Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфическая задержка чтения 4 page
4. Процесс лечения обычно является коротким и Для того чтобы иметь возможность лучше сосредоточиться на текущих семейных взаимодействиях и способах общения, некоторые психотерапевты намеренно не спрашивают о том, что беспокоит родителей, и также не проводят бесед или диагностики состояния ребенка. Конечно, есть определенное преимущество в том, что психотерапевт сразу же приступает к анализу семейного взаимодействия, однако, с моей точки зрения, такой подход является нежелательным, и вот почему: в его основе лежит абсолютно не доказанное предположение о том, что проблема ребенка должна заключаться в семейном взаимодействии, а семейная психотерапия всегда является самым необходимым лечением. К сожалению, эти предположения и утверждения о всеобщей универсальности метода внедряются под громкие аплодисменты и становятся особенно модными. В разное время почти то же самое происходило в отношении лекарств или бихевиоральных тренингов. Третий подход к терапии семьи в целом основан на бихевиоральных моделях, использующих принципы научения. Либерман (105) является одним из наиболее известных представителей, использующих этот метод. Он выделяет три основных принципа в работе психотерапевта. Во-первых, создание и сохранение положи- тельного психотерапевтического контакта. В этом он следует советам Труаксы и его коллег (190), которые подчеркивают, что отношения между психотерапевтом и пациентом, основанные на теплоте, внимании и заботе, являются фундаментальными для всех форм лечения. Во-вторых, задачу психотерапии при данном подходе составляет бихевиоральный анализ проблемы. Это предполагает выяснение перемен, которые каждый из присутствующих на психотерапевтическом сеансе хотел бы видеть в других членах семьи, и тех изменений, которых он хотел бы добиться в себе. Это позволяет выделить специфические цели лечения и часто выявляет у членов семьи глубинную неудовлетворенность друг другом. Анализ проблем требует также определения тех внешних или межличностных факторов, которые приводят к повторению поведения с низкой приспособительной функцией. В-третьих, использование принципа подкрепления (например, поощрения, награды — как положительного подкрепления и неприятных последствий или уменьшения внимания — как отрицательного подкрепления) и принципа моделирования (например, с помощью примера поведения, которое требуется для оказания влияния на межличностное взаимодействие). Изменения поведения достигаются благодаря точному направлению психотерапевтического процесса на конкретные цели и с помощью тактики достижения этих целей, состоящей из серии небольших тщательно продуманных шагов (контролирующихся адекватным использованием поощрения). Психотерапевт стремится к тому, чтобы обеспечить сдвиг внутри группы по направлению к более оптимистичным ожиданиям; к тому, чтобы семья почувствовала значение изменений стереотипа внутрисемейного взаимодействия, ответственность за которые несут все члены семьи поочередно; к тому, чтобы члены семьи научились понимать самих себя и свои отношения с другими; и, наконец, к тому, чтобы была обеспечена регистрация происходящих изменений, что дает возможность каждому убедиться в правильном направлении движения психотерапевтического процесса. Как и при других типах семейной психотерапии, здесь основной акцент делается на анализе взаимодействий, происходящих в данный момент. Ролевые игры или репетиция различных форм поведения могут использоваться с целью исправления привычных способов взаимодействия. Так же как и при других формах психотерапии, важным для решения семейных проблем при совместной работе считается отношение терапевт — семья. Основное отличие этого типа психотерапии от других состоит в: 1) четком определении целей психотерапевтического процесса; 2) функциональном анализе, направленном на определение внутрисемейных влияний, провоцирующих внутрисемейные конфликты; 3) открытом признании того факта, что существует необходимость давать задание всем; 4) том, что каждый член семьи должен вести себя по-другому в перерывах между сеансами психотерапии, и, наконец, 5) четком использовании небольших изменений, вызывающих перестройку внутрисемейного взаимодействия. Для этого типа психотерапии семьи в целом, как и для других типов подобной психотерапии, ощущается недостаток тщательных исследований, оценивающих эффективность метода или изучающих возможность его применения для решения различных проблем. Однако опыт клинического использования подхода позволяет думать, что в ряде случаев он является наиболее полезным. Психотерапия в детских и в родительских группах В тех случаях, когда основные проблемы ребенка связаны с нарушением взаимодействия с другими детьми, групповая психотерапия представляется особенно полезной. Работа с подобными проблемами существенно осложняется при любом варианте индивидуальной психотерапии, потому что психотерапевту неизбежно приходится полагаться на рассказы других о том, что произошло, и у него нет возможности самому наблюдать за взаимодействием в группе. В этих случаях особенно полезно наблюдение за поведением ребенка в терапевтической группе, которая обычно состоит из детей одного с ним возраста. Психотерапевт имеет возможность понять, какие из совершенных ребенком поступков приводят к его изоляции, вызывают у детей насмешки, издевательское отношение или какое-либо другое нарушение контактов. Это создает возможность оказания
помощи ребенку в изменении его поведения, которое достигается направлением внимания ребенка на природу групповых взаимодействий. Принципы и методы групповой психотерапии сходны с принципами и методами, используемыми в семейной психотерапии. Тот факт, что при групповой психотерапии ребенок взаимодействует с незнакомыми детьми (а не с группой лиц, с которыми ему приходится вступать в проблемные отношения за пределами психотерапевтических сеансов), является главным различием этих двух типов психотерапии. Из-за этого обстоятельства иногда оказывается целесообразным осуществление терапевтического процесса непосредственно с той группой детей, при общении с которой возникли проблемы у ребенка. Существуют и другие типы групп, принципы построения психотерапевтического процесса в которых также отличаются от психоаналитических принципов. Эти группы создавались для решения различного рода проблем. Например, многие родители считают полезным встречи с другими родителями, которым приходится сталкиваться со сходными проблемами воспитания. Встречи такого рода представляют особую ценность для родителей, дети которых страдают хроническими расстройствами — задержкой умственного развития, детским церебральным параличом или детским аутизмом. Работа в подобных психотерапевтических группах преследует сразу несколько целей. Во-первых, родители могут получить значительную помощь в процессе обсуждения с другими волнующих их проблем. Люди часто склонны винить родителей за недостатки их детей, в силу этого групповая ситуация, свободная от обвинений подобного рода, может оказать родителям значительную поддержку. Во-вторых, как терапевты, так и другие родители могут помочь найти выход из создавшейся ситуации. Другими словами, в обсуждениях с другими родителями тех способов, с помощью которых им удается справляться с детскими капризами, нарушениями сна и процесса кормления или с обучением навыкам опрятности, могут содержаться подробные сведения, позволяющие родителям понять, как можно решать имеющиеся у них аналогичные проблемы. В-третьих, чувства вины, злости, отчаяния и фру- страции являются общими для многих родителей, имеющих детей с тяжелыми расстройствами. Очень часто родители с трудом признают существование у себя подобных чувств, поэтому дискуссия, с одной стороны, позволяет увидеть, что и другие родители имеют сходный круг переживаний, а с другой стороны, она может помочь прийти к пониманию причин их возникновения и способов борьбы с ними. Еще один тип — группы, где встречаются сразу несколько семей вместе с детьми. Такие группы чаще всего используются при психотерапии матерей, страдающих депрессивными состояниями или жалующихся на длительные невротические личностные нарушения. Этот же тип группы будет полезен для матерей, у которых возникают затруднения в воспитании детей в старшем дошкольном возрасте. Встречаясь вместе в доброжелательной группе с терапевтом, матери могут обучаться не только в процессе дискуссии, но и на конкретных примерах тому, как можно получать удовольствие от собственных детей и как следует преодолевать большое количество обычных трудностей, встречающихся в поведении малышей. Критика психоаналитического подхода Нельзя отрицать, что психоанализ внес фундаментальный и не потерявший до сих пор своего значения вклад в наше понимание проблем, связанных с поведением или с закономерностями психической жизни. Наряду с этим психоанализ сыграл важнейшую роль в развитии методов психотерапии. Тем не менее, как отмечается в одной из последних работ Филиппа Грехема (67), было бы неправильным не обращать внимания на то, что влияние психоанализа создает определенные отрицательные моменты. Пожалуй, двумя наиболее серьезными неблагоприятными последствиями психоаналитического влияния являются допущение возможности объяснения любого поведения в психоаналитических терминах и тот факт, что часто целью лечения является удовлетворение собственных интересов психотерапевта, а не улучшение состояния пациента. Грехем цитирует Мелдзора, провозгласившего следующий принцип работы психотерапевта: психотерапевт должен продолжать психотерапевтическую работу с ребенком
до тех пор, пока процесс лечения интересует психотерапевта и отвечает его профессиональным интересам. Будет вполне справедливым сказать, что из-за психоаналитического подхода определенные аспекты детской психиатрии приобрели дурную славу. К сожалению, в некоторых клиниках до сих пор придерживаются его довольно ограниченных рамок. Несомненно, что применение психотерапии подобного рода приносит большую пользу некоторым семьям, но для других семей она почти ничего не может предложить, а нежелание психотерапевтов, применяющих психоаналитический подход, признать этот факт может препятствовать получению такими семьями необходимого типа лечения. Социальная помощь семьям в психиатрии Социальная помощь семьям — содержание труда социальных работников психиатрии. Она состоит в использовании социальным работником широкого круга методик, помогающих семьям, и в особенности родителям. Много книг было написано о природе этой работы, и критики не замедлили указать, что многое в них является туманным и претенциозным (202). Большое внимание уделялось вопросу «отношения» социальных работников со своими клиентами. В результате чрезмерного доверия к психоанализу социальные работники стали в основном заниматься психологическими проблемами внутреннего мира людей, что приводило к исключению из их поля зрения внешнего мира, социальной среды, в которой жили эти люди. Приходится признать эту критику достаточно обоснованной. Социальная помощь обеспечивает неотъемлемую и существенную часть в работе служб детской психиатрии, и роль социального работника часто оказывается критической в процессе лечения. Центральной характеристикой социальной помощи является то, что она в основном направлена на социальный контекст поведения людей. Развитие детей рассматривается прежде всего в терминах их отношения к межличностным взаимодействиям, в особенности семейным, но также и взаимодействиям, выходящим за пределы семьи. Эти взаимодействия происходят в социальном контексте, поэтому для социального работ- ника такой же интерес представляют способы и пути, благодаря которым социальное окружение влияет на поведение людей, как и внутренние психические конфликты отдельных лиц. Методологической основой работы социальных служб являются знания, накопленные в социальных науках, а более конкретно — в социологии и социальной психологии. Социальный работник детской психиатрической клиники должен проходить дополнительное обучение и приобретать дополнительный опыт как по специальным для психиатрии вопросам, так и по вопросам основных закономерностей детского развития. В последние годы отмечалась тенденция к широкому общему обучению, единому для всех социальных работников, независимо от той области, в которой они собираются работать. Однако все больше высказывается мнений о необходимости дополнительного, более специализированного обучения, связанного с конкретными особенностями каждой из частных специализаций внутри социальной службы. Как и в любой другой профессии, направленной на оказание помощи людям, от социальных работников требуется эмпатия, честность, теплое, принимающее и некритическое отношение к клиентам. Это обеспечивает основу для применения в работе социального работника широкого круга методик, направленных на оказание помощи семьям в решении их разнообразных проблем. Анализируя возможности оказания помощи конкретной семье, социальный работник должен стремиться понять, каким образом социальные условия жизни влияют на жизнь семьи и как ее члены реагируют на жизненную ситуацию. При этом в центре внимания социального работника окажутся вопросы ведения домашнего хозяйства, распределения финансовых средств, отношения с соседями, использования предоставляемых обществом возможностей для проведения досуга и обучения в школе. Социальный работник является экспертом как в отношении вопросов доступного социального обеспечения, так и в отношении использования в целях оказания необходимой помощи широкого круга государственных и общественных организаций. Он должен знать, как обеспечить уход за детьми в момент кризиса, как организовать места праздников для умственно отсталых детей, какие детские группы или вспомогательные школы могут быть использованы в конкретных случаях и как установить контакт с соответствующими родительскими организациями (то есть организациями, в которые входят родители, имеющие умственно отсталых, аутичных детей или детей с недоразвитием речи или с детским церебральным параличом). При необходимости он обеспечивает материальную помощь, однако основной целью его работы всегда является создание условий для того, чтобы люди могли помочь себе сами. Социальный работник не только определяет, какие социальные ресурсы нужно использовать, но также он выясняет, насколько хорошо используются те ресурсы, которыми люди уже обладают. Хотя прямая ответственность социального работника — это ответственность за состояние семьи, которую он обслуживает, он всегда должен обращать внимание на адекватное состояние ресурсов сообщества и нести ответственность за все сообщество в целом. При этом он должен хорошо понимать важность организации общественного движения в защиту прав людей, не имеющих жилищ, или нищих детей; организаций, которые существуют для того, чтобы улучшить социальные условия жизни определенных слоев населения и уменьшить страдания бедных семей. Выше подчеркивалась «социальная» сторона работы социальных работников. Однако при оказании социальной помощи семье требуются специальные, дополняющие друг друга навыки. Различие психотерапевтических методик велико, но те, использование которых наиболее характерно для социальной службы в психиатрии, подразумевают понимание и влияние на способы взаимодействия людей между собой и их поведение в социальных ситуациях. Беседы являются основным психотерапевтическим средством. Манера, в которой они проводятся, основывается на сведениях из различных областей знания: это и полученные в социальной психологии знания о взаимодействии людей и функционировании малых групп; и разработанные в психоанализе знания о законах психодинамики; и используемые в клинической психологии методы оказания влияния на поведение; и накопленный в сфере консультирования опыт использования отношений с клиентом в терапевтических целях. Социальный работник часто может беседовать с ро- дителями ребенка, руководствуясь собственными соображениями. Используемые при этом принципы и навыки очень часто сходны с принципами и навыками, используемыми при совместной семейной терапии. Социальный работник обладает навыком работы с целым рядом методик, помогающих людям изменить свою среду и способы взаимодействия между собой. Он может принимать специфическую педагогическую роль, предлагая или демонстрируя способы разрешения конкретных проблем воспитания ребенка, помогая родителям понять, как развить у ребенка навык самообслуживания, как вести себя с назойливым ребенком, как реагировать на детские требования, как играть и как говорить с малышом. Социальная помощь семье отличается от бихевио-ральной терапии тем, что она больше сосредоточена на отношениях и взаимодействиях людей, а не на изменении индивидуальных целей поведения. Тем не менее социальный работник должен иметь полное представление о методах бихевиорального тренинга, а иногда должен использовать эти методики в процессе работы со своими клиентами. Важность этих подходов к социальной работе уже обсуждалась в исследовании Женю (85). Социальная помощь семье отличается от психотерапии тем, что она специально не ориентирована на работу с внутренними психическими конфликтами. Большее внимание здесь уделяется межличностным конфликтам. Тем не менее приемы психотерапевтической работы составляют существенную часть работы социальной службы. Социальный работник должен знать, как действуют внутренние психические механизмы, и в некоторых случаях он может непосредственно воспользоваться психотерапией, как это уже описывалось выше. Общим моментом, который объединяет социальную помощь семьям с другими методами психотерапии, является потребность в аккуратной диагностике, четком определении цели и методов ее достижения, а также систематический контроль за процессом лечения, основной смысл которого состоит в определении того, насколько успешно идет процесс и насколько правильной была первоначальная постановка диагноза. Правильность этих требований подтверждает надежно проконтролированное оценочное исследование Рейда и Шина (134). Они изучали семьи с нарушенны- ми супружескими или детско-родительскими отношениями. Согласно полученным данным, результаты были лучше в случае применения проводимой в короткие сроки и спланированной заранее социальной помощи (до восьми бесед в течение трехмесячного периода), нежели при продолжительном или не имеющем заранее намеченного финала подходе (включавшем до 100 бесед в течение 19-месячного периода). Преимущество краткосрочной социальной помощи как метода, по всей вероятности, связано с его быстротой и четкой направленностью. В работе Малона и его коллег (115) проведен полезный анализ доступных методов оценки эффективности социального вмешательства. В нем было показано, что, несмотря на некоторый успех исследований, в большинстве из них не удается продемонстрировать эффективность использованных методов. Этот недостаток, по-видимому, в основном проистекает из-за неудачи при определении целей и задач используемого воздействия, а также из-за общей диффузности и неопределенности используемых терапевтических методов. Бихевиоральная терапия Бихевиоральной терапией называют широкий круг методов лечения, имеющих четкую направленность и предназначенных для изменения специфических форм поведения. Источником происхождения бихевиоральной терапии являются теории обучения. В нее входит множество совершенно различных терапевтических методик, которые используют различные принципы обучения; однако важным элементом всех методов является систематическая манипуляция внешними воздействиями с целью подкрепления или подавления определенных форм поведения. Соответственно важнейшей предпосылкой проведения бихевиоральной терапии является внимательный анализ факторов, влияющих на поведение конкретного ребенка, подвергаемого лечению. Хотя бихевиоральные методики применялись в течение многих лет, только в последние два десятилетия они получили широкое распространение. Новые методы возникают постоянно, а оценка эффективности старых методов все еще не закончена. В ре- зультате до сих пор было бы преждевременно давать адекватную оценку ценности всех типов бихевиоральной терапии. Однако существующие исследования (63, 146, 147, 148) со всей убедительностью демонстрируют, что бихевиоральная терапия может вызывать довольно драматические изменения в поведении даже в тех случаях, когда не удавалось устранить существующую проблему с помощью других методов лечения. Показано, что в поведении происходят изменения и что они происходят в строгой временной зависимости от момента применения данного типа лечения; можно продемонстрировать то, что эти изменения не просто связаны с данным лечением, но что они происходят именно благодаря ему. Ниже будут приведены примеры исследований подобного рода. Однако настоящая оценка эффективности терапии также требует сравнения данного лечения с другими типами лечения, выяснения, насколько его применение оказывается полезнее полного отказа от лечения, и выяснения того, как надолго сохраняются положительные результаты лечения. Например, в нескольких исследованиях было показано, что эффективность бихевиорального тренинга значительно превосходит эффективность психотерапии при лечении специфических фобий взрослых (108). Поскольку результаты применения бихевиоральной терапии у детей являются почти такими же, достаточно, очевидно, что в подобных случаях ее следует выбирать для лечения в первую очередь, несмотря на то что в прошлом для этих целей традиционно использовалась психотерапия. Бихевиоральный метод лечения, например энуреза, называемый методом «звонка в постели», превосходит по своей эффективности другие методики, и поэтому ему следует отдавать предпочтение (96). Таким образом, хотя бихевиоральная терапия до сих пор находится еще на начальной стадии своего развития, уже существуют достаточно убедительные доказательства, показывающие как ее существенное значение, так и то, что хотя она и не является панацеей от всех болезней, тем не менее в некоторых случаях можно продемонстрировать ее превосходство в отношении других методов лечения.
Десенсибилизация Десенсибилизация использовалась в качестве метода лечения фобий в течение многих лет и является одним из наиболее разработанных методов бихевиорального тренинга. В ее основе лежат два принципа: а) сочетание вызывающих тревогу стимулов с переживанием релаксации и удовольствия, которые в определенной степени несовместимы с чувством страха; б) систематическое движение по иерархии вызывающих тревогу состояний, от наименее к наиболее стрессогенным ситуациям. В 6 главе описывалось лечение мальчика, который очень боялся собак. Вначале ему предъявляли маленьких пушистых животных, таких, как морские свинки, которые почти не вызывали у него тревожных состояний, а затем постепенно, после того как мальчик привыкал к подобной стимуляции, ситуация усложнялась до тех пор, пока он не смог без страха встречать и гладить больших и игривых собак. Смысл лечения заключается в продвижении через серию небольших, тщательно градуированных шагов, допускающих появление у ребенка лишь легких состояний волнения. Каждый раз, когда мальчик продвигался на один шаг в лечении и оказывался в чуть более страшной для него ситуации, возникавшая тревога уменьшалась с помощью специальных психотерапевтических воздействий. В этом случае тревожные состояния ребенка снимались в процессе взаимодействия с реальными жизненными ситуациями, однако возможно, чтобы подобное движение происходило в воображении. Методика десенсибилизации с большим успехом применялась при лечении таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия и страх еды. Проведенные на взрослых исследования показали, что подобный метод является гораздо более эффективным для лечения этих фобий, чем психотерапия (108). Единственное исследование, проведенное на детях, дало те же самые результаты. Моделирование и эффект переноса Согласно исследованиям Бандуры и его коллег, наблюдение за тем, как ведут себя люди при взаимодействии с опасными объектами, может также сыграть положительную роль в устранении фобий (4, 5). Они показали, что дети, боявшиеся собак, становились смелее, если видели, как смело к собакам подходили другие дети. Динамика улучшения состояния детей, страдающих этой фобией, отличалась тщательной градуирован-ностью и выражалась в движении от простого приветствия животного в клетке к общей игре и кормлению животного. Этот эффект имел место как тогда, когда дети наблюдали эту модель поведения в реальной жизни, так и тогда, когда они видели ее на экране. Создание модели нужного поведения было важным элементом процесса лечения Джозефа, 11-летнего мальчика, который должен был перейти в новую школу. Родители Джозефа обратились в клинику с жалобой на отмечающийся у ребенка страх воды. Джозеф был стеснительный, замкнутый мальчик, который отказывался заниматься спортом и принимать участие в играх с другими детьми. Это упорство частично объяснялось нежеланием раздеваться на глазах у других ребят. В возрасте 5 лет1 он отказывался ходить в школу, жалуясь на боли в области живота. Однако впоследствии он хорошо адаптировался к школе. Родители мальчика рассказали, что в возрасте 7 лет он очень сильно испугался, свалившись в неглубокий пруд. Отец Джозефа также очень боялся воды (поскольку в детстве тонул), а мать и две сестры мальчика не умели и не хотели плавать. Джозеф не был желанным ребенком, и с момента его рождения отец и мать несколько отдалились друг от друга. В результате возникшего отчуждения мать стала уделять много внимания Джозефу и между ними возник очень тесный контакт. В средней школе, куда должен был пойти Джозеф, плавание являлось обязательным предметом. Это обстоятельство очень тревожило мальчика. Он боялся, что дети станут дразнить его. Причина возникновения специфического страха воды была связана с аналогичными страхами у других членов семьи. В течение месяца Джозефа консультировали несколько раз. Психотерапевт, обсудив с ребенком его страхи, уговорил его лечить фобию 1 В США в некоторых школах обучение детей начинается с 5 лет. — Прим. ред.
воды непосредственно в принадлежащем клинике бассейне. В план лечения входило использование комбинации моделирования поведения (на основе наблюдения за входящим первым в воду психотерапевтом) и десенсибилизации (достигаемой с помощью постепенного погружения ребенка в воду). На первом занятии мальчик со смущением разделся и затем в конце концов подошел к краю бассейна, сполоснул свое лицо и, придерживаемый терапевтом, сделал несколько плавательных движений. В течение следующих двух недель занятия в бассейне повторялись с промежутком в два-три дня. Каждый раз от Джозефа требовали все большего. На каникулы Джозеф с семьей уехал к морю. Впервые в своей жизни он купался в море и целыми днями плавал с наслаждением. Вернувшись, он приступил к занятиям в средней школе. Поначалу утром перед уходом в школу его подташнивало, но он шел туда, присоединялся к другим детям и участвовал как в занятиях плаванием, так и в занятиях другими видами спорта. К концу четверти он хорошо учился и был уверенным и открытым в общении. Сенсибилизация Совершенно иначе строится подход к лечению фобий, основанный на использовании методики сенсибилизации. Эта методика состоит из двух этапов. На первом этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом и обсуждаются детали лечения, а на втором создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда пациента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни. В каком-то смысле это средство аналогично способу обучения ребенка плавать, который можно было бы назвать «бросание в воду в самом глубоком месте». При использовании этого метода благодаря прямому столкновению с пугающим объектом ребенок обнаруживает, что на самом деле этот объект не является таким уж страшным. Исследования (правда, проведенные со взрослыми) показали, что метод сенсибилизации является эффек- тивным способом лечения фобий и, более того, с его помощью достигаются такие же хорошие результаты, как и с помощью метода десенсибилизации (108). Вначале этот вывод показался многим обескураживающим, поскольку при сенсибилизации нарушаются все те принципы, которые считались важными для десенсибилизации. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожности в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу. Однако дальнейшие исследования показали, что объяснение механизма сенсибилизации было неправильным и что результаты применения этого метода не являются такими уж парадоксальными, какими они кажутся с первого взгляда. К настоящему моменту мы имеем несколько исследований, в которых показано, что сенсибилизация является более эффективной, если она проводится в сочетании с применением транквилизаторов, которые поддерживают низкий уровень активности. Короче говоря, при использовании этого метода главную роль играет не создание тревоги, а действие пугающего объекта. Date: 2015-11-13; view: 295; Нарушение авторских прав |