Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии групповой терапевтической работы с агрессивными детьми и подростками
Групповую терапию рекомендуется проводить после семейной и индивидуальной терапии. Необходимыми условиями, позволяющими перейти к групповой терапии, являются: со стороны родителей — улучшение семейных отношений, со стороны ребенка — доступное возрасту осознание неконструктивности своего агрессивного поведения и снижение агрессивности в процессе индивидуальной работы или под воздействием медикаментозной терапии, а также заинтересованность в дальнейшем результате. Успешность применения этого метода зависит от: • профессиональной подготовки специалиста и его личностных качеств; • условий проведения терапии; • правильного подбора группы; • точного определения показаний для направлений пациента в группу; • оптимальной тактики руководства группой [26, 28]. При групповой работе с детьми и подростками используются те же принципы, что и со взрослыми людьми, но с учетом специфики возраста. В коррекционной группе ребенок/подросток видит себя в зеркале отношений, поступков и действий других детей при взаимодействии с ними. Он приобретает важную способность оценивать себя, глядя на себя глазами других, и преодолевать чувство тревожности и агрессивность. В связи с этим коррекционная группа должна воспроизводить условия, максимально напоминающие общение детей в реальной жизни. В нее должны включаться дети с различными заболеваниями, разного возраста, пола, темперамента, жизненными установками. В этом случае группа будет реальной моделью жизненных отношений, которая позволит ее участникам адекватно отобразить свои проблемы и конфликты и найти оптимальные пути их разрешения. Цели и задачи групповой работы с агрессивными детьми состоят в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. Данная цель достигается при успешном решении в группе задач личной диагностики, терапии и общения. Терапевтическая задача групповой работы связана с эмоциональным отреагированием конфликтных ситуаций в группе и дезактуализацией угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, сказке. Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой терапии — обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижения более адекватной социализации. Таким образом, основная цель групповой терапии агрессивных детей состоит в снижении уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения. Для достижения этой цели в процессе коррекции работы с агрессивными детьми решаются следующие задачи: 1. Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения. 2. Научить ребенка способности понимать переживания, состояния и интересы других людей. 3. Научить ребенка грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции. 4. Сформировать умение конструктивно разрешать межличностные конфликты и т. д. Выполнение этих задач помогает детям и подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого уровня и таким путем добиться более адекватной социализации. Успешность групповой терапии зависит от учета клинических и психологических показаний. Детям с агрессивным поведением групповые занятия показаны только после проведения индивидуальной работы и/или медикаментозной терапии, в результате которых уровень агрессивности заметно снижается. При этом число таких детей в группе должно быть не более двух человек. Сложность в работе с ребенком в группе зависит не от диагноза его заболевания, а от уровня агрессивности, выраженности патологических черт личности, его желания и возможностей изменить свое поведение. Противопоказаниями для групповой терапии агрессивных детей и подростков являются: 1. Отрицательное отношение ребенка или его родителей к этому методу. 2. Отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы и/или медикаментозной терапии. 3. Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение становится трудноконтролируемым. 4. Наличие острой психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций и пр.). 