Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспресс-диагностика агрессивных состояний детей и подростков как направление профилактической работы





Известно, что та или иная эмоциональная установка мо­жет во многом определять доминирующее направление и осо­бенности поведения человека. Часто установки не осознают­ся детьми, но от этого они не перестают быть действенными. Наиболее оперативную и вполне надежную информацию об эмоциональных установках можно получить, используя цве­товой тест Люшера. Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Приведем лишь некоторые уточнения, отражаю­щие особенности нашей работы со школьниками и его воз­можности для оценки общей адаптированности учащихся и профилактики поведенческих проблем.

Предлагаемый нами вариант использования теста Люше­ра существенно отличается от широко известного цветово­го теста отношений (ЦТО), разработанного Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом [4]. Использование ЦТО предполагает вы­яснение оценочных отношений человека к окружающим его людям на основе связанных с ними цветовых ассоциаций. Считается, что ребенок эмоционально положительно отно­сится к человеку, если подбирает для него тот же цвет, кото­рый занимает первое место в ряду его собственных цветовых предпочтений (таким цветом может оказаться и черный). Отношение к человеку оценивается как негативное, если ре­бенок выбирает для него цвет, занимающий последнее мес­то в его собственной цветовой раскладке. В рамках ЦТО вы­ясняется, как ребенок оценивает окружающих его людей.

В предлагаемом варианте карточки Люшера используют­ся для изучения и описания эмоционального состояния ре­бенка в различных жизненных ситуациях. Данную методику можно назвать ЦТЭС (цветовой тест эмоциональных состо­яний), так как любой ребенок, начиная с 5-летнего возраста, легко может указать цвет, на который похоже его настрое­ние в той или иной ситуации. Свое настроение значительно проще сопоставлять с различными цветовыми оттенками, чем характер другого человека.

Таким образом, цель ЦТЭС состоит в выявлении сфер воз­можной дезадаптации ребенка, то есть в определении тех си­туаций, где ребенок чувствует себя некомфортно, в которых могут проявляться негативные реакции и эмоциональные срывы. Если ребенок часто вынужденно попадает в подобные ситуации, то негативные реакции закрепляются в его поведе­нии. С другой стороны, если вовремя обнаружить «трудные» для ребенка ситуации, то можно разобраться в причинах и оказать ему необходимую помощь, предотвратив закрепление деструктивных форм реагирования.

ЦТЭС отличается от ЦТО характером вопросов, задавае­мых ребенку, и подходом к интерпретации ответов [95,97,98]. Сама процедура исследования проста. На белом листе в слу­чайном порядке раскладываются карточки Люшера, и ребен­ку предлагается выбрать (просто показать пальцем, если он затрудняется в названии цвета), на какой цвет похоже его на­строение, когда он утром идет в школу. Когда ребенок пока­жет на соответствующую цветовую карточку, ее номер следу­ет записать и продолжить опрос. Далее следует спросить, на какой цвет похоже его настроение, когда он сидит, например, на уроке математики, истории, биологии или русского языка, отвечает у доски, разговаривает с классным руководителем, общается на перемене с одноклассниками и пр. Ответы запи­сываются в заранее приготовленную таблицу.

В заключение ребенок делает выбор собственных цвето­вых предпочтений, то есть указывает цвета по мере убывания привлекательности — от самого приятного до самого непри­ятного. Обследование по этой схеме класса из 25-28 человек занимает 40-45 минут, то есть урок. Психолог садится в клас­се за последнюю парту, к нему по очереди подсаживаются учащиеся и выполняют задания в соответствии с инструкци­ей. Урок при этом проводится в обычном порядке, и учебный процесс не нарушается. В течение учебного дня соответствен­но могут быть обследованы шесть классов. На диагностику всех учащихся школы уходит менее двух недель. Такое об­следование в каждом классе обычно проводится раз в год, но можно проводить и чаще, так как оно занимает мало вре­мени, не имеет противопоказаний к повторным применени­ям и нравится детям. ЦТЭС можно использовать для обсле­дования учащихся с 1-го по 11-й класс.

Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколь­ко комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него школьных ситуациях. Цвет, выбранный ребенком для харак­теристики его самочувствия в той или иной ситуации, интер­претируется по его «абсолютному» значению, вне зависимо­сти от собственных цветовых предпочтений ребенка. Напри­мер, если собственный цветовой выбор ребенка начинается с черного цвета и для характеристики своего настроения на уроке истории он также выбирает черный цвет, то делается вывод и об отрицательной самооценке, и о резких неприят­ных переживаниях на уроках истории (в рамках ЦТО отно­шение к уроку истории было бы оценено как положительное).


