Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология патологических форм агрессивного поведения
При определенных условиях агрессивное поведение может носить патологический характер — быть симптомом поведенческого, личностного или психического расстройства. Патологические формы агрессивного поведения выделяются на основе следующих критериев: — агрессивное поведение неадекватно ситуации; — оно не является однократным и длительно сохраняется; — оно чрезмерно выражено (например, носит характер брутальных действий); — оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей; — оно необычно, вычурно; — личность неспособна адекватно оценивать происходящее; — агрессивное поведение не вызывает переживаний или раскаяния со стороны человека, его проявляющего; — человек неспособен контролировать свои действия. В детском возрасте патологическое агрессивное поведение наиболее тесно оказывается связанным со следующими признаками: — расстройством поведения; — эмоциональными нарушениями; — гиперактивностью. Другие психические расстройства, такие, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, также могут сопровождаться проявлением агрессии. Специалист должен иметь в виду, что агрессивное поведение не является специфичным, обязательным для рассмотренных категорий. В большинстве случаев оно носит характер вторичного нарушения, т. е. возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы. МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) указывает на специфическое поведенческое расстройство с началом, характерным для детского и подросткового возраста, с выраженным участием в его структуре агрессивных компонентов (6): F-91 — расстройства поведения; F-91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F-91.1 — несоциализированное расстройство поведения; F-91.2 — социализированное расстройство поведения; F-91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение [45]. При наличии общих признаков расстройство поведения может иметь различные формы. МКБ-10 описывает четыре ведущие формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста: - расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением (F-91.0); - расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения, F-91.1); - расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях — дома и вне семейного окружения (социализированное расстройство поведения, F-91.2); - оппозиционно-вызывающее поведение (проявляющееся преимущественно признаками 1-8, не согласующееся с уровнем развития и ведущее к выраженной дезадаптации, F-91.3). В других случаях агрессивное поведение не выступает в качестве ведущей проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. Агрессия в форме вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто входит в состав следующих расстройств: - эмоциональные нарушения (тревога, депрессия, ипо-хондричность, обсессивность); - гиперкинетические расстройства (гиперкинетические расстройства не совпадают с высокой активностью ребенка. Для подтверждения данного диагноза необходимо присутствие трех синдромов, вызывающих сниженную адаптивность и не согласующихся с уровнем развития ребенка); - выраженные нарушения концентрации и устойчивости внимания; - чрезмерная моторная активность; - неконтролируемая импульсивность. В ряде случаев эти особенности приводят к выраженной негативной реакции окружающих людей и доминированию наказаний в его воспитании. С большой вероятностью вторично может развиться враждебность и агрессивное поведение, не являющееся специфическим симптомом указанного расстройства. Таким образом, агрессивное поведение может быть маркером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки. Психологический анализ агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте должен сочетаться с его медицинским освидетельствованием. Вполне возможно, что такое поведение требует медицинского вмешательства и сотрудничества с врачами. В подростковом возрасте ситуация существенно усложняется. К индивидуально-типологическому и психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развития потенцирует как влияние неблагоприятных факторов, так и собственно агрессивные проявления. В целом для подросткового возраста характерен высокий уровень агрессии и агрессивного поведения. На фоне возрастного кризиса также усиливаются различные психопатологические проявления. В динамике агрессивного и насильственного поведения данного возраста ведущую роль приписывают следующим расстройствам: — аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, тревога и страхи, дистимии и тоска); — расстройства влечений; — психопатическое развитие [29,47, 48]: Так, расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений. Например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется импульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодолимостью. Психопатическое развитие характеризуется появляющимися в раннем возрасте аномалиями характера. Причем нежелательные качества относительно устойчивы в течение последующей жизни, они проявляются тотально (в различных сферах жизни) и достигают степени, нарушающей социальную адаптацию личности. До 18 лет предпочтителен диагноз «психопатическое развитие», указывающий на динамичность — изменчивость личностных свойств детей и подростков. После 18 лет агрессивное поведение может расцениваться уже как симптом общего личностного расстройства. Диагностические критерии личностных расстройств представлены в DSM-IV (американская классификация психических, поведенческих и личностных расстройств) и в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра, официально принятая в России). Личностные расстройства имеют общие признаки. Начинаясь в детском и подростковом возрасте, они характеризуются стабильностью и длительностью. Они затрагивают не одну, но несколько основных сфер личностного функционирования. Они проявляются на различных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, межличностном и т. д. Личностные расстройства приводят к снижению адаптивных возможностей, в связи с чем сама личность испытывает дистресс. Личностные расстройства сопровождаются поведением, отклоняющимся от социальных норм, и неблагоприятно воздействуют на окружающих. Данные особенности не могут быть объяснены иными причинами, а признаки других психических расстройств при этом отсутствуют. Можно выделить несколько личностных расстройств, для которых характерно агрессивное поведение. Это следующие личностные расстройства: параноидное, антисоциальное, пограничное, нарциссическое и пассивно-агрессивное. Рассмотрим более подробно диагностические критерии их проявления: Date: 2015-11-13; view: 2107; Нарушение авторских прав |