Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип сотрудничества





Поведенческая коррекция оценивается как достаточно ав­торитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенче­скими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. В соответ­ствии с принципом сотрудничества клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного по­ведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происхо­дит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашне­го задания в промежутках между терапевтическими встреча­ми. При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Агрессивное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно гневом, тревогой, страхом и бессилием. Во многом неадаптивное поведение человека определяется тревогой. Однако следует избегать завышен­ных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное ре­шение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — умень­шение их силы (например, по методике систематической де­сенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (на­пример, в форме тренинга релаксации или уверенности). Так, если в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напря­женность, целесообразно использовать систематическую де­сенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тре­вогу;

в) предложение клиенту воображать, пребывая в состо­янии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть данного метода. Иерархия тревог — это свое­го рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации определяется уровень тревоги. Обыч­но потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответст­вует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 со­ответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стиму­ла. Таким образом, составляется иерархия стимулов — субъ­ективная шкала тревоги.

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам: например, ответ на уроке, сдача экзаменов, разговор с учите­лем, общение с представителями противоположного пола.

Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Работа может быть проделана совместно или са­мостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Далее при проведении десенсибилизации клиентов про­сят расслабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консуль­тант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении лю­бой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, че­рез 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же са­мую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого вре­мени проводят процедуру расслабления и переходят к следу­ющему пункту иерархии.

В тех случаях, когда клиент поднимает указательный па­лец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тре­вогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий ме­нее выраженное чувство тревоги. Последовательно предъяв­ляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижа­ется чувствительность и к другим тревожащим ситуациям — клиент десенсибилизируется.


Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают трудности с воображением или, напротив, ситуа­ции уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизи­рованы в воображении. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релакса­ции в начале каждого занятия, предлагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуации. С каждым ра­зом число собеседников следует увеличивать; кроме того, со­беседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования.

Другим вариантом методики является контактная десен­сибилизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально неперено­симых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отра­батывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методи­ка может использоваться в группе подростков (7-9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики — эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок посте­пенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Мето­дика включает в себя этапы:

• составления иерархии ситуаций и объектов, вызыва­ющих тревогу (гнев);

• выявления любимого героя, с которым бы ребенок се­бя легко идентифицировал;

• воображения любой жизненной ситуации (при закры­тых глазах) вместе с героем;

• решения тревожащей ситуации (из списка) в образе героя и т. д.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. За­тем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использовать­ся в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может работать с несколькими сту­дентами, которые боятся экзаменов, одновременно, вместо то­го чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Си­стематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в от­ношении агрессивных переживаний, например гнева. Кроме релаксации, могут быть также использованы другие ингиби­торы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отноше­ния безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следую­щим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если сти­мулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, ан­тагонистичными страху, например с релаксацией. Первона­чально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих трево­гу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, возникают представления о ситуациях, вызывающих у него страх/злость, последова­тельно достигая снижения тревоги. В реальной жизни десен­сибилизация включает в себя только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно де­сенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке спе­циалиста). Тренировка в реальной жизни может быть так­же заменена тренировкой в группе.


Метод «наводнения», или «имплозивная терапия», за­ключается во внезапной демонстрации клиенту сцен, вызы­вающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Если десен­сибилизация направлена на торможение страха, то методи­ка «погружения», напротив, основана на его максимальном переживании. В данном случае также составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной дета­лизацией вообразить ситуацию, вызывающую страх, сво­бодно выражая все возникающие чувства. Цель специалис­та — поддерживать страх на максимально высоком уровне, переходя ко все новым и новым ситуациям из индивидуаль­ной шкалы тревоги.

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что пере­живание очень сильного страха в условиях поддержки и безо­пасности способствует его угасанию. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 минут до часа. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улуч­шению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем ме­тод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет до­полнительное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных со­стояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальт-техниками, психоаналитиче­ской терапией.

Важное место в практике психокоррекционной работы отводится специалистами методам саморегуляции.

Саморегуляция рассматривается как важная «мишень» психологического воздействия. Процедуры релаксации мо­гут использоваться сами по себе или быть частью более слож­ных методов, например систематической десенсибилизации. Наиболее распространенным методом является тренинг ре­лаксации.

Существуют различные по форме, но схожие по содержа­нию варианты процедуры прогрессирующей мышечной ре­лаксации. В начале обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и их назначение. Клиенты должны убедиться, что навыки релаксации помогут им справиться с определен­ными проблемами. Процесс обучения состоит из пяти основ­ных этапов. На первом этапе клиентов обучают фокусиро­вать внимание на определенной группе мышц. На втором — вызывать напряжение этой группы мышц. На третьем этапе добиваются навыка фиксации, сохранения напряжения в те­чение 5-7 секунд. Далее проводится обучение освобождению от напряжения. На последнем этапе внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы мышц.