Если ученик сравнивает свое настроение на каком-либо уроке с черным цветом, то у него имеется активно негатив­ное отношение к предмету или к педагогу либо ко всей ситу­ации в целом. Такой ученик склонен демонстративно нару­шать дисциплинарные требования, оспаривать и не выпол­нять указания учителя, вступать в пререкания даже по самым несущественным вопросам, задевать одноклассников, если они пытаются его урезонить. Такое поведение может быть ха­рактерно для сильных, в целом хорошо успевающих учащихся, а не только для слабых. Если вовремя не разобраться в причинах, то тогда могут возникнуть глубокие конфликты меж­ду учеником и учителем, семьей и школой.

Причины могут быть как личного, так и учебного плана. Чаще в основе негативного отношения к предмету лежит его непонимание, связанное либо с недостатками интеллектуаль­ного развития самого ученика, либо с существенными пробе­лами в его знаниях. Возникшие трудности в понимании пред­мета не сразу отрицательно влияют на получаемые оценки, но существенно изменяют самочувствие ребенка. Это и отра­жается в оценке его собственного настроения на уроке. На­чальная стадия изменения учебной ситуации характеризует­ся тем, что из-за непонимания ребенку становится скучно на уроке. В этом случае он сравнивает свое настроение с серым цветом. Такому ученику трудно следить за изложением но­вого материала, участвовать в обсуждении. Он становится пассивным на уроках, ищет, чем бы занять время, отвлекает­ся сам и отвлекает других, получает замечания за нарушение дисциплины. Постепенно внутреннее недовольство и эмоцио­нальное напряжение усиливаются, обостряются взаимоотно­шения с учителем, и ученик уже начинает сравнивать свое на­строение на уроке с черным цветом. Последующее негатив­ное развитие событий обычно занимает от полугода до года. Чем дальше, тем больше учитель начинает сталкиваться с аг­рессивными реакциями данного ученика, с невыполнением учебных требований, нарушениями дисциплины, вплоть до прогулов, после чего и успеваемость резко падает. После это­го нормализовать ситуацию бывает уже очень сложно.

Однако подобное развитие событий можно предотвратить. Если в школе проводится ежегодное обследование всех уча­щихся с помощью ЦТЭС, то, сопоставляя данные, можно сра­зу заметить смену эмоционального самочувствия ученика на том или ином уроке. Выявив учеников с негативными эмоцио­нальными установками, следует разобраться в причинах. Для этого недостаточно бесед с учителями, учениками и родителями и анализа успеваемости. Необходимо провести ком­плексное психологическое обследование учащихся с исполь­зованием интеллектуальных и личностных тестов, например методические комплексы, содержащиеся в ТООР. Исключи­тельно редко негативные установки появляются вследствие психологической несовместимости ученика и учителя или де­тей между собой. Обычно межличностные конфликты вторич­ны по отношению к недостаткам интеллектуального развития и собственно учебным проблемам ребенка. Если вовремя по­мочь ребенку в развитии необходимых интеллектуальных опе­раций и ликвидации пробелов в знаниях, то негативного раз­вития событий удается избежать.


В случае групповой работы полученные данные могут быть оформлены в сводную таблицу, удобную для анали­за адаптированности учащихся всего класса. В таблице мо­гут быть наглядно представлены характеристики ситуации в классе в целом и особенности эмоциональных установок каждого учащегося. Если более 25% учащихся сравнивают свое настроение на каком-либо уроке с серым и черным цве­том, то причиной формирования негативных установок явля­ются резкие изменения или недостатки самой учебной про­граммы и методов преподавания, а не индивидуальные про­блемы отдельных учащихся. В этом случае педагог может столкнуться с агрессивной реакцией класса в целом. Класс бу­дет поддерживать негативные высказывания и агрессивные выходки отдельных учеников, проявлять солидарность. В этом случае от учеников можно слышать замечания типа: «Мы этого не проходили», «Нам этого не объясняли», «Мы привыкли к другому оформлению», «Этого нет в учебнике», «Мы не обязаны покупать дорогие пособия» и т. п. Значитель­но реже приходится иметь дело с несправедливостью или дру­гими личными недостатками учителя.

