Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
Ф. и. о. ребенка___________________________________ Возраст__ дата заполнения ____период наблюдения____ Ф.и.о. заполнившего протокол (родитель, педагог, психолог) ____________________________
Таким образом, при формировании программы обследования и выборе методов диагностики предрасположенности к агрессивному поведению необходимо учитывать конкретные задачи, форму работы (групповую или индивидуальную), а также общее психическое развитие ребенка. Кроме того, надо отметить, что для создания более полной картины исследуемой проблематики необходимо рассматривать психодиагностические данные в контексте социальной ситуации развития ребенка. Система объективных данных о жизни ребенка отражается в психологическом анамнезе, в состав которого входят сведения об истории развития ребенка, информация о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Эта информация позволяет более эффективно построить диагностическую гипотезу, а также уточнить в дальнейшем психологический диагноз и особенности построения коррекционной программы. Как правило, психологический анамнез составляется со слов родителей, но в случае их отсутствия (например, в ситуации детского дома) информация может быть получена на основе жалоб лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдений за ребенком. Для диагностики агрессивного поведения следует опросить родителей, классного руководителя, а также наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени (ежедневно в течение недели). Особое внимание следует уделить поведению ребенка при устных замечаниях, неудачах, когда ему предъявляют какие-то требования. Для диагностики используются также ситуативные тесты, в которых воспроизводятся конфликтные и фрустрирующие ситуации. В беседе со специалистом агрессивные подростки часто насторожены, враждебны, отрицают наличие поведенческих проблем, с раздражением реагируют на информацию о себе, полученную из других источников, на конфронтацию с фактами и людьми отвечают откровенной агрессией или бегством. В любом случае необходимо учитывать, что информация, полученная от одного лица, будет носить субъективный характер и зависеть от личностных особенностей, позиций и мотивов данного человека. Психологический анамнез может быть построен по следующей схеме. 1. Основные сведения о ребенке и его семье: дата рождения и точный возраст на момент обследования; полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников и других лиц, участвующих в воспитании ребенка; изменения в составе семьи с момента рождения ребенка; общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи; учреждения и их специфика, в которые ребенок помещался в течение жизни: ясли, детский сад, интернат, стационар и др. 2. Особенности перинатального периода развития ребенка: характер протекания беременности и родов как в физиологическом, так и в психологическом плане; наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей; отмечается отношение родителей к беременности и ребенку. 3. Состояние здоровья ребенка на момент обследования: наличие каких-либо заболеваний, травм, в том числе перенесенных ранее; случаи госпитализации; постановка на учет у различных специалистов. 4. Развитие в младенчестве и раннем детстве: особенности раннего моторного и психоэмоционального развития; особенности поведения и состояний на первом году жизни: условия засыпания, длительность сна, общий эмоциональный тон и т. д.; развитие речи, навыков самообслуживания; отношение к близким и незнакомым взрослым; наличие «страхов» раннего возраста; выявление сроков моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательности, наличие периода ползания и сроки его возникновения; анализ эмоциональных реакций, особенностей игровых действий. 5. Развитие в дошкольном возрасте: основные характеристики физического, познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития; ведущая рука; особенности характера, активность, инициативность; особенности протекания «кризиса 3 лет»; адаптация к детским учреждениям; особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста; отношения со сверстниками и взрослыми; предпочитаемые занятия; раннее проявление способностей к рисованию, музыке и т. д., готовность к школьному обучению к концу дошкольного возраста. 6. Развитие в младшем школьном возрасте: отмечается возраст поступления в школу; тип учебного заведения; смена школы и ее причина; готовность к школе: физическая, психологическая; особенности адаптации к школе; частота заболеваний в этот период; успеваемость; особенности выполнения домашних заданий; наличие предпочитаемых учебных предметов; отношения в классе с одноклассниками и учителями; особенности изменений отношений с родителями; наиболее типичные конфликты; наличие внешкольных занятий, круг общения; степень самостоятельности и обязанности по дому; место игр, телевидения и других занятий в досуге ребенка. 7. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте: физическое развитие (акселерация, ретардация в физическом и половом развитии); особенности перехода к среднему звену школы; успеваемость; особенности тенденции к самостоятельности и взрослости; отношения с родителями, сверстниками, учителями; изменения в поведении и интересах; особенности организации досуга, реакции группирования. 8. Дополнительная информация. При составлении психологического анамнеза главным образом необходимо обращать внимание не только на объективные условия и обстоятельства жизни ребенка, но и на степень и характер их влияния на него. То есть необходимо приложить усилия для выяснения реакций ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним. Особое внимание необходимо уделять негативным обстоятельствам: стрессовым ситуациям и факторам риска в отношении различных сторон психического развития ребенка. Date: 2015-11-13; view: 1998; Нарушение авторских прав |