Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Импунитивный, упорствующе-разрешающий тип
Аффективно-динамические реакции: безразличие по отношению к действиям окружающих в критической ситуации, спокойствие; сохраняется эмоциональное состояние, испытываемое ребенком до наступления критической ситуации. Вербальные реакции: «Ничего, пройдет», «Ничего, со временем все улучшится», «Все само собой исправится», «До свадьбы заживет». Поведенческие реакции: продолжение деятельности, наблюдение за действиями окружающих. Пример: ребенок упал, ушибся и поранился, но отреагировал на это спокойно: «Ничего, скоро заживет».
При пользовании данной методикой с целью диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения необходимо обращать внимание на преобладание экс-трапунитивных реакций, особенно по самозащитному типу. Выраженность именно этих форм реагирования на фрустрацию может свидетельствовать о тенденции испытуемого к проявлению открытого агрессивного поведения. Среди методологических подходов диагностики агрессивности особое место занимает метод наблюдения. В частности, стандартизованное наблюдение обеспечивает создание протоколов, которые можно использовать для контент-анализа и количественных измерений степени агрессивности личности или социальных групп. Такой способ диагностики обеспечивает объективное сравнение объектов по изучаемому признаку и эффективный контроль за динамикой агрессивности при применении профилактических и терапевтических технологий, в том числе и социального вмешательства. При структурированном наблюдении заранее определяется круг изучаемых параметров, которые в наибольшей степени интересуют исследователя в связи с поставленными задачами. В этом случае специальный план записи или фиксации результатов наблюдений составляется еще до начала сбора информации. В качестве примера названного вида наблюдений можно привести карту наблюдений Д. Стотта. Данная методика направлена на выявление характера дезадаптации ребенка [67]. Карта наблюдений включает в себя 198 фрагментов фиксированных форм поведения, за присутствием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов: недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям; ослабленность (астения); уход в себя; тревожность по отношению к взрослым; неприятие взрослых; тревога по отношению к детям; асоциальность; конфликтность с детьми; неусидчивость или неугомонность; эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость; невротические симптомы; неблагоприятные условия среды; умственное развитие; сексуальное развитие; болезни и органические нарушения; физические дефекты. Безусловно, при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим враждебное отношение к взрослым и детям, а также недостаток социальной нормативности. Карта наблюдений может заполняться как психологом, так и педагогом. Однако не всегда удается получить объективную картину поведения ребенка из-за нередкого субъективизма представления педагога о данном ребенке или из-за предвзятого отношения к нему. Поэтому в тех случаях, когда полученная информация вызывает сомнение психолога или он не уверен в правильности оценки тех или иных нарушений поведения ребенка, следует провести самостоя- тельное наблюдение, особенно за группой дезадаптированных детей. Для целенаправленного наблюдения за проявлениями агрессии можно использовать примерную схему наблюдения за ребенком, которая позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций. По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности: 1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью. 2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением. 3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. 4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства. Date: 2015-11-13; view: 828; Нарушение авторских прав |