Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками
Психологическая коррекция как метод комплексного воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жизненных установок и навыков поведения предполагает также формирование новых конструктивных взаимоотношений личности с консультантом. На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а личность консультанта — основным «инструментом» его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты создают оптимальную социально-терапевтическую среду и оказывают на них благотворное воздействие. Эффект коррекционной работы обычно определяется следующими факторами: 1. Установка пациента и семьи на помощь специалиста. 2. Клинические особенности заболевания. 3. Характерологические особенности ребенка. 4. Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций. 5. Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают: 1) коррекция через игру (широко используется в работе с детьми младшего возраста); 2) коррекция через изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (оправдана в том случае, когда установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением); 3) коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности); 4) коррекция агрессивного поведения через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность, например в спорт. Подростков с устойчивым агрессивным поведением целесообразно приобщать к групповым видам спорта, требующим навыков сотрудничества (футбол, баскетбол и пр.). Высокоагрессивные виды спорта, например бокс, нежелательны; 5) коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения; 6) коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов. Коррекционная работа с агрессивными детьми может вестись по четырем основным направлениям: индивидуальная работа, групповая работа, поведенческая и семейная терапия, хотя на практике обычно применяется комплексная коррекция, когда сочетаются техники всех трех направлений. Обычно используется сочетание техник рациональной, телесно-ориентированной, поведенческой и суггестивной терапии, а также игротерапии и арт-терапии. Индивидуальная терапия с агрессивными детьми строится на следующих принципах: • выявление причин агрессивности ребенка; • согласование работы с родителями ребенка, обеспечивая необходимую помощь с их стороны; • выбор техник в зависимости от возраста и возможностей пациента, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы; • построение работы с маленьким пациентом на основе паритетности отношений, независимо от его возраста. Как показывает практика работы детских психотерапевтов, главные проблемы, возникающие при проведении психокоррекционной работы, обусловлены антитерапевтическими установками, существующими в общественном сознании в отношении к агрессивным подросткам. Их вызывающее поведение рождает неприязнь и агрессию даже у специалистов. Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что пребывание там не дает маленьким агрессорам ничего хорошего. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это часто приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение закрепляется у подростка как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию в основном вне дома или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей. Очень часто специалисты, имеющие дело с несоциализированными агрессивными детьми, часто используют методы, применимые в работе со сверхсоциализированными невротиками, которые обычно не срабатывают: работа с невротиками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление. Поэтому психокоррекционную работу с агрессивными детьми необходимо проводить по четкому алгоритму, учитывая существующие проблемы. Индивидуальная работа должна включать в себя: 1) контакт с пациентом и создание у него чувства доверия к специалисту; 2) эмоциональное отреагирование агрессии и успокоение пациента; 3) устранение патологических стереотипов реагирования, принятие себя и других; 4) выработку и закрепление навыков адаптивного поведения. Отношения между специалистом и пациентом с первого же этапа должны строиться на атмосфере доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. В то же время специалисту важно соблюсти меру и не освобождать маленького пациента от ответственности за свое поведение, агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий. Специалист должен соизмерять свои требования с личностными возможностями ребенка и социальными условиями его жизни. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком — партнерские) отношения, но при этом сохранить с ним определенную дистанцию. Это позволит избежать появления у ребенка излишней зависимости от взрослого, на которого можно бы было свалить решение своих проблем. Наиболее легко устанавливается контакт с детьми 6-11 лет, у которых все еще сильны свойственные этому возрастному периоду механизмы внушаемости и идентификации. У более младших детей контакт затрудняет чувство страха перед специалистами — они приравнивают их к врачам, с которыми обычно связаны далеко не самые приятные переживания. Подростки 12 лет и старше к специалистам, как вообще ко всем взрослым людям, относятся настороженно, и требуется больше времени, чтобы завоевать их расположение. Трудности начинаются с момента обращения: дети и тем более подростки редко идут на прием добровольно, они часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста чувства враждебности, страха и недоверия, которые испытывают ко всем окружающим взрослым. Кстати, именно поэтому всегда положительно воспринимается общение со студентами — людьми по возрасту (а иногда и по некоторым взглядам) близким к юным пациентам. Затруднения в общении возникают не только потому, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви, а из-за того, что он усвоил неподходящие модели поведения. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает у него тревогу и страх перед зависимостью, что очень осложняет коррекцию их поведения. Частично враждебное или провокационное поведение является проверкой искренности отношения специалиста. Если дети встречают ответную жесткость, они повышают агрессивность все больше и больше. При этом срабатывает механизм проекции: свою агрессию младшие воспринимают как самозащиту от нападок и давления старших. Опыт Aicchorn (1935) показывает, что если дать возможность детям вести себя как угодно, то сначала они разнесут все, что только можно, но потом утихомирятся. После периода неистовой агрессии у них появляется чувство признательности и привязанности к взрослым, которые терпели их разнузданность, чувство ответственности за свое поведение (то есть самоконтроль), начинается процесс социализации. При грамотной работе можно увидеть, как у маленького пациента уменьшается чувство тревоги и недоверия и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист на этом этапе достигает большего успеха, если он не требует от него самоанализа и информации о поведении других. В то же время нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и уступчивого человека, которым можно манипулировать. На этом этапе для детей необходимы 30-минутные сеансы арт-терапии или игротерапии, для подростков — 40-минутные беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п. После установления хорошего контакта наступает следующий этап работы — формирование системы ограничений и самодисциплины, т. е. внутреннего контроля. Его следует начинать с момента, когда фигура специалиста становится для ребенка значимой, что проявляется в обращении за советом, помощью или предложениями по своим проблемам. В процессе бесед и других коррекционных процедур пациент усваивает нормы и ценности, заявляемые специалистом, как свои собственные. Как только он начинает руководствоваться самоодобрением или самоосуждением, это становится свидетельством внутреннего контроля. Специалисту категорически запрещается: • навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям; • не учитывать психофизиологических и характерологических особенностей ребенка: пытаться изменить его темперамент, «переделывать» на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.; • делать ребенка единственным ответственным за результаты коррекции (хотя и он должен нести свою долю ответственности) [28]. Элементы рациональной психотерапии присущи всем видам психокоррекции детей, у которых уже достаточно сформировались мышление и этические понятия. Эта техника включает в себя разъяснение в доступной форме причин появления агрессивности, некоторых механизмов действия терапевтических методик, а также обсуждение жизненно важных для ребят проблем. Поэтому наиболее показано применение рациональной терапии у 14-17-летних подростков. Не имеет смысла работать этим методом с умственно отсталыми детьми, а также с пациентами, находящимися в психотическом состоянии или с выраженными психопатическими чертами личности. Прежде, чем обучать ребенка адекватным способам проявления агрессии, необходимо, чтобы он адекватно оценил неконструктивность своего поведения и его причины. Для этого проводятся индивидуальные беседы, продолжительность которых должна быть у детей до 12 лет — до 30 мин., а у подростков — до 60 мин. Превышение оптимальных временных параметров приводит к тому, что у ребенка падает интерес, рассеивается внимание, появляется скука, и он может вообще резко отказаться от дальнейшей коррекции. Выяснение причин агрессивности и предшествующих ей обычно семейных неурядиц происходит в доверительной беседе, причем специалист должен со всей серьезностью и пониманием отнестись к переживаниям маленького пациента. Однако при этом рекомендуется избегать осуждения родителей, какими бы виноватыми они ни казались со слов ребенка. Родители могут присутствовать при беседах только с очень маленькими детьми — до 8 лет, с остальными возрастными категориями, особенно с подростками, следует беседовать с глазу на глаз. Для лучшего понимания переживаний ребенка, особенностей его личности, системы отношений и реагирования можно применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Ро-зенцвейга, ТАТ, «несуществующее животное» и пр.), либо попросить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта. Результаты рисуночных тестов семьи рекомендуется показывать родителям пациента. Это нередко дает большой эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные отношения. Рациональная терапия агрессивных детей включает в себя следующие этапы: 1. Осознание неконструктивности проявления агрессивных чувств. 2. Обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения. 3. Отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, коррекцию поведения. На этапе «осознание неконструктивности агрессивного поведения» проводится разъясняющая терапия, которая может применяться у детей с нормальным интеллектом (IQ не менее 90), начиная с шестилетнего возраста. Особенно эффективна эта техника у подростков: у них уже имеются достаточно развитое мышление и определенный запас нравственных категорий. У примитивных людей и лиц с психопатическими чертами или психопатоподобными изменениями личности этот этап проходит очень сложно, а иногда вся коррекционная работа на этом и вовсе обрывается. Основная задача данного этапа — выработать у ребенка или подростка адекватное отношение к агрессивному поведению и стремление изменить его. Вначале рекомендуется применение обычного интервью, в ходе которого конкретизируются случаи агрессивного поведения пациента, причины, его вызвавшие, поведение взрослых в этих ситуациях и пр. Следует подчеркнуть, что ребенок должен подробно рассказать о конкретных фактах проявления своей агрессивности, придерживаясь примерно следующего плана: • когда, в какой ситуации это произошло; • как выглядело проявление агрессии; • какие чувства испытывал при этом; • как поступали при этом другие люди — взрослые и сверстники и т. д. Во всех случаях нужно просить ребенка подробно рассказать о конкретных ситуациях, вызвавших проявления агрессии, о своих чувствах, а также о поведении родителей, друзей, других окружающих в эти моменты. Поведение других людей, особенно взрослых, на этом этапе без особой необходимости лучше не комментировать. При затруднении в воспоминаниях или вербализации происшедших событий у маленьких детей можно восстановить ситуацию в виде игры, у более старших — с помощью рисунков. В доверительной беседе обязательно нужно добиться, чтобы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным поступкам. Если он затрудняется это сделать сам, стоит задать наводящие вопросы, облегчающие формирование критики. Для лучшего осознания целесообразно дополнительно применить метод визуализации, например попросить ребенка закрыть глаза и вновь представить ситуацию, в которой он проявил агрессию. Однако во всех случаях (даже с маленькими детьми) желательно, чтобы специалист избежал прямых оценок поведения, ребенок должен дать их сам. Еще одной техникой является метод незаконченных историй. Специалист рассказывает историю, конец которой должен придумать сам ребенок. Истории содержат какой-либо конфликт и строятся таким образом, что у них нет однозначного разрешения ситуации и возможен широкий диапазон реакций. И, как и в предыдущих техниках, ребенку задаются наводящие и уточняющие вопросы. Очень полезно задавать ребенку домашние задания: нарисовать рисунок, отражающий какой-то прошлый конфликт, составить рассказ по собственным воспоминаниям о каком-нибудь проявлении агрессивности дома, в школе или во дворе. Взрослых (особенно мам и бабушек) при этом нужно серьезно предупредить, чтобы они только интересовались, выполнено ли задание, но ни в коем случае не требовали его непременного выполнения и тем более не помогали его выполнить. Им нужно объяснить, что эта часть работы является исключительно ответственностью ребенка и служит показателем его искреннего желания изменить поведение. Этап заканчивается, когда у ребенка формируется твердое понимание неконструктивности, неправильности своих агрессивных действий и желание каким-либо образом избавиться от них. Такое понимание приходит далеко не сразу, обычно для этого нужно не менее 5-6 занятий, и если успех не достигнут, то дальнейшая работа бесполезна. На следующем этапе — «Формирование новых стереотипов поведения» проводятся такие же сеансы, только акцент переносится с оценки поведения на его изменение и тренировку. В этом случае используется следующие методы: • Разыгрывание ситуаций в процессе ролевой игры. Специалист к данному этапу уже знает типовые ситуации, в которых ребенок проявляет агрессию, и предлагает ему разыграть подобные ситуации одну за другой. Во время игры он отслеживает поведение пациента, обращает его внимание на то, как он проявляет агрессию, разрешает конфликтную ситуацию. После этого проводится совместное обсуждение, как можно было бы себя вести, затем ситуация переигрывается, согласно линии поведения, найденной во время дискуссии (см. также раздел «Игровая терапия»). • Визуализация подобных ситуаций. Ребенок закрывает глаза и представляет ситуации, которые провоцируют у него агрессивное поведение. Соблюдаются все правила проведения визуализации. Маленький пациент полностью свободен в выборе способа разрешения ситуации и только информирует о нем специалиста. По завершении ситуации сеанс визуализации заканчивается, и ребенок открывает глаза. Далее так же, как и после ролевой игры, проводится совместное обсуждение виртуального поведения ребенка, а затем он снова закрывает глаза и представляет свое поведение уже в соответствии с теми решениями, которые были выработаны в процессе дискуссии. • Рисование ситуации в виде комикса (набора картинок, в которых динамически развивается конфликт). Ребенок свободно изображает свое понимание развития ситуации, свое поведение. Анализ проводится в соответствии с существующими правилами. Затем проводится обсуждение, после которого пациент может нарисовать развитие событий по-новому сразу же, а может сделать это в виде домашнего задания и принести рисунок на следующее занятие. Во время обсуждения пациенту следует рассказать, как грамотно справляться с гневом и агрессией. Можно следовать рекомендациям Р. Кэмпбелла (1997), который считает наиболее конструктивным прямое выражение гнева, раздражения, недовольства и других негативных чувств человеку, который их вызвал. При этом важно, в какой форме сообщить о своем эмоциональном состоянии оппоненту. Это следует делать вербально и максимально вежливо, обязательно называя охватывающие тебя эмоции. Если по каким-то причинам корректно выразить свои чувства невозможно, то негативные эмоции все равно нужно разрядить потом. При этом пациенту следует объяснить, что это нужно делать не в форме косвенной агрессии, срываясь на невиновных или более слабых, а в виде обсуждения ситуации и своих чувств с друзьями, родителями, старшими товарищами — с теми, которые могут его понять. Подростков можно обучать проявлять свои негативные эмоции в форме адекватного «Я-высказывания». Смысл этого способа в том, что нужно передать оппоненту свое отношение к предмету спора безо всяких обвинений и без требований, чтобы он изменил свою позицию. Компоновка такого заявления содержит обычно три составные части. В одной фразе нужно выразить: • событие, из-за которого разгораются страсти. Нужно бесстрастно описать ситуацию, приведшую к возникновению проблемы (или конфликта); • свою реакцию на эти события. Нужно изложить, какое впечатление производит факт, изложенный выше в предыдущем пункте. Однако в словах не должно быть никакого хамства или унижения оппонента. Подростку нужно объяснить, что он может дать волю своим негативным чувствам, но проявлять их в приемлемой форме; • исход, который был бы предпочтительным. Нужно изложить, каким бы хотелось видеть оптимальный выход из данной ситуации. Подростку следует объяснить, что, несмотря на внешнюю дипломатичность такого высказывания, его цель — отнюдь не вежливость и мягкость, а ясность и прямота. Конечно, молодого человека нужно предупредить, что любой оппонент, даже родная мама, может и не принять такую форму общения, и все попытки найти конструктивный выход останутся бесплодными. Но все же шанс на неудачу меньше, чем если бы сразу нахамить матери или просто демонстративно повернуться и уйти. Кроме того, подросткам можно объяснить, что если в момент закипания ярости и гнева сделать какие-нибудь расслабляющие упражнения, выдержать небольшую паузу, то эмоциональный накал снизится и разум снова сможет управлять чувствами. Если пациент попросит совета, можно дать следующие рекомендации, как сдержать нарастающую агрессию. В случае конфликта необходимо: 1) сосчитать до десяти; 2) сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией); 3) походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием; 4) порвать какую-нибудь ненужную бумагу; 5) выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши; 6) самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой: уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом. Родителям можно рекомендовать: увидев вернувшегося из школы взъерошенного, напряженного ребенка, предложить ему пойти во двор поиграть в футбол. Возможность поиграть вызовет массу положительных эмоций, а напряжение разрядит физическая нагрузка. Да и вообще детские эмоции меняются довольно быстро. В процессе коррекции детям и подросткам необходимо разъяснить, какие разрушительные последствия может вызывать агрессия, если ее грамотно не разрядить. В конце этого этапа весьма целесообразно перейти от индивидуального метода работы к групповому и для закрепления результатов направить пациента в коррекционную группу. На этапе «Апробация и закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни» ребенок/подросток применяет полученные навыки. Сеансы становятся реже (до одного раза в 1-2 недели). Их основная задача теперь — анализ жизненных ситуаций, провоцировавших агрессию, в которые попадал подросток за этот промежуток времени. Пациент должен рассматривать не только свое поведение в случившихся конфликтах, но и понимать, почему он вел себя так, а не иначе, что помогало ему справляться с гневом и яростью, а если все-таки он проявлял агрессию, то как избежать это впредь. В индивидуальной работе с агрессивными детьми имеет значение применение рисуночных техник. Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально — ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях [28]. Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их постоянным содержанием являются войны, оружие, столкновения и т. п. Уже сам характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости: размазанность и разбросанность компонентов рисунка, нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т. п. Интересен цветовой анализ рисунка: при сильном напряжении и тревоге цветность снижается вплоть до полного отсутствия. При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом. Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской говорит о том, что данный человек вызывает у ребенка состояние возбуждения. Оно может быть различным в зависимости отношения ребенка к этой личности: при хорошем отношении это чувство радости, при плохом — показатель агрессивных стремлений, тревоги. О симпатиях ребенка к кому-либо из изображенных на рисунке говорит одинаковая раскраска фигур ребенка и этого человека (если остальные фигуры окрашены другим цветом). А изображение кого-либо окрашенным в синий цвет — как символ любви и привязанности к нему. Перед началом работы ребенка обязательно нужно предупредить, что важен сам факт рисования, а качество рисунка значения не имеет. Младшим школьникам следует дополнительно сообщить, что никаких отметок за выполненную работу выставляться не будет. Возможны два варианта работы над рисунком: 1. Ребенок работает в кабинете специалиста во время сеанса. Обычно пациент получает задание нарисовать что-либо и сразу приступает к делу. С маленькими детьми (5-8 лет) можно применять такой распространенный метод: просить их нарисовать рисунок семьи, а пока он этим занимается, работать с матерью или другими родными: проводить беседу или тестирование, собирать анамнез или что-либо объяснять и пр. 2. Детям старше 10 лет рисунок на определенную тему может быть задан как домашнее задание, например нарисовать какую-нибудь ситуацию, в которой он вел себя агрессивно. Этот способ больше способствует раскрытию и отреагированию чувств, осознанию своего поведения, кроме того, выполняя задание, пациент должен приложить волевое усилие, привлечь внутренний контроль, что очень важно для агрессивного ребенка. Для психотерапевтического эффекта очень важно не только задать, но и принять домашнее задание. О нем лучше спросить в самом начале сеанса, нужно обязательно сдержанно похвалить ребенка, и независимо от качества выполнения, при нем убрать работу в специальную папку или поставить на видное место, как бы выделяя творение — а значит, и его творца. В коррекционном плане ребенку дается задание нарисовать рисунки с различными конфликтными ситуациями, желательно — в виде комиксов, показывающих динамическое развитие событий. Ребенку предлагается изобразить ситуацию, в которой он вел себя агрессивно, а затем нарисовать новую картинку (или ряд картинок), изображающих, как он разрешает конфликт конструктивно. Такое моделирование ситуации является фактически обучением более адаптивному поведению, а действия специалиста — косвенным внушением. Несколько таких сеансов с прорисовкой как бывших, так и возможных ситуаций дают обучающий и закрепляющий эффект. После рисования ребенку рекомендуется вести себя аналогичным образом и в реальных ситуациях. От рисуночной терапии очень удобно переходить к любой другой: игровой, семейной, групповой и пр., где пациент действует уже в жизни, в контакте с окружающими его людьми. Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения и пр. Игра имеет большое значение и для эмоционального развития детей: она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, жестокость родителей, долгое пребывание в больнице и т. п.). Л. С. Выготский считал игру ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она проходит следующие этапы: 1. Манипулирование предметами (до 3 лет). Младенец играет все свободное от еды и сна время. С помощью игрушек он исследует действительность, знакомится с цветом, формой, звуком и т. п. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за их перемещением. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. 2. Сюжетная игра (3-4 года). Копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Ребенок в процессе игры воспроизводит действия персонажей: играя в шофера, он воспроизводит действия, имитирующие вождение машины, а не роль водителя. Игры по правилам ребенок еще не понимает. 3. Ролевая игра (5-6 лет). Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него — прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе нравящуюся роль, отказаться от роли, показать свои лидерские качества — распределить роли между другими детьми. 4. Игра по правилам (6-7 лет). Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Придумываются правила, которые требуют определенной дисциплины и гибкости, что помогает развивать коммуникативность. Игровая терапия дает наилучшие результаты у детей 4-7 лет; в младшем возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, в более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постановку. У детей старше 12 лет куклы заменяются специально сделанными масками. Спонтанная игра может быть частью приема. По мнению А. И. Захарова, здесь ее целесообразно применять для снятия напряжения, улучшения контакта и повышения интереса к специалисту и коррекционным мероприятиям. Она выполняет одновременно диагностическую, коррекционную и обучающую функции. Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний ребенка, особенностей его характера и отношений к значимым людям. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы, защитные установки, конфликты и способы их разрешения. Коррекционная функция состоит в возможности эмоционального и моторного самовыражения маленького пациента, осознания и отреагирования им страхов, агрессии, психомоторного возбуждения и фантазий. Обучающая функция заключается в формировании навыков грамотного общения, перестройки отношений с близкими. Игра проводится в кабинете специалиста, который должен иметь соответствующее оборудование. Набор игрушек должен включать кукол, маски, мячи, детские музыкальные инструменты, фигурки зверей, детскую посуду, различные наборы конструкторов. Специалист должен предложить ребенку придерживаться определенных правил: приходить вовремя, не ломать игрушки, убирать их после игры и пр. Продолжительность игрового сеанса не превышает 30 мин, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игровых сеансов зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, обычно занятия проводятся 1-3 раза в неделю на протяжении 1-4 недель. Игровая терапия требует от специалиста эмоциональной вовлеченности, способности к игровому перевоплощению, проявлению детской непосредственности. Для лучшей организации процесса целесообразно придерживаться следующих правил: 1. При выборе игровых тем нужно учитывать интерес ребенка и значимость их для коррекции. 2. Игра строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей. 3. Специалист не должен комментировать игру. 4. Воздействие на пациента осуществляется посредством моделируемой игровой ситуации и характерами персонажей. 5. Соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит от личностных особенностей пациента и его состояния [28]. В начале сеанса ребенку предоставляется возможность поиграть самостоятельно или (особенно для маленьких) вместе с кем-либо из родителей. Возникающая ситуация создает у пациента некоторое напряжение, поскольку заставляет его действовать без подсказок и выполнить определенные действия. По мере продолжения игры он вовлекается, выражает свои эмоции, вступает в контакт с окружающими людьми. Нередко его поведение копирует поведение родителей, что дает специалисту важную информацию для понимания семейных отношений. Специалист также может участвовать в спонтанной игре, но только — играя второстепенную роль, определенную ему ребенком. Он должен четко представлять, что работать по какому-либо шаблону совершенно невозможно и не нужно. Выбор ситуаций и способов доведения до пациента вариантов конструктивного поведения зависят целиком от умения специалиста импровизировать. При направленных играх действуют правила игровой реальности и игрового равенства, что означает равную ответственность за принятие решений, обмен ролями, отсутствие жесткого режиссирования и необходимость объяснять поведение персонажей. Разыгрываются сюжеты сказок, причем они подбираются таким образом, чтобы их персонажи проявляли агрессию в различных формах, а ребенок должен каким-нибудь образом реагировать на это поведение. Если он делает это неадекватно, специалист подсказывает ему, как нужно поступить, но не прямо, а через роль того персонажа, которого он играет по ситуации. Следующим этапом может стать разыгрывание историй, которые пациент сочиняет дома в качестве домашнего задания. На последних занятиях моделируются ситуации конфликта, спора, которые ребенок должен разрешить. Date: 2015-11-13; view: 2677; Нарушение авторских прав |