Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология семейной терапии детей и подростков, склонных к агрессии
Семейная терапия рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она состоит из семейных обсуждений и совместной терапии больного и родителей. Основные задачи семейной терапии формулируются учеными, работающими в этой области (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и пр.), следующим образом: • содействие всем членам семьи в разрешении их проблем; • осознание родителями причин болезненного состояния ребенка и формирование у них настроя на его терапию; • совместные обсуждения с родителями задач терапии; • параллельная работа с детьми и родителями; • перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений. После обследования семьи специалист устанавливает так называемый семейный диагноз, в котором обобщает психопатологические, личностные и социально-психологические особенности исследуемой семьи. Особое внимание обращается на: 1) недостаточное исполнение членами семьи своих социальных ролей; 2) низкую продуктивность совместной деятельности; 3) наличие большого количества неразрешенных проблем; 4) наличие большого количества явных или скрытых конфликтов. Специалист, ребенок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Первые сложности могут начаться уже на этапе знакомства: большинство родителей ожидают, что специалист, поддерживая их, будет заставлять детей выполнять их требования. Они начинают прямо или косвенно предписывать специалисту свой план действий, вовлекая его в семейные конфликты. Однако работа специалиста заключается в содействии развитию семейных отношений и понимании всех участников конфликта. Он выступает не как судья, а как посредник в проблемах семьи, его основная задача — помощь ребенку, дезадаптация которого обусловлена в том числе и неблагоприятно сложившимися семейными отношениями. Поэтому специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а теплым, эмпатическим. Особое внимание нужно обратить на позицию того родителя, который не посещает специалиста и отрицательно относится к лечению ребенка: при доминировании в семье он может свести на нет весь эффект терапии. Для предупреждения подобного отношения нужно при беседе с обоими родителями лишний раз подчеркнуть необходимость лечения ребенка. А. И. Захаров (1999) считает, что в зависимости от отношения к работе с ребенком всех родителей можно разделить на тех, которые придают серьезное значение психическому здоровью своих детей и обеспокоены их состоянием (чаще всего это мать, сама страдающая неврозом и испытывающая чувство вины за поведение ребенка). Другая группа — родители, которые не осознают своей ответственности и занимаются лечением детей только по настоянию врачей-педиатров, воспитателей, логопедов и других специалистов. В таких случаях необходимо заинтересовать родителей в оказании помощи ребенку, и здесь успешность работы в значительной мере зависит от их культурного и нравственного уровня. Каким бы ни было установочное отношение родителей, специалист при первой совместной беседе подчеркивает необходимость тесного сотрудничества. К положительному настрою и успокоенности родителей приводят целенаправленное участие специалиста в проблемах семьи и предоставление условий для индивидуального изложения ими своих затруднений. Нередко родители сами нуждаются в проведении коррекционных мероприятий (релаксация, внушение и пр.). Если родители не выполняют предложенных рекомендаций, их нужно предупредить о том, что эффект терапии будут неважный — не из-за плохой квалификации специалиста, а из-за постоянной истощающей нервные силы ребенка семейной ситуации. В таком случае проводится только симптоматическое лечение, а суггестивные техники и групповая терапия исключаются. Достижение успеха семейной терапии происходит в результате: — осознания родителями причин агрессивного поведения ребенка; — влияние семейных проблем на поведение ребенка; — паритетного участия всех членов семьи в процессе психокоррекции; — выполнения рекомендаций специалиста; — соблюдение семейного мира в период проведения коррекционных мероприятий; — сочетания семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи. Эффективным средством коррекции ригидных установок родителей будет достижение улучшения в состоянии ребенка: у них возрастет заинтересованность в его лечении и восприимчивость к советам специалиста. Если же их отношение не меняется и они продолжают эксплуатировать ребенка в угоду своим завышенным притязаниям, то прогноз становится неблагоприятным. Для детей и подростков с агрессивным поведением из семей группы риска характерны следующие типы «трудных» родителей: 1. Родители с паранойяльным настроем с недоверием относятся к психологическому методу лечения, настороженно воспринимают действия специалиста и не допускают его к обсуждению проблем семьи и отношений с ребенком. Они часто считают ребенка либо хулиганом, либо неизлечимо больным. 2. Авторитарные родители склонны сами предопределять тактику терапии. Как и родители с паранойяльным настроем, они излишне требовательны, нередко переходят от одного специалиста к другому. Однако изменить свое отношение к ребенку они неспособны и часто уклоняются от рассмотрения своих проблем. Чаще всего так поступают отцы, расценивая вмешательство специалиста как подрывающее их мужской авторитет. 3. Родители с истерическими чертами личности нередко требуют большего внимания к себе, чем к ребенку. В их словах обычно звучат жалобы на судьбу, трудности жизни, нередко одинокие истеричные матери заявляют, что специалист — их «последняя надежда». Чаще всего они сознательно или бессознательно рассчитывают на внимание специалиста к себе и могут часами рассказывать о своих неприятностях. 4. Эгоцентрически-защитные установки родителей заключаются в опасениях и страхе утратить влияние на ребенка при уменьшении его зависимости в случае улучшения состояния. Тогда исчезают основания для тревоги за ребенка и они остаются один на один собственными неразрешенными личностными проблемами. В таких случаях родители бессознательно боятся приходить к специалисту, опасаясь уменьшения своего влияния на ребенка. Иногда это может привести к прекращению лечения под какими-либо благовидными предлогами. Кроме того, беспокойство по поводу состояния ребенка иногда бывает единственной общей точкой согласия между родителями, единственной формой их общения. 5. Эмоциональная неотзывчивость родителей. Она проявляется в отношении к просьбам специалиста принести предметы рисования и игры на занятия с ребенком. Родители «забывают» эту просьбу, в чем проявляется их скупость, нежелание, чтобы игрушками пользовались другие дети. Они обычно не приглашают в гости к своему ребенку сверстников, выдвигая под предлогами возможности заражения инфекционными заболеваниями, шалости, шум, опасения повредить вещи или игрушки. 6. Эмоционально неустойчивые и нетерпеливые родители. Они либо неспособны осознать и задачи помощи ребенку, и выдержать сам процесс терапии, либо слепо соглашаются с любыми советами специалиста, даже с такими, которые не в состоянии осуществить. Во всех случаях отношение родителей к задачам семейной терапии является индикатором их отношений к ребенку и не только имеет диагностическое значение, но и показывает всю сложность осуществления на практике работы с семьей. Семейные обсуждения обычно предшествуют собственно терапии детей. Но при далеко зашедшем конфликте родителей, их «эмоциональном разводе» терапия может опережать обсуждения, т. к. улучшение в состоянии детей положительно влияет на характер семейных отношений. Семейные обсуждения результатов обследования начинаются с изложения родителями своей точки зрения на причины возникновения нервного состояния у ребенка. Нередко они отмечают отдельные недостатки в воспитании (эмоциональную неустойчивость, непоследовательность и пр.) и испытывают чувство вины, но не понимают истинных причин агрессивного поведения детей. Перестройке семейных отношений способствует сообщение конкретных данных обследования, в том числе полученных с помощью тестов. Для ригидных родителей это нередко более убедительно, чем анализ их личностных отношений по данным клинического интервью и наблюдения. Полезно сообщение об опыте других семей. При обсуждении специалист не должен использовать оценочных суждений, порицаний и обвинений в адрес членов семьи. Если обсуждение построено грамотно, то активность родителей возрастает, обсуждение протекает в виде диалога, который переходит в дискуссию. Цель дискуссии, которая проводится в спокойной и непринужденной обстановке, — согласование общей точки зрения на воспитание ребенка, надо придерживаться активной позиции, но желательно избегать директивного тона и предписаний. Выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о причинах возникновения агрессии у ребенка, затрагивая следующие моменты: • обосновывает роль обоих родителей в терапии и необходимость тесного сотрудничества со специалистом; • подчеркивает необходимость согласованного участия родителей в вопросах воспитания, уменьшения излишней строгости и принципиальности, предоставления детям большей самостоятельности и возможности для эмоциональной разрядки, игр, движений; • рекомендует воздерживаться от дальнейших обострений семейных отношений, какими бы ни были их причины; • показывает конкретную связь поведения ребенка с ситуацией в семье и характерологическими особенностями родителей; • анализирует происхождение затруднений в отношениях с ребенком и намечает пути их устранения; • отмечает, что повышенные и/или противоречивые требования родителей не соответствуют возможностям детей и это является главным источником конфликта между ними; • раскрывает взаимосвязный характер семейных проблем, отрицая ответственность за состояние ребенка какого-либо одного члена семьи; • обращает внимание на необходимость устранения препятствий для эмоционального контакта детей с другими членами семьи; • отмечает нежелательность ограничения психомоторной активности детей и изоляции их общения со сверстниками; • указывает на наличие нарушений не только у ребенка, но и у взрослых членов семьи; • обсуждает тенденции некоторых родителей компенсировать свои чувства внутренней неудовлетворенности и напряжения за счет детей (без их присутствия). В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции его поведения. При этом главным является изменение отношения к ребенку. При серьезном конфликте супругов обсуждения проводятся раздельно. В этом случае раздельное обсуждение обычно начинается с доминирующего в семье родителя, работа будет особенно успешной, если ребенок привязан к нему больше. В большинстве случаев этим лицом является мать, но если дети, особенно девочки, привязаны к отцу, то больший эффект будет от их совместного посещения специалиста. Второй родитель в таком случае получает лечение параллельно и подключается к терапии ребенка по мере улучшения своего состояния. Параллельно с терапией детей проводятся дополнительные беседы с приходящими поочередно на прием матерью или отцом и в некоторых случаях с бабушками и дедушками. Беседы проводятся в то время, когда дети выполняют задания специалиста. В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. В то же время у детей после нескольких сеансов направленной индивидуальной терапии наблюдается уменьшение агрессивных проявлений. Таким образом, обе стороны подготовлены для проведения совместной терапии, цель которой заключается в повышении действенности перестройки семейных отношений в условиях, приближенных к реальным. Основными ошибками, совершаемыми специалистами на этом этапе, могут быть: — превышение своих полномочий; — навязывание родителям и/или ребенку своего мнения; — давление на ребенка с целью «сгладить или затормозить» проявления его темперамента или отдельных характерологических черт; — подавление чувствительности ребенка или его эмоциональных реакций; — недостаточный учет индивидуальности ребенка — его вкусов, взглядов, предпочтений; — навязывание ребенку ответственности за проявление агрессивности. Часто родители предпочитают говорить о проблемах отношений с ребенком в его отсутствие. При первых встречах это еще допустимо, т. к. ребенок также раскрывает перед специалистом свои интимные переживания в беседах один на один. Однако в последующем необходима совместная терапия всех членов семьи. Отсутствие предвзятости в поведении специалиста, вера в возможность налаживания позитивных семейных отношений передаются участникам терапии и способствуют их эмоциональному сближению. Родители, взаимодействуя со специалистом, перенимают его стиль отношений с ребенком — внимательный, вдумчивый, откровенный и доброжелательный. Специалист, в отличие от родителей, не торопит и не осуждает ребенка, не стремится наклеить на него ярлык «плохого» или «безнадежного», а находит у него положительные качества, одобрительно относится к детской непосредственности и активности. При первых совместных встречах обычно больше говорят родители, при последующих занятиях родители все более ориентируются на поведение специалиста и предоставляют большую активность ребенку. Для маленьких детей (3-10 лет) целесообразно проведение совместной игротерапии. После беседы ребенку предоставляется возможность самостоятельно поиграть, а затем игра проводится вместе с родителем и специалистом. Темы для совместной игры могут быть самыми разнообразными, но инициатива в их выборе вначале принадлежит ребенку. Родители и специалист создают эмоциональный фон для игры и участвуют в ней «на равных» с ребенком, т. е. являются его партнерами. Как правило, игры проводятся в виде импровизации на ту или иную тему, предложенную поочередно ребенком, родителем и специалистом. У маленьких детей (3-6 лет) могут применяться куклы, изображающие детей, взрослых, сказочных персонажей. Игра может происходить за столом или небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются участники. Итак, сначала играют в игру, предложенную ребенком. При этом специалист старается, чтобы один из персонажей был из сказки, в которой мальчишки отличаются агрессивным поведением (Петрушка, Буратино и пр.). Затем играют в игру, предлагаемую родителем. В этом случае игра может воспроизводить некоторые семейные проблемы, и опять-таки специалист должен незаметно направить игру так, чтобы эти проблемы прозвучали. После обсуждения сыгранного специалист предлагает свою игру — обычно это та или иная конкретная ситуация, в которой ребенок вел себя агрессивно. Игра отражает ее с известной долей условности, и конечно, персонажи действуют более адекватно и успешно, чем в повседневной жизни. Для более старших детей (7-10 лет) чаще используется не игротерапия, а психодрама: сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребенком (обычно — что-либо из прочитанного или виденного в кино или по телевизору). Затем -сцены из реальной жизни семьи, предложенные родителями и/или специалистом, причем они должны включать в себя агрессивное поведение ребенка. Разыгрывается также и решение различных семейных конфликтных ситуаций, в которых агрессивно ведет себя не только ребенок, но и взрослые. Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» происшедших ситуаций, а чтобы эти ситуации неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильный вариант поведения всех участвующих в них. Также важно, чтобы, играя, родители и дети менялись ролями — это помогает лучше осознать свое поведение в реальной жизни, а также способствует развитию у всех членов семьи навыка не только руководства, но и подчинения. Таким образом, специалист не говорит родителям, как поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их решения. После неоднократных совместных игр отношение родителей и ребенка заметно улучшаются и они начинают лучше понимать друг друга. Кроме того, специалист дает семье «домашнее задание» — провести аналогичные игры на определенные темы в домашней обстановке, а на следующем занятии проводит обсуждение впечатлений о сыгранном. После совместной терапии родители более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно относятся к детям. Как родители, так и де- ти могут лучше представить себя на месте друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения. Это позволяет успешнее провести дальнейшую индивидуальную психотерапию больного. Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между родителями. Объединяющим семью фактором в этом случае является совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку. Date: 2015-11-13; view: 1368; Нарушение авторских прав |