychiatry, vol. 128, pp. 34-45 (Suppl.). Ш. Thomas А., С h e s s S. and Birch H. G. (1968). Temperament and Behaviour Disorders in Children, New York University Press. 189. Tizard В., Cooperman O., Joseph A. and Ti 190. T г u a x С. В. and CarkhuffR. R. (1967). Toward Effec 191. Wa llis С P. and Maliphant R. (1967). Delinquent 192. Warren M. Q. (1969). The case for differential treatment 193. Wells R. A., Dilkes Т. С and Trivelli N. (1972). " 194. West D. J. (1967). The Young Offender, Penguin. 195. West D. J. and FarringtonD. P. (1973). Who Becomes 196, White R. K. and Lip pit I R. (1960). Autocracy and De-
197. Winnicott D. W. (1953). Transitional objects and transi 198. Wo 1 Iff S. (1971). Dimensions and clusters of symptoms in 199. Wolff S. (1973). Children Under Stress, 2nd edn., Penguin. 200. Woodward J. and Jackson D. (1961). Emotional reac " 201. Woodward W. M. (1971). The Development of Behaviour, Penguin. 202. Wootton B. (1959). Social Science and Social Pathology, 203. Yarrow L. J. (1963). Research in dimension of early mater 204. Yarrow M. R., Campbell J. D. and Burton R. V. 205. Yudkin S. and H о 1 m e A. (1963). Working Mothers and 206. Z u к G. H. (1971). Family therapy during 1964-1970. — Psy
Именной указатель Клейн М. 350 Кунин Дж. С. 233, 354 Купер Б. 226 Купер Р. М. 143 Пиаже Ж. 96, 114—115 Поляков Ю. Ф. 5
Айзенберг Л. 62, 353 Айзинг 351 Бандура Э. 174, 376 Баттерфилд В. X, 392 Векер В. К. 232 Бержер 222 Берне 140 Бернстейн Б. 176 Боулби Дж. 88, 191, 196 Брайт П. Е. 115 Бриджер 140 Бронфенбреннер У. 229 Бруннер Дж. 115 Будварт Дж. 193 Буянов М. И. 340 Байт Р. К. 230 Векслер 322 Воллис К. П. 222 Винникот Д. В. 101 Выготский Л. С. 12 Гат Д. 226 Гаттони Ф. Е. 226 Гезелл А. 76 Гибсон 97 Грехем Ф. 369 д Дженкинс Р. Л. 182, 280—281, 284, 289 Джуль 222 Доппинг Д. 80 Дуглас Дж. В. 197, 229, 341 Ж Женю Д. 373 Зак Дж. X. 363 Зубек Дж. П. 143 И Инсли 220 Ирвин О. К. 77 И Иолд В. 320 К Кажден У. 77 Каннер 22 Кемпбелл Д. 146 Клайн 351 Клаус М. X. 146 Клегг Э. 231 Л Ламберт Дж. Р. 224 Леви Д. М. 146, 182, 187, 401 Левин С. В. 353 Лейдерман П. X. 146 Либерман Р. 365 Липпит Р. 230 М Малифан Р. 222 Малон Е. 374 Маршанд 383 Мастерсон Дж. 125 Мелдзор 369 Мидавар П. 71 — 73 Миллар С. 100 Мэгсон Б. 231 Н Ньюкомб 227 О О'Лири К. Д. 233 Осовская Д. 146 О'Ши Г. 220 П Паттерсон Г. Р. 233, 396 Пауэр М. 225 РаттерМ.6—18, 197—199,222, 226, 320 Рейд В. Дж. 373 Рейсман Дж. М. 359 Робертсон 191 — 192 Робине Л. 277 — 278 Розенталь 3. Дж. 353 Роф М. 240 _ Сазерленд 241 Скиннер Э. К. 364 Скотт П. 281, 288 — 289 Спиваковская А. С. 5 Стаатс Э. В. 392 Тизар Б. 216 Томас Э. 141 Томпсон 220 Труакс К. Б. 354, 366 Ф Фаррингтон Д. П. 227 Фландерс Н. Э. 240 Фордам М. 350 Фрейд А. 350 Фрейд 3. 108, 113, 136, 350 Фроммер Е. 220
4? 6
Предметный указатель Хавумаки С. 240 Харгрейв Д. X. 227 Хевитт Л. Е. 280 Хейсель Дж. С. 198 Хинде Р. Э. 193 Холл Р. 232 Хьюитт Л. И. 182 Ш Шаффер 146 Шериф Р.-К. 231 Шеффилд М. 123—124 Шин Э. В. 373 Шугермен Б, 229 Эргайл М. 242 Эриксон Э. 87, 92. 108, 114, 1,30 Ю Юнг К, Г. 350 Я Ярроу М. Р. 1 79 Агарофобия 126, 345 Агрессивность 7, 12, 23, 34, 54, 75, 83, 134, 222 Амбивалентность 65, 89, 234 Андрогены 22, 56 Аутизм 123, 301, 305, 349 Бессонница 12, 32, 45 — 47, 301 В Внимание 8, 32, 48, 211, 214 — 216 — негативное 181, 248, 259 — фиксация 231 Восприятие 8—9,211, 314—319 — функция 23, 87, 95, 243 Гиперопека 247, 256, 307, 309 Гиперпротекция 287, 295, 308 Д Дауна синдром 234, 311 Депрессия (депрессивное состояние) 216, 257 Деприващш 254, 262 Диаррея 254 Дизлексия 243 — 257 Заикание 26, 45, 67, 89, 132, 154 И Индивидуальность 54, 89, 207 Индивидуальные — особенности 17, 20, 44, 56, — различия 7, 67, 89, 144 — невербальный 56, 78, 122 — развитие 56—60, 78 — снижение 9, 76 К Клаустрофобия 55, 78 Коррекция психологическая 5 — 7, 10, 12, 15 — 16, 132 —- методы 14, 19 — приемы 14, 17 — принципы 19 — процесс 7, 18, 23 Л Личность 8, 17, 23, 44, 87, 213, 255 — развитие 13, 54, 67, 89, 111, — склад 10, 56, 78, 98, 215 — формирование 13, 111, 143, М Мегаколон 213 Менингит 214, 324 Митральный стеноз 39 Мозг 231, 245 — зоны 78 — зрелость 22, 76 — повреждения 41 — развитие 75 — рост 76 Мышление 24, 56, 78, 143, 243 — 247 Н Навязчивость 45 Наследственность (врожденность, генетические программы) 10 — 11, 40, 311 Неврозы 45, 56, 87, 123, 221 — конфликт 9, 34, 335 — реакции 9, 17 О Одиночество 27, 56, 77 Олигофрения 9 П Память 8, 54, 67 Письмо 56, 43, 78 Поведение 13, 14, 16 — агрессивное (см. Агрессивность)
— асоциальное 7, 214, 312 — дефекты 11, 43 — конфликтное 10, 45 — модель 17 — нарушения (расстройства,
— критерии 43, 54 — симптомы 23
— особенности 12, 34, 213 — отклонения 15, 17, 123, 213 — родительское 7, 13, 56 — целесообразность 9, 43, 112 Респираторная инфекция 72, 143 Речь — развитие 8—9, 98—99, 124, — расстройства 23, 43, 55— — функция 8, 45, 68, 123, 216 Самооценка 9, 43, 67 Синдром — гиперкинетический 54, 67 — социальной дезадаптации Сон 56, 78 — расстройства (трудности) Страхи (см. Фобии) Стресс (стрессогенная ситуация) 34, 89, 106, 218 Счет 67, 87, 111 — нарушения 67, 87, 256, 289, Суицид 49, 150 Темперамент 8, 13, 45, 78, 145, 215 — 218 Терапия — воздействия 20, 45 — детских психических рас Тики 25—26, 34, 59, 143, 216 Транквилизаторы 23, 56, 219 Тревожность 25 — 26, 48, 218, 317, 337 Туберкулез легких 312, 354 У Умственная отсталость 19, 45, 143, 256, 311, 357 Ф Фобии 45, 87, 98, 143, 216 Фрустрация 45, 89, 212 X Характер 8, 56, 129, 207, 311 — особенности 12, 56, 217, 335 Э Элективный мутизм 256, 315, 356, 388 Эмоциональные — вялость 68, 89 — дефекты 10 — развитие 19, 56, 87 — расстройства 6 — 7, 10, 12,
— абсессивно - компульсив- — ипохондрические 214 — истерическая конверсия — репертуар 9 —10 — трудности 26, 54, 154, 265 — функции 8, 54 — холодность 7, 89 Энцефалит 79, 81 Эпилепсия 67 Оглавление Вступительная статья......................................................................... Предисловие автора.......................................................................... Глава I Дети и их проблемы............................................................................. Глава И Развитие ребенка. Некоторые биологические закономерности, лежащие в основе развития.................................................... Глава III Индивидуальные различия............................................................... Глава IV Роль семьи в развитии ребенка....................................................... Глава V Социальное окружение и его влияние на ребенка...................... Глава VI Эмоциональное расстройство.......................................................... Глава VII Агрессия, гиперактивность и преступность несовершеннолетних Глава VIII Несоответствие уровня достижений потенциальным возможностям ребенка, трудности в обучении и другие проблемы. Глава IX Психотерапия и ее эффективность................................................. Библиография.................................................................................... Именной указатель......................................................................... Предметный указатель.................................................................... о. 19 . 74 . 221 . 245 347 405 416 419 М. Раттер ПОМОЩЬ ТРУДНЫМ ДЕТЯМ Редактор Н. В. Щукин Художник А. С. Павлов Художественный редактор Г. А. Семенова Технический редактор Л. В. Житникова Date: 2015-11-13; view: 313; Нарушение авторских прав |