Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками





Психологическая коррекция как метод комплексного воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жиз­ненных установок и навыков поведения предполагает так­же формирование новых конструктивных взаимоотноше­ний личности с консультантом. На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источни­ком подкрепления позитивных изменений в поведении ре­бенка, а личность консультанта — основным «инструмен­том» его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких про­фессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бес­корыстная сердечность и искренность, работают более эф­фективно. Это объясняется тем, что искренне сопережива­ющие своим клиентам консультанты создают оптимальную социально-терапевтическую среду и оказывают на них бла­готворное воздействие.

Эффект коррекционной работы обычно определяется следующими факторами:

1. Установка пациента и семьи на помощь специалиста.

2. Клинические особенности заболевания.

3. Характерологические особенности ребенка.

4. Возможность эмоционального отреагирования агрес­сивных реакций.

5. Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведе­ния включает в себя широкий арсенал методов, среди кото­рых ведущее место занимают:

1) коррекция через игру (широко используется в рабо­те с детьми младшего возраста);

2) коррекция через изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (оправ­дана в том случае, когда установлена связь между агрессив­ным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окру­жением);

3) коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия му­зыкой и другими видами творческой деятельности);

4) коррекция агрессивного поведения через сублимиро­вание агрессии в социально одобряемую деятельность, на­пример в спорт. Подростков с устойчивым агрессивным по­ведением целесообразно приобщать к групповым видам спорта, требующим навыков сотрудничества (футбол, бас­кетбол и пр.). Высокоагрессивные виды спорта, например бокс, нежелательны;

5) коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструк­тивного взаимодействия и более адаптивного поведения;

6) коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов.

Коррекционная работа с агрессивными детьми может ве­стись по четырем основным направлениям: индивидуальная работа, групповая работа, поведенческая и семейная терапия, хотя на практике обычно применяется комплексная коррек­ция, когда сочетаются техники всех трех направлений. Обыч­но используется сочетание техник рациональной, телесно-ориентированной, поведенческой и суггестивной терапии, а также игротерапии и арт-терапии.

Индивидуальная терапия с агрессивными детьми стро­ится на следующих принципах:

• выявление причин агрессивности ребенка;

• согласование работы с родителями ребенка, обеспечи­вая необходимую помощь с их стороны;

• выбор техник в зависимости от возраста и возможно­стей пациента, клинических проявлений агрессивно­сти и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы;

• построение работы с маленьким пациентом на основе паритетности отношений, независимо от его возраста.

Как показывает практика работы детских психотерапев­тов, главные проблемы, возникающие при проведении психокоррекционной работы, обусловлены антитерапевтическими установками, существующими в общественном сознании в от­ношении к агрессивным подросткам. Их вызывающее пове­дение рождает неприязнь и агрессию даже у специалистов.

Общественное мнение больше уповает на помощь испра­вительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хо­тя всем ясно, что пребывание там не дает маленьким агрес­сорам ничего хорошего.

Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков не­редко рассматривается как временное, преходящее, связан­ное с возрастными кризисами. Это часто приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведе­ние закрепляется у подростка как установившийся поведен­ческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрес­сию в основном вне дома или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.

Очень часто специалисты, имеющие дело с несоциализи­рованными агрессивными детьми, часто используют методы, применимые в работе со сверхсоциализированными невро­тиками, которые обычно не срабатывают: работа с невроти­ками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление.

Поэтому психокоррекционную работу с агрессивными детьми необходимо проводить по четкому алгоритму, учи­тывая существующие проблемы. Индивидуальная работа должна включать в себя:

1) контакт с пациентом и создание у него чувства дове­рия к специалисту;

2) эмоциональное отреагирование агрессии и успокое­ние пациента;

3) устранение патологических стереотипов реагирова­ния, принятие себя и других;

4) выработку и закрепление навыков адаптивного пове­дения.

