Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфическая задержка чтения 5 page
Ученые уже давно спорят, пытаясь разобраться в механизмах, на основе которых действуют эти абсолютно разные способы устранения фобий. Эффективность этих методов показана достаточно ясно, но у нас нет еще четкого понимания, за счет чего именно достигается эффект. Одним из важных элементов представляется воздействие стимула, вызывающего страх. Желательно, чтобы подобное воздействие осуществлялось в терапевтической ситуации, которая позволяет пациенту понять, что оно не приносит ему вреда. Вероятно, важным является то, что пациенты тем или иным способом приобретают навыки управления ситуацией. Это может достигаться постепенным привыканием к пугающему объекту (метод десенсибилизации); приобретением определенной уверенности при наблюдении за тем, как другие люди успешно справляются с опасностью (метод моделирования); прямым столкновением с наиболее стрессогенными ситуациями и обнаружением, что ничего страшного не происходит (метод сенсибилизации), или же с помощью приобретения специальных навыков, которые увеличивают способность ребенка справляться с неприятной ситуацией. Последняя методика была использована при описанном в 6 главе лечении девочки, боявшейся уроков математики. Исчезновению ее страхов частично способствовали дополнительные занятия, показавшие, что она легко может выполнять задания учителя. Аналогично очень полезными для детей и подростков, испытывающих страх встреч с людьми, могут стать тренинги навыков общения. Примером использования методики сенсибилизации может быть лечение 14-летнего мальчика по имени Джеймс, который страдал клаустрофобией. В 6-летнем возрасте он попал в больницу. У него буквально возникла паника из-за того, что у больничной кроватки оказались высокие стенки. При возвращении Джеймса домой это расстройство быстро исчезло, и в дальнейшем подобные страхи не отмечались до тех пор, пока в 9-летнем возрасте он не застрял в лифте на несколько минут. С этих пор он стал очень бояться лифтов, а также старался не ездить в метро. Когда же ему все-таки приходилось ехать в метро, он становился напряженным, тревожным, боязливым, начинал обильно потеть. В возрасте 13 лет его случайно заперли в школьной комнате, из-за чего его охватила сильная паника. Через год снова произошел эпизод, когда из-за того, что замок плотно заело в двери, 30 детей оказались запертыми в классе приблизительно на 10 минут. У Джеймса возникло тяжелое расстройство, и, когда дверь была открыта, состояние мальчика было настолько плохим, что его пришлось срочно отправить домой. Именно этот эпизод послужил поводом для направления Джеймса в клинику. По своей природе Джеймс был счастливым, симпатичным, чувствительным, осторожным мальчиком с широким кругом интересов и множеством друзей. Во время стресса (такого, как экзамен в школе) он становился очень тревожным. Он страшно боялся высоты и мостов. Других эмоциональных или поведенческих проблем у него не отмечалось. Отец Джеймса владел небольшой лавочкой. Был слегка стеснительным человеком с некоторыми демонстративными чертами поведения. Он был очень привязан к своей семье и проводил в семейном кругу много времени. Отношения матери Джеймса с семьей также были хорошими, однако стоит отметить, что в подростковом возрасте она была очень тревожной, а однажды, еще в молодости, в течение трех месяцев не работала из-за сильного состояния тревоги. Она боялась закрытых помещений. У Джеймса были еще два старших брата, психические расстройства у которых не отмечались. Фобия, которой страдал Джеймс, представляла собой относительно единичный симптом, и после обсуждения этой проблемы с Джеймсом и его родителями было решено использовать в лечении метод сенсибилизации. Однако в соответствии с уже обозначенными принципами сенсибилизация была постепенной, что позволяло избежать возникновения слишком сильного состояния тревоги, а сам метод применялся совместно с другими методами, позволившими увеличить уверенность Джеймса и обеспечить его власть над ситуациями, которых он боялся. Для того чтобы обеспечить Джеймса и его психотерапевта информацией о происходящем, на ранних стадиях лечения использовался аппарат, позволявший с помощью присоединенных к коже электродов регистрировать физиологические показатели тревожных состояний. В качестве дополнительного средства использовался «термометр страха». Он был сконструирован таким образом, что Джеймс каждые 5 минут мог по специальной шкале измерять свою тревогу. Обсуждение с Джеймсом предстоящих особенностей лечения составило содержание первых двух сеансов терапии, что позволило мальчику привыкнуть к мысли о всей процедуре в целом. На третьем сеансе Джеймса оставили в комнате одного, однако у него имелась система связи с психологом и психиатром, находившимися в соседней комнате. Сеансы происходили два или три раза в неделю и продолжались около часа. Увеличение стрессогенного характера ситуации достигалось запиранием комнаты, выключением света и перемещением мальчика в еще более маленькую комнату. На первых сеансах состояние тревоги у Джеймса было довольно сильным, но по мере продолжения лечения он становился более спокойным. В некото- рых случаях вместе с Джеймсом оставался психолог, который показывал ему, что следует делать в подобной ситуации, и присутствие которого придавало мальчику больше уверенности. Позднее Джеймсу приходилось самостоятельно отыскивать ключ от комнаты в столе, для того чтобы открыть запертую комнату. Аналогичные процедуры использовались в ситуациях с лифтами, которые с помощью кнопки «стоп» останавливали между этажами. Джеймс систематически подвергался воздействию стимулов, которые вызывали у него страх. Это продолжалось до тех пор, пока он совсем не перестал их бояться. В течение всего процесса терапии особенное внимание уделялось тому, чтобы Джеймс знал, что с ним собираются делать, и чтобы его не травмировало продолжение лечения. Также Джеймсу предоставлялась возможность практического обучения именно тем действиям, которые были необходимы в различных ситуациях-ловушках. С согласия Джеймса в ситуацию вводились различные непредвиденные затруднения таким образом, чтобы он смог научиться их преодолевать. При решении проблем Джеймса, связанных с поездкой в метро, в лечении придерживались тех же самых общих принципов. Однако из-за того, что контролировать происходящие события в этих случаях было несколько более трудно, к процедуре лечения были добавлены два элемента. Во-первых, Джеймса научили расслаблению, позволяющему снимать состояние тревоги, и, во-вторых, чтобы уменьшить возникавшую при нескольких первых занятиях тревогу, использовались малые транквилизаторы. Практический опыт поведения в пугающих ситуациях сочетался с проживанием подобных ситуаций в воображении. Все лечение в целом продолжалось в течение двух месяцев и состояло из 19 сеансов. В конце этого времени Джеймс уже больше не боялся закрытых пространств и был уверен в том, что, если случайно он где-то окажется запертым, найти выход из такой ситуации ему не составит труда. Несколько дополнительных сеансов, построенных аналогично, были посвящены устранению страха мостов и экзаменационной «нервозности» Джеймса. Последовавшее через год обследование показало, что имевшие место ранее симптомы больше не отмечались в поведении Джеймса и его развитие во всех отношениях протекало нормально. Методика поэтапных изменений Десенсибилизацию можно рассматривать как конкретный пример более общего метода, называемого «методикой поэтапных изменений», в которой основные изменения в поведении достигаются в результате движения процесса, тщательно проградуированного сериями шагов, каждый из которых является таким незначительным, что почти не отличается от предыдущего. Маршанд со своими коллегами (106, 107) описали возможности применения этого метода для устранения чрезмерной привязанности к объектам у многих аутич-ных детей. Один семилетний аутичный мальчик настаивал на том, чтобы всегда носить большой кожаный ремень, что существенно ограничивало его активность. Матери ребенка было предложено по ночам санти-ментр за сантиметром постепенно укорачивать пояс, а также настаивать на том, чтобы в определенные приятные для ребенка моменты, такие, как, например, время приема пищи, он откладывал пояс в сторону. Через 2 недели его вполне удовлетворял кусок кожи длиной в 10 см, который в случае необходимости он откладывал в сторону. Затем постепенно его стали заставлять носить с собой разные объекты. Ненормальная привязанность к объектам сохранялась (обычно она сохраняется в тяжелых состояниях, подобных аутизму), но в дальнейшем это уже не была привязанность к какому-то конкретному объекту, а сами объекты были небольшими по размеру и поэтому не мешали ребенку вести привычный образ жизни. Также ребенок теперь мог на время отложить объекты в сторону для того, чтобы принять участие в других формах активности. Из-за того, что изменения вносились постепенно и в очень маленьких дозах, вся процедура не вызывала негативной реакции ребенка. Аналогичная процедура использовалась при лечении навязчивых ритуалов или стереотипных форм поведения. Благодаря прогрессивному увеличению степени гибкости существующих рутин и благодаря осуществле-
нию очень мелких последовательных изменений оказалось возможным заменять ригидные и затрудняющие жизнь ритуалы значительно более разнообразными способами взаимодействия с вещами, которые в дальнейшем не препятствовали психической деятельности ребенка. Подходы, использующие обратную связь Иногда ребенок не может решить проблему в силу того, что довольно плохо представляет себе суть происходящего. Для исправления подобного положения изобретено множество разнообразных механизмов. Использование механизма обратной связи, позволяющее ребенку получать информацию о своих телесных или физиологических процессах, обычно называют термином «биофидбек» (172). Эта методика была применена при лечении Гилберта. Гилберт был мальчиком подросткового возраста. Он страдал от неврологического расстройства, которое проявлялось в том, что он постоянно крутил головой и вытягивал шею. Из-за этого он ощущал некоторую неловкость, и, естественно, это мешало ему работать. Хотя основной процесс, вызывавший данную симптоматику, изменить оказалось невозможно, было принято решение помочь Гилберту, научив его расслаблять шейные мускулы в момент спазма. Он не мог этого делать самостоятельно, поскольку не знал, какие мускулы поражены, и ему было трудно расслаблять именно те мускулы, которые охватывал этот спазм. Соответственно психологом была разработана программа лечения, основанная на принципе «биофидбек». Это попросту означает, что при лечении используется технический механизм, позволяющий человеку получать обратную связь от своих телесных органов. В случае с Гилбертом таким механизмом был электрод, который при взаимодействии с кожей регистрировал электрическую активность мышц. Электрод был соединен с циферблатом таким образом, что, наблюдая за движением стрелки, Гилберт мог научиться узнавать, какие мускулы расслаблены, а какие мускулы напряжены. Это использовалось для обучения Гилберта расслаблению шейных мускулов, и эта же методика, дополненная зерка- лом, обеспечила возможность обучения мальчика удерживанию головы в нормальном положении при расслаблении мускулатуры шеи. Это лечение не могло устранить физиологических причин расстройства Гилберта, и поэтому у него продолжались спазмы шейной мускулатуры. Однако оно позволило ему овладеть более быстрыми способами расслабления мышц и, таким образом, в какой-то степени способствовало развитию у него контроля над спазмами. Гораздо более простым механизмом, также предназначенным для обеспечения обратной связи, является специально сконструированная ручка. Она используется в тех случаях, когда плохой почерк ребенка вызван чрезмерным напряжением мышц пальцев рук, что проявляется в появлении неразборчивых, имеющих разный наклон букв, каждая из которых написана плохо и которые прижаты друг к другу из-за сильного нажима напряженной руки. Специальная ручка сконструирована таким образом, что в те моменты, когда на нее слишком сильно нажимают, ее перо уходит вовнутрь. Этот прием использовался при лечении Гордона, довольно способного мальчика, который под воздействием стресса и из-за ужасного почерка практически не мог выполнять письменные работы в классе, и особенно экзаменационные работы. Минуты через 2—3 после того, как он начинал писать, в его пальцах возникало болезненное ощущение, и всегда, когда ему приходилось писать в стрессогенных ситуациях, его рука становилась очень напряженной. Он старался расслабить руки, но вновь и вновь появлялись испытываемые им трудности. Лечение состояло в обучении мальчика приемам расслабления, объяснении ему некоторых приемов поведения на экзамене (планировании собственных ответов и т. д.) и использовании специальной ручки. Ее применение было необходимо в связи с тем, что, несмотря на состояние тревоги, Гордон приобрел с трудом поддающийся изменению почерк. Ему объяснили принцип устройства ручки, и он должен был писать только ею. К тому же ему показали некоторые способы более разборчивого написания букв и провели с ним ряд практических занятий. Через 4 месяца его почерк стал ясным и отчетливым и у него абсолютно исчезли напряжение пальцев при письме и нажим на перо. В руке уже больше не появлялись боли. В дальнейшем исчезла необходимость в том, чтобы он писал специальной ручкой, а последовавшее через несколько месяцев контрольное исследование показало, что достигнутые улучшения сохранились и что Гордон чувствует себя нормально и легко. Еще одним замечательным механизмом подобного рода является «музыкальный горшок» для детей. Некоторые дети с умственной отсталостью или серьезными нарушениями развития не всегда отдают себе отчет в том, что у них происходит процесс мочеиспускания. И перед тем как научить их навыкам опрятности, необходимо, чтобы они точно представляли себе момент мочеиспускания. Для этого был придуман специальный детский горшок. Благодаря вмонтированным электродам в горшке под воздействием мочи звенит звоночек. Дети узнают, что в тот момент, когда они «ходят на такой горшок», они могут производить этот звук и благодаря такой занимательной обратной связи получают возможность осознать определенные моменты функционирования своего мочевого пузыря. Значительно более распространенная методика лечения ночного недержания мочи (мы ее уже упоминали выше) — «звонок в постели». Ее удобно рассмотреть как одну из методик, использующих обратную связь, хотя тот механизм, благодаря которому ребенок приобретает контроль над функцией мочевого пузыря, до сих пор остается до конца неясным. В обычных случаях ночного недержания мочи ребенок мочится во сне и не просыпается достаточно быстро, чтобы обнаружить, что он лежит в мокрой постели. Принцип методики «звонок в постели» очень прост. Он состоит в том, что обеспечивается немедленное пробуждение ребенка в тот момент, когда у него начинается выделение мочи. Сравнительные исследования показали, что эффективность применения этого метода лечения значительно выше эффективности других психотерапевтических методик (96). И хотя определенное улучшение состояния возникает под воздействием неспецифических факторов (как показывает эффект систематического пробуждения ребенка по ночам через короткие интервалы времени), основное преимущество данной методики связано с использованием технического средства, обеспечивающего мгновенное пробуждение. Использование выключенного аппарата («эффект новинки») или просто бесконечное пробуждение ребенка не приносит таких результатов. Еще один тип обратной связи — это использование видеозаписи при социальном тренинге, что было описано в 5 главе. Многие социальные затруднения возникают у людей из-за того, что они не представляют себе достаточно ясно ошибок собственного поведения. Просматривая видеозапись себя, они получают необходимую основу для избавления от плохих социальных привычек и приобретения необходимых социальных навыков. Положительное и отрицательное подкрепление Общий принцип человеческого поведения состоит в том, что вероятность повторения его конкретных форм увеличивается, если они сопровождаются какими-то приятными последствиями (то есть награждаются). И вероятность их повторения уменьшается, если эти формы не связываются ни с какими приятными впечатлениями или, наоборот, если они сопровождаются чем-то неприятным (то есть неодобрением или замечанием). Этот принцип хорошо знаком учителям и родителям, которые регулярно используют похвалу и поощрение для того, чтобы добиться от детей правильного поведения, и которые также используют выражения сожаления и разочарования или наказание для того, чтобы удержать их от совершения плохих поступков. Этот принцип действует при всех формах лечения, и мудро поступает тот терапевт, который следит за тем, чтобы независимо от используемого способа терапии ребенок получал соответствующую награду за выполнение того, что ожидается от него. Однако в некоторых случаях этот принцип составляет главный элемент лечения. Обычно имеет смысл сочетать систематическое использование «подкреплений» (то есть одобрения и неодобрения поведения) с тщательно продуманной программой, в которой желаемые формы поведения достигаются очень постепенно. При этом поведение ребенка приобретает необходимые очертания благодаря се- рии согласованных друг с другом приближений к тому, что в конце концов от него требуется. Искусство, так же как и наука, при данном подходе заключается в вычленении из поведения его небольших элементов и в построении такой программы, которая позволяет достичь максимума успеха и минимума неудач, а также в обеспечении ребенка непосредственной обратной связью в отношении его успехов и неудач и такой организации воздействий среды, в которой наиболее вероятно появление желаемых форм поведения ребенка. Еще один важный момент — это внимательное изучение детской индивидуальности для выявления особенностей мотивационной структуры личности ребенка. Поведение ребенка может мотивироваться множеством различных факторов, и психотерапевт должен понять, какой из них является для каждого конкретного ребенка самым действенным. В большинстве случаев наиболее полезным оказывается использование одобрения за правильные поступки. Когда ребенок испытывает психологические трудности, он обычно находится в своеобразной ситуации. Что бы ни сделал такой ребенок, всегда находится кто-то, кто кричит на него или жалуется. Необходимо научиться определенной изобретательности в том, чтобы выделять из такого поведения положительные моменты и стараться максимально одобрять их. Одобрение наиболее часто проявляется в форме заинтересованности взрослого, поощрения и похвалы. Однако материальная форма вознаграждения (или баллы, которые могут служить заменой материальных наград) также бывает полезной. При этом следует систематически контролировать отсутствие подкреплений «плохого» поведения. Достаточным может оказаться простое игнорирование ребенка в эти моменты. Отношение психотерапевта может быть подчеркнуто нарочитым отворачиванием от ребенка и игнорированием того, что он делает. Однако иногда оказывается необходимым применять более решительные меры, которые называются методом «выключенного времени». Это попросту означает, что ребенку приходится проводить некоторое время в неприятной ситуации. Подобная процедура может состоять в том, что на несколько минут прерывают игру ребенка или его занятия с игрушками или же отсылают его в комнату, где он должен находиться один. Очевидно, чтобы этот способ воздействия оказался действенным, ребенок в момент его применения должен заниматься каким-то очень приятным делом и большую часть времени проводить в приятной для себя атмосфере. Смысл подобной процедуры «охлаждения» следует объяснять ребенку заранее. Методика «выключенного времени» должна использоваться в течение очень короткого времени для того, чтобы она не имела окраски наказания, а поощрение и поддержка должны немедленно оказываться в те моменты, когда ребенок перестает вести себя неправильно. Вся процедура проводится при внимательном профессиональном наблюдении и систематически записывается, чтобы не возникало сомнение в том, что она приводит к желаемому эффекту. Неодобрение, исправления и замечания могут стать необходимыми средствами помощи детям в понимании того, какие формы поведения являются неприемлемыми. Однако необходимое порой наказание в большинстве случаев оказывается гораздо менее полезным. Если наказание производится спустя некоторое время, оно, как правило, не бывает особенно эффективным, поскольку существует опасность, что ребенок уже станет связывать его с какими-то другими вещами. Таким образом, если уж наказание используется, оно должно быть немедленным. Поскольку мы заговорили о наказании, то следует отметить и определенные его недостатки. Во-первых, наказание может на самом деле играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос в классе, то это может нравиться ему, так как внимание учителя выделяет его среди других детей и служит для них развлечением. Во-вторых, наказание может вообще разрушать поведение, поскольку оно вызывает панику или обиду ребенка. У ребенка, на которого часто кричат, может возникнуть состояние постоянной тревоги, и, хотя он станет стараться избежать наказания, пытаясь вести себя правильно, тревога будет оказывать на него такое влияние, что в действительности он станет совершать проступки еще более часто. И наоборот, ребенок, которого унижают телесными наказаниями, конечно, будет стараться не попасться опять, но в то же время его направленные против авторитетов установки могут усиливаться обидой и злостью, которые он испытывает из-за того, как с ним поступают. В-третьих, во многих случаях наказания играют роль дурных примеров. Как, например, использование подзатыльников (или, что еще хуже, ударов линейкой или указкой в школе) может стать примером модели, которая показывает, что агрессия и жестокость являются способом решения проблем. В-четвертых, тяжелое наказание, особенно физическое, может оказывать неблагоприятное воздействие и на то лицо, которое его применяет. Причинение физической боли другому может вызвать чувство вины, злости или даже удовольствия, влияние которых бывает деструктивным. Сказанное выше не означает, что систематические замечания и неодобрения не должны иметь место в воспитании детей. Напротив, замечания и неодобрения необходимы. Однако наказание должно применяться очень умеренно и лишь в редких случаях составлять основу курса лечения. Литература, описывающая методы лечения, основанные на принципе подкрепления или, как его часто называют, оперантного научения, отталкивает многих людей как потому, что в ней исключительно употребляется научный жаргон, так и потому, что она создает впечатление использования механического, не учитывающего индивидуальные особенности подхода. В большинстве случаев употребление научного жаргона вовсе не является необходимым, однако это — обычная черта любой новой науки, а впечатление механической объективности — серьезное заблуждение. Для успеха данного подхода необходимо теплое, принимающее отношение психотерапевта, который поддерживает ребенка. Сам подход должен иметь выраженную индивидуальную направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей. Из-за акцента, который делается в этом подходе на успех и удовольствие, такая форма лечения очень приятна ребенку и сама процедура носит выраженный индивидуальный характер, поскольку при ее построении избегают абстрактного теоретизирования и направляют ее на конкретного пациента. Все эти методы могут применяться для того, чтобы разработать желаемые формы поведения или устранить нежелаемые. Выше мы приводили пример целесообразного использования подкреплений в классе для устранения срывов в поведении у одного из учеников, а в 6 главе — для стимуляции использования речи девочкой с селективным мутизмом. В первом случае учительница делала все возможное для того, чтобы поощрять мальчика за то, что он выполнял успешно, и игнорировала его поведенческие срывы. В результате применения подобной тактики количество поведенческих срывов у мальчика в классе значительно уменьшилось, постепенно стали появляться исправленные формы социального поведения и он стал более внимательным в классе. Во втором случае для того, чтобы сделать девочку более разговорчивой в школе, использовались как метод поощрения, так и балльная система. Для того чтобы избежать ненужной тревоги, методика осуществлялась постепенно и незначительные успехи поощрялись множеством способов. И в этом случае были достигнуты поразительные результаты. Необходимо подчеркнуть, что применение подкрепления необходимо сочетать с тщательно продуманной поэтапной программой использования серий систематических рабочих шагов, а также с аккуратной и немедленной обратной связью от достигаемых результатов, позволяющей и ребенку, и терапевту следить за тем, что происходит. Это можно проиллюстрировать, проанализировав давно известный метод опроса перед классом у школьной доски и метод годичных или семестровых экзаменов. Поскольку учитель проводит занятия с целым классом, весьма вероятно, что для половины класса он излагает материал слишком быстро, а для другой — слишком медленно и лишь всего для нескольких детей, занимающих в классе промежуточное положение, его манера преподавания оказывается адекватной. У него нет никаких других средств контроля за усвоением материала, кроме выборочного опроса детей. Ежегодные экзамены приносят большую пользу в определении уровня знаний детей, но эта информация поступает в то время, когда ребенок уже изучает другой материал, и поэтому в эти моменты уже слишком поздно оказывать ему существенную помощь в усвоении материала. Ребенок получает свои оценки, но редко ему говорят о том, что он сделал правильно, а где ошибся. Поэтому он почти не извлекает пользы из своих ошибок. Напротив, программированное обучение индивидуализировано таким образом, что учитель получает
возможность контролировать уровень усвоения ребенком материала. Здесь существует немедленная обратная связь, поэтому ребенок переходит к усвоению нового только тогда, когда демонстрирует усвоение предшествующего материала. Каждый шаг вперед является небольшим и спланирован таким образом, что шансы ребенка на это продвижение оказываются достаточно высокими. Весь метод обычно ассоциируется в умах людей с обучением при помощи ЭВМ, но это всего лишь конкретный пример технического средства, применяемого при обыкновенном обучении и модификации поведения. Стаатс и Баттерфилд (181) использовали принципы подкрепления при лечении 14-летнего мальчика с асоциальным поведением. Он не успевал в школе. Особенную трудность для этого ребенка составляло чтение. После осуществления оценки знаний мальчика была составлена тщательно продуманная программа по обучению его чтению. Достигнутые успехи награждались жетонами, которые можно было обменять на деньги. За 40 часов лечения он освоил двухлетнюю программу чтения, стал впервые успешно работать в классе и перестал вести себя неправильно. После достигнутого улучшения отпала необходимость использования жетонов, поскольку чтение само по себе стало приятным и увлекательным для мальчика занятием. Эта же методика использовалась при лечении Жаклин, у которой отмечались серьезные трудности с арифметикой, что привело к возникновению тревоги и неуверенности. Различные арифметические задания были разбиты на серии, состоящие из множества маленьких этапов. И шаг за шагом ее учили выполнять эти задания. В процессе индивидуальных занятий отрабатывалось выполнение очень маленьких «тестов», направленных на усвоение таблицы умножения (которую она не знала достаточно хорошо) и выполнение различных арифметических заданий. Результаты изображались самой Жаклин в виде графиков, и она могла следить за ходом обучения. Сам по себе подъем кривой уже играл роль существенного подкрепления. Вместе с тем специальные призы девочка получала тогда, когда кривая достигла заранее намеченных уровней. Таким образом достигались три цели. Во-первых, и учитель, и ребенок имели быструю и частую обратную связь, отражающую, что усваивала и что не усваивала Жаклин. Это позволяло направлять обучение на те моменты, в которых помощь учителя была особенно необходимой и обеспечивала контроль за тем, чтобы Жаклин работала на нужном уровне. Во-вторых, использование графиков и наград обеспечивало систему постоянных поощрений и подкреплений. Поскольку девочка соревновалась сама с собой, а не с другими, у нее были все преимущества, которые дает соревнование, и вместе с тем неудача не вызывала никаких отрицательных последствий. Она могла лишь двигаться вперед и, следовательно, получать награду за достигнутый успех. В-третьих, поскольку Жаклин принимала участие в составлении кривой собственных результатов и графики из-за использования картинок и тому подобных вещей выглядели интересными, ее отношение к арифметике изменилось. Она увлеклась этим предметом и стала радоваться успехам в его изучении. Это изменение мотивации сыграло роль критического фактора в достижении успеха. Материальные поощрения играли незначительную роль при лечении Жаклин: достигнутый успех был для нее наградой сам по себе. Это еще более очевидно в случае с Джеком, 15-летним мальчиком, который начал волноваться из-за подозрений, связанных с неправильной работой кишечника. В его случае очень важно было разбить все задания на мелкие выполняемые единицы и обеспечить немедленную обратную связь. Date: 2015-11-13; view: 266; Нарушение авторских прав |