В таблицах можно использовать следующие условные обо­значения, характеризующие степень адаптации учащихся:

1. Эмоциональные состояния и установки:

«+» — положительное отношение, установка, эмоцио­нальное состояние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов);

«О» — нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пас­сивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности (отмечается при выборе серого цвета);

«-» — отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения (отме­чается при выборе черного цвета);

«С» — тревога, беспокойство, напряжение, страх, непри­ятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.) — отмечается при выборе коричнево­го цвета;

«И» — инфантилизм, капризы, неустойчивость устано­вок, безответственность, сохранение «позиции ребенка» (от­мечается при выборе фиолетового цвета только для ситуа­ций: самочувствие дома, общая установка к школе, взаимо­отношение с классным руководителем).

2. Эмоциональная самооценка:

«+» — позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хорошими детьми (отмечается в том случае, если об­щий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зелено­го, красного, желтого цветов);

«-» — негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том случае, если общий цветовой выбор ребенка начина­ется с черного, серого, коричневого цветов);


«И» — инфантильная самооценка, личностная незре­лость, сохранение установок и манеры поведения, свойст­венных более младшему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета).

Изучение адаптированности учащихся с помощью ЦТЭС можно проводить ежегодно и даже несколько раз в учебном году. Неблагополучная ситуация в семье, негативное отно­шение к школе, боязнь тех ли иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, несложившиеся отношения с учителем или одноклассниками — все это может существен­но нарушать самочувствие ребенка и, как следствие, его по­ведение и сам процесс обучения. Страх школы, конкретных предметов, проверки знаний или отрицательное отношение к учителю могут иметь объективную в основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимо­отношений с окружающими может быть вызвано особенно­стями его поведения, наличием неадекватных реакций. Ин­формация об эмоциональном состоянии ребенка должна быть проанализирована в свете его индивидуальных особен­ностей и обязательно учтена в последующей работе с ним, а также при консультировании родителей и учителей.

Надежность интерпретации цветовых выборов и цвето­вых ассоциаций подтверждена наблюдениями педагогов, пси­хологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоро­вья ребенка. По нашим наблюдениям, вероятность различ­ных вариантов агрессивного поведения в большей степени связана с выбором черного, серого, зеленого и фиолетового цветов, для профилактики возможных негативных измене­ний поведения следует также учитывать выбор коричневого и красного цветов.

Так, в частности, зеленый цвет предпочитают дети с высо­ким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они ис­пытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Если им не удается занять то положение, на которое они пре­тендуют, то формирование скрытого агрессивного поведения весьма вероятно. Обычно этот цвет выбирается детьми на начальном этапе подросткового кризиса. Если тест Люшера используется ежегодно (или раз в полгода), то можно наблю­дать, как с 5-го класса у многих ребят начинает выходить на первое место в ряду цветовых предпочтений именно зеленый цвет, заменяя все разнообразие предыдущих выборов. Такой выбор свидетельствует об активизации потребности в само­утверждении, о необходимости уважительного отношения к лич­ности ребенка. Если окружающие продолжают обращаться с ним, как с маленьким, управлять и помыкать, то потребность в самоутверждении гипертрофируется и трансформируется в подростковый негативизм (подросток в качестве предпочи­таемого начинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и соответственно изменяют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникнет.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зе­леным цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и про­являли серьезное отношение к их мнению, интересам и до­стижениям, чтобы взрослые не обращались с ними, как с ма­ленькими. Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пятерки», хотят быть отлични­ками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотно­шениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и стави­ли в пример другим, готовы заниматься общественной рабо­той, если она повышает их статус в классе. (Если, например, такой ребенок получил пятерку, но об этом не объявят всему классу, он может очень расстроиться.) Если ученик сравни­вает с зеленым цветом свое настроение на каком-то конкрет­ном уроке, то высокие оценки именно по этому предмету для него наиболее важны.

Красный цвет предпочитают активные, энергичные, напо­ристые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержан­ны. Однако об агрессивном поведении может речь идти только тогда, когда в их цветовом выборе рядом с красным и следую­щим за ним оказывается черный цвет. Такие дети могут ис­пользовать окрики и кулаки как средство убеждения или до­казательства собственной правоты.