Отношения между специалистом и пациентом с первого же этапа должны строиться на атмосфере доброжелательно­сти, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. В то же время специалисту важно соблюсти меру и не осво­бождать маленького пациента от ответственности за свое по­ведение, агрессивные реакции, непослушание или невыпол­нение порученных заданий. Специалист должен соизмерять свои требования с личностными возможностями ребенка и со­циальными условиями его жизни. Наивысшее профессио­нальное искусство состоит в том, что он должен наладить с ре­бенком теплые, дружественные (с подростком — партнерские) отношения, но при этом сохранить с ним определенную дистан­цию. Это позволит избежать появления у ребенка излишней зависимости от взрослого, на которого можно бы было сва­лить решение своих проблем.

Наиболее легко устанавливается контакт с детьми 6-11 лет, у которых все еще сильны свойственные этому возрастному периоду механизмы внушаемости и идентифи­кации. У более младших детей контакт затрудняет чувство страха перед специалистами — они приравнивают их к вра­чам, с которыми обычно связаны далеко не самые приятные переживания. Подростки 12 лет и старше к специалистам, как вообще ко всем взрослым людям, относятся насторо­женно, и требуется больше времени, чтобы завоевать их рас­положение.

Трудности начинаются с момента обращения: дети и тем более подростки редко идут на прием добровольно, они час­то считают это наказанием и поэтому переносят на специа­листа чувства враждебности, страха и недоверия, которые ис­пытывают ко всем окружающим взрослым. Кстати, именно поэтому всегда положительно воспринимается общение со студентами — людьми по возрасту (а иногда и по некоторым взглядам) близким к юным пациентам.

Затруднения в общении возникают не только потому, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви, а из-за того, что он усвоил неподходящие модели поведения. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает у него тревогу и страх перед зависимос­тью, что очень осложняет коррекцию их поведения.

Частично враждебное или провокационное поведение яв­ляется проверкой искренности отношения специалиста. Если дети встречают ответную жесткость, они повышают агрессив­ность все больше и больше. При этом срабатывает механизм проекции: свою агрессию младшие воспринимают как само­защиту от нападок и давления старших. Опыт Aicchorn (1935) показывает, что если дать возможность детям вести себя как угодно, то сначала они разнесут все, что только можно, но потом утихомирятся. После периода неистовой агрес­сии у них появляется чувство признательности и привязан­ности к взрослым, которые терпели их разнузданность, чув­ство ответственности за свое поведение (то есть самоконт­роль), начинается процесс социализации.

При грамотной работе можно увидеть, как у маленького пациента уменьшается чувство тревоги и недоверия и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист на этом этапе достигает большего успеха, если он не требует от него самоанализа и информации о поведении других. В то же время нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и уступчиво­го человека, которым можно манипулировать. На этом эта­пе для детей необходимы 30-минутные сеансы арт-терапии или игротерапии, для подростков — 40-минутные беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п.

После установления хорошего контакта наступает следу­ющий этап работы — формирование системы ограничений и самодисциплины, т. е. внутреннего контроля. Его следует на­чинать с момента, когда фигура специалиста становится для ребенка значимой, что проявляется в обращении за советом, помощью или предложениями по своим проблемам. В процес­се бесед и других коррекционных процедур пациент усваива­ет нормы и ценности, заявляемые специалистом, как свои соб­ственные. Как только он начинает руководствоваться самоодо­брением или самоосуждением, это становится свидетельством внутреннего контроля.

Специалисту категорически запрещается:

• навязывать свое мнение и оценки ребенку и его роди­телям;

• не учитывать психофизиологических и характероло­гических особенностей ребенка: пытаться изменить его темперамент, «переделывать» на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.;

• делать ребенка единственным ответственным за ре­зультаты коррекции (хотя и он должен нести свою до­лю ответственности) [28].

Элементы рациональной психотерапии присущи всем ви­дам психокоррекции детей, у которых уже достаточно сфор­мировались мышление и этические понятия. Эта техника включает в себя разъяснение в доступной форме причин по­явления агрессивности, некоторых механизмов действия те­рапевтических методик, а также обсуждение жизненно важ­ных для ребят проблем. Поэтому наиболее показано приме­нение рациональной терапии у 14-17-летних подростков. Не имеет смысла работать этим методом с умственно отста­лыми детьми, а также с пациентами, находящимися в психо­тическом состоянии или с выраженными психопатически­ми чертами личности.

Прежде, чем обучать ребенка адекватным способам прояв­ления агрессии, необходимо, чтобы он адекватно оценил не­конструктивность своего поведения и его причины. Для это­го проводятся индивидуальные беседы, продолжительность которых должна быть у детей до 12 лет — до 30 мин., а у под­ростков — до 60 мин. Превышение оптимальных временных параметров приводит к тому, что у ребенка падает интерес, рассеивается внимание, появляется скука, и он может вообще резко отказаться от дальнейшей коррекции.

Выяснение причин агрессивности и предшествующих ей обычно семейных неурядиц происходит в доверительной беседе, причем специалист должен со всей серьезностью и пониманием отнестись к переживаниям маленького паци­ента. Однако при этом рекомендуется избегать осуждения родителей, какими бы виноватыми они ни казались со слов ребенка. Родители могут присутствовать при беседах толь­ко с очень маленькими детьми — до 8 лет, с остальными воз­растными категориями, особенно с подростками, следует бе­седовать с глазу на глаз.

Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенно­стей его личности, системы отношений и реагирования мож­но применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Ро-зенцвейга, ТАТ, «несуществующее животное» и пр.), либо по­просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта. Результаты рисуночных тестов семьи реко­мендуется показывать родителям пациента. Это нередко дает большой эмоциональный эффект и служит способом лучше­го понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные отношения.

Рациональная терапия агрессивных детей включает в се­бя следующие этапы:

1. Осознание неконструктивности проявления агрессив­ных чувств.

2. Обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения.

3. Отработку навыков общения в возможных конфликт­ных ситуациях, коррекцию поведения.

На этапе «осознание неконструктивности агрессивного поведения» проводится разъясняющая терапия, которая мо­жет применяться у детей с нормальным интеллектом (IQ не менее 90), начиная с шестилетнего возраста. Особенно эф­фективна эта техника у подростков: у них уже имеются до­статочно развитое мышление и определенный запас нравст­венных категорий. У примитивных людей и лиц с психопа­тическими чертами или психопатоподобными изменениями личности этот этап проходит очень сложно, а иногда вся коррекционная работа на этом и вовсе обрывается.

Основная задача данного этапа — выработать у ребенка или подростка адекватное отношение к агрессивному пове­дению и стремление изменить его. Вначале рекомендуется применение обычного интервью, в ходе которого конкретизируются случаи агрессивного поведения пациента, причи­ны, его вызвавшие, поведение взрослых в этих ситуациях и пр. Следует подчеркнуть, что ребенок должен подробно рассказать о конкретных фактах проявления своей агрес­сивности, придерживаясь примерно следующего плана:

• когда, в какой ситуации это произошло;

• как выглядело проявление агрессии;

• какие чувства испытывал при этом;

• как поступали при этом другие люди — взрослые и сверстники и т. д.

Во всех случаях нужно просить ребенка подробно расска­зать о конкретных ситуациях, вызвавших проявления агрес­сии, о своих чувствах, а также о поведении родителей, друзей, других окружающих в эти моменты. Поведение других людей, особенно взрослых, на этом этапе без особой необходимости лучше не комментировать. При затруднении в воспоминани­ях или вербализации происшедших событий у маленьких де­тей можно восстановить ситуацию в виде игры, у более стар­ших — с помощью рисунков.

В доверительной беседе обязательно нужно добиться, что­бы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным по­ступкам. Если он затрудняется это сделать сам, стоит задать наводящие вопросы, облегчающие формирование критики.

Для лучшего осознания целесообразно дополнительно применить метод визуализации, например попросить ребен­ка закрыть глаза и вновь представить ситуацию, в которой он проявил агрессию. Однако во всех случаях (даже с ма­ленькими детьми) желательно, чтобы специалист избежал прямых оценок поведения, ребенок должен дать их сам.

Еще одной техникой является метод незаконченных ис­торий. Специалист рассказывает историю, конец которой должен придумать сам ребенок. Истории содержат какой-либо конфликт и строятся таким образом, что у них нет од­нозначного разрешения ситуации и возможен широкий диапазон реакций. И, как и в предыдущих техниках, ребенку задаются наводящие и уточняющие вопросы.

Очень полезно задавать ребенку домашние задания: на­рисовать рисунок, отражающий какой-то прошлый кон­фликт, составить рассказ по собственным воспоминаниям о каком-нибудь проявлении агрессивности дома, в школе или во дворе. Взрослых (особенно мам и бабушек) при этом нужно серьезно предупредить, чтобы они только интересо­вались, выполнено ли задание, но ни в коем случае не тре­бовали его непременного выполнения и тем более не помо­гали его выполнить. Им нужно объяснить, что эта часть ра­боты является исключительно ответственностью ребенка и служит показателем его искреннего желания изменить по­ведение.

Этап заканчивается, когда у ребенка формируется твердое понимание неконструктивности, неправильности своих агрес­сивных действий и желание каким-либо образом избавиться от них. Такое понимание приходит далеко не сразу, обычно для этого нужно не менее 5-6 занятий, и если успех не достиг­нут, то дальнейшая работа бесполезна.

На следующем этапе — «Формирование новых стереоти­пов поведения» проводятся такие же сеансы, только акцент переносится с оценки поведения на его изменение и трени­ровку. В этом случае используется следующие методы:

Разыгрывание ситуаций в процессе ролевой игры.

Специалист к данному этапу уже знает типовые ситуации, в которых ребенок проявляет агрессию, и предлагает ему ра­зыграть подобные ситуации одну за другой. Во время игры он отслеживает поведение пациента, обращает его внимание на то, как он проявляет агрессию, разрешает конфликтную ситуацию. После этого проводится совместное обсуждение, как можно было бы себя вести, затем ситуация переигрыва­ется, согласно линии поведения, найденной во время дискус­сии (см. также раздел «Игровая терапия»).

Визуализация подобных ситуаций.

Ребенок закрывает глаза и представляет ситуации, которые провоцируют у него агрессивное поведение. Соблюдаются все правила проведения визуализации. Маленький пациент пол­ностью свободен в выборе способа разрешения ситуации и только информирует о нем специалиста. По завершении си­туации сеанс визуализации заканчивается, и ребенок откры­вает глаза. Далее так же, как и после ролевой игры, проводит­ся совместное обсуждение виртуального поведения ребенка, а затем он снова закрывает глаза и представляет свое поведе­ние уже в соответствии с теми решениями, которые были вы­работаны в процессе дискуссии.

Рисование ситуации в виде комикса (набора картинок, в которых динамически развивается конфликт).

Ребенок свободно изображает свое понимание развития ситуации, свое поведение. Анализ проводится в соответст­вии с существующими правилами. Затем проводится обсуж­дение, после которого пациент может нарисовать развитие событий по-новому сразу же, а может сделать это в виде до­машнего задания и принести рисунок на следующее занятие.

Во время обсуждения пациенту следует рассказать, как грамотно справляться с гневом и агрессией. Можно следовать рекомендациям Р. Кэмпбелла (1997), который считает наибо­лее конструктивным прямое выражение гнева, раздражения, недовольства и других негативных чувств человеку, который их вызвал. При этом важно, в какой форме сообщить о своем эмоциональном состоянии оппоненту. Это следует делать вербально и максимально вежливо, обязательно называя охваты­вающие тебя эмоции.

Если по каким-то причинам корректно выразить свои чувства невозможно, то негативные эмоции все равно нуж­но разрядить потом. При этом пациенту следует объяснить, что это нужно делать не в форме косвенной агрессии, сры­ваясь на невиновных или более слабых, а в виде обсуждения ситуации и своих чувств с друзьями, родителями, стар­шими товарищами — с теми, которые могут его понять.

Подростков можно обучать проявлять свои негативные эмоции в форме адекватного «Я-высказывания». Смысл этого способа в том, что нужно передать оппоненту свое от­ношение к предмету спора безо всяких обвинений и без тре­бований, чтобы он изменил свою позицию. Компоновка та­кого заявления содержит обычно три составные части. В од­ной фразе нужно выразить:

• событие, из-за которого разгораются страсти. Нужно бесстрастно описать ситуацию, приведшую к возник­новению проблемы (или конфликта);

• свою реакцию на эти события. Нужно изложить, какое впечатление производит факт, изложенный выше в предыдущем пункте. Однако в словах не должно быть никакого хамства или унижения оппонента. Под­ростку нужно объяснить, что он может дать волю сво­им негативным чувствам, но проявлять их в приемле­мой форме;

• исход, который был бы предпочтительным. Нужно из­ложить, каким бы хотелось видеть оптимальный вы­ход из данной ситуации.

Подростку следует объяснить, что, несмотря на внешнюю дипломатичность такого высказывания, его цель — отнюдь не вежливость и мягкость, а ясность и прямота.

Конечно, молодого человека нужно предупредить, что лю­бой оппонент, даже родная мама, может и не принять такую форму общения, и все попытки найти конструктивный выход останутся бесплодными. Но все же шанс на неудачу меньше, чем если бы сразу нахамить матери или просто демонстратив­но повернуться и уйти.

Кроме того, подросткам можно объяснить, что если в мо­мент закипания ярости и гнева сделать какие-нибудь рас­слабляющие упражнения, выдержать небольшую паузу, то эмоциональный накал снизится и разум снова сможет управлять чувствами. Если пациент попросит совета, мож­но дать следующие рекомендации, как сдержать нарастаю­щую агрессию. В случае конфликта необходимо:

1) сосчитать до десяти;

2) сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязатель­но в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией);

3) походить, если это возможно, взад-вперед по помеще­нию в темпе, диктуемом внутренним состоянием;

4) порвать какую-нибудь ненужную бумагу;

5) выместить свои отрицательные эмоции на каком-ни­будь заранее приготовленном ненужном и безопасном пред­мете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши;

6) самое конструктивное — разрядить эмоции какой-ни­будь осмысленной полезной работой: уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.

Родителям можно рекомендовать: увидев вернувшегося из школы взъерошенного, напряженного ребенка, предло­жить ему пойти во двор поиграть в футбол. Возможность поиграть вызовет массу положительных эмоций, а напря­жение разрядит физическая нагрузка. Да и вообще детские эмоции меняются довольно быстро.

В процессе коррекции детям и подросткам необходимо разъяснить, какие разрушительные последствия может вы­зывать агрессия, если ее грамотно не разрядить.

В конце этого этапа весьма целесообразно перейти от инди­видуального метода работы к групповому и для закрепления результатов направить пациента в коррекционную группу.

На этапе «Апробация и закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни» ребенок/подросток применя­ет полученные навыки. Сеансы становятся реже (до одного раза в 1-2 недели). Их основная задача теперь — анализ жизненных ситуаций, провоцировавших агрессию, в которые по­падал подросток за этот промежуток времени. Пациент дол­жен рассматривать не только свое поведение в случившихся конфликтах, но и понимать, почему он вел себя так, а не ина­че, что помогало ему справляться с гневом и яростью, а если все-таки он проявлял агрессию, то как избежать это впредь.

В индивидуальной работе с агрессивными детьми имеет значение применение рисуночных техник. Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невер­бально — ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисо­вание — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему ра­зобраться в своих переживаниях [28].

Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их по­стоянным содержанием являются войны, оружие, столкно­вения и т. п. Уже сам характер рисунка может говорить о по­вышенной возбудимости: размазанность и разбросанность компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, не­красочное выполнение и т. п.

Интересен цветовой анализ рисунка: при сильном напря­жении и тревоге цветность снижается вплоть до полного от­сутствия. При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом. Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской говорит о том, что данный че­ловек вызывает у ребенка состояние возбуждения. Оно может быть различным в зависимости отношения ребенка к этой личности: при хорошем отношении это чувство радости, при плохом — показатель агрессивных стремлений, тревоги.

О симпатиях ребенка к кому-либо из изображенных на ри­сунке говорит одинаковая раскраска фигур ребенка и этого человека (если остальные фигуры окрашены другим цве­том). А изображение кого-либо окрашенным в синий цвет — как символ любви и привязанности к нему.

Перед началом работы ребенка обязательно нужно пре­дупредить, что важен сам факт рисования, а качество рисун­ка значения не имеет. Младшим школьникам следует допол­нительно сообщить, что никаких отметок за выполненную работу выставляться не будет.

Возможны два варианта работы над рисунком:

1. Ребенок работает в кабинете специалиста во время се­анса. Обычно пациент получает задание нарисовать что-ли­бо и сразу приступает к делу. С маленькими детьми (5-8 лет) можно применять такой распространенный метод: просить их нарисовать рисунок семьи, а пока он этим занимается, работать с матерью или другими родными: проводить бесе­ду или тестирование, собирать анамнез или что-либо объ­яснять и пр.

2. Детям старше 10 лет рисунок на определенную тему может быть задан как домашнее задание, например нарисо­вать какую-нибудь ситуацию, в которой он вел себя агрес­сивно. Этот способ больше способствует раскрытию и отреагированию чувств, осознанию своего поведения, кроме то­го, выполняя задание, пациент должен приложить волевое усилие, привлечь внутренний контроль, что очень важно для агрессивного ребенка.

Для психотерапевтического эффекта очень важно не только задать, но и принять домашнее задание. О нем лучше спросить в самом начале сеанса, нужно обязательно сдер­жанно похвалить ребенка, и независимо от качества выпол­нения, при нем убрать работу в специальную папку или по­ставить на видное место, как бы выделяя творение — а зна­чит, и его творца.

В коррекционном плане ребенку дается задание нарисо­вать рисунки с различными конфликтными ситуациями, желательно — в виде комиксов, показывающих динамическое развитие событий. Ребенку предлагается изобразить ситуа­цию, в которой он вел себя агрессивно, а затем нарисовать но­вую картинку (или ряд картинок), изображающих, как он разрешает конфликт конструктивно. Такое моделирование ситуации является фактически обучением более адаптивно­му поведению, а действия специалиста — косвенным внуше­нием. Несколько таких сеансов с прорисовкой как бывших, так и возможных ситуаций дают обучающий и закрепляю­щий эффект. После рисования ребенку рекомендуется вести себя аналогичным образом и в реальных ситуациях.

От рисуночной терапии очень удобно переходить к лю­бой другой: игровой, семейной, групповой и пр., где паци­ент действует уже в жизни, в контакте с окружающими его людьми.

Игровая терапия основана на естественной потребнос­ти детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Игра имеет боль­шое значение и для эмоционального развития детей: она по­могает справиться со страхами, порожденными травмиру­ющими ситуациями (ночные кошмары, жестокость родите­лей, долгое пребывание в больнице и т. п.). Л. С. Выготский считал игру ведущей деятельностью для детей дошкольно­го возраста.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она проходит следующие этапы:

1. Манипулирование предметами (до 3 лет). Младенец играет все свободное от еды и сна время. С по­мощью игрушек он исследует действительность, знакомит­ся с цветом, формой, звуком и т. п. Позже начинает сам экс­периментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением. В процессе игры ребенок развивает ко­ординацию движений.

2. Сюжетная игра (3-4 года).

Копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «иг­рают» взрослые. Ребенок в процессе игры воспроизводит дей­ствия персонажей: играя в шофера, он воспроизводит дейст­вия, имитирующие вождение машины, а не роль водителя. Игры по правилам ребенок еще не понимает.

3. Ролевая игра (5-6 лет).

Сюжет отходит на задний план, самым главным становит­ся ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него — прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это пони­мает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе нравящуюся роль, отказаться от роли, показать свои ли­дерские качества — распределить роли между другими детьми.

4. Игра по правилам (6-7 лет).

Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются прави­ла, которые требуют определенной дисциплины и гибкос­ти, что помогает развивать коммуникативность.

Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4-7 лет; в младшем возрасте обычно применяются предмет­ные и более подвижные игры, в более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постанов­ку. У детей старше 12 лет куклы заменяются специально сде­ланными масками.

Спонтанная игра может быть частью приема. По мнению А. И. Захарова, здесь ее целесообразно применять для снятия напряжения, улучшения контакта и повышения интереса к специалисту и коррекционным мероприятиям. Она выпол­няет одновременно диагностическую, коррекционную и обу­чающую функции. Диагностическая функция игры заключа­ется в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его ха­рактера и отношений к значимым людям. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения. Коррекционная функция состоит в возможнос­ти эмоционального и моторного самовыражения маленького пациента, осознания и отреагирования им страхов, агрессии, психомоторного возбуждения и фантазий. Обучающая функ­ция заключается в формировании навыков грамотного обще­ния, перестройки отношений с близкими.

Игра проводится в кабинете специалиста, который дол­жен иметь соответствующее оборудование. Набор игрушек должен включать кукол, маски, мячи, детские музыкальные инструменты, фигурки зверей, детскую посуду, различные наборы конструкторов. Специалист должен предложить ре­бенку придерживаться определенных правил: приходить во­время, не ломать игрушки, убирать их после игры и пр.

Продолжительность игрового сеанса не превышает 30 мин, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игро­вых сеансов зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, обычно занятия проводятся 1-3 раза в неделю на про­тяжении 1-4 недель.

Игровая терапия требует от специалиста эмоциональной вовлеченности, способности к игровому перевоплощению, проявлению детской непосредственности. Для лучшей ор­ганизации процесса целесообразно придерживаться следу­ющих правил:

1. При выборе игровых тем нужно учитывать интерес ребенка и значимость их для коррекции.

2. Игра строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей.

3. Специалист не должен комментировать игру.

4. Воздействие на пациента осуществляется посредством моделируемой игровой ситуации и характерами персонажей.

5. Соотношение спонтанных и направленных компонен­тов игры зависит от личностных особенностей пациента и его состояния [28].

В начале сеанса ребенку предоставляется возможность поиграть самостоятельно или (особенно для маленьких) вме­сте с кем-либо из родителей. Возникающая ситуация созда­ет у пациента некоторое напряжение, поскольку заставляет его действовать без подсказок и выполнить определенные действия. По мере продолжения игры он вовлекается, выра­жает свои эмоции, вступает в контакт с окружающими людь­ми. Нередко его поведение копирует поведение родителей, что дает специалисту важную информацию для понимания семейных отношений.

Специалист также может участвовать в спонтанной игре, но только — играя второстепенную роль, определенную ему ребенком. Он должен четко представлять, что работать по ка­кому-либо шаблону совершенно невозможно и не нужно. Вы­бор ситуаций и способов доведения до пациента вариантов конструктивного поведения зависят целиком от умения спе­циалиста импровизировать.

При направленных играх действуют правила игровой ре­альности и игрового равенства, что означает равную ответст­венность за принятие решений, обмен ролями, отсутствие же­сткого режиссирования и необходимость объяснять поведение персонажей. Разыгрываются сюжеты сказок, причем они под­бираются таким образом, чтобы их персонажи проявляли аг­рессию в различных формах, а ребенок должен каким-нибудь образом реагировать на это поведение. Если он делает это не­адекватно, специалист подсказывает ему, как нужно посту­пить, но не прямо, а через роль того персонажа, которого он иг­рает по ситуации. Следующим этапом может стать разыгры­вание историй, которые пациент сочиняет дома в качестве домашнего задания. На последних занятиях моделируются си­туации конфликта, спора, которые ребенок должен разрешить.

Date: 2015-11-13; view: 2596; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию