Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разнообразные формы проявления расстройств поведения
Как уже отмечалось в 1-й главе, расстройства поведения подразделяют на две подгруппы, различая социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение. Впервые идея такого деления этой группы расстройств была выдвинута в работах Хевитта и Джен-кинса (77). Они считали, что для подростков с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные средства воспитательных воздействий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношений. Среди таких детей наиболее часты случаи прогулов школы, а воровство обычно совершается совместно с другими детьми. Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребенок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность — вот основные черты его характера. Многие родители в подобных случаях относятся к своим детям враж- дебно, в семьях царит конфликтная атмосфера, ощущается отвержение ребенка и явный недостаток любви. В случаях социализированных правонарушений дети, как правило, не имеют психических расстройств как таковых. Их поступки носят антиобщественную направленность просто потому, что приобретенные ими стандарты поведения противоречат общественным нормам, хотя и соответствуют тем нормам, которые установлены в семьях этих детей или внутри их группы сверстников. И напротив, несоциализированная агрессивная деятельность характерна для ребенка, имеющего именно психические нарушения, которые проявляются в эмоциональных расстройствах и плохих межличностных отношениях. Более того, трудности поведения такого ребенка возникают в результате стрессов и разногласий в семье. В этой идее содержится определенный здравый смысл, но подобные представления являются несколько упрощенными. Как указывал Питер Скотт (173), в действительности группу социализированных правонарушителей составляют две категории детей. Это, с одной стороны, дети, которым не удалось усвоить какой бы то ни было последовательной системы норм поведения, с другой стороны, те, у которых есть такая система, но их интересы находятся в противоречии с интересами большинства других людей. Есть данные, говорящие о том, что в семьях со слабой дисциплиной (они отличаются непоследовательностью дисциплинарных требований, в них родители не в состоянии демонстрировать самоконтроль или твердые принципы поведения) у детей не образуется последовательной системы ценностных ориентации. В результате эти дети довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению, причем типы этого поведения разнообразны и не всегда сводятся только к деструктивным или агрессивным формам активности. Стремление к уклонению под любым предлогом от совершения неприятных дел или различные формы воровства составляют основную часть антиобщественных поступков. Как Скотт, так и Дженкинс (86) приходят к выводу, что лечение у психиатра мало чем может помочь этой группе детей. И все-таки они
нуждаются в определенной помощи, потому что им не хватает способности к внутреннему самоконтролю и целенаправленному поведению. Таким детям необходимо предоставить возможность для формирования собственной последовательной системы ценностей, что иллюстрирует приводимый ниже случай. Нарушения поведения у мальчика Эндрю были осложнены отмечавшимися у него в младшем возрасте симптомами ночного энуреза и некоторой агрессивностью. Нетипичная картина расстройства у Эндрю подчеркивает наш вывод о том, что синдромы психических расстройств в детском возрасте не имеют четких границ и не являются взаимоисключающими. Эти синдромы намечают направление нашего поиска основных причин и вероятных механизмов нарушения, однако их не следует рассматривать в качестве дискретных единиц. Эндрю впервые оказался в консультации в возрасте 13 лет. К этому времени он уже имел довольно продолжительную историю антиобщественного поведения. С шести лет он прогуливал школу и, по мере того как становился старше, прогулы учащались. Поведение Эндрю в школе было безобразным, и его перевели в специальную школу для трудных детей. Через год его исключили из этой школы за порчу вещей и поместили в другую специальную школу. В 11 лет он впервые был привлечен к суду за кражу в магазине. С этих пор он неоднократно воровал вместе с другими мальчиками, легко врал, отличался воинственным пренебрежением к авторитетам. При этом Эндрю был, в общем-то, дружелюбным и веселым парнем, имевшим очень много друзей, у большинства которых также отмечалась склонность к асоциальному поведению. Он увлекался спортом и проявлял незаурядные атлетические способности. Вместе с тем по отношению к ребятам, не входившим в круг его близких друзей, он был вспыльчивым, эгоистичным и агрессивным. В младенчестве Эндрю развивался вполне нормально и уже с 18 месяцев стал проситься на горшок. Однако затем в возрасте 5 лет у него неожиданно начался энурез, после того как он испугался овчарки. Отец Эндрю, погибший в автомобильной катастрофе незадолго до рождения сына, был тяжелым алкоголиком, заядлым игроком и довольно агрессивным человеком. Мать Эндрю была достаточно инфантильной женщиной, она осиротела в школьные годы и вышла замуж сразу же после окончания школы. Когда Эндрю исполнилось два года, она вышла замуж во второй раз. Отчим Эндрю, мелкий предприниматель, оказался нетерпимым и эгоистичным человеком. Еще у Эндрю было два старших брата, которые давно вели асоциальную деятельность, включавшую воровство, кражи со взломом и нанесение ущерба общественной собственности. Старший из братьев был к тому же азартным картежником, и они оба почти не умели читать. Три младшие сестры Эндрю были менее трудными детьми, все они отличались вспыльчивостью. Психологическое обследование показало, что интеллект Эндрю был практически нормальным, однако даже в 14 лет он читал и считал всего лишь на уровне требований, предъявляемых к семилетним детям. В приведенном случае мы имеем дело с социализированной формой асоциального поведения. У Эндрю не отмечалось выраженных нарушений эмоционального характера, и, хотя он был достаточно агрессивным мальчиком, он вполне ладил со своими друзьями, составлявшими группу асоциальных подростков. В семье Эндрю была выражена традиция асоциального поведения, а система воспитания была достаточно дезорганизованной, без какой бы то ни было дисциплины или четко установленных правил поведения. Склонность к совершению асоциальных поступков в данном случае возникла в результате соединения недостатка нормального контроля со стороны родителей, их абсолютно безразличного отношения к детям и принятого в семье не считающегося с авторитетами асоциального поведения. Собственное пренебрежение авторитетами Эндрю было усилено его крайне низкой успеваемостью в школе, возникшей в результате тяжелого нарушения чтения. Что касается энуреза Эндрю, то он, вероятно, воз- ник в результате острого стресса, вызванного нападением собаки. Таким образом, проблемы, связанные с поведением этого ребенка, было бы невозможно устранить с помощью психиатрического лечения. Нужно было улучшить его социальное научение, дать коррекционные рекомендации для улучшения чтения и усилить ориентацию мальчика на социально одобряемые цели. Подобного рода мероприятия обеспечивались в специальной школе, которую посещал Эндрю. Повторно он был обследован в возрасте 16 лет, после ее окончания. Эндрю по-прежнему вместе с другими мальчиками участвовал в мелких кражах, не проявлял никакого интереса к обучению в школе, а его способности продвинулись всего лишь до уровня восьмилетних детей. Тем не менее около двух лет назад у него прекратился энурез. Отношения с семьей оставались довольно близкими, у него имелись друзья, а с социальной точки зрения он был достаточно зрелым человеком. Таким образом, мы должны признаться, что в настоящий момент у нас нет достаточно убедительных рекомендаций по улучшению поведения таких, как Эндрю, детей. Сам Эндрю не видел никаких оснований для изменения собственного поведения, а его семья не выражала беспокойства по этому поводу. Ночной энурез, вспыльчивость и агрессивность в какой-то мере являлись симптомами определенных нарушений, но во многих отношениях Эндрю был достаточно хорошо адаптирован в пределах собственной группы асоциальных подростков. Предложенная Дженкинсом категория «социализированная асоциальность» также включает выделенную Скоттом группу лиц, которые усвоили социально неодобряемые стандарты. Он приводит пример, в котором подростка осудили за стрельбу в полицейского. Этот подросток был выходцем из семьи, пронизанной духом пренебрежения к авторитетам, он видел, как его собственный отец оскорблял школьного учителя. Дома и среди сверстников его поощряли к активному сопротивлению авторитетам. Его нападение на полицейского было естественным последствием усвоенной им с самого раннего детства модели поведения. В подобной ситуации при работе с правонарушителем необходима организация процесса по усвоению социально приемлемых норм и систем ценностей, а этот процесс должен включать работу с семьей правонарушителя. Подобная задача является очень трудной, и вмешательство специалистов позволяет достичь лишь незначительных успехов. В описанном Скоттом случае, когда мальчик застрелил полицейского, вряд ли можно сомневаться в том, что нормы его поведения были малоприемлемыми. Вместе с тем очевидно, что существует определенная опасность в том допущении, что нормы, отличающиеся от наших собственных, являются неправильными. Пятнадцатилетний подросток, обучающийся в плохой школе с переполненными классами, прогуливает школу, поскольку чувствует, что такое обучение ничего ему не дает. Конечно, тем самым он нарушает существующие правила и нормы. Но, может быть, ответственность за это лежит на существующей системе образования, а не на системе его ценностных ориентации. Студент, увлекающийся марихуаной, также несет судебную ответственность, однако подобное поведение может быть проявлением конформности к нормам жизни, принятым среди группы его сверстников. К сожалению, до сих пор существуют явления неравенства и дискриминации, и в некоторых случаях в подобных ситуациях люди могут реагировать здоровым, хотя и причиняющим кому-то беспокойство протестом. В этих случаях требуются не столько изменения индивидуальности, сколько изменения ситуации. Короче говоря, следует с особой осторожностью относиться к утверждениям о том, что нормы поведения других людей неправильны лишь потому, что они иные. Следует также учитывать, что нонконформизм нельзя использовать в качестве индикатора психического расстройства. Иногда среди детей, попадающих на прием к психиатру, отмечаются проявления асоциального поведения, соответствующие нормам их субкультуры, однако чаще случается, что и ребенок и члены его семьи имеют более генерализованные нарушения. В таких случаях проводить лечение значительно труднее. Рассмотрим, например, случай с Морисом. Морис впервые был обследован в нашей кон- сультации в возрасте 13 лет. Нарушения в его поведении отмечались уже в семилетнем возрасте, а в возрасте 9 лет он был проконсультирован в одной из клиник. В школе у него совсем не было друзей, и он обвинял детей в том, что они злословили за его спиной. Морис часто дрался, нападая первым и не обращая при этом внимания на рост противников. Его школьные сочинения были главным образом посвящены темам жестокости. Непослушание и дерзость в равной степени характеризовали его поведение и в школе, и дома. Несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, его успеваемость была очень плохой. При первом направлении мальчика в клинику (ему тогда исполнилось 9 лет) отец чрезвычайно критически отнесся к советам специалистов и не принимал абсолютно никакого участия в лечении. Только в течение последующих лет состояние ребенка стало беспокоить родителей. Мальчик становился все более вспыльчивым и вздорным, он проявлял открытую враждебность по отношению к обоим родителям и даже случалось, что он ударял отца. У него возникли большие проблемы в связи с посещением школы. Ранее развитие Мориса не отличалось какими-то особенностями, но он всегда был холодным ребенком, который предпочитал сохранять дистанцию в общении и испытывал трудности при установлении контактов с другими. Его отец был энергичным и образованным человеком, однако он всегда проявлял подозрительность и враждебность по отношению к школам, лечебным заведениям и прочим авторитетным организациям. Если в его жизни возникали трудные ситуации, то он, как правило, пытался запугать окружающих, угрожая, что напишет жалобу своему представителю в парламенте. Отец написал несколько (как оскорбительных, так и извиняющихся) писем в школу. Мать Мориса была тревожной и довольно депрессивной женщиной. В семье она во всем подчинялась мужу. У родителей не было друзей, и они нигде не бывали вместе. Во время обследова- ния Морис с большим трудом вступил в контакт с терапевтом. Он был взволнован и почти не улыбался, постоянно жаловался на насмешки со стороны учителей и детей. В данном случае поведение отца представляло собой довольно прочную модель поведения, отличительной особенностью которой являлось полное пренебрежение авторитетами, в результате чего он в течение многих лет считал поведение сына абсолютно нормальным. Несомненно, это оказывало сильное влияние на поведение Мориса. Было также очевидно, что сам Морис был достаточно странным мальчиком, и к моменту обращения родителей ребенка в нашу клинику в его личности уже имелись отчетливые черты аномалии. Причины аномалии развития личности Мориса были нам недостаточно ясны. Создавалось впечатление, что проблемы ребенка связаны с нарушением внутрисемейных отношений, и поэтому была начата терапия семьи в целом. Во время соответствующих занятий Морис в продолжительных монологах во всем винил родителей. Это в конце концов выводило из себя отца и заставляло плакать мать. С помощью этого метода оказалось невозможным изменить структуру внутрисемейного взаимодействия, и в конце концов от этой формы психотерапии пришлось отказаться. Она была заменена на индивидуальную психотерапию мальчика и индивидуальную работу с родителями. Поведение Мориса в школе становилось все хуже, и он в конце концов был исключен из нее. Возникло решение перевести Мориса в специальную школу-интернат, однако ни в одном из них не оказалось свободного места. Он продолжал воровать из близлежащих магазинов и хвастался этим, заявляя, что воровство оправдано высокой зарплатой их владельцев. Спустя 9 месяцев после его первого появления в консультации он сам пришел в местное полицейское управление и попросил, чтобы его забрали из дому, так как там ему было плохо. В конце концов удалось поместить мальчика в специальный интернат для трудных детей. Вначале все шло хорошо, но вскоре Морис стал жаловаться на приставания других учеников. Отец Мориса выражал открытое недоверие школе и часто в разговорах с сыном критиковал ее. В течение несколь- ких месяцев поведение Мориса в школе ухудшалось, он чувствовал, что все объединились против него. После того как он в состоянии невменяемости ворвался на школьный склад и нанес существенный ущерб, его опять исключили из школы. Дома поведение ребенка продолжало оставаться таким же плохим, как и в школе. Между отцом и сыном очень часто возникали серьезные разногласия. В конце концов Мориса поместили в психиатрическую больницу, и после некоторого периода лечения транквилизаторами состояние его несколько улучшилось. При последнем обследовании в возрасте 19 лет он по-прежнему чувствовал, что все люди настроены против него, продолжал оставаться вздорным, обидчивым, трудным в общении юношей. В конце концов расстройство Мориса вылилось в тяжелое нарушение развития личности. Природа нарушения так и осталась до конца не ясной, однако ранние проявления патологических особенностей темперамента мальчика дают возможность предполагать влияние генетических факторов, Бесспорно, отец Мориса, несмотря на то, что умел вести себя значительно лучше, чем сын, имел довольно странную личность. Отцовская склонность к пренебрежению авторитетами представляла собой модель асоциального поведения для сына. Но ни эта модель, ни присутствие тревожной, чрезвычайно зависимой матери не могут быть рассмотрены в качестве факторов среды, влияние которых было бы достаточно для возникновения аномалий поведения Мориса. Вероятно, роль генетических факторов значительно более выражена в возникновении личностных расстройств, чем в возникновении незначительных форм антиобщественного поведения. В своей работе Скотт использует также категорию поведения, отличающегося чертами деструктивности (поведение, направленное на саморазрушение) и плохими приспособительными возможностями. С помощью этой категории он описывает устойчивый способ асоциального поведения, выражающийся в сопротивлении определенным формам научения и психотерапии, причем создается впечатление, что ребенок как бы стремится к наказанию. Более детальные исследования обычно позволяют увидеть, что на самом деле он стремится избежать наказания, однако его поведение настолько нарушено и обладает такими плохими приспособитель- ными возможностями, что, наоборот, неизбежно приводит к наказанию. Характерно, что поведение такого типа наиболее часто встречается в ситуациях повторных неудач, чрезмерно сильного наказания и неумения найти выход из создавшегося положения. В семьях таких детей, как правило, царят раздоры и неприятие ребенка, сочетающиеся с жестоким и непоследовательным воспитанием, неспособностью занять твердую позицию в отношении выдвигаемых требований. Выделенная Скоттом категория имеет ряд общих черт с тем, что Дженкинс назвал «несоциализирован-ной агрессией». Средства лечения расстройств поведения такого типа по большей части являются неудовлетворительными. Наиболее правильным представляется улучшение семейных отношений, уменьшение фрустрации, создание более последовательной и целесообразной системы дисциплинарных воздействий. Однако эту задачу не так-то легко выполнить, потому что во многих случаях семьи не слишком заботятся о том, чтобы изменить сложившиеся взаимоотношения, или по крайней мере не готовы выполнять важнейшие из необходимых рекомендаций. Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать Брайана впервые обратилась в консультацию с жалобами на агрессивные формы его поведения, непослушание, демонстративное неповиновение и мелкое воровство в школе и дома. В течение последних лет у ребенка часто отмечались проявления вспыльчивости, беспокойства и упорное непослушание. Отношения с матерью долгое время были плохими, а непосредственной причиной обращения родителей Брайана в консультацию стал случай, когда Брайан вылил на лежавшую в постели мать стакан холодной воды. Она пришла в ярость и гонялась за мальчиком по всему дому, избивая его метлой. Школьная успеваемость Брайана была плохой. Дружеские отношения он часто рвал, ввязываясь в бесконечные драки. Однажды в школе, демонстрируя неповиновение требованиям учителя, он сознательно помочился на пол. Отец Брайана оставил семью в результате длительных семейных разногласий. В момент развода мальчику было пять лет. Мать Брайана вторично замуж не вышла, хотя у нее и было несколько любовных связей. У матери отмечались периоды депрес- сии, и дважды ей оказывалась психиатрическая помощь. В периоды хорошего самочувствия она обычно проявляла снисходительное, хотя непоследовательное отношение к сыну, однако она не любила Брайана и постоянно на него жаловалась. В состоянии депрессии она становилась более раздражительной и часто била Брайана, теряя над собой контроль. Случалось, что она била ребенка и по другим поводам. В возрасте трех лет, пока его мать болела, Брайан шесть месяцев провел в детском доме, а в возрасте восьми лет он несколько недель жил у старшей сестры по той же самой причине. Он жаловался, что там с ним плохо обращались, и переехал жить к своему старшему брату до возвращения матери из больницы. Сестра Брайана (которой было около 25 лет) в свое время причиняла семье много беспокойства, воруя и прогуливая школу. Она провела несколько лет в специальном учреждении. Она не любила мать, и случалось, что швыряла в нее посуду. После того как сестра ушла из дома, она неоднократно меняла место работы, а затем неудачно вышла замуж. Старший брат никогда не совершал антиобщественных поступков, но в детстве был довольно агрессивным мальчиком. В своей жизни Брайан видел лишь несчастливые семейные отношения и во многом являлся объектом вымещения материнского раздражения и жестокости, особенно в моменты ее депрессии. Система воспитания в доме Брайана была исключительно непоследовательной, и мальчик никогда не знал, к каким последствиям приведет его поведение. Непосредственное лечение Брайана осуществлял психиатр, а с его матерью работал специальный консультант, который старался помочь ей понять то, что действительно происходило в семье, и изменить ее манеру обращения с сыном. Домашнюю ситуацию удалось исправить, и, хотя Брайан оставался трудным, малоконтактным и воинственно настроенным мальчиком, за время посещения консультации у него не отмечались ни случаи воровства, ни выраженная агрессивность. Через несколько месяцев семья прекратила посещение консультации. Date: 2015-11-13; view: 627; Нарушение авторских прав |