Клиенты должны хорошо освоить цикл «фокусировка — напряжение — фиксация — освобождение — расслабление» и применять его при выполнении домашнего задания. Кон­сультант демонстрирует отдельные приемы на собственном примере и сопровождает действия специальными фразами. Например: «Я фокусирую все мое внимание на правой ру­ке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое»; «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы ниж­ней части руки... теперь я как можно быстрее снимаю напря­жение в правой кисти и в нижней части руки... я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности ухо­дить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными... напряжение исчезает, и появляет­ся ощущение все более и более глубокой релаксации». На первом занятии цикл для каждой группы мышц желатель­но пройти дважды.

Чтобы облегчить обучение, все мышцы тела делятся на 16 групп. Консультант последовательно дает указания по созданию напряжения в каждой группе мышц:

— сожмите правый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

— согните правую руку в локте и напрягите мышцы верхней части правой руки; сожмите левый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

— согните левую руку в локте и напрягите мышцы верх­ней части левой руки;

— поднимите брови как можно выше; крепко зажмурь­те глаза и наморщите нос;

— сожмите зубы и растяните углы рта;

— с силой потяните подбородок вниз к груди, не давая ему коснуться ее; сведите лопатки вместе и сделайте глубокий вдох;

— напрягите мышцы живота так, будто кто-то собирает­ся вас в него ударить;

— напрягите мышцы верхней части правой ноги, под­тягивая верхние мышцы вниз, а нижние мышцы - вверх;

— вытяните правую ногу и тяните пальцы ноги по на­правлению к голове;

— встаньте на кончики пальцев правой стопы и повер­ните стопу вовнутрь;

— напрягите мышцы верхней части левой ноги, подтя­гивая верхние мышцы вниз, а нижние — вверх;

— вытяните левую ногу и тяните пальцы ноги по на­правлению к голове; встаньте на кончики пальцев ле­вой стопы и поверните стопу вовнутрь.

Как только клиент освоит прием напряжения различных групп мышц, консультант предлагает ему выполнить эти уп­ражнения с закрытыми глазами. После того, как весь цикл бу­дет пройден, выясняется, достигнуто ли полное расслабление. Если нет, то клиент должен поднять указательный палец, а консультант выслушать клиента. Не следует немедленно ожидать полной релаксации. Если же она затруднена и че­рез какое-то время, можно пройти цикл «напряжение — рас­слабление» повторно. Допускается изменение порядка груп­пировки мышц и способа напряжения с учетом индивидуаль­ных различий. В конце занятия консультант может попросить клиентов сосредоточиться на чем-то самом приятном.

Тренировка требует минимум 8-9 сеансов (ускоренный вариант). Одновременно дважды в день проводятся самосто­ятельные упражнения по 15-20 минут (последнее — перед сном). Выполнение упражнений дома специально обсужда­ется для нахождения оптимальных условий и стратегий рас­слабления. Регулярная регистрация успехов (продвижения) повышает вероятность продолжения занятий.

После освоения полной процедуры мышечной релакса­ции переходят к освоению ее кратких вариантов — релакса­ции сначала 7-й, а затем только 4-й групп мышц.

Мышечная тренировка сопровождается вербальной ре­лаксацией. Вербальные процедуры релаксации подразуме­вают либо инструктирование клиентов консультантами, ли­бо самоинструктирование. Эти навыки позволяют исполь­зовать релаксацию в любых жизненных ситуациях.

Ментальная релаксация также расширяет возможности клиентов и усиливает эффект процедуры. Она обычно подразумевает представление/воображение конкретной спо­койной/приятной сцены. Консультанты могут выяснить, какие сцены клиенты находят особенно благоприятными, и помочь им вербально. Ментальная релаксация часто исполь­зуется после мышечной релаксации.

Дифференцированная релаксация подразумевает соче­тание минимального напряжения мышц, участвующих в со­вершении действия, с расслаблением других мышц.

Другой процедурой, помогающей справляться со стрессом, является условная релаксация. Консультанты обучают кли­ентов связывать ключевое слово, например «покой» или «от­дых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релакса­ции. В дальнейшем клиенты могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Консультанты должны не только обучать клиентов раз­личным процедурам релаксации, но и побуждать их регу­лярно снимать нервное напряжение в реальной жизни. Большое значение имеют прямые рекомендации клиенту: полноценно отдыхать, не брать на себя чрезмерных обяза­тельств, выделять достаточно времени для еды и сна, сохра­нять физическую форму.

В зависимости от опыта и личных качеств консультантам требуется различное количество занятий для того, чтобы обу­чить клиентов релаксации, а клиентам — приобрести необхо­димые навыки. Обучить клиентов прогрессирующей мышеч­ной релаксации возможно приблизительно за шесть занятий, если при этом обучающиеся выполняют упражнения дома ежедневно 2 раза в день по 15 мин. Важно объяснить клиен­там, что цель научения релаксации — не развитие способно­сти управлять мышцами само по себе, а развитие умения до­стигать состояния, характеризующегося эмоциональным спо­койствием.

Наряду с тренингом релаксации используют метод форми­рования стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведени­ем: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитив­ного поведения. Самонаблюдение часто осуществляется в фор­ме дневника Клиенты также могут составлять диаграммы (на­пример, диаграмму, отражающую изменения веса) или запол­нять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество выкуренных сигарет в динамике). Самонаблюде­ние повышает уровень осознания и самоконтроля. Оно также используется для оценки прогресса в поведении.

После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля. Существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты. Во-первых, клиенты могут попытаться изменить окружающую среду (контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения действий. Например, можно избегать ситуаций, в которых высоко вероятно проявление агрессии.

Во-вторых, клиенты могут награждать себя после совер­шения действий, способствующих достижению цели, исполь­зуя положительное самоподкрепление. Самоподкрепляющую силу имеет что-то выходящее за рамки повседневной жизни (например, новый предмет одежды или особое событие); что-то приятное, что мы делаем редко; наконец, самозаявления. Например, каждый раз при воздержании агрессивного пове­дения подросток говорит себе: «Отлично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это».

Эффективность самоподкрепления зависит от выбора вознаграждения и от его соответствия цели. Сложные цели могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы клиенты по­ощряли себя за последовательное достижение все более важ­ных целей. Составление односторонних (с самим собой) и двусторонних контрактов также способствует развитию на­выков самосовершенствования.

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как воспри­ятие, установки, интерпретации, умозаключения и т. д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмо­циональной, и в поведенческой сферах.

Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в сужде­ниях подростка. Другой распространенной методикой явля­ется идентификация и коррекция дисфункциональных мыс­лей. Например, агрессивное поведение часто сопровождается такими негативными убеждениями, как: «Я плохая (плохой). Меня нельзя любить. Все меня ненавидят». При этом факты и оценки окружающих нередко противоречат суждениям кли­ента, но игнорируются им.

Негативные мысли, и относящиеся к ним общие установ­ки тщательно исследуются и идентифицируются — выявля­ются, получают название в терминах клиента, записываются. В следующей, проверочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватности «дезадаптивных мыслей», а также в том, что они являются причиной многих его бед.

В заключение разрабатываются альтернативные возмож­ности интерпретации и оценки, которые апробируются в ре­альных ситуациях. Например, консультант просит клиента продумать и написать более адекватные утверждения напро­тив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как само­инструкцию. Другим важным приемом когнитивного пере­структурирования является позитивная интерпретация. При этом у ребенка/подростка формируется навык позитивной интерпретации как событий, так и действий людей.

Метод «угашения» агрессивного поведения практике ра­боты с агрессивными детьми используются достаточно часто. Существуют различные способы «угашения» нежелатель­ных действий. Наиболее распространенный метод — это на­казание, которое может иметь самые различные формы: тайм-аута, использования негативных последствий реакции, предъявления аверсивного (крайне неприятного) события. Так, тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негатив­ное поведение может получить подкрепление. Например, не­гативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверст­ников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ре­бенка вынуждают покинуть класс. В случае же неприемлемо­го поведения маленького ребенка его помещают в отдельную комнату на короткое время (от пяти до двадцати минут). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказа­нием следует однократное предупреждение. Если же сделан­ное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут; настойчиво и систематически.

Методика использования издержек реакции (или мето­дика негативных последствий) подразумевает, прежде всего, лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех. Другим вариантом издержек реакции является негатив­ная реакция окружающих людей на агрессивное поведение личности. Самые распространенные и действенные формы не­гативных реакций — осуждение (особенно групповое), выра­жение гнева, физическое наказание, угрозы.

Аверсивные методы относятся к более спорным техноло­гиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстанов­ке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный диском­форт: боль, страх, отвращение. Как, например, удар током.

При использовании методов «угашения» агрессивного поведения следует иметь в виду, что наказание эффектив­но, если оно:

• понятно личности, основано на правилах;

• используется последовательно;

• непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций.

Наиболее гибкими методами формирования желательно­го поведения являются методы формирования ассертивного поведения. В их основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания или различные виды подкрепле­ния. Следует отметить, что как положительное, так и нега­тивное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предпо­лагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляю­щие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Главный метод изменения поведения — это позитивное подкрепление. Условия обеспечения успеха следующие, если подкрепление:

— индивидуально значимо;

— применяется систематически и немедленно вслед за желательным поведением;

— имеет четкую связь между желательным поведением и используемым стимулом.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или кос­венно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкреп­ление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за же­лательное поведение. Иногда положительное подкрепление может поощрять неправильное поведение. Например, подро­сток, в ответ на суицидальную попытку, может получить на­граду — повышенное внимание и заботу семьи вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в хо­де повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адап­тивных видов поведения и ослабления и устранения неадек­ватных его форм. Первоначально проводится идентифика­ция подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяс­нить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представ­ления подкрепляющих стимулов вместо слов можно исполь­зовать картинки, на которых изображены потенциально при­ятные виды занятий.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизнен­но важными сферами:

• взаимодействия (отношений);

• переживаний, несовместимых с депрессией/агрессией;

• действий, повышающих самооценку с помощью ощу­щений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т. д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко ис­пользовать выявленные стимулы для подкрепления жела­тельного поведения детей с девиацией. Клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы «жетонного» подкрепления. «Жетоны» — это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обме­нены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выгля­деть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы «жетонного» подкрепле­ния должны включать в себя четкие правила обмена, опреде­ляющие, какое количество «жетонов» требуется для получе­ния подкрепляющих стимулов. Данный метод достаточно по­пулярен среди детей. При применении «жетонов» частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой «жетонного» подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет «жетонное» подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самопод­креплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на ок­ружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обес­печить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и «жетонная» система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам под­крепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отда­вать себе отчет в том, что они могут по неосторожности под­крепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществ­ляться в форме активного социального обучения адаптив­ным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих соци­альных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседни­ка, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демон­стрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротив­ляться негативному влиянию среды или принимать решения.

Одним из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения, является репетиция поведения детей и подростков. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, модели­рования и разыгрывания ситуаций. На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают труд­ности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее опреде­ляются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные си­туации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонента»). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптив­ное поведение.

Наибольшее значение при проведении репетиции поведе­ния имеет тренинг ассертивности. Под ассертивным поведе­нием, как известно, понимается любое поведение, не связан­ное с тревогой. Первоначально тренинг ассертивности был на­правлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя соци­ально приемлемое выражение как положительных, так и от­рицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех ви­дов поведения.

Во-первых, это неассертивное, или заторможенное, пове­дение, при котором люди жертвуют своими интересами.

Во-вторых, это агрессивное поведение, при котором лю­ди «усиливаются» за счет других.

И наконец, это ассертивное поведение, при котором вы­игрывают обе взаимодействующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, прояв­ляющейся лишь в специфических ситуациях. На этапе пове­денческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается — в общем или в специфическом. Далее следует работа по формированию мотивации клиентов на со­трудничество.

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуаци­ях, например при необходимости оказать сопротивление не­гативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание инди­видуальный стиль поведения клиентов и помогать им форми­ровать такое поведение, которое будет как можно более «есте­ственным» для них. Реакции, которые представляются умест­ными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор време­ни — клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассер­тивных задач, сложность которых постепенно повышается.

На следующем этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиен­тов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На заключительной стадии клиентов побуждают приме­нять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В интервалах между занятиями обучаю­щиеся также могут самостоятельно пытаться применять адап­тивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки в поведение следует внести.

Тренинг ассертивности можно применять в форме инди­видуальной, групповой работы или в форме самопощи. Груп­пы должны быть. гетерогенными, включающими подростков как с агрессивным поведением, так и без него.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие техноло­гии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это: тренинги уверенности, коммуни­кативных навыков, принятия решения, резистентности к со­циальному давлению, разрешения конфликтов. При этом ис­пользуются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, по­зитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискус­сии, способы самоконтроля и т. д.

Таким образом, психологическая корреляция агрессив­ных форм поведения включает в себя широкий арсенал ме­тодов, среди которых ведущее место занимают:

— коррекция через игру (широко используется в работе с детьми младшего возраста); коррекция через изъятие из привычного окружения и помещение в коррегирующую среду или группу (оправдана в том случае, ко­гда установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением);

— коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, заня­тия музыкой и другими видами творческой деятель­ности);

— коррекция агрессивного поведения через сублими­рование агрессии в социально одобряемой деятель­ности, например в спорте (подростков с устойчивым агрессивным поведением целесообразно приобщать к групповым видам спорта — футболу, баскетболу, требующим навыков сотрудничества (высокоагрес­сивные виды спорта, например бокс, нежелательны);

— коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навы­ков конструктивного взаимодействия и более адап­тивного поведения;

— коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов.







Date: 2015-11-13; view: 1107; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.046 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию