Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфическая задержка чтения 2 page
ным говорить о множественной детерминации происхождения специфической задержки чтения, хотя, за исключением редких случаев, создается впечатление, что неврозы не являются причиной возникновения данного нарушения, Это положение вовсе не означает отрицания роли эмоциональных факторов в отношении возникновения трудностей чтения (159). Прежде всего следует отметить, что несмотря на то, что эмоциональные расстройства редко играют роль первичных дефектов, способствующих возникновению задержки чтения, их вторичное влияние на развитие нарушений является значительно более важным. Дети, которым не удалось научиться читать, вероятно, постоянно сталкиваются с отрицательными реакциями на собственную неудачу. Когда ребенок старается изо всех сил, а ему тем не менее не удается добиться успеха, в школьных характеристиках все-таки могут появиться такие строки: «не старается», «может работать лучше» или «работает ниже своих возможностей», и тогда школа становится источником неприятных переживаний, которые тесным образом связаны с неудачей обучения чтению и с неблагоприятными социальными реакциями на эту неудачу. К тому времени, когда взрослые задумаются над тем, нужна ли ребенку специальная помощь, сам он уже, скорее всего, «сдается» и учитель, которому предстоит провести с ним коррекционные педагогические занятия, прежде всего столкнется с отчаявшимся, несчастным, потерявшим уверенность в собственных силах ребенком, к тому же чувствующим, что, за какое бы дело он ни взялся, оно обречено на неуспех. Таким образом, несмотря на то что эмоциональные и мотивационные факторы не являются первичными причинами возникновения задержки чтения, они, по всей видимости, играют важную роль в развитии его нарушений. Следовательно, первой задачей коррекцион-ной педагогической работы должно стать усиление уверенности ребенка в собственных силах и мотивации к обучению с помощью наиболее приемлемых путей. Следует также отметить, что эмоциональные факторы, не являясь первичными причинами возникновения специфической задержки чтения, могут играть важную роль в происхождении трудностей в обучении, появляющихся позже. Факторы, препятствующие обучению Наряду с нарушениями (подобными специфической задержке чтения), подразумевающими дефект развития некоторых учебных навыков, существуют состояния, при которых нарушение процесса обучения может появиться на более поздних его этапах, уже после того, как ребенок начал успешно учиться в школе. Эти состояния, обычно называемые факторами, препятствующими обучению, значительно меньше изучены, а данные, касающиеся механизмов, лежащих в основе возникновения этих состояний, практически отсутствуют. Тем не менее назовем по крайней мере четыре механизма, важность которых бесспорна (159). К их числу относятся: недостаток мотивации, избегание обучения, повреждение психологических функций и тревога. Процесс обучения требует внимания и увлеченности при выполнении задания. Эти переменные зависят от интереса и мотивации ребенка. Интерес и мотивация усиливаются благодаря идентификации с учителем (или с кем-то из родителей, принимающих участие в процессе обучения). Интересы и мотивация также усиливаются, если ребенок стремится доставить удовольствие обучающим его людям, достигая определенного успеха в обучении. Когда же отношения ребенка и учителя являются плохими, то, наоборот, может отмечаться значительное ухудшение процесса приобретения школьных знаний. В более частных случаях ребенок иногда работает хуже из-за того, что его внимание отвлечено на какие-то другие вещи. Так происходит в тех случаях, когда, например, ребенка беспокоит мысль о доме, сексуальные вопросы, фантазии или навязчивые размышления. Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения (как в общем смысле этого слова, так и в отношении каких-то отдельных предметов). Это особенно выражено у тех подростков, которые отказываются от обучения в школе, стремясь тем самым выразить протест против системы ценностей взрослых. Некоторые достаточно смышленые дети отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую приходится совершать для его получения. В результате их общеобразователь- ные знания могут оказаться недостаточными. В ряде случаев процесс обучения может ассоциироваться у ребенка с болезненными или неприятными ощущениями. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребенка за неуспехи. В конце концов может случиться так, что ребенок станет связывать наказание с обучением и будет его избегать. Этот же феномен избегания обучения может возникнуть в том случае, если среди ровесников ребенка презирают детей, выполняющих задания учителей в школе и дома, или считают их «подлизами». Когда же ребенка за то, что он хорошо справляется с классными заданиями, друзья обзывают «зубрилой», он может решить, что не следует стремиться к успехам в школе. Согласно другой точке зрения, у ребенка может возникнуть желание пропускать занятия в школе из-за того, что процесс обучения каким-то образом оказался вовлеченным в невротический конфликт. В этих случаях обучение блокируется в результате приобретения определенного символического значения. Обычно говорят, что состояние легкого волнения помогает обучению, однако слишком большая тревога мешает ему. Также предполагается, что высокий уровень тревожности наиболее желателен для выполнения простых заданий, а для выполнения трудных заданий оптимальным является более низкий уровень тревоги. Подтверждающие это положение факты довольно противоречивы уже потому, что у части детей высокий уровень тревожности, скорее всего, препятствует успешному приобретению школьных знаний. Наконец, препятствующие обучению факторы могут возникнуть в результате общего повреждения психологических функций ребенка. Подобное может произойти у подростка, заболевшего шизофренией, хотя чаще это явление встречается у детей с депрессивными расстройствами. Эллиот в возрасте 13 лет был направлен в клинику с жалобами на плохое внимание на уроках. Он прекрасно закончил начальную школу и в течение следующего года обучения был среди лучших учеников класса. Затем приблизительно через 18 месяцев его успеваемость резко упала, и к моменту обследования в клинике он уже был самым пло- хим учеником. Эллиот становился все более несчастным и часто плакал. Если с ним разговаривали резко, его глаза наполнялись слезами. Казалось, он уже больше не радуется жизни. Мальчик перестал увлекаться химией, в школе он стал объектом частых насмешек, и с каждым днем у него нарастало желание не посещать школу. На домашнюю работу уходило все больше и больше времени, а к моменту обращения в клинику Эллиот тратил на нее около четырех часов. Отношения с одноклассниками были плохими. Он неохотно участвовал в совместной деятельности с другими ребятами, стал чрезвычайно стеснительным и замкнутым, казалось, он постоянно дремал. Дома чаще всего он сидел сложа руки и ничего не делал. А для того чтобы раздеться перед сном, ему требовалось чрезвычайно много времени. Родители Эллиота были малообразованными людьми и никогда не разделяли интересы сына. Отец был тихий, пассивный человек, с возникавшими иногда приступами депрессии. Мать — самоуверенной женщиной с сильно выраженными мужскими чертами поведения. Брак не был особенно счастливым. При обследовании в клинике Эллиот держался замкнуто и практически не отвечал на вопросы. У него была медленная, изобилующая долгими паузами речь. Высокий, нескладный, неуклюжий, он походил на «карикатуру на интеллектуала», а о своих исключительно печальных переживаниях рассказывал с некоторыми колебаниями. Психологическое обследование выявило чрезвычайно высокий уровень его интеллектуального развития. У Эллиота имело место тяжелое депрессивное расстройство, которое привело к нарастанию замкнутости и себе и увеличению нарушения работоспособности в классе. Его интеллектуальные возможности значительно превышали тот уровень, который требовался для выполнения заданий, однако он учился все хуже и хуже из-занарастающей депрессии, с которой он не был в состоянии справиться. В момент обследования состояние Эллиота быстро ухудшалось, и вскоре появилась необходимость в госпитализации мальчика. Проведенный курс лечения анти депрессантами оказался эффек-
тивным, и через несколько месяцев Эллиот уже смог вернуться в школу, где опять стал хорошо учиться. К несчастью, вскоре после этого умерла его мать, а у отца возникло тяжелое депрессивное заболевание, потребовавшее госпитализации. На этой почве настроение Эллиота вновь приобрело чрезвычайно депрессивную окраску. Прошло 18 месяцев, прежде чем он снова смог успешно учиться в школе. Энурез' Еще одним распространенным нарушением у детей школьного возраста является ночной энурез, или ночное недержание мочи (96). В Англии среди семилетних детей каждый пятый ребенок время от времени по утрам просыпается мокрый, среди десятилетних детей это происходит с одним из четырнадцати, а к 14—15 годам — всего лишь с одним ребенком из 33. Резкое уменьшение пропорции детей, продолжающих мочиться в постель по мере взросления, является типичным для динамики нарушений развития. Все младенцы, не имея биологической возможности для контроля за работой внутренних органов, мочат свои пеленки, но созревание соответствующих структур нервной системы обеспечивает возможность контроля, и все меньшее и меньшее количество детей продолжает оставаться неопрятными. Однако возникает вопрос, почему у одних детей контроль выделительных функций возникает в возрасте двух лет, в то время как другие не могут научиться этому до конца пубертатного возраста? Несмотря на распространенность энуреза, не существует удовлетворительного ответа на этот вопрос. Вместе с тем факты позволяют предположить, что в основе лежит целый ряд причин происхождения энуреза. Во-первых, энурез часто встречается у нескольких членов одной и той же семьи, а исследования близнецов дают основание считать, что в определенных случаях важную роль играет генетический фактор. 1 Подробнее см.: Буян о в М. И. Недержание мочи и кала. М., 1985. — Прим. ред. Во-вторых, у некоторых детей энурез связан с общей задержкой физического развития, что в свою очередь указывает на возможность задержки развития центрального механизма, ответственного за контроль работы мочевого пузыря. Согласно существующим данным, у детей старше трех лет биологическая незрелость чрезвычайно редко сводится к первичным дефектам контроля работы мочевого пузыря, однако может оказывать косвенное влияние, затрудняя приобретение функции контроля. Несоответствие запаздывающего развития функций контроля мочевого пузыря родительским ожиданиям также может оказывать свой эффект на дальнейшее развитие этой функции. В-третьих, стрессы, переживания в возрасте от одного года до четырех лет (когда при нормальных условиях приобретается функция контроля мочевого пузыря) могут отрицательно повлиять на развитие этой функции. В исследованиях Дугласа было показано, что в дошкольном периоде у детей с энурезом чаще, чем у других детей, отмечались такие стрессы, как тяжелые ожоги, хирургические операции и распад семьи. В-четвертых, у некоторых детей ночное недержание мочи связано с частотой позывов к мочеиспусканию в течение дня. У этих детей может быть некоторое функциональное расстройство механизма наполнения и опорожнения мочевого пузыря, хотя представление о характере подобного расстройства является достаточно неопределенным. В-пятых, некоторые родители не обеспечивают правильное обучение детей навыкам опрятности. Это происходит либо в результате слишком жестокого наказания ребенка, либо просто потому, что подобная проблема их мало беспокоит. Контроль мочевого пузыря обычно развивается без какого бы то ни было специального научения, поэтому в большинстве случаев данный фактор, вероятно, не является главным. Интересным представляется факт, что по какой-то причине дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, обычно чаще мочатся в постель, чем дети из общей популяции. В-шестых, от одной четверти до одной трети де-тей-энуретиков имеют дополнительно эмоциональные или поведенческие расстройства, что значительно пре- вышает степень распространенности подобных расстройств в обычной популяции. Эта корреляция наиболее ярко выражена у девочек, нежели у мальчиков, а также среди детей, которые наряду с ночным страдают и дневным энурезом. В некоторых случаях эмоциональные расстройства могут носить вторичный по отношению к энурезу характер, однако ряд фактов показывает, что часто они играют и первичную роль. Заметим, что причины психического расстройства, приводящего к энурезу, являются весьма неопределенными. В-седьмых, энурез может быть следствием какого-то непосредственно испытываемого стресса, связанного с влиянием определенной ситуации. Очень частыми, например, являются случаи, когда дети мочатся в постель только в домашней обстановке и никогда не делают этого, оставаясь у родственников. Нередко это может быть функцией усилившейся мотивации ребенка, который хочет вне дома оставаться сухим, но, чаще это прямой результат стрессогенных детско-ро-дительских отношений. И наконец, в очень редких случаях ночное недержание мочи может быть вызвано физической аномалией уринарного тракта. В этой связи наиболее важно обращать внимание на инфекцию мочевыводящих путей у девочек. И хотя лечение инфекции обычно не останавливает мочеиспускания, оно очень важно, поскольку в противном случае инфекция может привести к повреждению почек. Очевидно, что лечение энуреза у ребенка зависит от природы дефекта и от характера соответствующих факторов, послуживших причиной возникновения заболевания. В определенных случаях, несмотря на необходимость оказания терапевтической помощи в отношении любого приводящего к возникновению энуреза эмоционального или физического нарушения, часто невозможно обойтись без дополнительного прямого лечения собственно процесса мочеиспускания. Для этого могут быть использованы несколько способов лечения. Прежде всего практически в каждом случае целесообразно начинать с применения простых методов, позволяющих обеспечить подкрепление с помощью поощрений или «звездной карты» за те ночи, которые ребенок проспал сухим. Для многих детей применение подобного метода оказывается достаточным для вос- становления баланса, благодаря чему ребенок приобретает умение контролировать функцию мочевого пузыря. Однако в других случаях может оказаться необходимым прибегнуть к использованию либо лекарственных препаратов, либо методики «звонок в постели»1. При лечении подобной методикой используется простой аппарат, предназначенный для того, чтобы будить ребенка в момент непроизвольного мочеиспускания. Ребенок спит на специальном матрасике, который кладется под простыню. Этот матрасик соединен с батареей таким образом, что как только простыня намокает, замыкается электрическая цепь и раздается сигнал тревоги или звенит звонок. Этот сигнал будит ребенка в момент его непроизвольного мочеиспускания и дает ему возможность приостановить работу соответствующих органов. Точно неизвестно, почему эта процедура способствует установлению контроля функции мочевого пузыря, однако критическим моментом в данной методике является немедленное пробуждение ребенка в момент начала непроизвольного мочеиспускания. При применении этой методики необходимо внимательно следить как за тем, чтобы сигналы тревоги не возникали без соответствующей необходимости (то есть, например, при потении ребенка), так и за тем, чтобы при работе сигналов ребенок действительно просыпался. Эффект методики «звонок в постели» является специфическим. В то время как пробуждение ребенка в течение ночи с определенными интервалами не обладает столь же эффективным действием (хотя и помогает некоторым детям) и поэтому является менее специфическим. Методика «звонок в постели» является наиболее эффективным из разработанных до сих пор средств лечения энуреза. После двух-трех месяцев лечения энурез исчезает приблизительно у 3/< детей. У одной трети детей после прекращения лечения энурез возобновляется, но в большинстве подобных случаев для полного лечения энуреза оказывается достаточным проведение второго курса лечения. Для многих детей Методика «звонок в постели» относится к числу бихевиораль-ных методов, использующих биологическую обратную связь. Смысл методики состоит в том, что в момент непроизвольного мочеиспускания ребенку или его родителям подается звуковой сигнал. —- Прим, ред. эта методика является наилучшей, однако проведение ее требует значительной помощи со стороны родителей, и многим семьям не удается выполнить необходимые требования. Несмотря на некоторую противоречивость фактов, эффективность методики кажется менее выраженной при работе с детьми, у которых отмечаются серьезные эмоциональные и поведенческие расстройства, сопутствующие энурезу. Также очевидно, что не все семьи могут обеспечить выполнение определенных требований методики. Например, ребенок должен иметь собственную постель. Также если в одной комнате одновременно спят несколько детей, то применение метода может оказаться непрактичным из-за неудобств, причиняемых громким сигналом другим детям. Методика «звонок в постели» используется в следующих случаях: когда исключена возможность органического заболевания, когда не помогают более простые методы, когда ребенок мочится в постель по крайней мере два-три раза в неделю, когда ребенок понимает цель процедуры и с готовностью может выполнять ее (пробуждающий ребенка сигнал после того, как он сработал, следует включить снова), а родители должны быть готовы к активному участию и проявлению настойчивости в процессе лечения. Существуют и другие методики лечения энуреза. Например, если ребенок также мочится в штанишки в течение дня или у него слишком часты позывы к мочеиспусканию, полезным может оказаться проведение специальных занятий, обучающих его сдерживанию мочи в течение более продолжительных периодов времени. Для этого может применяться следующая процедура. От ребенка требуют, чтобы он регулярно посещал туалет, а затем постепенно увеличивают интервал между этими посещениями до тех пор, пока не достигают развития у ребенка способности пользоваться туалетом с интервалом 3—4 часа. При определении тактики лечения детей, больных энурезом, опираются на те же общие принципы, что и при планировании лечения детей с другими патологическими состояниями. Короче говоря, прежде чем приступить к лечению, необходимо получить конкретное представление о характере расстройств ребенка, выяснить обстоятельства его развития и получить представление об условиях, повышающих вероятность непроизвольного мочеиспускания. Также очень важно выяснить переживания ребенка, связанные с энурезом и с возможными вызывающими его причинами. Лечение следует планировать на основе полученных оценок и с учетом гипотетических представлений о природе и механизме расстройства. С детьми, у которых энурез является единственным симптомом нарушения общей картины развития, можно сразу же приступать к прямому лечению энуреза. Практически всегда его лучше всего начинать с применения простых способов, типа «звездной карты». Во всех случаях необходимо, чтобы врач дал адекватное объяснение тем симптомам, которые вызывают беспокойство семьи, и способствовал уменьшению в ней напряженной атмосферы, созданию отношений конструктивного оптимизма. В случаях дневного энуреза на этой стадии также может быть использован тренинг с увеличением интервала между мочеиспусканиями. Если энурез составляет часть более широкого эмоционального или поведенческого расстройства, следует придерживаться адекватного лечениа более широкого расстройства, учитывая при этом те принципы, которые были описаны в других главах. Однако специалист, обнаруживший наличие подобного расстройства, не должен отказываться от применения прямых методов лечения энуреза, так как успешное лечение энуреза обычно' способствует улучшению и другой симптоматики. Энкопрез Энкопрез является гораздо более редким расстройством по сравнению с энурезом, однако он все-таки встречается у одного из 65 детей в возрасте от 7 до 8 лет. Если энурез встречается лишь несколько чаще у мальчиков, чем у девочек, то энкопрез у мальчиков встречается значительно чаще — в отношении приблизительно 5:1. В отличие от энуреза энкопрез в сочетании с другими симптомами часто является частью серьезного психического заболевания. Три главных типа расстройств являются наиболее важными среди всего многообразия нарушений, включающих в качестве симптома энкопрез.
К первому типу, который главным образом отмечается у младших детей, относится неспособность ребенка к овладению функцией контроля внутренними органами. В этом случае энкопрез часто сопровождается энурезом, и ребенок пачкает штанишки каждый раз, когда чувствует позыв в туалет. Очень часто дети, страдающие подобной формой энкопреза, происходят из неимущих семей, очень многие из них плохо учатся в школе, часто бывают агрессивными и во многих случаях родители таких детей также являются личностно несколько ограниченными. В подобных случаях лечение включает определенные формы тренинга контроля внутренних органов, который сочетается с необходимыми воздействиями, направленными на решение более широкого круга социальных проблем. От этого типа нарушения несколько отличается второй тип, при котором происходит частичная задержка каловых масс в кишечнике с последующим вторичным избыточным опорожнением. Подобное нарушение составляет наиболее важный класс нарушений, связанных с аномалией действия кишечника, и его следует подозревать во всех тех случаях, когда энкопрез сопровождается жидким стулом. Третью категорию расстройств составляют такие случаи, при которых у ребенка (хотя он и приобрел навыки контроля выделительных функций кишечника) в результате психического нарушения начинается энкопрез. В этом случае энкопрез обычно не сопровождается энурезом. В предыдущих главах часто заходила речь о терапии детей с психическими проблемами, при этом упоминались доступные методики лечения. В этой главе наше внимание, главным образом, будет направлено на принципы, которые лежат в основе различных способов лечения. Обычно считают, что основными методами, используемыми в детской психиатрии, является психотерапия и специальная помощь, оказываемая в индивидуальных случаях работниками специальной службы; в действительности существует также множество других методов лечения, и даже сами термины «психотерапия» или «работа с индивидуальным случаем» охватывают широкий спектр терапевтических подходов. Наверно, лучше всего было бы начать данную главу с систематического обзора результатов исследований, отражающих эффективность каждой формы лечения и позволяющих составить представление о том, в каких случаях их применение является наиболее желательным. К сожалению, в настоящий момент подобная задача является неосуществимой. Лишь в недавнее время психиатры, а также другие специалисты, работающие с детьми, стали осознавать важность оценки своих терапевтических усилий. Поэтому результаты научных исследований, касающиеся изучения способов лечения, являются по большей части скудными и малоубедительными. Тем не менее есть определенные доказательства, позволяющие говорить о том, что различные формы лечения могут быть эффективными, если они используются адекватно и в соответствующих условиях (142). Таким образом я постараюсь, насколько это возможно, показать сильную сторону фактов, доказывающих эффективность терапии. В этой связи важно отметить, что так же, как и во всей медицине в целом, целью любой терапии является облегчение страданий детей с психическими заболеваниями или ускорение выздоровления. Лишь в редких случаях под лечением понимается оказание медицинской помоши больному с целью предотвращения у него возникновения хронического состояния. Многие психические расстройства детского возраста даже без лечения со временем полностью проходят, но в отсутствие лечения могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью лечения обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях — устранение расстройства, которое само по себе исчезнуть не может. Существует ряд редких, но тяжелых психических расстройств, таких, как детский аутизм, в отношении которых было бы наивно предполагать возможность полного исцеления (за исключением единичных случаев) даже при применении наилучших из возможных способов лечения. В подобных случаях целью лечения становится усиление адаптивных возможностей ребенка и обеспечение более нормального течения процесса развития. Вышесказанное позволяет понять, почему попытки измерения общего результата терапии и корреляции в детской психиатрии и психологии не представляют интереса. Различные расстройства требуют различных способов лечения и преследуют разные цели. Обсуждение средней степени успеха лечения в детской психиатрии имеет не больше смысла, чем обсуждение средней степени общемедицинского лечения в больнице. Различие результатов будет определяться болезнью пациентов — раком, воспалением легких или диабетом — и тем, насколько примененные методы соответствовали состоянию больных. Мы не будем останавливать наше внимание на обсуждении общих проблем лечения. Вместо этого мы рассмотрим исследования, посвященные использованию специфических методов для решения специфических проблем. Психотерапия Психотерапия является методом, который в течение долгого времени считался одним из самых главных методов лечения в психиатрии, несмотря на то что в течение последних двадцати лет в этой области медицины широко используются и другие методы. Это касается детской психиатрии в той же мере, в какой это касается психиатрии взрослых. Люди спорили по поводу правильного определения термина «психотерапия», не решая вопрос по существу. Однако практически все соглашались с тем, что психотерапией является форма лечения, в которой главное терапевтическое средство заключается в одновременном действии двух факторов: общения терапевта с пациентом и их взаимоотношения. Психотерапия — это не один метод, поскольку существуют разные техники психотерапии, различающиеся лежащими в их основании теориями и способами, благодаря которым психотерапевтическое общение и отношение используются для улучшения состояния пациента. При всех типах психотерапии понимание смысла поведения больного играет важную роль, и целью психотерапии является оказание помощи пациенту, позволяющей ему найти наиболее оптимальные пути для решения собственных эмоциональных проблем. Первоначально основным толчком для развития психотерапевтических методов послужили психоанализ и аналитическая психология, обеспечившие теоретическую основу, согласно которой происхождение психических расстройств трактовалось как результат действия бессознательных процессов. Таким образом, психоаналитически ориентированная психотерапия наибольшее внимание уделяла достижению внутреннего понимания пациентом этих бессознательных конфликтов и психических механизмов. Пионерами в этой области были Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, что касается детской психотерапии, то здесь следует отметить имена Анны Фрейд, Мелани Клейн и Мишеля Фордама, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие этого направления в Англии. Использование психоаналитических методов позволило понять механизм работы человеческой психики, и многие из найденных в психоанализе закономерностей, касающихся работы психических механизмов, и особенно при психологических процессах, получили широкое распространение среди психиатров. В настоящее время они представляют собой часть общего знания и составляют неотъемлемую часть практически любой психотерапии независимо от ее теоретической ориентации. Широко распространена точка зрения, что моде- ли поведения могут иметь символическое значение или скрытый смысл. В начальных главах мы обсуждали случай с мальчиком, который переживал состояние тяжелой депрессии в годовщину смерти отца. В апреле, в момент возникновения стрессов, для которых в жизни этого мальчика не было никаких объективных причин, наступление пасхи напомнило ему о смерти отца в апреле прошлого года. Иногда дети осознают существование подобных связей, но чаще не отдают себе в этом отчет. Связь является бессознательной, ее значение понимается только значительно позднее. Также практически каждый исследователь признает существование психологических механизмов. Гнев отца на своего начальника может быть перенесен на жену по возвращении домой. Назначенное свидание может быть забыто, потому что на самом деле эта встреча нежелательна и воспоминание о ней подавляется. Исследования этих различных психологических процессов были достаточно фрагментарными, так что результаты, как правило, малоубедительны и допускают разные интерпретации, что показывают недавно опубликованные книги Клайн и Айзинг (53). Date: 2015-11-13; view: 1365; Нарушение авторских прав |