5. Сниженный интеллект до степени умеренной дебиль-ности. В качестве критериев формирования группы могут выступать: • разнообразие внутригрупповых связей при клинической и психологической совместимости ее участников; • закрытый характер группы и отсутствие больных, проходящих повторный курс лечения. Детей, уже прошедших однажды цикл групповых занятий, при необходимости повторного лечения целесообразно включать в состав «продвинутых» групп [28]. Групповая терапия может проводиться как в амбулаторных, так и стационарных условиях. Амбулаторные курсы лечения имеют больше преимуществ, поскольку они осуществляются без отрыва детей от повседневной жизни. Это дает возможность непосредственно проследить их действенность и, при необходимости, подключить родителей. Тогда групповая терапия превращается в семейно-групповую, в которой участвует несколько семей — дети, родители, другие родственники. В стационарных условиях групповая работа проводится при госпитализации ребенка, показаниями к которой становятся его выраженное агрессивное поведение, неразрешимые семейные конфликты и/или асоциальное поведение взрослых членов семьи. Проведение совместных занятий детей и родителей в стационаре возможно, хотя и встречает значительно больше организационных и психологических трудностей. Групповые занятия могут проводиться в большом врачебном кабинете, зале для лечебной физкультуры, конференц-зале или в специальном помещении для игротерапии (так называемые «игровые комнаты»). Постоянное проведение занятий в одном и том же помещения облегчает установление в группе терапевтической атмосферы. Основные нормативы, которыми целесообразно руководствоваться при проведении групповой терапии у детей и подростков, разработаны А. И. Захаровым (1998) (см. табл. 2). Таблица 2. Основные нормативы при групповой терапии детей и подростков Рекомендуемая продолжительность одного занятия -1-1,5 часа, частота — от одного до трех раз в неделю. Минимальный курс должен содержать не менее 12-14 занятий на протяжении 1-1,5 месяца, но в амбулаторных условиях желательно проводить 24 или даже 42 занятия в течение 3-6 месяцев. Наш опыт показывает, что более или менее отчетливо фиксируемый тестами результат появляется только после проведения курса из 12-16 занятий. В стационаре нередко приходится проводить меньшее количество занятий (8-10), но тогда цель терапии становится другой: не осознание неконструктивности агрессивного поведения и серьезная перестройка его стереотипов, а снижение агрессивности за счет эмоциональной разрядки, структурирование времени в унылых больничных условиях и т. п. Относительно полового состава группы ученые высказывают разные мнения: так, Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина (2000) считают, что дошкольники могут заниматься в разнополой группе, а подростки — в однополой. А. И. Захаров (1995) полагает, что все группы независимо от возраста могут быть однополыми. Наш опыт позволяет согласиться скорее со вторым мнением, хотя работа со смешанными подростковыми группами значительно труднее. Родители детей младшего возраста (до 10 лет) могут периодически присутствовать на занятиях, родители подростков — только если они сами занимаются в этой группе вместе с детьми. Специально одеваться для групповой терапии не нужно — дети могут быть в обычной одежде, в которой они чувствуют себя свободно, и желательно в спортивной обуви. Если в структуру занятий входят психогимнастические упражнения с большим количеством движений и телесного контакта, необходимо проверить, чтобы на детях не было предметов, которые могут нанести повреждения им и другим членам группы. Групповую работу целесообразно планировать и проводить поэтапно, решая возникающие организационные проблемы. Организация групповой работы может включать в себя различные этапы, однако не стоит рассматривать каждый из них как нечто обязательное. В зависимости от ситуации их можно объединить в несколько этапов или изменить их последовательность. Так, при определении целей и задач предстоящей группы чаще всего специалисту приходится работать с разными людьми: кроме детей и родителей в школах в работу могут включаться учителя и администрация, в медицинских учреждениях — врачи и средний медперсонал. Нужно точно определить, какой контингент будет привлечен к работе, каковы цели и какими методами будет достигаться результат. Подготовка групповой работы прежде всего предполагает написание программы, в которой сформулированы цели, задачи и содержание предстоящей работы. Она помогает уяснить и предложить родителям, учителям, коллегам и администрации учреждения конкретный план работы. Программа включает в себя: • цели и задачи курса терапии; • предполагаемую численность и состав группы; • частота и продолжительность занятий; • расписание и план каждого занятия; • место проведения занятий и его оформление; • необходимые материалы для проведения занятия. План обычно состоит из трех основных частей: 1) вводная часть (разогрев); 2) рабочее время; 3) обсуждение. Производится выбор методов психодиагностических исследований работы группы для определения достигнутых результатов. В качестве материала для оценки эффективности можно использовать анкеты, опросники, либо тестирование участников с применением одинаковых диагностических методик до и после проведенной работы. Процедура отбора участников в группы является достаточно ответственным этапом работы. Ведущий должен отбирать будущих членов группы в соответствии с определенными им в программе социальными, клиническими и демографическими параметрами. Агрессивные дети обычно включаются в неоднородные группы (как указывалось выше, ребята в этих группах различны по полу, возрасту, жизненному опыту и клиническим проявлениям заболеваний). Специалист должен получить от каждого ребенка согласие на участие в групповой работе. При этом он должен правильно оценить степень искренности желания ребенка (например, согласие заниматься может быть дано под сильным нажимом родителей). Процедура отбора может быть организована несколькими способами: • индивидуальное собеседование; • беседы на собрании потенциальных участников; • опрос будущих участников с просьбой письменно ответить на ряд вопросов. Особое внимание в процессе организации групповой работы следует уделять оформлению помещения и подбору материалов. Для проведения самой групповой терапии обычно достаточно нескольких стульев, поставленных по кругу. При применении релаксационных и визуализационных техник желательно иметь небольшой магнитофон и набор соответствующих кассет. Само помещение может быть оформлено художественно: в помещении на стеллажах могут находиться куклы и маски, изображающие людей и сказочных персонажей, игрушечные предметы домашнего обихода, макеты домиков, деревьев. Стены могут быть украшены рисунками детей. У школьников в игровом помещении могут стоять парты, доска для письма, воспроизводящие обстановку учебного класса. Специалист должен знать, какие материалы могут понадобиться ему в процессе работы для построек, рисования и лепки и позаботиться о том, чтобы иметь их до начала занятий. Проведение занятий тщательно планируется. Каждое занятие состоит из трех основных частей: вводной (разминка или разогрев), основной (или рабочее время) и завершающей. При работе с подростками необходимо учитывать следующие моменты: • активность ведущего занятий; • наличие эмоционального компонента; • наличие игрового компонента; • относительно небольшая продолжительность занятий — 45-90 минут; • необходимость учитывать возникновение таких ситуаций, как споры и ссоры, нарушение конфиденциальности, образование группировок, массовый выход из группы. После завершения работы с группой ведущий проводит повторное заключительное тестирование для того, чтобы зафиксировать появившиеся изменения в установках, поведении и настроении участников группы. После завершения работы группы перед специалистом встает задача мониторинга или оценки результатов. Ему необходимо провести обзор своей групповой работы и проанализировать выполнение группой намеченных целей, оценить возможность планирования других групп. Методы обследования группы нужно планировать заранее, чтобы собрать ту информацию, которая необходима. Процесс групповой терапии складывается из следующих четырех взаимно перекрывающихся этапов: 1. Объединение детей в группу. Основная цель этапа — снятие напряженности, скованности и затруднений в общении, что связано с пребыванием среди незнакомых детей, часто в незнакомом помещении. Некоторые дети не могут играть из-за страхов, вследствие отсутствия спонтанных игр дома и жестко ограничивающего характера воспитания. При правильном ведении группы в ней устанавливается атмосфера доверия, безопасности и откровенности, объединяющая всех участников. Они начинают делиться своими переживаниями, мыслями, фантазиями и уже на этом этапе могут отреагировать свои отрицательные эмоции, агрессивность. Особенность структуры занятий на этой стадии в том, что большое внимание уделяется разминке, которая может занимать до трети всего времени. В качестве такого «разогрева» целесообразно использовать простые игры с преобладанием движения и экспрессивного выражения эмоций. Основные группы упражнений — на синхронизацию, взаимодействие, доверие, а также на движение и развитие реакции. Применяются и обычные детские игры, которые они нередко используют на школьных переменах, в походах и просто во время игр во дворах: «жмурки», «кошки-мышки», «пятнашки», «петушиный бой», а также различные эстафеты. Если в предварительной индивидуальной работе заранее оговаривается поведение детей в группе, то агрессивные дети не будут утрачивать над собой контроль и «срываться» на окружающих. Постепенно чисто двигательная часть занятия уменьшается, а освободившееся время занимают игры. Маленькие дети могут играть в куклы, старшие — разыгрывать ролевые игры с сюжетами из книг, фильмов и пр. Об окончании этого этапа можно говорить, когда дети могут играть все вместе безо всякого вмешательства специалиста. Следует учесть, что в качестве побочного эффекта почти всегда происходит повышение эмоциональной и двигательной активности ребят, вызванное отреагированием подавленных эмоций. 2. Рассказы, которые сочиняют участники группы. Дети дома сочиняет небольшие рассказы на 10-15 минут и затем рассказывают их в группе по очереди. Сначала темы рассказов не лимитируются, но специалист должен внимательно следить за содержанием «сочинения» того или иного ребенка, поскольку дети неосознанно выражают в них свои чувства, фантазии и установки. Это позволяет лучше понимать внутренний конфликт ребенка и его защитные установки [17]. Затем детям предлагается сочинять рассказы на более значимые для них темы: отношения детей и родителей, отношения между сверстниками, школьные проблемы, болезни, страхи, конфликты (в том числе и с применением агрессии), что позволяет детям воспроизвести конкретные переживания их ситуаций. Данный этап выполняет две функции: • актуализации, формулирования своих проблем, а значит, и отреагирования негативных эмоций; • организации детей и контроля их двигательной и эмоциональной активности, которая была «разбужена» предыдущим этапом. 3. Игра. Вначале проводятся на темы, предлагаемые только детьми. Они сами придумывают сценарии игр, могут использовать в качестве таковых и рассказы, сочиненные ими на предыдущем этапе. Такая тактика способствует развитию инициативы ребят, естественности и взаимодействию, лучшему вхождению в игровой образ. Уже на этом этапе можно ввести элементы арт-терапии, прося детей вылепить или нарисовать отдельные ситуации или персонажей рассказов. Позже можно разыгрывать сюжеты сказок, ситуаций из жизни, которые происходили или могли бы произойти в другое время, в другом месте и с другими людьми. Ситуации, пользующиеся наиболее успехом, — это «Необитаемый остров», «Праздник» и «Осада крепости». Очень полезно проигрывать также ситуации, в которых предварительной беседой было установлено наиболее конструктивное поведение того или иного ребенка. Оптимальная продолжительность игр — 30 мин для дошкольников и 45 мин для школьников. У старших подростков — до 60 минут. Завершить игры можно также порцией подвижных психотренинговых игр: «Деление по признаку», «Отправление поезда», «Прорвись в круг», «Догнать идущего впереди», «Маневровый паровоз», «Тюрьма», «Таможенники и контрабандисты». Специалист вначале не руководит игрой, предоставляя эту возможность детям. Он может участвовать наряду со всеми, но не должен прерывать детей и делать им замечания (если, конечно, они не проявляют агрессивных тенденций, излишней авторитарности или умаления достоинства других). Специалист предлагает свои сценарии игр наряду со всеми, но он должен подавать их в определенном порядке: сначала сказки, затем условные, стереотипные ситуации (человек не сдержал слово, помог незнакомому, защитил слабого, ошибся, испугался и пр.), и потом — реальные ситуации, происходившие с участниками группы (не сообщая, разумеется, имени того, кто является реальным прототипом). Когда наступает очередь разыгрывать свои ситуации, специалист должен назначить на главные, авторитетные роли самых слабых, изолированных, неуверенных или отвергаемых детей, давая им возможность попробовать себя в тех ролях, которые они никогда не играют в жизни. Вне игры специалист по-прежнему руководит группой, определяя порядок и длительность занятий. Основное значение игр состоит в отреагировании страхов и агрессивности, улучшении процесса принятия и проигрывания ролей, преодолении психологических барьеров общения. 4. Обсуждение. Является заключительным этапом. Оно направлено на закрепление результатов занятий, дальнейшее расширение самосознания и возможностей детей. У дошкольников его значение меньше, поэтому и времени на него нужно тратить немного — 10-15 мин, у подростков оно играет важную роль и должно длиться дольше — 15-30 мин. Обсуждаются такие темы, как отношение к родителям, учителям, окружающим, ответственность, потребности и возможности, чувство дружбы, зависимость и пр. При работе с агрессивными подростками достаточно часто возникают проблемные ситуации, такие, как: случаи нарушения конфиденциальности, образование группировок, ссоры и драки. Так, нарушение конфиденциальности представляет собой серьезную проблему. Так как вся групповая работа основана на доверительных отношениях и, в частности, на убеждении, что никто из группы не расскажет остальным о том, что происходит на занятиях. Без доверия не будет самораскрытия. Дети и подростки, имеющие проблемы с доверием, очень настороженно относятся к людям, которые знают о них что-то, с их точки зрения, существенное. Для таких детей группа представляется весьма ненадежным местом. Поэтому во время подготовки к групповой работе необходимо уделить внимание вопросам доверия: обсудить с участниками группы вопросы конфиденциальности, обозначить ее границы. Введение правила конфиденциальности обязательно должно входить в список основных принципов работы группы, обсуждаемых на первом занятии. Достаточно сложная работа возникает при появлении группировок. Это небольшие подгруппы подростков, которые приходят с уже установившимися отношениями, либо устанавливают их во время занятий. Группировки по своей природе имеют обособленный характер и могут отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы. Иногда они могут оказывать и благоприятное влияние на группу в целом, поскольку предполагают достаточно сильное чувство сплоченности. Формирование группировок обычно происходит уже на начальном этапе групповой работы. Желая получить признание со стороны значимых для них членов группы, дети начинают ориентироваться на них. Для детей среднего и старшего возраста крайне важно быть принятыми в их социальной роли и статусе. Поэтому при формировании группы они сразу же начинают маневрировать в поисках своего места. В этих условиях между членами какой-то группировки и всеми остальными может разгореться конфликт, разрешая который можно создать действительно сплоченную атмосферу в группе. Важно использовать группировки для уничтожения барьеров, а не пытаться расколоть или не замечать их. Споры и ссоры являются нормальным явлением в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам. Однако дети и подростки зачастую не владеют ни вербальными способами работы с несогласием, ни методами разрешения конфликтов. Споры в группе — это очень сильный инструмент. Во-первых, они могут использоваться для того, чтобы обучать детей конструктивным методам разрешения конфликтов. Во-вторых, в спорах проявляются сильные эмоции — та энергия, на которой основано взаимодействие между детьми. Можно использовать эти эмоции для углубления взаимоотношений между ними, для определения их собственной позиции или стимулирования попытки разобраться с собственными мыслями и чувствами. Ссоры и агрессия — распространенное явление, потому что многие дети не умеют справляться с непониманием, не владея другими способами выхода из конфликта. Ссоры могут возникать из-за попытки захватить контроль над группой, жаждой мести, желания обратить на себя внимание ведущего или внимание остальных членов группы. Для уменьшения агрессивности можно применять подходы, основанные на овладении некоторыми навыками, например техникой мозгового штурма. Хорошей альтернативой агрессии являются приемы совладания со стрессом, например релаксация. Наконец, можно использовать положительное давление на ссорящихся со стороны их сверстников. Массовый выход из группы может быть спровоцирован решением неформального лидера прекратить занятия. Другой вариант. Многие дети просто не представляют, как изучить новые способы поведения и изменить самих себя. Эта неизвестность приводит к повышенному чувству тревожности. Когда они через одно-два занятия осознают, что от них ждут усилий, и видят, как другие осваивают новые модели поведения, у них возникает желание уйти. Если кто-то из участников покидает группу, дети с повышенным чувством тревожности и неуверенности тоже могут решить оставить группу. Когда следующий ребенок решит покинуть занятия, необходимо провести открытое обсуждение причин их страха и беспокойства. После обсуждения следует пересмотреть индивидуальные цели каждого участника для того, чтобы сделать их более реальными и приемлемыми. В процессе проведения групповой работы важное значение имеет анализ специалистом динамики группы. Так, на стадии знакомства на поведении детей сказывается настороженность, вызванная их участием в предстоящей групповой работе. Как правило, детей тревожит следующее: 1) будет ли доверительной обстановка в группе; 2) как они будут приняты остальными членами группы; 3) что такое групповая работа и каковы здесь «правила игры»; 4) как надо себя вести, чтобы понравиться ведущему и другим членам группы; 5) как будут складываться их взаимоотношения с другими детьми. Переходная стадия (стадия конфронтации). Переходная стадия в детских и подростковых группах несколько отличается от аналогичной работы со взрослыми. Дети гораздо быстрее переходят к следующему этапу работы. На этой стадии дети, как правило: • оценивают способность ведущего оказывать помощь в решении их проблем; • определяют, является ли группа достаточно безопасным местом для выражения более серьезных чувств; • изучают окружающих, чтобы решить, можно ли свободно высказывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе; • уточняют свои цели и способы их достижения; • осознают, что остальные дети тоже имеют проблемы. Для рабочей стадии (стадии работоспособности) характерны следующие особенности: 1. Подростки начинают рассказывать о своих попытках применить полученные знания на практике. 2. Подростки уже придерживаются правил групповой работы, слушают друг друга. Сплоченность группы вырастает. 3. У подростков появляется способность работать непосредственно с происходящим в группе, «здесь и теперь». 4. Подростки могут попросить помощи у других членов группы и воспользоваться полученной обратной связью. Завершающая стадия (стадия «умирания» группы). Этот этап уникален и должен быть подготовлен со всей тщательностью. При этом следует: • незадолго до конца групповой работы попросить детей оценить, насколько удачно они поработали, что еще им следует сделать; • за 2-3 занятия до конца напомнить им о скором завершении работы в группе; • на последнем занятии кратко повторить все вопросы, которые обсуждались на предыдущих занятиях. Занятия обязательно должны проходить как бы в «рамках» ритуалов приветствия и прощания. Первый означает, что занятие начинается с определенных действий, обозначающих начало работы. Ритуал прощания — действия, которыми традиционно завершается занятие. Групповая работа с подростками отличается от аналогичной работы со взрослыми тем, что одна из фаз работы группы — агрессия — длится здесь гораздо меньше и дети намного быстрее переходят к фазе работоспособности. По мнению А. И. Захарова, ведущему группы необходимо объединить детей для выполнения поставленных целей и задач, и ослабить у них излишнее напряжение. В то же время нужно быть достаточно мягким, чтобы создать в группе атмосферу безопасности и приятия, и не только идти навстречу активности детей, но и уступать им в некоторых вопросах [28]. Успешность групповой терапии зависит от правильного подбора больных, с учетом клинических и психологических показаний, которыми являются характерологические и аффективные нарушения, возникшие или обострившиеся при длительном течении болезни, создающие проблемы в межличностных отношениях. К ним можно отнести неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, тревожно-мнительные черты характера. Разнообразие внутригрупповых связей — воспроизведение условий, напоминающих общение больных в жизни. В группу включаются дети с разной тяжестью заболевания, разным возрастом, полом, темпераментом, установками на коллектив и т. д. Тогда, будучи моделью жизненных отношений, она позволяет участникам адекватно отобразить свои проблемы и конфликты и найти оптимальные пути их решения. В клиническом аспекте в группе не должны преобладать дети с тяжелым течением болезни, массивными органическими наслоениями и гиперактивностью, так как выраженная исходная психопатологическая отягощенность не позволяет успешно развить терапевтически направленные отношения. Психологическая совместимость в группе достигается подбором участников в процессе индивидуальных встреч. Использование одного и того же помещения для занятий способствует терапевтической атмосфере в группе. Длительность отдельных встреч у дошкольников составляет 45-60 мин. Важным фактором групповой терапии является смена очередности выдвижения игровых тем всеми участниками группы, что предотвращает узурпирование ее лидерами игровой инициативы, повышает активность и чувство принадлежности к группе у остальных детей, а совместное руководство группой (ведущий и дети) и является наилучшим стимулом для перестройки отношений. Date: 2015-11-13; view: 2105; Нарушение авторских прав |