Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфическая задержка чтения 1 page
Итак, специфическая задержка чтения обозначает круг расстройств, при которых у ребенка обнаруживаются значительно меньшие знания по чтению, чем это можно было бы предполагать, принимая во внимание его возраст и уровень его актуального интеллектуального развития. Это нарушение встречается довольно часто (167). Специфическая задержка чтения встречается у детей, происходящих из самых разных слоев общества. Дети с подобным расстройством обычно имеют определенные трудности в освоении других школьных предметов. Нарушение чтения вместе с тем выражено наиболее сильно, и только обучение письму не менее затруднено, так как между этими процессами существует специфическая связь. Дети со специфической задержкой чтения обычно имеют серьезные трудности буквенного анализа слов, и, что характерно, эти трудности часто сохраняются даже после того, как ребенок начал хорошо читать. В ряде исследований высказывалось предположение, что у таких детей могут встречаться различные типы нарушения звуко-буквенного анализа слов, однако убедительных доказательств этих предположений нет. Следует отметить, что этот вопрос еще недостаточно изучен и требует дальнейшего исследования. Задержка развития В настоящее время исследователи еще не обладают диагностической моделью интеллектуального развития. В то же время твердо установлено, что у детей с задержкой чтения наблюдаются нарушения вербальных способностей, оцениваемых с помощью шкал Векслера. Эти результаты совпадают с рядом фактов, подтверждающих существование выраженной зависимости между трудностями усвоения речи и языка, с одной стороны, и задержкой чтения — с другой. Типичная картина возникновения дефектов выглядит следующим образом. У ребенка наблюдается задержка в усвоении речи. Затем у него возникают трудности в обучении чтению, а позже сохраняется только серьезное расстройство звуко-буквенного анализа слов. Наблюдаемая связь с задержкой развития речи является, по всей видимости, основной и, вероятно, отражает причино-следственные отношения. Этот вывод вряд ли покажется странным, поскольку чтение связано с письменной формой, а речь с устной формой языка, а повреждение одной из форм языка обычно связано с повреждением и другой его формы. С задержкой чтения значительно коррелируют и другие задержки развития психических функций. Среди них наиболее важной является функция вербального кодирования и упорядочивания информации. В исследованиях было обнаружено, что плохо читающие дети имеют трудности и в выполнении предъявляемых либо на слух, либо зрительно заданий, содержащих в качестве стимульного материала комбинацию точек и тире. Это может объясняться тем, что таким детям нелегко осуществлять вербальное перекодирование подобной стимуляции (например, одна точка, два тире и три точки), поэтому им приходится запоминать картину всей последовательности. У многих детей встречаются затруднения при выполнении любого типа задания, включающего установление отношений порядка или последовательности между вещами. Так, например, эти дети с трудом запоминают порядок месяцев в году. Подобная проблема установления порядковых отношений, вероятно, относится к общим трудностям усвоения языка. Другим распространенным нарушением является путаное представление ребенка о правом и левом. Исследования показывают, что специфическая задержка чтения не имеет значимой корреляции с отсутствием доминантности правой или левой руки, но коррелирует с трудностью в различении правого от левого, особенно при определении правых и левых частей тела у других людей. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с широким кругом других нарушений развития, включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм. Однако несмотря на то, что эти феномены важны при анализе индивидуальных случаев, они гораздо менее распространены, чем нарушения развития речи и установления отношений порядка. По крайней мере у некоторых детей эти различные задержки развития, по-видимому, возникают под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что специфическая задержка чтения может быть вызвана относительным повреждением нормального процесса роста и созревания определенных специфических зон его коры. Важный аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что нарушения развития, коррелирующие с задержкой чтения, не встречаются у детей более младшего возраста, а у плохо читающих детей эти нарушения уменьшаются по мере того, как они взрослеют. Приведенные рассуждения носят предварительный характер, поскольку процесс созревания мозга у людей невозможно измерить непосредственно. Весьма вероятной кажется гипотеза, согласно которой мозг развивается неравномерно. Обычно некоторые части мозга опережают в своем созревании другие его части, это наблюдение позволяет предположить то, что по аналогии с этим развитие любой специфической мозговой функции может быть аномально задержанным. К сожалению, неизвестно, как все происходит на самом деле. История семьи В ряде исследований сообщается, что затруднения обучения чтению одновременно встречаются у нескольких членов семьи. Конечно, это еще не является бесспорным доказательством влияния наследственности, однако почти не приходится сомневаться в том, что во многих случаях генетические факторы играют важную роль в происхождении специфической задержки чтения. Неизвестно, правда, наследуются ли навыки чтения или же с помощью гена передается специфическое условие, затрудняющее чтение. Наряду с биологической наследственностью социальная форма передачи данного нарушения в некоторых случаях может быть связана с историей семьи. Например, родители, которые сами мало или плохо читают, невольно могут спровоцировать у ребенка негативное отношение к чтению. Они нередко оказываются неспособными научить ребенка читать и способствуют созданию неадекватной вербальной или какой-либо другой стимуляции. Кроме того, в такой семье, как правило, ребенка не окружают книги, его не приучают пользоваться библиотекой. Состав семьи Вклад этого социального фактора в происхождение специфической задержки чтения наиболее часто обнаруживается в больших семьях. Примечательно, что именно в тех случаях, когда дети происходят из больших семей, в этих семьях отмечаются трудности чтения и у других ее членов. У детей с большим количеством братьев и сестер (3—4 или больше) обычно нарушено развитие вербального интеллекта и плохо развито чтение. Предполагается, что развитие вербальных способностей у ребенка, который только начинает учиться говорить, зависит от частоты его контактов с другими дошкольниками, чей словарь и элементарная грамматика не создают богатой вербальной стимуляции (в отличие от взрослых, язык которых богаче и значительно разнообразнее). В большой семье, когда все ее члены собираются вместе, очень часто возникают противоречивые разговоры, что существенно затрудняет понимание маленьким ребенком смысла того, о чем идет речь. А ведь для развития речи ясность и осмысленность вербальной стимуляции играют более важную роль, чем ее разнообразие. Особенности темперамента В ряде исследований указывается на то, что дети с задержкой чтения обладают более низкой способностью к концентрации внимания (даже при выполнении отличающихся от чтения заданий), беспокойны, отвлекаемы и очень импульсивны. Поскольку эти особенности темперамента проявляются уже в дошкольные годы, можно утверждать, что во многих случаях они не являются реакцией личности на неудачи с чтением, а, скорее всего, представляют собой дополнительные причины, вызывающие трудности обучения ему. Влияние географии района и психологического климата в школе Как уже отмечалось выше, частота специфической задержки чтения среди детей, проживающих в центральных районах Лондона, оказалась в два раза выше, чем среди детей острова Уайт. Эти результаты свидетельствуют в пользу положения о важности влияния социальных факторов на генезис задержки чтения. Вместе с тем факторы, связанные с влиянием психологического климата в школе на ребенка, являются не менее важными. В ряде исследований отмечалось значение таких факторов, как пропорция социально деп-ривированных детей в классе, количество контактов учителя с учеником, уровень подготовки и опыт учителей. Любопытно, что чем больше число учеников в классе, тем лучше идет процесс обучения чтению. Существует очень много соображений в пользу сокращения числа учеников в классе, однако вряд ли такое сокращение само по себе может улучшить чтение отстающего ученика. Для создания более благоприятных условий обучения чтению, вероятно, целесообразно, чтобы учителя усилили индивидуальную помощь отстающим ученикам. Необходимо также, чтобы в арсенал педагогических средств входили специфические методики обучения чтению. Данные предварительных исследований показывают, что повышение квалификации учителей начальных классов способствует улучшению чтения (166). В целом не так важен точный метод обучения чтению, акценты делаются на применении в самом
начале обучения фонетических методик, благодаря которым достигается уменьшение серьезных нарушений чтения (34). Корреляция с асоциальным поведением Отчетливо выраженная зависимость между задержкой чтения и расстройствами поведения у детей была установлена в целом ряде исследований. Так, например, в исследовании детей, проведенном на острове Уайт, асоциальное поведение было обнаружено у ' /4 части детей со специфической задержкой чтения — это соотношение оказалось в несколько раз большим, чем соотношение подобных нарушений в популяции в целом. Похожие факты обнаруживаются и в других исследованиях. Очевидно, что ключевым здесь является вопрос о природе этой зависимости. Является ли неудача в приобретении умения читать фактором, способствующим возникновению асоциальных проблем, или же расстройства поведения предрасполагают ребенка к затруднениям в овладении чтением, или же и то и другое происходит под влиянием какого-то третьего фактора? Убедительного ответа на этот вопрос мы пока дать не можем, но приведем некоторые факты, имеющие отношение к этой проблеме. Складывается впечатление, что существование зависимости между задержкой чтения и расстройствами поведения можно объяснить тем, что в происхождении и того и другого состояния играют роль сходные факторы: темпераментные особенности детей, большой размер семьи и т. д. Однако некоторые данные указывают и на то, что задержка чтения может предрасполагать ребенка к развитию аномалий поведения. Если учесть то обстоятельство, что умение читать является одним из важнейших школьных навыков, то естественно предположить, что плохое чтение может быть потенциальным источником неуверенности в себе, агрессивного отношения к другим, низкой самооценки, что порождает в свою очередь асоциальные формы активности. Ребенок, который плохо читает, не удовлетворен своим положением в классе и не получает удовольствия от занятий в школе, может пойти по пути совершения поступков, направленных против принятых в школе норм. Клиническая оценка Дети со специфической задержкой чтения отнюдь не составляют гомогенную группу. Важную роль в происхождении этого нарушения могут играть совершенно различные факторы. Часто к их числу относятся те, что детерминируют развитие в соответствии с биологическими особенностями ребенка. Не менее важным, однако, оказывается влияние на него домашней обстановки или школьной среды. Следует также подчеркнуть, что во многих случаях невозможно определить причину или даже природу основного нарушения. Приведенные ниже три случая из нашей практики помогают лучше понять изложенное выше. Родерик попал в клинику в возрасте 11 лет с жалобами на практически абсолютное неумение читать. В течение первых семи лет его жизни родители часто переезжали с места на место. Были случаи, когда он по 2—3 месяца перед переменой места жительства жил у родственников. У матери Родерика были трудные и преждевременные роды. В младенчестве Родерик очень много кричал, у него отмечались трудности с кормлением, твердую пищу стал получать лишь после года, и до двух лет его все еще кормили грудью. Моторное развитие было нормальным, однако развитие речи значительно отставало. Отдельные слова он не произносил до трех лет, а до четырех лет не использовал в собственной речи предложения. Он всегда был очень неуклюжим и до девяти лет не мог застегнуть пуговицы. Родерик был тревожным мальчиком, очень боявшимся своей матери, которая часто кричала на него и наказывала за плохое выполнение школьных заданий. Мать Родерика была невротичной малообразованной женщиной. У нее отмечались периоды депрессии. Неудача Родерика с обучением чтению очень ее беспокоила. Отец Родерика занимался физическим трудом, очень любил мальчика и, в общем-то, баловал его. Брак родителей не был счастливым. В семье имелось еще четверо детей. В целом мальчик неплохо ладил с ними, и у него было много друзей. Психологическое обследование показало, что уровень интеллектуального развития Родерика был
средним, однако по чтению его знания соответствовали уровню 5-летних детей. Он писал медленно, с трудом и слишком сильно надавливал на ручку. У него отмечались определенные трудности произношения, а также трудности координации дыхания и речи. Его движения были чрезвычайно неуклюжи, отмечались частые подергивания конечностей. Он плохо различал правое и левое. Когда он напрягал определенную группу мускулов, у него также напрягались многие другие ненужные в настоящий момент мускулы. Очевидно, что у Родерика было заболевание неврологического характера, скорее всего явившееся результатом трудных родов. Оно, видимо, и послужило причиной возникновения значительной задержки развития речи и нарушения координации движений. Ситуация усугублялась чрезвычайной нестабильностью его первых лет жизни и постоянными сменами места учебы (три переезда) в течение первых двух лет обучения в школе. Родители Родерика не могли помочь ему справиться с затруднением в чтении, а вспыльчивость и раздражение матери, которые сопровождали его неуспешные попытки читать, несомненно, усиливали уже существующие трудности. Джером впервые попал в клинику в возрасте 9 лет с жалобами на трудности чтения. Его раннее развитие было вполне нормальным, за исключением того, что он до двух лет не произносил отдельные слова, а до 3,5 лет не использовал фразовую речь. В дошкольном возрасте отмечалось плохое произношение слов, (до пяти лет он ходил на специальные речевые занятия по развитию речи). Джером был дружелюбным, ласковым мальчиком, но очень чувствительным к насмешкам, что приводило к частым ссорам со школьными друзьями. В своем отношении к труду он проявлял нетерпеливость и был довольно импульсивен. Мать обычно сердилась на Джерома за его плохое чтение, поэтому выполнение домашних заданий, как правило, заканчивалось скандалом. После проведенного консультирования мать предоставила Джерому возможность читать так, как у него получалось, и в течение последних двух лет подобные скандалы больше не отмечались. Джером часто врал, а однаж- ды, разозлившись, порезал бритвой кресло и сломал дверной замок. Отец Джерома был хорошим специалистом. Родители прекрасно ладили друг с другом. В семье было еще двое детей, развивающихся без каких бы то ни было осложнений. Из бесед, проводившихся в клинике с Джеромом, стало ясно, что он вполне зрело относится к своим трудностям, он беспокоился и огорчался из-за своих проблем, связанных с чтением. Мальчик чувствовал, что школа ему недостаточно помогает. Неврологическое обследование не выявило никаких отклонений в развитии нервной системы ребенка. Проблемы Джерома состояли в задержке развития речи и овладении языком. Как это обычно бывает, к тому моменту, когда он попал в клинику, у него уже не отмечались симптомы текущих нарушений речи, и тем не менее нет никаких сомнений относительно того, что в раннем детстве у него существовала сильная задержка речевого развития, которая сыграла роль главного фактора в возникновении задержки чтения. Его нетерпеливость и импульсивность оказались дополнительными факторами, которые наряду с раздражением матери, возникшим в тот момент, когда Джером впервые пошел в школу, могли также способствовать ухудшению всей ситуации в целом. Вместе с тем не было обнаружено никаких фактов, указывающих на существование неврологических расстройств, так же как не было выделено никаких важных влияний со стороны среды, которые могли бы сыграть свою роль в происхождении нарушения. Несмотря на то что у Джерома не отмечались выраженные эмоциональные или поведенческие расстройства, из-за его вспыльчивости и обидчивости у него могли вы возникнуть вторичные расстройства поведения, если бы ему не была оказана своевременная помощь в прео- 32Р долении трудностей чтения. Родители Раймонда не обращались в клинику до тех пор, пока мальчику не исполнилось 12 лет, хотя в значительно более раннем возрасте у него были обнаружены связанные с чтением трудности. Когда мальчику было 5,5 года, родители обратили внимание на то, что он пишет собственное имя наоборот и читает вывески снизу вверх. Его показали психологу, обследование которого выявило очень высокий уровень интеллектуального развития ребенка. Раймонда поместили в специальную школу для плохо читающих детей, и семья переехала на новое место жительства, чтобы дать возможность ребенку учиться в этой школе. К сожалению, те возможности, которыми обладала школа для оказания коррекционной помощи, не соответствовали ожиданиям, и через год Раймонду пришлось из нее уйти. Он стал ходить в обыкновенную школу, в которой проучился два года, не получая никакой специальной коррекционной помощи. Позже ребенок был зачислен в число ожидающих места в специальном коррекционном классе, но в этот момент семья распалась и мать с двумя детьми уехала жить к своим родителям. Раймонд снова оказался в новой школе, где всего лишь в течение последних двух четвертей с ним стали проводить специальные коррекционные занятия. Из школы нам сообщили, что устная работа Раймонда в классе всегда была очень хорошей, однако выполнение им письменных заданий было плохим из-за огромного числа грамматических ошибок. Раймонд с трудом, не все понимая, читал научную и техническую литерату и никогда не читал художественные книги ради удовольствия. В его поведении не отмечались ни эмоциональные, ни поведенческие расстройства. Его мать была ласковой, отзывчивой женщиной. Она имела специальное образование. Однако в школьные годы ее развитие было замедленным. Отец также имел специальное образование, однако в школе он отставал от своих сверстников и даже был оставлен на второй год. Брак родителей Раймонда долгое время был счастливым до тех пор, пока у отца не возникло увлечение другой женщиной. У Раймонда был единственный брат, в поведении которого не отмечалось никаких отклонений, однако в подготовительных классах у него были некоторые трудности при обучении чтению. Сам Раймонд был слегка стеснительным мальчиком с хорошей и правильной речью. Ни психиатрическое, ни неврологическое обследования не выявили у него никаких аномалий. Психологическое обследование показало очень высокий уровень развития его интеллекта. Набранные баллы показали существование значительного различия между хорошим уровнем развития вербальных способностей и средним уровнем развития зрительно-пространственных способностей. Читал он приблизительно на уровне своего возраста, однако в умении проводить звуко-буквенный анализ отставал почти на пять лет. Было очевидно, что у Раймонда имелись определенные расстройства чтения, однако природа их оставалась не ясной. В данном случае в отличие от двух предыдущих у ребенка не были обнаружены какие-либо нарушения развития речи или усвоения языка. При обследовании Раймонда в 12 лет развитие его восприятия было признано нормальным, однако довольно странный профиль интеллектуального развития позволил предположить, что серьезное расстройство восприятия отмечалось у него и раньше. Затруднения, которые испытывали при обучении в школе родители Раймонда, высокий уровень интеллектуальных способностей которых не вызывает сомнения, говорит о возможности наследственного дефекта. Несмотря на распад семьи, жизнь Раймонда была, в общем-то, счастливой, и он был хорошо адаптированным ребенком. Мать нашла способ во многом помогать ему, не оказывая при этом ненужного давления, и, несмотря на вызывающее недоумение, отсутствие специальной коррекционной педагогической помощи, он смог догнать своих сверстников, научившись читать. Характерно, однако, что у Раймонда оставались большие трудности с правописанием. Он по-прежнему не получал никакого удовольствия от чтения. Тактика лечения Данные, сообщаемые в опубликованных исследованиях, говорят о том, что детям с тяжелой и специфической задержкой чтения почти не приносит пользы обучение в специальных лечебных или «прогрессивных» классах. Обычно такие дети нуждаются в определенном индивидуальном подходе, при котором с каждым ребенком работают либо отдельно, либо в очень маленькой группе. Нам не хватает данных, касающихся оценки относительной эффективности различных методик обучения, но вряд ли среди них существует единственно правильная. Вместе с тем наилучшие тактики обучения имеют определенные общие черты. Во-первых, педагог должен добиться возникновения интереса у ребенка и предоставить ему возможность поверить в собственную способность достичь успеха. В этих целях могут оказаться полезными не только личные качества учителя, но и широкий круг различных педагогических «хитростей». Во-вторых, учитель должен точно оценить, что известно, а что не известно ребенку. В-третьих, программа обучения должна быть разбита на серии очень маленьких шагов. Такое поэтапное обучение, с одной стороны, упрощает сам процесс обучения чтению, а с другой — позволяет ребенку непосредственно следить за собственным прогрессом. В-четвертых, программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Дети с задержкой чтения уже имеют многолетний стаж неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими, что они могут успешно учиться читать. В-пятых, учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей. В-шестых, должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания. Примером может быть следующая процедура: ребенок узнает о собственных успехах по символическим изображениям звездочек на карте, которые выставляются ему за успешное выполнение различных по своему уровню сложных заданий. Иногда подоб- ные поощрения могут быть даже материальными. Каким бы образом ни была организована система поощрений, самое важное заключается в том, чтобы она позволяла перенести акцент с неудач на успех. Практически всегда будут необходимы коррекцион-ные приемы, направленные на обучение специальным навыкам чтения. К сожалению, существующие средства удручают своей неадекватностью. Многим детям, которые нуждаются в специальной помощи, не удается ее получить. Вместе с тем, особенно среди детей более старшего возраста с задержкой чтения, главная проблема может заключаться в неуверенности ребенка, в переживании неудач и печальных последствий того, что в течение многих лет ему приходилось сталкиваться с собственной некомпетентностью. В таких случаях наиболее важными элементами лечения может стать психологическое консультирование или психотерапия. Обычно необходимо сопровождать подобный процесс специальным обучением, но иногда возможности ребенка могут быть значительно большими, чем он их себе представляет, и по мере того, как у него укрепляется самоуверенность и самооценка, он может проявить такие свои возможности, о существовании которых он и не подозревал, и таким образом, опираясь на собственные силы, добиться прогресса в обучении чтению. Выше мы уже говорили о том, что прогноз развития для большинства детей со специфической задержкой чтения является не очень хорошим. Хотя у многих детей это нарушение в какой-то степени компенсируется, большинство из них в подростковом возрасте продолжает испытывать трудности с чтением, а трудности правильного написания слов сохраняются почти у всех. Насколько подобные явления неизбежны, недостаточно ясно, поскольку слишком небольшое число детей получает адекватную помощь. Из того факта, что нарушения развития (которые во многих случаях являются причиной задержки чтения) исчезают по мере того, как растет ребенок, следует, что, если одновременно обеспечивать ребенка поддержкой и обучать его необходимым навыкам, можно ожидать значительных успехов в обучении чтению. А аз • • • •
«Дизлексия» Термин «дизлексия» (или «слепота к словам») часто применялся в отношении детей со специфической задержкой чтения (43). Такой медицинский диагноз предполагает наличие у ребенка состояния, которое в основном определяется конституциональными факторами, чаще всего наследственного типа. Характерные симптомы «дизлексии» очень похожи на те, что были описаны при характеристике специфической задержки чтения: расстройства речи и языка, грубые ошибки в написании слов, наличие указаний на существование в истории семьи случаев затруднения чтения, нечеткое представление о правом и левом, трудности в восприятии пространственных отношений, неуклюжесть и плохая координация, плохая ориентация в пространстве и нарушенная ориентация во времени, а также трудности с определением цвета или с узнаванием значения изображения. Введение термина «дизлексия» было полезным прежде всего потому, что таким образом подчеркивалось (и совершенно правильно), что многие связанные с чтением трудности возникают у детей из-за специфических органических повреждений, а не из-за общей умственной неполноценности, плохого обучения в школе, депривирующих отношений дома или из-за «эмоциональных блоков». Таким образом, некоторая польза от введения термина заключается в том, что в нем акцентируются неспособность ребенка самостоятельно справиться с существующими трудностями и потребность ребенка в квалифицированной коррекцион-ной помощи. Вместе с тем концепция «дизлексии» совершенно правильно была подвергнута критике (167). Приведем основные критические положения. 1) Термин «дизлексия» предполагает наличие еди 2) Определение термина «дизлексия» указывает, допущено педагогических ошибок. Однако, как показывают исследования, нарушения чтения, отвечающие критериям «дизлексии», встречаются у детей независимо от их уровня интеллектуального развития, благополучной или неблагополучной ситуации в семье, плохого или хорошего обучения в школе. 3) Выделение исключительной роли биологических 4) Критерии диагностики «дизлексии» носят дву 5) Практический смысл подхода, делающего основ Полемика, касающаяся проблем «дизлексии», продолжается, и очень важно, чтобы эти бесплодные битвы по поводу ярлыков не послужили бы препятствием в получении столь необходимой помощи для детей с нарушениями чтения. «Эмоциональный блок» В работах, посвященных задержке чтения, часто утверждается, что это нарушение возникает как результат некоторого невротического конфликта, или «эмоционального блока». Однако мы не имеем убедительных доказательств в пользу этой точки зрения. В ее основе лежат результаты непроверенных исследований, проведенных на клинически неоднрродных группах больных, а также чрезвычайно спекулятивные психоаналитические интерпретации. Существуют факты, явно противоречащие такому пониманию механизма происхождения нарушения. Было бы правиль- Date: 2015-11-13; view: 384; Нарушение авторских прав |