Фиолетовый цвет предпочитают дети, у которых доми­нируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то он не чувствует ответственности, не готов преодолевать учебные трудности, ходит в школу в основном, чтобы весело проводить время, иг­рать, общаться с одноклассниками. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отно­шение к школе резко меняется: они могут капризничать, ус­траивать истерики, ссориться и драться с одноклассниками, грубить учителям, отказываться идти в школу. Поведение инфантильных детей очень неустойчиво, оно подвержено на­строению, которое складывается в зависимости от ситуации успеха или неуспеха. Обаятельные инфантильные дети обыч­но становятся резко агрессивными в ответ на любые требо­вания в процессе игрового общения. Они готовы играть, но не переносят, когда от них кто-то что-то требует. В младших и средних классах при большом числе инфантильных детей именно поэтому часто возникают неожиданные конфликты, немотивированные ссоры и даже драки между детьми, кото­рые всегда играют вместе и хорошо друг к другу относятся. Учителя знают, что часто именно подружки жалуются, ябед­ничают, подстраивают мелкие пакости друг другу.

Особенно резко поведение инфантильного ребенка может измениться, когда беспечное детство окончательно сменяет­ся школьными буднями. Когда учебные требования становят­ся ежедневными реалиями, а взрослые, чтобы добиться их вы­полнения от ребенка, используют методы давления и принуж­дения, то он неожиданно резко начинает сопротивляться, и капризно-агрессивная манера поведения достаточно быст­ро закрепляется. Чтобы инфантильный ребенок привык без сопротивления и капризов выполнять скучную, неинтерес­ную работу, следует какое-то время проделывать ее с ним со­вместно, но спокойно, без ругани и нажима. Одновременно для преодоления инфантильности следует менять манеру об­щения с ним, постепенно расширять сферу его обязанностей и самостоятельной деятельности.

В любом взаимодействии, в играх для инфантильных де­тей характерна инертность поведения, связанная с тем, что они обычно не обращают внимания на реакцию окружающих. Их не заботит, нравится или нет другим то, что они говорят или делают. Они не замечают, не реагируют, когда их пыта­ются остановить тактично. Когда окружающие теряют терпе­ние и начинают резко выговаривать инфантильному ребенку, он отвечает истерикой или агрессивным срывом. На спокой­ные речевые замечания инфантильный ребенок вообще не об­ращает внимания. Чтобы его остановить, необходим мягкий телесный контакт и разговор, обсуждение «глаза в глаза». Об­ращение к ребенку какое-то время необходимо совмещать с телесным контактом (положить руку на плечо, взять за ру­ки и пр.), в процессе которого следует объяснить ему, что надо и что не надо делать. Таким образом, можно обходиться без истерик и формировать у ребенка конструктивную манеру об­щения.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обра­щаться со школьником как с маленьким ребенком: потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по прин­ципу гиперопеки. Не учат его справляться с трудностями, а фактически формируют и закрепляют капризно-агрессив­ное поведение. Если ребенок с фиолетовым цветом ассоции­рует свои отношения с учителем, то от него он ожидает повы­шенной заботы и индивидуализированного отношения. Может обижаться и капризничать, если учитель не оказывает ему эмоциональных знаков внимания (не улыбается, не обнима­ет), а строит отношения с ним только на «деловой» основе. В этом случае он дома жалуется на несправедливость учите­ля, тем самым провоцирует конфликты родителей со школой. Такой ребенок не соблюдает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается любыми способами добиться располо­жения любимого учителя, нередко раздражая его своей навяз­чивостью. Педагог невольно старается избегать общения с та­ким учеником. В этом случае любовь инфантильного ребен­ка легко трансформируется в озлобленность и мстительность, агрессивные выходки по отношению к учителю.

Фиолетовый может быть предпочитаемым цветом и у стар­шеклассников. Их инфантилизм проявляется в безответствен­ности, несамостоятельности, подверженности внешним вли­яниям, склонности к необдуманным, ситуативным поступкам. Подобная личностная незрелость может быть свойственна подросткам и с высоким интеллектуальным развитием. Когда в классе около половины детей в качестве наиболее приятно­го выбирают фиолетовый цвет, то класс в целом может ока­заться неуправляемым.

Коричневый цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне не­хорошо», «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывался на первом месте в ряду цвето­вых предпочтений ребенка, то обычно это было связано с на­личием у него каких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение. Ребенок может замыкаться в себе, выглядеть угрюмым, избегать об­щения.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначе­ния своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится родителей или школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Например, неграмотные учащиеся вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка. Если уча­щиеся привыкают к неуспеху и порицаниям, перестают ста­раться, то их отношение к предмету меняет свою окраску сначала на серый, а потом и на черный цвет. Ребенок может оценивать свое самочувствие на уроке коричневым цветом, несмотря на высокую успеваемость, если она достигается при недостатке интеллектуальных способностей зубрежкой и списыванием.

Предпочтение черного цвета отражает негативное отно­шение к себе и ко всему окружающему миру, активное, рез­кое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место в своем цветовом выборе, то внутренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто по­лучает от окружающих. Он уже не старается исправиться, подтянуться в учебе, контролировать свое поведение. На­против, он ведет себя демонстративно вызывающе, агрес­сивно реагирует не только на замечания, но и на искренние попытки помощи со стороны учителей, родителей, одно­классников.

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и откры­то говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Однако к средней школе выбор черного цве­та встречается все чаще и чаще. С черным цветом могут ассоциироваться отдельные, особо нелюбимые школьные предметы. Эти предметы ребенок, если его не заставляют, не учит. Если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержание. Уроки с удовольствием пропускает, а если и присутствует, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учителя. Если ребенок открыто конфликтует с учителем, то и отношения с ним может ассоциировать с черным цветом.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии от­крытой конфронтации с родителями. Родители и дети в этом случае жестко отстаивают каждый свою позицию. Именно поэтому черный цвет часто предпочитают подростки, когда вступают в состояние непримиримой конфронтации с окру­жающим взрослым миром. По мере взросления подростка, когда острота противостояния снимается, уходит и предпо­чтение черного цвета.

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и без­различием. «Серое» настроение в школе означает пассивное ее неприятие, равнодушие к ней. Ассоциации серого цвета с теми или иными уроками означает скуку. «Серое» настро­ение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоциональные установки в различных жизненных ситуаци­ях. Установка — это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если результаты об­следования свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тре­вога, защитная агрессия) по отношению к какой-либо ситуа­ции, необходимо выяснить ее причину.

Негативное отношение к школе, отдельным урокам, стра­хи перед контрольными работами, ответами у доски чаще всего возникают у школьников из-за учебных трудностей, непонимания предмета. Корни проблем обычно лежат в не­достатках интеллектуального развития ребенка, а не в его об­щении с родителями, учителями или одноклассниками. Если ребенок к школе и к урокам относится хорошо, но негативно оценивает свои состояния в ситуациях проверки знаний (от­вет у доски, настроение перед контрольной работой), то это свидетельствует о непрочности знаний и о том, что его отно­шение к школе скоро может измениться в худшую сторону. Если около половины класса оценивает свое эмоциональное состояние подобным образом, то в самом ближайшем време­ни ситуация в классе резко изменится. Ребята начнут прогу­ливать уроки, не являться на проверочные и контрольные работы, резко упадет дисциплина и успеваемость. Класс в целом перейдет в категорию «трудных», где многие де­ти конфликтуют с учителями. Часто подобные изменения происходят с 6-7-ми классами. Обычно причину падения дисциплины объясняют подростковым кризисом. Через под­ростковый возраст проходят все дети, но конфликтными и агрессивными становятся далеко не все. Значит, нужно ис­кать причину, а не успокаивать себя ссылками на «трудный» возраст.

Важное значение при переходе на вторую ступень обу­чения имеет психологическая диагностика в рамках ТООР готовности учащихся 3-4-х классов к этому переходу.

Диагностика позволяет выявить вероятные осложнения в обучении и развитии и дать рекомендации учителям и ро­дителям, позволяющие полностью избежать этих осложне­ний. Если вовремя не помочь детям, то тем самым взрослые подталкивают их на путь неконструктивных способов избе­гания учебных неприятностей. С помощью ЦТЭС можно выявить глобально дезадаптивных учащихся, способных на аутоагрессию, суицидные поступки. Такие учащиеся свое настроение в школе, дома, почти на всех уроках, а также в ситуациях общения с одноклассниками и учителями срав­нивают только с черным, серым и коричневым цветами. С ними не только необходимо сразу провести психотерапев­тическую работу, но надо обязательно выяснить причины подобного состояния, чтобы помочь ребенку выйти из него.







Date: 2015-11-13; view: 666; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию