Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Случаи расстройства поведения, в которых необходима помощь психотерапевта
До сих пор в настоящей главе рассматривались случаи расстройства поведения у детей, в которых помощь психотерапевта практически не требовалась. Однако есть и другие нарушения поведения, в которых подобная помощь необходима. Особенно она нужна при лечении таких форм асоциального поведения, которые являются реакцией личности на некоторые эмоциональные расстройства или когда создается впечатление, что асоциальное поведение представляет собой неудачное средство решения каких-то личностных проблем или трудностей. В подобных случаях ребенок обычно знает, что определенные формы поведения уменьшают тревогу и напряжение (или ослабляют гнев). При лечении таких расстройств поведения часто применяются психотерапевтические методы. Завоевав доверие ребенка, психотерапевт затем помогает ему достичь внутреннего понимания сложившейся ситуации, для того чтобы обеспечить возможность поиска лучших способов борьбы со стрессом. В таких же случаях могут применяться методы бихевиоральной терапии, которые лишают поведение ребенка асоциальной окраски и придают ему социально ободряемую ориентацию. Ниже приводятся три примера терапии поведения Мэри, Сандры и Дональда. Случаи с Мэри и Сандрой иллюстрируют применение психотерапевтического подхода. При работе с Дональдом были использованы методы бихевиоральной терапии. Независимо от выбора метода лечения необходимо определить, каким целям служит нуждающаяся в коррекции форма поведения и какие обстоятельства среды оказывают на него влияние. Для того чтобы понять специфические характеристики расстройств поведения у каждого ребенка, необходимо применять функциональный анализ, который был описан в первой главе. Существует множество возможных альтернатив. Рассмотрим их на примере воровства. Как уже отмечалось, воровство может быть просто приобретенной формой поведения или может отражать недостаточное понимание права собственности людей на вещи. Однако иногда оно служит и каким-то другим целям. Например, в случае с Эвелин воровство исполь-
зовалось в качестве средства завоевания дружбы. Она была довольно жалкой девочкой, не пользующейся популярностью среди детей. Эвелин заметила, что если угощать детей конфетами, то это на какое-то время привлекает их. Тогда она стала воровать сладости и другие мелкие товары из местных магазинов, которые затем бескорыстно раздавала в школе. В иных случаях воровство может представлять собой специфический акт протеста, как это было, например, у Мэри. Родители Мэри обратились в консультацию, когда девочке было 12 лет. Они жаловались на обнаруженное дома воровство. В течение последнего года Мэри неоднократно воровала деньги из кошелька мачехи, взяла без спросу ее коллекцию монет и вытащила деньги из ящичка для пожертвований, который хранился у родителей. К тому же она таскала сладости и фрукты, которые ей запрещали есть без разрешения. Вне дома воровство не отмечалось. Только один раз Мэри украла вещь у отца, а в другой раз — у брата. Перед тем, как совершить кражу, она выглядела напряженной, а после того, как кража происходила, девочка становилась спокойнее и чувствовала облегчение. Когда ее уличали, она хихикала. В семье происходили ссоры между ребенком и родителями, однако в поведении Мэри не было особенных трудностей, если не считать патологического энуреза. Ночное недержание мочи отмечалось у нее с младенчества, но в момент консультации эта симптоматика уже отсутствовала. Мэри была популярна среди других детей и неплохо ладила с ними. В школе у нее не было никаких трудностей, и к ней хорошо относились взрослые. Настроение у девочки колебалось, но она быстро успокаивалась после споров. Развивалась Мэри вполне нормально, она была легкой и отзывчивой девочкой. Когда Мэри было около семи лет, ее мать влюбилась. В течение следующего года это служило поводом для родительских ссор. Мать ушла из дома и стала жить с другим мужчиной, за которого впоследствии вышла замуж. В течение нескольких месяцев Мэри жила с родителями матери, потом вернулась к отцу, а затем переехала в семью близких друзей родителей, в которой она оставалась около двух лет. Там ей было очень хорошо, и отец регулярно навещал ее. Когда отец сказал, что собирается жениться, Мэри очень расстроилась и даже взбунтовалась. После женитьбы отец взял ее к себе, и через несколько месяцев она начала воровать. Отец Мэри владел магазином. Он был весьма ответственным человеком, очень любил свою дочь и постоянно проявлял по отношению к ней теплые чувства. В детстве он много болел и был не слишком самоуверенным человеком. Мачеха Мэри вышла замуж в возрасте 35 лет. Это был ее первый брак. Она была напряженной, религиозной, достаточно ригидной женщиной и отличалась довольно строгими взглядами на жизнь. Она сильно смущалась, если разговор касался вопросов секса, и никогда не упоминала и не обсуждала первую жену своего мужа. Она очень хотела наладить с Мэри добрые отношения, но была абсолютно не готова к обидам девочки и не знала, как справиться со сложившейся ситуацией. Она пыталась воздействовать на Мэри строгими дисциплинарными мерами. Взгляды новой жены отца были чрезвычайно строгими с любой точки зрения и представляли собой разительный контраст с легким и свободным стилем жизни Мэри. Появление новой матери вызвало у Мэри выраженное депрессивное состояние, ей был назначен курс антидепреесантов. Отец Мэри разрывался между своей второй женой и дочерью. Сама по себе Мэри была приятной и разговорчивой девочкой, она всегда легко сознавалась в своем воровстве. Мэри предпочитала жить со своим отцом и мачехой, но говорила, что чувствует себя в семье одинокой и несчастной. Вне семьи поведение Мэри ничем не отличалось от нормального, и вряд ли стоит сомневаться в том, что воровство (которое целиком ограничивалось пределами дома и практически полностью было направлено на нещи мачехи) было для нее способом, который помогал ей выражать свои обиды по отношению к ней. Новая жена отца с трудом понимала детей и совершенно не могла понять, что необходимо время для того, чтобы Мэри смогла свыкнуться с новой ситуацией, сложившейся в семье, и что ей еще придется завоевывать любовь и уважение Мэри. Девочка к тому же все еще чувствовала привязанность к своей настоящей матери, хотя не имела с ней никакого контакта. Поэтому ее обижало нежелание мачехи упоминать о ней даже как о «плохой женщине». Трудности возникли из-за методов воспитания, которых придерживалась мачеха и которые сильно отличались от тех, к которым привыкла Мэри. Еженедельно с Мэри стал работать специальный консультант, который проводил курс индивидуальной психотерапии. Вначале Мэри была малоразговорчива, но постепенно она расслабилась и даже стала получать удовольствие от присутствия этого человека, которого уважала и которому доверяла. С ним Мэри обсуждала свои переживания по поводу нового брака отца и возвращения домой. Кроме того, девочке помогли понять, что ее мачеха также чувствует себя плохо и неуверенно и что самой Мэри необходимо сделать шаг ей навстречу. Консультант встречался одновременно и с отцом и с мачехой Мэри и помог им с пониманием отнестись к желаниям ребенка в сложившейся ситуации. Мачеха несколько ослабила свои требования, на что Мэри ответила ярким выражением признательности и дружелюбия. Постепенно, в течение нескольких месяцев, ситуация в семье улучшилась, Мэри больше не воровала, и научилась ладить с мачехой. Через год обстановка в семье продолжала оставаться спокойной, не осложняясь возникновением новых проблем. В случае с Мэри асоциальное поведение имело четко выраженную направленность. Но иногда оно может быть очень плохо координированным и нецеленаправленным из-за наличия у ребенка глубоких эмоциональных расстройств. Так было, например, в случае с Мишелем. Мишелю было 13 лет, когда его мать умерла в результате неизлечимой болезни. У мальчика возникла тяжелая депрессия. Он стал избегать контактов с другими людьми. По вечерам Мишель обычно бродил по дому или уходил на прогулку. Несправедливость ранней смерти матери вызывала у него сильный гнев, и он с разочарованием говорил о боге и церкви. В один из вечеров он со страшной силой стал стучать в дверь дома абсолютно незнакомых ему людей. Дверь открыла женщина, Мишель набросился на нее охваченный ничем не мотиви-
рованной яростью. Его доставили в клинику в остром состоянии. Мишель страдал тяжелой формой депрессии, возникшей после утраты матери. Агрессия явилась прямым следствием этой депрессии и сама по себе не требовала никакого лечения, так как мальчик раньше никогда не был агрессивным. Терапия была направлена на то, чтобы облегчить депрессию ребенка и помочь ему справиться со своим горем. Случается, что социально неодобряемое поведение подростков может быть средством утверждения личностной идентификации через неповиновение. В подростковом возрасте и мальчики и девочки проходят через период, в котором они все еще чувствует зависимость от своих родителей, но также ощущают необходимость утвердить свою собственную индивидуальность. В большинстве случаев этот процесс не нарушает благополучия семьи, хотя характер самих детско-родительских отношений изменяется. При этом у подростков не отмечаются расстройства поведения. Самоутверждение, отличающееся от принятых в семье норм, является важной целью, стоящей перед молодыми людьми. Хотя обычно сложный процесс поиска подростком самого себя не сопровождается возникновением депрессивных состояний, в семьях с неразвитыми формами взаимодействия между ее членами или же где родители не могут обеспечить детей необходимой поддержкой подобный процеес может происходить далеко не гладко. Вот что произошло с Сандрой. Родители 14-летней Сандры обратились в клинику с жалобами на плохое поведение девочки: позднее возвращение домой, дружбу с нежелательными людьми, распущенное поведение, эпизодические прогулы школы, употребление алкоголя и даже попытка самоубийства (она проглотила большое количество аспирина, сообщив, что ей безразлично, умрет она или останется жить). Сандра существенно отставала в школе. При этом было отмечено, что в начальной школе она училась неплохо, и ее развитие ни у кого не вызывало беспокойства, если не считать двух коротких эпизодов ночного энуреза. Через какое-то время она перешла в новую школу, и ей пришлось расстаться со своими друзьями. В это же самое время семья сменила местожительство, старшая сестра
вышла замуж, а любимый дядя Сандры умер. В новой школе успеваемость Сандры была неудовлетворительной, и за шесть месяцев до обращения в клинику ее отец вызывался по этому поводу в школу. Девочку после уроков задерживали в школе на несколько часов для выполнения дополнительной домашней работы. Сандра очень расстраивалась из-за этого, стала вспыльчивой и раздражительной. Она присоединилась к «плохой» компании несовершеннолетних подростков и завела дружбу с более старшим мужчиной, который вскоре был приговорен к тюремному заключению за поджоги. Она вела распущенный образ жизни, часто вступала в сексуальные отношения с мужчинами. Родителям Сандры было больше 50 лет. Они были простые и скромные люди, которых страшно расстраивало поведение девочки. Им очень хотелось поступать самым правильным образом, но на практике мать, принимая все слишком близко к сердцу, была слишком назойливой и всегда ожидала худшего. Родители не знали, как им вести себя с дочерью, и это приводило к возникновению семейных ссор, в результате которых мать по нескольку дней сердилась на нее. Мать и отец стали постоянно следить за каждым шагом дочери, заглядывали в ее дневник и читали ее письма. Однако, опасаясь конфронтации, они прекратили в чем-либо ограничивать Сандру. Атмосфера в доме сложилась напряженной и трудной. Сама Сандра была привлекательной зрелой девочкой, правда несколько сердитой и несчастной, но без явных признаков депрессивного состояния. Психологическое тестирование выявило средний уровень развития ее интеллектуальных способностей. В происхождении нарушений поведения Сандры сыграли роль несколько факторов. Переход в новую школу оказался неблагоприятным. Это произошло отчасти из-за того, что умственные способности девочки не позволили ей достигнуть высоких результатов, а отчасти потому, что перемена вызвала разрыв дружеских связей, совпавший с кризисами в семье. До сих пор Сандре удавалось преуспевать во всем, теперь же она терпела неудачу в любом деле. Ее самооценка резко снизилась. Это снижение самооценки было усилено родителями, которые сравнивали ее со старшей сестрой в неблагоприятном для нее свете. Общение в семье было развито плохо, и Сандра чувствовала, что доверять своим родителям она не может. Сандра стремилась утвердить свою собственную индивидуальность, однако не знала, как это сделать (и какую именно индивидуальность она хочет утвердить). В своей компании она получала то восхищение собой, которого ей недоставало ни дома, ни в школе, и это удовлетворяло некоторые из ее потребностей. Однако она подчеркнуто держалась особняком как в этой, так и любой другой компании. Родители Сандры демонстрировали уклончивую модель родительского поведения. Они были неискренни, во всем проверяя Сандру, и лгали, говоря, что они многое знают о ней из ее дневников. Они критически относились к тому, что делала Сандра, одновременно не оказывая ей никакой поддержки и не осуществляя контроля за ее поведением. Для того чтобы устранить эти проблемы, был применен психотерапевтический подход. Раз в неделю с Сандрой работал психотерапевт, а специальный консультант — сотрудник социальной службы работал с ее родителями. Родителям помогли лучше понять переживания Сандры, обсуждалась также их роль в возникновении проблемной ситуации. Было высказано предположение, что для того, чтобы Сандра действительно смогла справиться с собственными проблемами, необходимо сделать домашнюю обстановку менее напряженной и негативной. Родителям посоветовали быть более чуткими к желаниям Сандры, чаще разговаривать с ней. С ними также обсуждались вопросы, связанные с последствиями, которые возникали при попытках скрывать (почти всегда неудачно) тот факт, что они следили за своей дочерью. Во-вторых, в беседах с родителями анализировалась конфликтная ситуация, возникающая в результате того, что Сандру критиковали за любой поступок, но не устанавливали никаких ограничений ее поведения. Было принято решение не запрещать Сандре дружбу с ее компанией асоциальных подростков, поскольку группа этих детей имела для нее важное значение. Вместе с этим была осуществлена попытка обеспечить ее другими занятиями и источниками поддержки. Поэтому в данном случае одной из глав-
ных целей начальных этапов работы было обеспечение поддержки родителей (особенно матери) в решении стоявших перед ними задач; оказания им помощи в поиске более адекватных способов преодоления собственного волнения. В течение первых бесед с психотерапевтом Сандра рассказала о своих друзьях, среди них был и такой, с которым она познакомилась на улице всего за 5 минут до прихода в консультацию. Она сильно переживала свои школьные неудачи. Особенно часто Сандра говорила об отношениях с другими людьми, о том, что она испытывает потребность делиться своими чувствами, о том, что ей хочется, чтобы люди заботились о ней, а также о том, что ее тревожат ситуации, в которых она не чувствует никакого контроля родителей. В течение нескольких первых месяцев она продолжала общаться с разнообразными «хиппи» или другими подобными компаниями. Она также попробовала употреблять наркотики. Психотерапевт направлял Сандру на обсуждение этих вопросов и ее отношения к ним, однако обращал внимание девочки на истинное значение ее поступков и старался показать опасность того, что она делала. В течение этого периода проблемы Сандры, связанные с вопросами секса, употребления наркотиков и дружбы с подростками, активно не признающими авторитетов, оставались как бы законсервированными, и Сандра хорошо отдавала себе отчет в том, что подобные формы деятельности не могут разрешить ее внутренние конфликты. Через несколько месяцев она перестала встречаться со своей компанией, поскольку «друзья» несколько раз подвели ее. С точки зрения родителей, у Сандры еще оставалось несколько «нежелательных» друзей, но ее дружеские связи стали теперь гораздо более стабильными и организованными, она перестала знакомиться с первыми встречными. Отношения дома улучшались, и Сандра стала беседовать с матерью чаще, чем прежде. Психотерапевту удалось создать надежные отношения доверия с Сандрой, и было решено, что пора установить контакт со школьными учителями. Им были сообщены результаты оценки уровня интеллектуального раз- вития Сандры, и они разработали для нее облегченную программу обучения и предоставили ей возможность выполнять определенную общественную нагрузку. Ее поведение в школе значительно улучшилось. Сандра в целом стала более жизнерадостной и открытой в своих отношениях с миром. Отношения с друзьями постепенно стабилизировались, у нее возникла прочная связь с молодым человеком, имевшим постоянную работу. Дома обстановка значительно улучшилась, хотя некоторая напряженность между Сандрой и ее матерью сохранялась. Из школы сообщили, что Сандра стала вести себя гораздо лучше, и через год лечение было прекращено. Как Сандра, так и ее родители утверждали, что имевшие место в их семье проблемы разрешены. В обоих случаях, как с Мэри, так и с Сандрой, главный акцент в определении тактики лечения делался на обеспечение девочек помощью в поиске наилучших способов преодоления собственных трудностей. Для этих целей применялась индивидуальная психотерапия, поскольку каждой, если они действительно хотели найти более приемлемое решение своих внутренних проблем, было необходимо понять природу переживаемых стрессовых состояний и значение собственных эмоциональных реакций. В работе с родителями был применен практически такой же подход. В процессе психотерапии родителям было предложено несколько специфических вариантов, которые они могли использовать для улучшения ситуации в семье. Но для того, чтобы добиться изменения родительского поведения, было не менее важно помочь родителям действительно понять то, что происходило в их семьях. Для этих целей использовались методы социальной психотерапии. Для успешного процесса лечения недостаточно простого понимания ситуации, лечение всегда должно планироваться так, чтобы понимание приводило к изменению поведения. И все-таки уже обычное понимание психодинамики ситуации и механизмов, лежащих в основе возникновения расстройств, оказывается полезным людям. Это нужно им для того, чтобы осознать, почему определенная форма поведения требует изменения и в чем заключается тип требуемых перемен. Однако в некоторых случаях главной целью лечения должна стать специфическая помощь родителям в воспитании ребенка с тяжелыми расстройствами поведения. Так было в случае с Дональдом. Родители девятилетнего Дональда обратились в консультацию с жалобами на тяжелые приступы ярости, •которые становились все более невыносимыми. Эти приступы отмечались у мальчика уже в раннем дошкольном возрасте. К моменту обращения в консультацию такие приступы случались у Дональда ежедневно, достигли стадии, когда он кричал, бросался чем попало, дрался и даже пытался порезать мать кухонным ножом. Родители испробовали множество различных способов реагирования на подобные взрывные реакции ребенка, но в конце концов дошли до того, что стали бояться подобных приступов и шли навстречу почти всем желаниям мальчика. Из-за Дональда жизнь трех старших братьев стала невыносимой, так как он портил и воровал принадлежащие им вещи. Он мучил собаку, бил ее, кормил ее несвежей пищей, чтобы она заболела. Он редко играл с приходившими в дом детьми. Однако в школе Дональд был неплохо адаптирован и его поведение не причиняло особого беспокойства учителям, если не считать того, что он был очень невнимательным на уроках и не проявлял особого интереса к учебе. Он пропустил множество уроков, отказываясь ходить в школу, если же родители настаивали, пытаясь отправить его туда, он тут же выходил из себя. Дональд плохо спал, мало весил. У него также отмечались тик лицевого нерва и привычка кусать пальцы и ногти. Он лечился в нескольких различных клиниках, где был применен метод семейной терапии и проведен курс антидепрессантов. И то, и другое оказалось безуспешным. Однажды его поместили в детское отделение больницы общего типа. Поначалу в этом отделении он вел себя нормально, но затем стали отмечаться приступы ярости, завершавшиеся сценой, в которой он ломал предметы и раздирал в клочья постельное белье. Дональд был очень поздним ребенком, и в момент обращения родителей в клинику они практически лишились привязанности к нему. Мать Дональда потеряла почти 32 фунта в весе, став чрезвычайно тревожной и напряженной. Она раньше очень любила Дональда и старалась быть к нему снисходительной, но теперь ее привязанность к мальчику была погублена чувствами отчаяния, злости и фрустрации. С рождения Дональд был очень трудным ребенком. Это проявлялось в том, что его реакции были менее живыми, чем у других детей в этой семье, поведение непредсказуемо, и сам он казался родителям «странным» и «каким-то другим», хотя они и затруднялись объяснить почему. В конце концов родители стали ожидать беды от любого поступка ребенка и чувствовали, что они никогда не смогут оставить его без присмотра. Отец Дональда был сдержанным человеком, у которого было несчастливое, унылое детство. Ему нелегко было говорить о своих переживаниях, а в течение последних двух лет он находился в несколько подавленном состоянии. В силу служебных обстоятельств он не мог в достаточной степени помогать своей жене справляться с сыном. Брак родителей Дональда в принципе был счастливым, однако мать мальчика чувствовала, что ей не хватает поддержки мужа. Оба родителя испытывали чувство вины и очень переживали из-за этого. Дональд был тощим, неуклюжим и неловким мальчиком со странной фигурой и внешностью. С ним удалось установить хороший психотерапевтический контакт. Психологические исследования показали, что уровень его интеллектуального развития был средним, хотя он практически не умел читать. Таким образом, в консультацию Дональд попал с тяжелым и хроническим расстройством поведения, которое сопровождалось серьезными нарушениями чтения и рядом эмоциональных проблем. Странной чертой этого расстройства было то, что, несмотря на тяжесть, оно практически полностью ограничивалось семейной ситуацией. Создавалось впечатление, что причины расстройства поведения этого мальчика связаны с особенностями его темперамента, из-за которых он стал необыкновенно трудным для родителей ребенком. Его странная внешность и плохое развитие моторики дали основание предполагать существование некоторого «рожденного физического заболевания, однако ничего подобного обнаружено не было. Истерики, которые он закатывал, очень быстро привели к возникновению такой системы взаимоотношений, при которой его родители потеряли свое влияние на него, и с помощью припадков мальчику удалось занять доминирующую позицию в семье. Поскольку припадки уже стали фактом семейной жизни, было ясно, что необходимо показать родителям, как следует реагировать на них. Отец и мать Дональда находились в состоянии сильного нервного напряжения, и у них было много невыраженных чувств — вины, обиды и злости как на Дональда, так и на персонал клиник, в которых им безуспешно пытались помочь. Поэтому в данном случае эффективное лечение было бы невозможным без специальной работы с переживаниями родителей. Эта работа должна была проводиться параллельно с обучением родителей тому, как надо вести себя во время припадков. Во время первого обследования Дональда обстановка в семье была накалена до предела и было очевидно, что прежде всего мальчика необходимо стационировать (хотя бы только потому, чтобы облегчить состояние родителей). В равной степени госпитализация Дональда была необходима и потому, что основная проблема, с которой предстояло работать психотерапевту, была связана с семьей в целом, поэтому было бы бесполезно начинать лечение вне клинической ситуации до тех пор, пока не обеспечена достаточно сильная заинтересованность родителей в психотерапевтическом процессе, и до тех пор, пока не изменены способы взаимодействия родителей с ребенком. Дональд получил разрешение на госпитализацию и был быстро переведен в больницу. Несмотря на некоторую социальную неприспособленность, он хорошо ладил с детьми. Изредка у него отмечались признаки плохого настроения, но оно игнорировалось персоналом и никогда не приводило к возникновению истинного припадка. Психотерапевт, занимавшийся с Дональдом индивидуальной психотерапией, пытался лучше понять отношение Дональда к семье и выяснял, что же служило причиной припадков. Это оказалось достаточно сложным делом, поскольку Дональд, несмотря на свое дружелюбие, оказался необщительным мальчиком. Параллельно с Дональдом проводились непосред- ственные коррекционные занятия по обучению чтению. Процесс обучения был разбит на серии небольших этапов, для которых была разработана соответствующая градуированная серия поощрений (в символической форме) за успехи. С родителями работали одновременно и психолог, и социальный работник. Вначале, для того чтобы лучше понять, каким образом у мальчика возникают припадки, специалисты обсуждали с родителями те проблемы, которые они видят в поведении Дональда, и то, как они реагируют на это поведение. Затем психотерапевты провели серию наблюдений за взаимодействием родителей с Дональдом. Наблюдение проводилось через специальный экран, позволяющий наблюдателям видеть все то, что происходит перед ними, сами они при этом оставались невидимыми. Затем с родителями обсуждались результаты наблюдений. Таким образом достигалась возможность получения более четкого представления о последовательности событий, приводящих к возникновению припадка у ребенка. Эта последовательность выглядела следующим образом. Дональд обращался к родителям с провокационными или неразумными просьбами, на которые родители отвечали отказом, но позже, выведенные из себя, уступали. Также на первых этапах психотерапии было отмечено, что родители испытывали затруднения в совместной деятельности или играх с Дональдом, поэтому его назойливое поведение и приступы раздражения служили для привлечения родительского внимания. В результате работы с родителями были увеличены возможности их совместной деятельности с ребенком, им было предложено хвалить Дональда за любую мелочь, которую он сделал хорошо, а также установить приемлемые ограничения в том, что ему разрешалось, и придерживаться этих ограничений твердо и последовательно. Негативные формы поведения следовало игнорировать или строго наказывать за них. Продолжительность контактов родителей с Дональдом постепенно увеличивалась. Вначале они общались с ним только в отделении больницы, затем стали брать его на короткие прогулки, затем домой на ночь или на выходные и, наконец, забирать Дональда домой на более длительные периоды (приблизительно на неделю). В результате психотерапевтического процесса родители стали с удовольствием общаться с Дональдом и научились справляться с его вспышками ярости, которые теперь уже были довольно редкими и менее тяжелыми. В процессе психотерапии имели место отдельные рецидивы прежнего поведения. В такие моменты родителям давали возможность увидеть, как можно реагировать на подобное поведение ребенка, и эти рецидивы оказывались по-своему полезными, поскольку позволяли проверить работу средств, направленных на преодоление более серьезных срывов. Одновременно с обучением реагированию на приступы Дональда родители обсуждали с психотерапевтом собственное раздражение, которое возникало при появлении трудностей у Дональда. Это дало им возможность осознать и свою вину в происхождении проблем сына. Со временем напряженная атмосфера в семье несколько ослабла. Поведение Дональда продолжало осложнять жизнь семьи, однако родители стали лучше контролировать ситуацию. Благодаря специальным коррекционным занятиям Дональд значительно улучшил свое чтение, но более важным результатом оказался тот факт, что мальчик впервые стал проявлять действительный интерес к школьному обучению и работал собранно и с удовольствием. Лечение Дональда главным образом состояло в том, что родителям была предоставлена возможность познакомиться с достаточно специальными бихевиораль-ными методиками, позволявшими им справляться с припадками сына и подкреплять его позитивное социальное поведение. Результатом их успешного овладения подобными методиками было существенное уменьшение напряжения в домашней обстановке и явное улучшение отношений с Дональдом. В данном случае важную роль сыграло то обстоятельство, что родители нашли в себе силы преодолеть собственное чувство вины и отчаяние, вызванное всем происходившим, и та способствовавшая улучшению состояния Дональда уверенность в себе, которую он приобрел благодаря исправлению чтения. Можно прямо сказать, что имевшие место нарушения поведения Дональда прямо происходили из нарушений его отношений с родителями. И в самом деле, его расстройство было в основном связано с домашней обстановкой. Становится понятным, почему был при- менен психотерапевтический метод работы со всей семьей в целом. Этот метод оказался неэффективным лишь потому, что предполагалось, что нарушение внутрисемейных взаимоотношений было единственной и первичной причиной возникновения нарушения поведения у ребенка. В результате в процессе первых попыток психотерапии усиливалось родительское чувство вины, но родителей не обеспечивали никакими средствами решения существовавших в семье проблем и в результате по-прежнему оставляли их без каких бы то ни было средств преодоления пугающего и опасного поведения. Конечно, не вызывает сомнения, что нарушенные детско-родительские отношения сыграли важную роль в происхождении расстройств поведения у Дональда и что эти расстройства в значительной степени усиливались неумением родителей найти эффективные и продуктивные способы реагирования на припадки ребенка. Тем не менее важно отметить то, что ни у кого из других трех детей в этой семье не отмечались нарушения развития, и то, что Дональд был странным, трудным, вялым ребенком. Те методы воспитания, с помощью которых удалось так хорошо воспитать трех других детей, оказались абсолютно неприемлемыми для воспитания Дональда. Это послужило причиной развития все больших нарушений поведения Дональда, и по мере того, как его поведение ухудшалось, увеличивались испытываемые родителями трудности, а отношения между ними и ребенком портились. Так возник порочный круг, и для того, чтобы разорвать его, было необходимо вооружить родителей эффективными средствами борьбы с необыкновенно агрессивными приступами ярости Дональда. После того как подобные средства были предоставлены в распоряжение родителей, их отношения с Дональдом стали улучшаться. Итак, главная причина заключалась в аномальных особенностях темперамента Дональда, но нельзя сказать, что только они привели к возникновению его поведенческих проблем. Роль аномалии темперамента в данном случае заключалась в ее неблагоприятном влиянии на взаимодействие с родителями, именно на это и было направлено психотерапевтическое лечение.
Гиперкинетический синдром Многие дети с эмоциональными расстройствами или с нарушениями поведения беспокойны и излишне активны, как, впрочем, и любые дети со всевозможными нарушениями психической деятельности. Повышенная активность — это всего лишь один из многих симптомов. Однако существует менее распространенный синдром, главной чертой которого является чрезвычайная активность (31). Обычно этот синдром называют гиперкинетическим. У детей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко. В таких случаях родители жалуются на то, что ребенок ни минуты не сидит спокойно, что он встает из-за стола во время еды, что он не хочет сидеть ни в автобусе, ни в кино, что он постоянно суетится. Тяжесть расстройства, его раннее начало, связь с серьезными нарушениями внимания и способности к умственному сосредоточению являются ключевыми признаками, позволяющими дифференцировать гиперактивность от простого состояния беспокойства, отмечаемого у многих детей. При этом синдроме на гиперактивность жалуются не только родители ребенка. Жалобы подтверждаются сообщениями учителей о том, что ребенок не может спокойно сидеть на уроках и постоянно перемещается по классу. Данное расстройство становится очевидным, когда ребенок идет в школу, однако его первые проявления обычно имеют место на третьем или четвертом годах жизни. У такого ребенка очень часто сильно ограничен объем внимания, и он может сосредоточиваться на отдельных формах активности всего лишь на несколько мгновений, а затем переключается на другие виды деятельности. Как правило, у этих детей чрезвычайно повышена отвле-каемость, так что они реагируют на любой звук, на любое движение. Хотя синдром носит название гиперкинетического, основной дефект, скорее всего, является дефектом внимания. Дефект внимания, как правило, сохраняется по мере роста ребенка. Гиперактивность во многих случаях исчезает, и нередко в подростковом возрасте ее сменяет снижение активности, инертность психической деятельности и недостаток побуждений. Как правило, этому расстройству сопутствуют раз- личные задержки развития. Большинство детей испытывает серьезные трудности в учебе, а интеллектуальное развитие многих находится на уровне либо средней, либо пограничной умственной отсталости. В некоторых случаях гиперактивность может быть крайним вариантом темпераментных особенностей ребенка, но в других случаях она возникает в результате ранних повреждений мозга. Хотя основные связанные с гиперактивностью проблемы заключаются в нарушении двигательного поведения ребенка и его способности к концентрации внимания, неудивительно, что с этим синдромом часто связывают серьезные затруднения общения с другими детьми и агрессивное или деструктивное поведение. Развитие этих вторичных нарушений поведения, несмотря на имеющийся, как правило, конституциональный дефект, в большой степени определяется влиянием факторов среды. Дети с гиперкинетическим синдромом — это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. Прогноз развития в случае данного отклонения не очень хороший, и у большинства детей с подобным расстройством серьезные социальные проблемы сохраняются и в подростковом возрасте. В лечении подобных случаев основной акцент делается на обеспечение родителей средствами контроля поведения, оказания педагогической коррекцион-ной помощи и иногда на назначение лекарств. Часто наиболее эффективным является комбинация этих методов. Родители Брюса обратились за помощью в консультацию, когда мальчику было 4 года, с жалобами на ярко выраженную гиперактивность ребенка и трудности в поведении. Его раннее развитие было сильно задержано, особенно тяжелой была задержка речи. В четыре года он все еще мочился в постель. В 18 месяцев у него был эпилептический припадок, а в течение двух лет было отмечено около двух дюжин подобных припадков. Большинство припадков проявлялось в форме сильных судорог, но один из них носил психомоторный характер. Он начался с болей в животе, а затем его основными чертами стал остекленевший взгляд, слюнотечение и произнесение глупых слов. С того момента, как Брюс
научился ходить, он был очень активным, весь день проводил на ногах, неистово метался по дому и вечно во все вмешивался. Обычно он переходил от вещи к вещи, быстро переключаясь с одной на другую. В 4 года (в момент обследования) он без остановки говорил. В консультации Брюс произвел впечатление жизнерадостного, дружелюбного мальчика, который в то же время был очень расторможенным и непостоянным. Психологическое обследование его интеллектуального развития показало, что оно находилось на уровне, пограничном со средней умственной отсталостью. Брюс был единственным ребенком в счастливой преуспевающей семье. Не вызывало сомнений то, что мать сильно любила сына. Родители ребенка испытывали большие трудности из-за гиперактивности мальчика. У Брюса отмечался гиперкинетический синдром, и так же, как у многих других детей с подобным нарушением, он в некоторой степени был задержан в своем психическом развитии, в дополнение к этому в его поведении отмечались признаки органической дисфункции мозга (которая проявлялась в форме припадков). Это нарушение было следствием аномалии внутриутробного развития, а не каких бы то ни было перенесенных переживаний или стрессов. Поэтому при лечении Брюса важно было прежде всего предотвратить дальнейшее развитие припадков. Вот почему ему немедленно был назначен курс противосудорожнои терапии. В случаях подобной тяжелой гиперактивности очень эффективными оказываются стимулирующие психическое развитие лекарства, поэтому они были также назначены мальчику. К сожалению, они не оказали никакого эффекта на гиперактивность Брюса, и, наоборот, на фоне их применения Брюс стал очень несчастным и слезливым, поэтому эти лекарства были отменены. Этот парадоксальный побочный эффект иногда отмечается у детей. Вместо этих лекарств был применен один из больших транквилизаторов. Транквилизатор несколько успокоил Брюса и сделал его менее активным, однако было очень трудно подобрать такую дозу, которая бы не делала мальчика слишком сонным. Тем не менее благодаря тому, что Брюс принимал это лекарство около года, ситуация в доме стала более управляемой, и поэтому продолжение курса имело смысл. Параллельно проводилась психотерапевтическая работа с матерью, целью которой было научение матери формам управления гиперактивностью Брюса. Это включало четкое нормирование поведения Брюса и проявление твердости в отношении тех поступков, которые не разрешались в структурировании ситуации таким образом, что в ней сокращалась возможность для отвлечения внимания и поощрение сосредоточений в играх и при выполнении заданий. В пять лет он начал учиться в специальном классе обыкновенной школы, а позже был переведен в школу для отстающих детей. При обследовании в 7 лет у него отмечался некоторый прогресс в школьном обучении, он стал менее двигательно активным, но оставался импульсивным и не собранным на уроках. Он любил играть с другими детьми, но не слишком хорошо ладил со своими однолетками, поскольку очень любил командовать. Вероятно, какая-то часть поведенческих трудностей Брюса сохранится у него и в подростковом возрасте, однако у этого мальчика практически никогда не отмечались вторичные нарушения поведения. Отсутствие вторичной симптоматики во многом объяснялось гармоничными отношениями в семье, где родители с большой теплотой относились к ребенку, но вместе с тем знали, как следует проявлять твердость в те моменты, когда это необходимо. В других случаях прогноз может быть гораздо хуже как из-за более тяжелого биологического повреждения, так и из-за менее адекватных отношений в семье. В случае с Рэндольфом имело место и то, и другое. Рэндольф был впервые обследован в нашей клинике в возрасте 6 лет, ранее он уже лечился у психиатра. Он был грубым гиперактивным ребенком, агрессивным как со взрослыми, так и с детьми и с очень низкой способностью к умственному сосредоточению. Непосредственно перед приходом в консультацию он был исключен из специальной школы из-за чрезвычайно нарушенного поведения. Роды у матери Рэндольфа были нормальными, но на ранних стадиях беременности у нее существо- вала угроза выкидыша. Уже в младенчестве мальчик был трудным ребенком. Он срыгивал в процессе кормления, был очень беспокойным, и у него отмечались судороги во сне. В дальнейшем возникла задержка развития таких важных реакций, как сидение и ходьба, и до трех лет мальчик не говорил. В течение этих первых лет жизни он часто кричал и бился головой. Поведение Рэндольфа изматывало мать, и она обычно, рассердившись, рыдала и шлепала его. Когда Рэндольфу исполнилось 2 года, она вышла на работу, чтобы быть подальше от него, оставив ребенка с няней. Она проработала всего лишь около шести месяцев. Когда Рэндольфу исполнилось 4 года, его отдали в специальный класс для детей с нарушенным поведением, в котором он оставался в течение 9 месяцев. В это время его игра часто носила бесцельный характер. Он был гиперактивен, и ему нравилось устраивать беспорядок. Также он был очень агрессивен по отношению к другим детям. После того как учительнице удалось наладить близкие отношения с Рэндольфом, его поведение в какой-то мере улучшилось, но, когда учительница ушла из класса, поведение мальчика вновь расстроилось. В течение следующего года Рэндольф поменял три школы, из которых он был исключен. Он по-прежнему оставался чрезвычайно гиперактивным, неуклюжим, агрессивным, кроме того, он часто выбегал на дорогу, не обращая внимания на движущийся транспорт, и причинял много вреда, ломая вещи. Соседским детям не разрешали играть с Рэндольфом. По отношению к родителям он был одновременно и любящим и недоброжелательным. Его опасно было оставлять с младшим братом, которого он однажды спихнул с высокого стула. Он был жесток с животными (однажды задушил хомяка) и часто лгал. У него не были развиты навыки опрятности, отмечались страхи, и выглядел он несчастным ребенком. В консультации Рэндольф врывался в комнаты, выбегал из них, включал и выключал лампы, снимал телефонные трубки и повсюду производил беспорядок. Его речевые способности были ограни- ченными, а артикуляция плохой. При психологическом обследовании было обнаружено очень плохое развитие его тонкой моторики и плохое восприятие формы предметов. Один из тестов на сообразительность он выполнил плохо, но выполнение другого не отличалось никакими особенностями. Уровень его интеллектуального развития был на пограничном уровне со средней степенью умственной отсталости. Отец Рэндольфа работал слесарем, он был беспечным человеком. Однако ему казалось, что поведение Рэндольфа направлено именно против него, и он до нескольких раз в неделю терял самообладание и, рассердившись, бил ребенка. Мать Рэндольфа была тревожной женщиной, которая находилась в отчаянии из-за невозможности справиться с сыном. Брак родителей Рэндольфа был счастливым, и в семье имелось еще двое нормально развивающихся детей. Тяжесть состояния Рэндольфа означала, что единственным правильным решением могло быть только стационирование ребенка в клинике. Там его, поведение существенно улучшилось, но он оставался гиперактивным и агрессивным. Применение стимулирующих препаратов, а затем транквилизаторов не дало положительного эффекта. Приблизительно через год он был зачислен в специальную дневную школу, однако после возвращения домой его поведение быстро расстроилось, поскольку оказалось невозможным научить родителей удовлетворительным образом справляться с проблемами воспитания Рэндольфа. Он проучился целый год дома, так как было невозможно подобрать подходящую школу. В конце концов после неудачной попытки обучения в специальной дневной школе он был переведен в специальную школу-интернат. За время пребывания в интернате его состояние значительно улучшилось, но он по-прежнему оставался расторможенным и гиперактив-ным. При последнем обследовании, проведенном в возрасте 13 лет, у мальчика отмечалось значительное улучшение поведения и компенсация гиперактивности, хотя его способность к умственному сосредоточению по-прежнему оставалась плохой и его школьные успехи б 1.1 ли значительно ниже его возможностей.
Несмотря на то что к началу подросткового возраста состояние Рэндольфа заметно улучшилось, у него оставались существенные социальные и учебные проблемы. Применение лекарственных препаратов не оказывало никакого эффекта, и было невозможно научить родителей адекватному реагированию на агрессию и гиперактивность мальчика. Однако как в больнице, так и в специальном интернате поведение Рэндольфа значительно улучшалось. Это были именно такие учреждения, персонал которых обладал профессиональными навыками, позволяющими сочетать воспитание ребенка, организацию поведения, твердость и последовательность с теплотой и привязанностью, благодаря чему и был достигнут ярко выраженный эффект. По мере исправления поведения Рэндольфа и за то время, в течение которого родители общались с мальчиком лишь в моменты школьных каникул, они постепенно стали приобретать способность к регулированию отношений с ребенком, и к наступлению подросткового возраста между Рэндольфом и его родителями установились гармоничные прочные отношения. Лишь в редких случаях дети с нарушениями психической деятельности нуждаются в стационировании или обучении в специальных школах, обеспечивающих параллельное проживание ребенка. Однако для этих немногих детей подобная помощь оказывается бесценной. Date: 2015-11-13; view: 378; Нарушение авторских прав |