Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфическая задержка чтения 2 page






 




 


ным говорить о множественной детерминации проис­хождения специфической задержки чтения, хотя, за исключением редких случаев, создается впечатление, что неврозы не являются причиной возникновения дан­ного нарушения, Это положение вовсе не означает от­рицания роли эмоциональных факторов в отношении возникновения трудностей чтения (159).

Прежде всего следует отметить, что несмотря на то, что эмоциональные расстройства редко играют роль первичных дефектов, способствующих возникнове­нию задержки чтения, их вторичное влияние на разви­тие нарушений является значительно более важным. Дети, которым не удалось научиться читать, вероятно, постоянно сталкиваются с отрицательными реакция­ми на собственную неудачу. Когда ребенок старается изо всех сил, а ему тем не менее не удается добиться успеха, в школьных характеристиках все-таки могут появиться такие строки: «не старается», «может рабо­тать лучше» или «работает ниже своих возможностей», и тогда школа становится источником неприятных пе­реживаний, которые тесным образом связаны с неуда­чей обучения чтению и с неблагоприятными социаль­ными реакциями на эту неудачу. К тому времени, когда взрослые задумаются над тем, нужна ли ребен­ку специальная помощь, сам он уже, скорее всего, «сда­ется» и учитель, которому предстоит провести с ним коррекционные педагогические занятия, прежде всего столкнется с отчаявшимся, несчастным, потерявшим уверенность в собственных силах ребенком, к тому же чувствующим, что, за какое бы дело он ни взялся, оно обречено на неуспех.

Таким образом, несмотря на то что эмоциональные и мотивационные факторы не являются первичными причинами возникновения задержки чтения, они, по всей видимости, играют важную роль в развитии его нарушений. Следовательно, первой задачей коррекцион-ной педагогической работы должно стать усиление уверенности ребенка в собственных силах и мотива­ции к обучению с помощью наиболее приемлемых путей. Следует также отметить, что эмоциональные факторы, не являясь первичными причинами возник­новения специфической задержки чтения, могут играть важную роль в происхождении трудностей в обуче­нии, появляющихся позже.


Факторы, препятствующие обучению

Наряду с нарушениями (подобными специфической задержке чтения), подразумевающими дефект разви­тия некоторых учебных навыков, существуют состоя­ния, при которых нарушение процесса обучения может появиться на более поздних его этапах, уже после того, как ребенок начал успешно учиться в школе. Эти состояния, обычно называемые факторами, препят­ствующими обучению, значительно меньше изучены, а данные, касающиеся механизмов, лежащих в осно­ве возникновения этих состояний, практически от­сутствуют. Тем не менее назовем по крайней мере четыре механизма, важность которых бесспорна (159). К их числу относятся: недостаток мотивации, избегание обучения, повреждение психологических функций и тревога.

Процесс обучения требует внимания и увлеченнос­ти при выполнении задания. Эти переменные зависят от интереса и мотивации ребенка. Интерес и мотива­ция усиливаются благодаря идентификации с учите­лем (или с кем-то из родителей, принимающих учас­тие в процессе обучения). Интересы и мотивация также усиливаются, если ребенок стремится доставить удо­вольствие обучающим его людям, достигая определен­ного успеха в обучении. Когда же отношения ре­бенка и учителя являются плохими, то, наоборот, мо­жет отмечаться значительное ухудшение процесса при­обретения школьных знаний. В более частных случаях ребенок иногда работает хуже из-за того, что его внимание отвлечено на какие-то другие вещи. Так про­исходит в тех случаях, когда, например, ребенка бес­покоит мысль о доме, сексуальные вопросы, фантазии или навязчивые размышления.

Дети могут плохо учиться в результате сознатель­ного избегания обучения (как в общем смысле этого слова, так и в отношении каких-то отдельных пред­метов). Это особенно выражено у тех подростков, ко­торые отказываются от обучения в школе, стремясь тем самым выразить протест против системы цен­ностей взрослых. Некоторые достаточно смышленые дети отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую приходится совершать для его получения. В результате их общеобразователь-


ные знания могут оказаться недостаточными.

В ряде случаев процесс обучения может ассоцииро­ваться у ребенка с болезненными или неприятными ощущениями. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребенка за неуспе­хи. В конце концов может случиться так, что ребенок станет связывать наказание с обучением и будет его избегать. Этот же феномен избегания обучения может возникнуть в том случае, если среди ровесников ребенка презирают детей, выполняющих задания учи­телей в школе и дома, или считают их «подлиза­ми». Когда же ребенка за то, что он хорошо справля­ется с классными заданиями, друзья обзывают «зуб­рилой», он может решить, что не следует стремиться к успехам в школе.


Согласно другой точке зрения, у ребенка может возникнуть желание пропускать занятия в школе из-за того, что процесс обучения каким-то образом оказался вовлеченным в невротический конфликт. В этих случаях обучение блокируется в результате приобретения опре­деленного символического значения.

Обычно говорят, что состояние легкого волнения по­могает обучению, однако слишком большая тревога мешает ему. Также предполагается, что высокий уро­вень тревожности наиболее желателен для выполнения простых заданий, а для выполнения трудных зада­ний оптимальным является более низкий уровень тревоги. Подтверждающие это положение факты до­вольно противоречивы уже потому, что у части детей высокий уровень тревожности, скорее всего, препятству­ет успешному приобретению школьных знаний.

Наконец, препятствующие обучению факторы мо­гут возникнуть в результате общего повреждения психологических функций ребенка. Подобное может произойти у подростка, заболевшего шизофренией, хотя чаще это явление встречается у детей с депрессивными расстройствами.

Эллиот в возрасте 13 лет был направлен в клини­ку с жалобами на плохое внимание на уроках. Он прекрасно закончил начальную школу и в течение следующего года обучения был среди лучших уче­ников класса. Затем приблизительно через 18 ме­сяцев его успеваемость резко упала, и к моменту обследования в клинике он уже был самым пло-


хим учеником. Эллиот становился все более несчаст­ным и часто плакал. Если с ним разговаривали резко, его глаза наполнялись слезами. Казалось, он уже больше не радуется жизни. Мальчик пе­рестал увлекаться химией, в школе он стал объек­том частых насмешек, и с каждым днем у него нарастало желание не посещать школу. На домаш­нюю работу уходило все больше и больше времени, а к моменту обращения в клинику Эллиот тратил на нее около четырех часов. Отношения с одно­классниками были плохими. Он неохотно участво­вал в совместной деятельности с другими ребята­ми, стал чрезвычайно стеснительным и замкну­тым, казалось, он постоянно дремал. Дома чаще всего он сидел сложа руки и ничего не делал. А для того чтобы раздеться перед сном, ему требовалось чрезвычайно много времени.

Родители Эллиота были малообразованными людьми и никогда не разделяли интересы сына. Отец был тихий, пассивный человек, с возникав­шими иногда приступами депрессии. Мать — са­моуверенной женщиной с сильно выраженными мужскими чертами поведения. Брак не был особен­но счастливым. При обследовании в клинике Эл­лиот держался замкнуто и практически не отвечал на вопросы. У него была медленная, изобилую­щая долгими паузами речь. Высокий, нескладный, неуклюжий, он походил на «карикатуру на интел­лектуала», а о своих исключительно печальных переживаниях рассказывал с некоторыми колеба­ниями. Психологическое обследование выявило чрезвычайно высокий уровень его интеллектуаль­ного развития.


У Эллиота имело место тяжелое депрессивное рас­стройство, которое привело к нарастанию замкнутости и себе и увеличению нарушения работоспособности в классе. Его интеллектуальные возможности значитель­но превышали тот уровень, который требовался для выполнения заданий, однако он учился все хуже и хуже из-занарастающей депрессии, с которой он не был в состоянии справиться. В момент обследования состоя­ние Эллиота быстро ухудшалось, и вскоре появилась необходимость в госпитализации мальчика. Проведен­ный курс лечения анти депрессантами оказался эффек-


 


 

тивным, и через несколько месяцев Эллиот уже смог вернуться в школу, где опять стал хорошо учиться. К несчастью, вскоре после этого умерла его мать, а у отца возникло тяжелое депрессивное заболева­ние, потребовавшее госпитализации. На этой почве настроение Эллиота вновь приобрело чрезвычайно деп­рессивную окраску. Прошло 18 месяцев, прежде чем он снова смог успешно учиться в школе.

Энурез'

Еще одним распространенным нарушением у детей школьного возраста является ночной энурез, или ноч­ное недержание мочи (96). В Англии среди семилет­них детей каждый пятый ребенок время от времени по утрам просыпается мокрый, среди десятилетних де­тей это происходит с одним из четырнадцати, а к 14—15 годам — всего лишь с одним ребенком из 33. Резкое уменьшение пропорции детей, продолжаю­щих мочиться в постель по мере взросления, является типичным для динамики нарушений развития. Все мла­денцы, не имея биологической возможности для конт­роля за работой внутренних органов, мочат свои пе­ленки, но созревание соответствующих структур нерв­ной системы обеспечивает возможность контроля, и все меньшее и меньшее количество детей продолжает оста­ваться неопрятными. Однако возникает вопрос, почему у одних детей контроль выделительных функций возникает в возрасте двух лет, в то время как другие не могут научиться этому до конца пубертатного воз­раста?

Несмотря на распространенность энуреза, не сущест­вует удовлетворительного ответа на этот вопрос. Вместе с тем факты позволяют предположить, что в основе лежит целый ряд причин происхождения

энуреза.

Во-первых, энурез часто встречается у нескольких членов одной и той же семьи, а исследования близне­цов дают основание считать, что в определенных слу­чаях важную роль играет генетический фактор.

1 Подробнее см.: Буян о в М. И. Недержание мочи и кала. М., 1985. — Прим. ред.


Во-вторых, у некоторых детей энурез связан с общей задержкой физического развития, что в свою очередь указывает на возможность задержки развития цент­рального механизма, ответственного за контроль рабо­ты мочевого пузыря. Согласно существующим данным, у детей старше трех лет биологическая незрелость чрезвычайно редко сводится к первичным дефектам контроля работы мочевого пузыря, однако может ока­зывать косвенное влияние, затрудняя приобретение функции контроля. Несоответствие запаздывающего развития функций контроля мочевого пузыря роди­тельским ожиданиям также может оказывать свой эффект на дальнейшее развитие этой функции.


В-третьих, стрессы, переживания в возрасте от од­ного года до четырех лет (когда при нормальных усло­виях приобретается функция контроля мочевого пузы­ря) могут отрицательно повлиять на развитие этой функции. В исследованиях Дугласа было показано, что в дошкольном периоде у детей с энурезом чаще, чем у других детей, отмечались такие стрессы, как тяжелые ожоги, хирургические операции и распад семьи.

В-четвертых, у некоторых детей ночное недержание мочи связано с частотой позывов к мочеиспусканию в течение дня. У этих детей может быть некоторое функциональное расстройство механизма наполнения и опорожнения мочевого пузыря, хотя представление о характере подобного расстройства является достаточ­но неопределенным.

В-пятых, некоторые родители не обеспечивают пра­вильное обучение детей навыкам опрятности. Это происходит либо в результате слишком жестокого на­казания ребенка, либо просто потому, что подобная проблема их мало беспокоит. Контроль мочевого пузы­ря обычно развивается без какого бы то ни было спе­циального научения, поэтому в большинстве случаев данный фактор, вероятно, не является главным. Интересным представляется факт, что по какой-то при­чине дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, обычно чаще мочатся в постель, чем дети из общей популяции.

В-шестых, от одной четверти до одной трети де-тей-энуретиков имеют дополнительно эмоциональные или поведенческие расстройства, что значительно пре-


вышает степень распространенности подобных рас­стройств в обычной популяции. Эта корреляция наибо­лее ярко выражена у девочек, нежели у мальчиков, а также среди детей, которые наряду с ночным страдают и дневным энурезом. В некоторых случаях эмоциональные расстройства могут носить вторичный по отношению к энурезу характер, однако ряд фактов показывает, что часто они играют и первичную роль. Заметим, что причины психического расстройства, приводящего к энурезу, являются весьма неопределен­ными.

В-седьмых, энурез может быть следствием какого-то непосредственно испытываемого стресса, связанного с влиянием определенной ситуации. Очень частыми, например, являются случаи, когда дети мочатся в пос­тель только в домашней обстановке и никогда не делают этого, оставаясь у родственников. Нередко это может быть функцией усилившейся мотивации ребен­ка, который хочет вне дома оставаться сухим, но, чаще это прямой результат стрессогенных детско-ро-дительских отношений. И наконец, в очень редких случаях ночное недержание мочи может быть вызвано физической аномалией уринарного тракта. В этой связи наиболее важно обращать внимание на инфек­цию мочевыводящих путей у девочек. И хотя лече­ние инфекции обычно не останавливает мочеиспуска­ния, оно очень важно, поскольку в противном случае инфекция может привести к повреждению почек.

Очевидно, что лечение энуреза у ребенка зависит от природы дефекта и от характера соответствующих факторов, послуживших причиной возникновения за­болевания. В определенных случаях, несмотря на необ­ходимость оказания терапевтической помощи в отно­шении любого приводящего к возникновению энуреза эмоционального или физического нарушения, часто не­возможно обойтись без дополнительного прямого лече­ния собственно процесса мочеиспускания. Для этого могут быть использованы несколько способов лечения.

Прежде всего практически в каждом случае целе­сообразно начинать с применения простых методов, по­зволяющих обеспечить подкрепление с помощью поощ­рений или «звездной карты» за те ночи, которые ребе­нок проспал сухим. Для многих детей применение подобного метода оказывается достаточным для вос-


становления баланса, благодаря чему ребенок приобре­тает умение контролировать функцию мочевого пузыря. Однако в других случаях может оказаться необхо­димым прибегнуть к использованию либо лекарствен­ных препаратов, либо методики «звонок в постели»1. При лечении подобной методикой используется простой аппарат, предназначенный для того, чтобы будить ре­бенка в момент непроизвольного мочеиспускания. Ребенок спит на специальном матрасике, который кла­дется под простыню. Этот матрасик соединен с батареей таким образом, что как только простыня намокает, замыкается электрическая цепь и раздается сигнал тревоги или звенит звонок. Этот сигнал будит ребенка в момент его непроизвольного мочеиспускания и дает ему возможность приостановить работу соответст­вующих органов. Точно неизвестно, почему эта проце­дура способствует установлению контроля функции мочевого пузыря, однако критическим моментом в дан­ной методике является немедленное пробуждение ре­бенка в момент начала непроизвольного мочеиспус­кания. При применении этой методики необходимо внимательно следить как за тем, чтобы сигналы тре­воги не возникали без соответствующей необходимости (то есть, например, при потении ребенка), так и за тем, чтобы при работе сигналов ребенок действительно просыпался. Эффект методики «звонок в постели» яв­ляется специфическим. В то время как пробуждение ребенка в течение ночи с определенными интервала­ми не обладает столь же эффективным действием (хотя и помогает некоторым детям) и поэтому явля­ется менее специфическим.

Методика «звонок в постели» является наиболее эффективным из разработанных до сих пор средств лечения энуреза. После двух-трех месяцев лечения энурез исчезает приблизительно у 3/< детей. У одной трети детей после прекращения лечения энурез возоб­новляется, но в большинстве подобных случаев для полного лечения энуреза оказывается достаточным проведение второго курса лечения. Для многих детей

Методика «звонок в постели» относится к числу бихевиораль-ных методов, использующих биологическую обратную связь. Смысл методики состоит в том, что в момент непроизвольного мочеиспуска­ния ребенку или его родителям подается звуковой сигнал. —- Прим, ред.


эта методика является наилучшей, однако проведение ее требует значительной помощи со стороны родите­лей, и многим семьям не удается выполнить необхо­димые требования. Несмотря на некоторую противо­речивость фактов, эффективность методики кажется менее выраженной при работе с детьми, у которых отмечаются серьезные эмоциональные и поведенческие расстройства, сопутствующие энурезу. Также очевид­но, что не все семьи могут обеспечить выполнение определенных требований методики. Например, ребе­нок должен иметь собственную постель. Также если в одной комнате одновременно спят несколько детей, то применение метода может оказаться непрактичным из-за неудобств, причиняемых громким сигналом дру­гим детям.

Методика «звонок в постели» используется в сле­дующих случаях: когда исключена возможность орга­нического заболевания, когда не помогают более прос­тые методы, когда ребенок мочится в постель по крайней мере два-три раза в неделю, когда ребенок понимает цель процедуры и с готовностью может выпол­нять ее (пробуждающий ребенка сигнал после того, как он сработал, следует включить снова), а родители должны быть готовы к активному участию и прояв­лению настойчивости в процессе лечения.

Существуют и другие методики лечения энуреза. Например, если ребенок также мочится в штанишки в течение дня или у него слишком часты позывы к мочеиспусканию, полезным может оказаться проведе­ние специальных занятий, обучающих его сдержива­нию мочи в течение более продолжительных перио­дов времени. Для этого может применяться следующая процедура. От ребенка требуют, чтобы он регулярно посещал туалет, а затем постепенно увеличивают интервал между этими посещениями до тех пор, пока не достигают развития у ребенка способности поль­зоваться туалетом с интервалом 3—4 часа.

При определении тактики лечения детей, больных энурезом, опираются на те же общие принципы, что и при планировании лечения детей с другими пато­логическими состояниями. Короче говоря, прежде чем приступить к лечению, необходимо получить конкрет­ное представление о характере расстройств ребенка, выяснить обстоятельства его развития и получить


представление об условиях, повышающих вероят­ность непроизвольного мочеиспускания. Также очень важно выяснить переживания ребенка, связанные с энурезом и с возможными вызывающими его причи­нами. Лечение следует планировать на основе полу­ченных оценок и с учетом гипотетических представ­лений о природе и механизме расстройства.

С детьми, у которых энурез является единствен­ным симптомом нарушения общей картины развития, можно сразу же приступать к прямому лечению эну­реза. Практически всегда его лучше всего начинать с применения простых способов, типа «звездной кар­ты». Во всех случаях необходимо, чтобы врач дал адекватное объяснение тем симптомам, которые вызы­вают беспокойство семьи, и способствовал уменьшению в ней напряженной атмосферы, созданию отношений конструктивного оптимизма. В случаях дневного эну­реза на этой стадии также может быть использован тренинг с увеличением интервала между мочеиспус­каниями. Если энурез составляет часть более широ­кого эмоционального или поведенческого расстройства, следует придерживаться адекватного лечениа более ши­рокого расстройства, учитывая при этом те принципы, которые были описаны в других главах. Однако спе­циалист, обнаруживший наличие подобного расстрой­ства, не должен отказываться от применения прямых методов лечения энуреза, так как успешное лечение энуреза обычно' способствует улучшению и другой симптоматики.

Энкопрез

Энкопрез является гораздо более редким расстрой­ством по сравнению с энурезом, однако он все-таки встречается у одного из 65 детей в возрасте от 7 до 8 лет. Если энурез встречается лишь несколько чаще у мальчиков, чем у девочек, то энкопрез у мальчиков встречается значительно чаще — в отношении прибли­зительно 5:1. В отличие от энуреза энкопрез в сочета­нии с другими симптомами часто является частью серьезного психического заболевания. Три главных ти­па расстройств являются наиболее важными среди всего многообразия нарушений, включающих в качест­ве симптома энкопрез.


 





Шава

К первому типу, который главным образом отме­чается у младших детей, относится неспособность ре­бенка к овладению функцией контроля внутренними органами. В этом случае энкопрез часто сопровож­дается энурезом, и ребенок пачкает штанишки каждый раз, когда чувствует позыв в туалет. Очень часто де­ти, страдающие подобной формой энкопреза, происхо­дят из неимущих семей, очень многие из них плохо учатся в школе, часто бывают агрессивными и во мно­гих случаях родители таких детей также являются личностно несколько ограниченными. В подобных случаях лечение включает определенные формы тре­нинга контроля внутренних органов, который сочета­ется с необходимыми воздействиями, направленны­ми на решение более широкого круга социальных проблем.

От этого типа нарушения несколько отличается второй тип, при котором происходит частичная за­держка каловых масс в кишечнике с последующим вторичным избыточным опорожнением. Подобное на­рушение составляет наиболее важный класс наруше­ний, связанных с аномалией действия кишечника, и его следует подозревать во всех тех случаях, когда энкопрез сопровождается жидким стулом.

Третью категорию расстройств составляют такие случаи, при которых у ребенка (хотя он и приобрел навыки контроля выделительных функций кишечни­ка) в результате психического нарушения начинает­ся энкопрез. В этом случае энкопрез обычно не сопро­вождается энурезом.


В предыдущих главах часто заходила речь о терапии детей с психическими проблемами, при этом упомина­лись доступные методики лечения. В этой главе наше внимание, главным образом, будет направлено на прин­ципы, которые лежат в основе различных способов ле­чения. Обычно считают, что основными методами, ис­пользуемыми в детской психиатрии, является психоте­рапия и специальная помощь, оказываемая в индиви­дуальных случаях работниками специальной службы; в действительности существует также множество дру­гих методов лечения, и даже сами термины «психо­терапия» или «работа с индивидуальным случаем» охватывают широкий спектр терапевтических под­ходов.

Наверно, лучше всего было бы начать данную гла­ву с систематического обзора результатов исследо­ваний, отражающих эффективность каждой формы лечения и позволяющих составить представление о том, в каких случаях их применение является наибо­лее желательным. К сожалению, в настоящий момент подобная задача является неосуществимой. Лишь в не­давнее время психиатры, а также другие специалисты, работающие с детьми, стали осознавать важность оцен­ки своих терапевтических усилий. Поэтому результаты научных исследований, касающиеся изучения спосо­бов лечения, являются по большей части скудными и малоубедительными. Тем не менее есть определен­ные доказательства, позволяющие говорить о том, что различные формы лечения могут быть эффективными, если они используются адекватно и в соответствующих условиях (142). Таким образом я постараюсь, насколько это возможно, показать сильную сторону фактов, дока­зывающих эффективность терапии.

В этой связи важно отметить, что так же, как и во всей медицине в целом, целью любой терапии являет­ся облегчение страданий детей с психическими заболе­ваниями или ускорение выздоровления. Лишь в редких случаях под лечением понимается оказание медицин­ской помоши больному с целью предотвращения у него


возникновения хронического состояния. Многие психи­ческие расстройства детского возраста даже без лечения со временем полностью проходят, но в отсутствие ле­чения могут длиться несколько лет, причиняя ребен­ку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью лечения обыч­но является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях — устранение расстройства, которое само по себе исчез­нуть не может.

Существует ряд редких, но тяжелых психических расстройств, таких, как детский аутизм, в отношении которых было бы наивно предполагать возможность полного исцеления (за исключением единичных случа­ев) даже при применении наилучших из возможных способов лечения. В подобных случаях целью лечения становится усиление адаптивных возможностей ре­бенка и обеспечение более нормального течения про­цесса развития.

Вышесказанное позволяет понять, почему попытки измерения общего результата терапии и корреляции в детской психиатрии и психологии не представляют интереса. Различные расстройства требуют различных способов лечения и преследуют разные цели. Обсужде­ние средней степени успеха лечения в детской пси­хиатрии имеет не больше смысла, чем обсуждение средней степени общемедицинского лечения в больни­це. Различие результатов будет определяться болезнью пациентов — раком, воспалением легких или диабе­том — и тем, насколько примененные методы соответ­ствовали состоянию больных. Мы не будем останав­ливать наше внимание на обсуждении общих проблем лечения. Вместо этого мы рассмотрим исследования, посвященные использованию специфических методов для решения специфических проблем.

Психотерапия

Психотерапия является методом, который в течение долгого времени считался одним из самых главных методов лечения в психиатрии, несмотря на то что в те­чение последних двадцати лет в этой области медицины широко используются и другие методы. Это касается


детской психиатрии в той же мере, в какой это каса­ется психиатрии взрослых. Люди спорили по поводу правильного определения термина «психотерапия», не решая вопрос по существу. Однако практически все соглашались с тем, что психотерапией является форма лечения, в которой главное терапевтическое средство заключается в одновременном действии двух факто­ров: общения терапевта с пациентом и их взаимоотно­шения. Психотерапия — это не один метод, поскольку существуют разные техники психотерапии, разли­чающиеся лежащими в их основании теориями и спо­собами, благодаря которым психотерапевтическое общение и отношение используются для улучшения состояния пациента. При всех типах психотерапии понимание смысла поведения больного играет важную роль, и целью психотерапии является оказание помо­щи пациенту, позволяющей ему найти наиболее оп­тимальные пути для решения собственных эмоцио­нальных проблем.

Первоначально основным толчком для развития психотерапевтических методов послужили психоанализ и аналитическая психология, обеспечившие теоретичес­кую основу, согласно которой происхождение психи­ческих расстройств трактовалось как результат дейст­вия бессознательных процессов. Таким образом, психо­аналитически ориентированная психотерапия наиболь­шее внимание уделяла достижению внутреннего пони­мания пациентом этих бессознательных конфликтов и психических механизмов. Пионерами в этой области бы­ли Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, что касается детской психотерапии, то здесь следует отметить имена Анны Фрейд, Мелани Клейн и Мишеля Фордама, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие этого направления в Англии.

Использование психоаналитических методов позво­лило понять механизм работы человеческой психики, и многие из найденных в психоанализе закономерно­стей, касающихся работы психических механизмов, и особенно при психологических процессах, получили ши­рокое распространение среди психиатров. В настоящее время они представляют собой часть общего знания и составляют неотъемлемую часть практически любой психотерапии независимо от ее теоретической ориента­ции. Широко распространена точка зрения, что моде-


ли поведения могут иметь символическое значение или скрытый смысл. В начальных главах мы обсуждали случай с мальчиком, который переживал состояние тя­желой депрессии в годовщину смерти отца. В апреле, в момент возникновения стрессов, для которых в жизни этого мальчика не было никаких объективных причин, наступление пасхи напомнило ему о смерти от­ца в апреле прошлого года.

Иногда дети осознают существование подобных свя­зей, но чаще не отдают себе в этом отчет. Связь является бессознательной, ее значение понимается только зна­чительно позднее. Также практически каждый исследо­ватель признает существование психологических ме­ханизмов. Гнев отца на своего начальника может быть перенесен на жену по возвращении домой. Назначен­ное свидание может быть забыто, потому что на самом деле эта встреча нежелательна и воспоминание о ней подавляется. Исследования этих различных психологи­ческих процессов были достаточно фрагментарными, так что результаты, как правило, малоубедительны и допускают разные интерпретации, что показывают недавно опубликованные книги Клайн и Айзинг (53).







Date: 2015-11-13; view: 1365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию