Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфическая задержка чтения 3 page
Мы не знаем, как часто включаются в работу различные психологические механизмы, и нам не хватает данных, касающихся важности тех или других из них. Такое неудовлетворительное состояние дел привело к тому, что некоторые психологи академического направления стали вообще отрицать существование бессознательных процессов и отказываться от учета смысла поведения. Такая точка зрения представляется чересчур узкой. Даже ведущие психодоги-бихевиористы признают значение смысла поведения; также есть определенные основания для того, чтобы признать существование как символической функции, так и бессознательной природы некоторых механизмов. Учет этих процессов оказывает существенную помощь в понимании того, почему люди ведут себя так, а не иначе. В соответствии со сложившейся традицией психоаналитическая психотерапия подразумевает очень частые встречи психотерапевта с пациентом в течение нескольких лет. Внимание обращается исключительно на то, что происходит в процессе общения психотерапевта с пациентом, и в некоторых клиниках отмечалось относительное игнорирование того, что происходило в жиз- ни ребенка в течение других 23 часов того же дня, а также определенное избегание каких бы то ни было терапевтических контактов с родителями или другими членами семьи. Этот подход требовал от психотерапевта исключительно большой затраты времени и был основан на неправильном допущении, что корни расстройства всегда целиком заключаются в интрапсихических процессах, а не в каких бы то ни было аспектах реально действующих на пациента межличностных отношений или в реальных стрессах, которые оказывает на пациента среда. В результате осознания этой ошибки психотерапевтические методы в дальнейшем были модифицированы в некоторых основных моментах. Четыре наиболее важных направления изменений заключались в следующем: 1) поиск более быстрых методов лечения; 2) усиление внимания в отношении осознаваемых конфликтов и реально действующих стрессов; 3) смещение направления терапии с ребенка на всю семью в целом как на группу, члены которой взаимодействуют между собой и 4) уменьшение времени, посвящаемого интерпретации интрапсихических механизмов, и усиление роли отношения терапевт — ребенок самого по себе как наиболее важного средства терапии. Использование более быстрых методов терапии было продиктовано прежде всего соображениями экономического характера. Очевидно, что частые интервью, продолжающиеся в течение нескольких лет, были недоступны для большинства пациентов, и применение подобных методов неизбежно означало, что лишь небольшая часть детей, нуждающихся в лечении, сможет получить помощь. Однако по мере распространения опыта использования краткосрочных психотерапевтических методик стало очевидным их преимущество. Применение быстрой психотерапии требует четкой направленности терапевтического процесса и постановки реальных психотерапевтических целей. Временные ограничения требуют определенной терапевтической стратегии, большого внимания со стороны психотерапевта и более активной роли семьи как между психотерапевтическими сеансами, так и во время психотерапевтической беседы. Для психотерапевта становится необходимым поиск средств укрепления сил семьи и побуждение ее членов к использованию этих '652 сил для решения как внутренних, так и межличностных проблем, возникающих в их жизни. Таким образом, наряду с традиционными психоаналитическими, психотерапевтическими средствами, такими, как наблюдение, рефлексия и интерпретация, психотерапевты должны быть готовы к использованию одобрения, совета или указания в соответствующих случаях. Розенталь и Левин (144) провели контрольное сравнение эффективности кратковременной психотерапии и длительной психотерапии и обнаружили, что для многих пациентов эти методы воздействия были в равной степени эффективными. Это соответствует результатам исследований эффективности психотерапии у взрослых, согласно которым длительные интенсивные курсы психотерапии если и имеют, то лишь незначительное преимущество перед быстродействующими методами. Данных, касающихся преимуществ психотерапии, в сравнении с другими методами лечения, такими, как совет и поддержка или бихевиоральный тренинг, очень мало. Большинство из предпринятых сравнительных исследований имеют такие серьезные недостатки, что к их результатам нельзя относиться как к бесспорным. Практически единственное надежное исследование на группе пациентов, проведенное за пределами клиники, было предпринято Айзенбергом и его коллегами (51). Они показали, что быстрая психотерапия приводит к существенно выраженным улучшениям состояний у детей с неврозами, нежели простая диагностика и совет. К сожалению, методы, используемые при психотерапии в этом случае, не были описаны. Эти результаты обнадеживающие, но до тех пор, пока они не подтверждены или не опровергнуты другими контрольными исследованиями, к ним следует относиться с осторожностью. Исследование эффективности психотерапии является сложным и трудным делом, однако дальнейшие шаги в этом направлении чрезвычайно необходимы, более того, они являются важнейшими, если мы хотим, чтобы наша психиатрическая служба для детей планировалась на некоторой рациональной основе. В последние годы в психотерапевтических исследованиях было обнаружено два важных факта. Во-первых, оказалось, что существуют систематические различия между психотерапевтами, касающиеся эффектив- ности их работы. Во-вторых, было обнаружено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психотерапии. Большинство исследований, посвященных изучению индивидуальных особенностей влияния психотерапевта на пациента, было проведено в основном со взрослыми пациентами или с подростками, поэтому не совсем ясно, насколько допустимо распространение полученных в этих исследованиях данных на детский контингент. Однако результаты этих исследований вызывают большой интерес и могут иметь такое же значение и в отношении младших по возрасту групп пациентов. Во многих исследованиях подтверждается, что вера, интерес, энтузиазм и оптимизм психотерапевта являются важными факторами, способствующими достижению успеха при использовании лекарственных средств лечения. Аналогичные факты обнаруживаются при исследовании индивидуальных особенностей психотерапевтов, проводящих быструю психотерапию. Терапевты, работающие с увлечением и энтузиазмом, обычно достигают большего успеха, чем незаинтересованные или пессимистически настроенные. Важность индивидуальных особенностей психотерапевта наиболее широко исследовалась Труаксом и его коллегами (190). Объектом их исследования была техника роджеровской психотерапии, для которой характерен относительно недирективный подход. Согласно результатам этого исследования, наиболее эффективными являются психотерапевты, способные к правильному пониманию проблем пациентов и к правильному общению с ними, демонстрирующие при этом возможность сопереживания как чувствам и переживаниям пациента, так и их смыслу и значению. В каком-то смысле эти данные совпадают с результатами исследования Кунина (97), согласно которому наиболее эффективными в обучении являются те учителя, которые хорошо контролируют обстановку в классе и всегда могут точно оценить происходящую ситуацию. Вместе с тем не менее важным является наблюдение, согласно которому эффективные психотерапевты обеспечивают доверительные и открытые отношения с пациентом, которому они демонстрируют теплоту и приятие. Совершенно очевидно, что в какой-то степени эти характеристики являются чертами личности психотерапевта. Однако создается впечатление, что в значительной степени подобным навыкам можно научиться. Очевидно, что эти положения имеют важное практическое значение для обучения психотерапевтов. Практическое значение изложенных выше положений в особенности подтверждается еще и тем, что, согласно данным проведенных исследований, психотерапевты, которым не свойственны теплота, эмпатия и открытость, могут в действительности ухудшить состояние своих пациентов! В проведенных в Калифорнии исследованиях психотерапии несовершеннолетних преступников (124, 192) наиболее глубоко изучались различия терапевтических потребностей отдельных личностей. Результаты этих исследований говорят о том, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущения неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам ребенка, касающихся и его самого и других. Напротив, в работе с несговорчивыми правонарушителями, конформными в отношении норм своей субкультурной среды, или с несовершеннолетними преступниками-нонконформистами, демонстрирующими направленное против авторитетов манипулятивное поведение, большего эффекта достигают более формальные директивные, прямолинейные психотерапевты, которые больше внимания обращают не на внутренние переживания пациента, а на вопросы, касающиеся внешних способов контроля поведения и установления его ограничений. Опять-таки и эти результаты нуждаются в подтверждении, но, конечно, полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо тщательно подбирать типы психотерапии в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Индивидуальная психотерапия с детьми Индивидуальная психотерапия чаще всего требуется в тех случаях, когда источником проблем ребенка являются определенные формы эмоциональных нарушений, связанные либо с мелкими конфликтами и стрессами, либо с переживаниями по поводу определенного неизменного стресса, пережитого в прошлом или пере- живаемого в настоящем. Вспомним, например, случай с Маргарет, описанный в главе 3. Маргарет перенесла тяжелую травму мозга, последствием которой явился частичный односторонний паралич нижних конечностей. Источником проблем Маргарет стали ее беспокойство относительно собственной непривлекательности, возникшей в результате травмы, а также конфликты, имевшие место между ее стремлением к автономии и необходимостью сохранять зависимость от родителей. В семье Маргарет окружали гармоничные отношения любви, в ней в основном отсутствовали стрессо-генные факторы. Только физический недостаток девочки, несмотря на его слабую выраженность, устранить было невозможно. Вначале формой ее реагирования было депрессивное состояние, которое затем сменили попытки использования выразительных средств с целью сексуальной провокации. Психотерапевт установил с Маргарет отношения доверия и показал, что он понимает ее чувства и видит, как важны для нее ее переживания. В процессе обсуждения собственных конфликтов, вызванных стремлением к независимости и недостаточной уверенностью в своей привлекательности, Маргарет стала принимать собственные минимальные физические недостатки. Сложившиеся отношения доверия с психотерапевтом способствовали повышению самоуверенности девочки, а понимание природы своих эмоциональных конфликтов помогло ей находить приемлемые пути решения собственных трудностей. Иной оказалась ситуация с Сандрой (описанная в 7 главе) — распущенной асоциальной девочкой. Эта ситуация была иной не только потому, что Сандра переживала конфликт, связанный с развитием у нее идентификации с ролью молодой женщины, но также и потому, что и в семье у нее существовали проблемы, вызванные недостатком общения и понимания. В этом случае, несмотря на то что центральный момент лечения составила психотерапия, не менее важным оказалась помощь родителям, направленная на изменение некоторых аспектов их поведения. Для Сандры была важной работа с таким психотерапевтом, который бы принимал ее такой, какая она есть, который демонстрировал бы теплоту или понимание, несмотря на направленное против социальных норм поведение девочки. Конечно, приятие Сандры не означало, что те- рапевт одобрял ее поведение. Не критикуя Сандру и допуская, что в силу обстоятельств ей приходилось вести себя так, как она себя вела, психотерапевт в то же время давал ей понять, что он считает опасными ее увлечение наркотиками и дружбу с молодыми людьми, замешанными в уголовных делах. Психотерапевт демонстрировал Сандре свое понимание того, что все это поведение было реакцией на эмоциональные трудности, и таким образом создавалась основа доверительных отношений, помогающих девочке находить приемлемые варианты решения собственных проблем. И в этом случае как теплота отношения, так и понимание, возникавшие в результате обсуждения проблем Сандры и ее конфликтов, составили важную часть психотерапевтического процесса. В обоих случаях и Маргарет, и Сандра после того, как психотерапевтам удалось завоевать их доверие, оказались способными к открытому обсуждению переживаний, установок и собственного поведения. Однако иногда могут потребоваться более косвенные методы. С детьми младшего возраста психотерапевту часто приходится устанавливать общение с помощью игры. Поэтому психотерапевтический метод в таких случаях часто называют термином «игровая психотерапия». Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса. Она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что игрушки, используемые в процессе психотерапии, должны способствовать выражению ребенком своих переживаний или мыслей. Краски, пластилин, фигурки, изображающие членов семьи, игрушечные солдатики, ружья, животные — все это может помочь ребенку выразить свои мысли и переживания. Разберем для примера случаи с Франком и Генри. Франк был семилетним ребенком, который настойчиво уходил от контактов и выражал свои чувства исключительно с помощью рисования. Его живые картинки изображали драки животных. По мере рисования он давал животным имена. Это могли быть имена членов семьи или же товарищей по школе. Враждебные чувства отражались в изображении смерти животных, а также в злобном уничтожении нарисованных фигур с помощью их интенсивного зачеркивания. Его собствен- ное настроение всегда хорошо отражали выбранные им цвета; в состоянии депрессии он использовал черный цвет, а когда его настроение улучшалось — красный. Рисование стало средством «проживания» заново неприятных контактов с родными или товарищами по школе, только теперь в фантазии ребенка эти контакты имели иной исход. Обсуждение рисунков создавало условия, в которых Франк был вынужден признать существование у него социальных проблем, что отрицалось им при прямой постановке вопроса. Вслед за этим стало возможным дальнейшее движение в развитии у ребенка более адекватных способов решения возникающих сложностей. Генри был агрессивным восьмилетним ребенком из исключительно неблагоприятной семьи. Он усвоил роль беззаботного весельчака, однако всем были очевидны его тяжелые переживания. Он воспитывался в интернате, но по-прежнему сохранял периодические контакты со своей семьей. Генри хорошо осознавал ненадежность членов своей семьи и мог иногда, говоря о своих заботах и волнениях, сказать, что ему не на кого из них положиться. Тем не менее он скрывал это и делал вид, что его семья ничем не отличается от других. В процессе психотерапии он принял условия игры, в которой игрушечный театр использовался для проигрывания сцен из семейной жизни мальчика, находившегося точно в такой же ситуации, как и он. Таким образом ему была обеспечена возможность выразить накопившуюся по отношению к семье злость одновременно с возможностью поиска новых способов решения назревших проблем. Психотерапевт быстро понял, что мальчик на «театральной сцене» был сам Генри. Он обсуждал проблемы Генри, говоря о проблемах игрушечного мальчика. В процессе обсуждения Генри иногда случайно оговаривался и произносил «я», сконфуженно улыбаясь при этом. Генри знал (хотя никогда не говорил об этом), что и он, и терапевт прекрасно осознают, что на самом деле обсуждаются именно его, Генри, проблемы. Для мальчика было очень важно знать, что он может всегда положиться на психотерапевта, и это доверие было чем-то таким, что он никогда ранее не испытывал. Конечно, ни в каком смысле психотерапевт не мог принять на себя роль отца Генри, который редко появлялся на сцене, но его отношения с мальчиком можно было использовать для того, чтобы помочь Генри принять его ужасающую семейную ситуацию и, приняв ее, научиться справляться с ней. Различные психотерапевты используют довольно разные подходы, но я думаю, большинство из них согласится с теми принципами, которые выделил Рейсман (135). Вот они: 1. Внимательная оценка природы психологических 2. Психотерапевт прислушивается к ребенку и 3. Психотерапевт дает ребенку возможность понять, 4. Психотерапевт и ребенок должны определить 5. Психотерапевт должен ясно объяснить ребенку, 6. В тех случаях, когда психотерапия направлена
трудности связаны с поведением ребенка в школе, может оказаться, что школа станет оптимальным местом для проведения лечения, которое в свою очередь может осуществляться через консультацию учителей. И наоборот, если трудности ребенка связаны с его взаимодействием с другими детьми, ему может быть назначена групповая психотерапия, в которой ребенок станет членом группы детей с похожими проблемами. 7. Психотерапевту следует предусмотреть завершение процесса лечения в тот момент, когда целесообразность его прекращения превышает целесообразность его продолжения. Это положение кажется очевидным само по себе, но его суть заключается в том, что может потребоваться прекращение лечения до того, как ребенок полностью поправится. Полное выздоровление может быть нереальным, и было бы непродуктивным продолжать лечение за теми пределами, когда оно еще имело какой-то эффект. Фундаментальным положением для всей психотерапии в целом является четкое определение целей и задач лечения. Следует учесть, насколько психотерапия представляет собой наиболее подходящее средство достижения поставленных целей, а также, если таким средством является именно она, необходимо подобрать наиболее оптимальный метод психотерапии. Психотерапией нельзя пользоваться автоматически, «без разбора». В одних условиях она может быть наилучшим способом лечения, в других — быть абсолютно неадекватной. В процессе психотерапии необходимо накладывать четкие ограничения на поведение ребенка. За исключением очень редких случаев, разрешение детского агрессивного и деструктивного поведения не приводит ни к чему хорошему. Ребенок будет вести себя гораздо лучше, если будет четко знать, что ему разрешено, а что запрещено. Для того чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе психотерапии, целесообразно реагировать на конкретные условия или обстоятельства, на чувства ребенка или выражаемые им отношения, отражающиеся в его рассказах о ситуациях или событиях. Так, например, если ребенок говорит о том, что его дразнят другие дети, лучшим будет психотерапевтический процесс, построенный на понимании того факта, что эта ситуация расстраивает, обижает и злит ре- бенка, или на понимании скрытого смысла его жалоб, который заключается в том, что у ребенка нет друзей. Ни в коем случае нельзя начинать психотерапевтическую беседу с расспроса о том, кто именно дразнился или в какой классной комнате это произошло. Позже, помогая ребенку научиться находить выход из неприятных ситуаций, где он подвергается гонению со стороны детей, знание подробных деталей может ока* заться полезным, но их уточнение во время первой встречи с ребенком свидетельствует о неумении сопереживать и о недостаточном понимании положения, в котором находится ребенок. Ребенок может почувствовать, что психотерапевт относится к нему и к его проблемам с пониманием и симпатией, если психотерапевт правильно использует методы интерпретации психологических процессов и межличностных взаимодействий. Интерпретации помогают ребенку понять, в чем именно заключается его проблема. Однако очень важно, чтобы этот процесс осуществлялся в форме такой беседы, которая облегчает детям выяснение и понимание собственных переживаний, а не в форме догматических нравоучительных высказываний. Также необходимо, чтобы речь психотерапевта соответствовала уровню развития ребенка, то есть его словарному запасу и способности к абстрактному мышлению. В процессе лечения внимание психотерапевта необходимо сосредотачивать на положительных аспектах и конструктивных решениях проблем, а не на недостатках и неудачах ребенка. Несмотря на необходимость осознания ребенком собственных трудностей и неудач, очень важно помогать ему находить конструктивное решение проблемных ситуаций. Принимая во внимание тот факт, что суть психотерапии заключается в достижении понимания ребенком существующих проблем, было бы неразумным отрицать ту возможную пользу, которую приносит психотерапевт, предлагая пути решения проблем или разрабатывая шаги, приводящие к изменению внешних стрессов. Это означает, что психотерапия может применяться в комплексе с педагогическими методами, с методами бихевиорального тренинга или методами воздействия на среду. Как уже отмечалось, преимущества быстрой психотерапии очень часто заключаются в пластичном
соединении различных терапевтических подходов, которые обеспечивают достижение наилучшего способа решения существующей проблемы. Психотерапия семьи в целом Психотерапия семьи в целом начинает все шире использоваться в практике работы психотерапевтов, поскольку во многих случаях природа отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. При такой психотерапии вся семья одновременно участвует в работе и в центре внимания находится семейное взаимодействие, а не личная проблема ребенка. Пример подобной психотерапии рассматривался в 4 главе. До сих пор имеется лишь несколько систематических и надежных оценок эффективности семейной психотерапии, поэтому пока еще невозможно сделать определенное заключение в отношении ее эффективности или ее достоинств в сравнении с другими методами психотерапии. Тем не менее не вызывает сомнения отмечаемый в этих исследованиях факт определенной целесообразности такого подхода (193). Клинический опыт также дает основание считать, что в ряде случаев этот метод может стать наиболее результативной формой лечения. К сожалению, в некоторых клинических центрах энтузиазм, который вызывает эффективность семейной терапии, возрос настолько, что в течение последних лет некоторые психологи и психиатры стали считать ее панацеей от всех проблем. Психические расстройства в детском возрасте далеко не всегда происходят из-за внутрисемейных проблем, и даже тогда, когда они возникают в сложной семейной обстановке, семейная терапия может вовсе не быть наилучшим методом их решения. Поскольку психотерапия семьи в целом является относительно новой формой лечения, адекватные критерии ее использования до сих пор не установлены. Тем не менее основными представляются следующие положения: 1. Главные проблемы заключаются в коммуникации и взаимодействии внутри семьи: затруднение взаимопонимания между ее членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе, отсутствие в семье человека, которому можно было бы довериться.
2. Эти проблемы должны быть главным фактором в 3. Необходимо, чтобы между членами семьи суще В процессе семейной психотерапии можно работать с переживаемыми клиентами чувствами злобы и обиды, однако обычно в тех случаях, когда в отношениях между членами семьи доминируют чувства враждебности и отвержения и отсутствует компенсаторная теплота, семейная психотерапия будет неадекватной формой лечения. Необходимо, чтобы у членов семьи было некоторое желание или потребность ее сохранения. Если родители находятся на грани развода или если ребенок собирается покинуть дом, психотерапия семьи в целом не является целесообразной. Семейную психотерапию не следует использовать в тех случаях, когда проблемы ребенка возникают под действием внутренних по отношению к нему или внешних по отношению к семье факторов. Это означает, что неразумно использовать средства диагностической оценки, которые в качестве предварительного условия предполагают семейную психотерапию. Также необходимо оценивать роль конституциональных или физиологических особенностей ребенка, не зависящих от нарушенных семейных отношений, интрапсихических конфликтов и стрессогенных ситуаций в школе. Несмотря на то что беседа, проводимая со всей семьей одновременно, является, безусловно, информативной, обычно бывает необходимо проведение индивидуальных встреч как с ребенком, так и с его родителями. Для проведения терапии семьи в целом было предложено огромное разнообразие методик, и многие психотерапевты в процессе своей работы используют комбинирование нескольких методов. Тем не менее можно отметить три основных направления. Два их них выделены Заком (206). Это психоанализ и системный анализ. Третий подход, основанный на использовании бихевио-ральных методик, стал наиболее широко использоваться в течение последних нескольких лет. При традиционном психоаналитическом подходе основное внимание обращается на бессознательные процессы, непосредственные эффекты прошлых событий, значение отношений различных членов семьи с терапевтом и внесение элемента осознания в поведение. Анализируется смысл того, что говорится каждым из членов группы (а не то, какое влияние оказывает сказанное на других членов семьи), при этом почти никогда не даются прямые рекомендации. При системном анализе основной акцент делается на изучении взаимодействия между членами семьи, которое отражается в моделях доминирования, в типах передаваемых сообщений, в модели изоляции, в обратной связи, которую получают говорящие от остальных членов семьи, или в роли «вечно виноватого», которую выполняет кто-то из них. Итак, семья рассматривается как миниатюрная социальная система, в которой задачами терапевта являются понимание действующих внутри этой системы сил, того, как они приводят к возникновению проблемного поведения, а также изменение этих сил. При использовании такого подхода психотерапевт может сам указать семье на изоляцию или использование в качестве «жертвы» определенных ее членов, а может попросить членов семьи обсудить между собой такие, например, вопросы: почему ребенок (или отец, или мать) не получают возможности высказать свою точку зрения или почему высказываются провоцирующие конфликты замечания и каковы последствия подобных высказываний? На практике многие ведущие психотерапевты, которые используют совместную семейную психотерапию (особенно те, которые вначале занимались групповой психотерапией, то есть такой формой лечения, в которой несколько пациентов одновременно проходят курс психотерапии), соединяют оба подхода. Например, Скиннер (180) подчеркивает значение восстановления адекватной семейной коммуникации и развития эффективной иерархии доминирования. Оно обеспечивает необходимую степень контроля и создает последовательную структуру, соответствующую уровню развития ребенка. Существует, правда, предположение, что симптом нарушенного поведения ребенка является результатом определенного дефекта процесса коммуникации. В этом случае исполнение разнообразных ролей и проигрывание ситуаций, в которых возникают семейные трудности, могут способствовать выявлению проблем внутри- семейного взаимодействия. По всей видимости, существует четыре главных отличия терапии семьи в целом от традиционной психоаналитической индивидуальной психотерапии. 1. Семейная психотерапия направлена в основном 2. Основное внимание при анализе обращается на 3. Существует определенное предположение, что Date: 2015-11-13; view: 281; Нарушение авторских прав |