Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка





Ф. и. о. ребенка___________________________________

Возраст__ дата заполнения ____период наблюдения____

Ф.и.о. заполнившего протокол (родитель, педагог, пси­холог) ____________________________

 

 

Таким образом, при формировании программы обследо­вания и выборе методов диагностики предрасположенности к агрессивному поведению необходимо учитывать конкрет­ные задачи, форму работы (групповую или индивидуаль­ную), а также общее психическое развитие ребенка. Кроме того, надо отметить, что для создания более полной картины исследуемой проблематики необходимо рассматривать пси­ходиагностические данные в контексте социальной ситуации развития ребенка. Система объективных данных о жизни ре­бенка отражается в психологическом анамнезе, в состав кото­рого входят сведения об истории развития ребенка, информа­ция о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Эта информация позволяет более эффективно построить диагностическую ги­потезу, а также уточнить в дальнейшем психологический ди­агноз и особенности построения коррекционной программы. Как правило, психологический анамнез составляется со слов родителей, но в случае их отсутствия (например, в ситуации детского дома) информация может быть получена на основе жалоб лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдений за ребенком.

Для диагностики агрессивного поведения следует опро­сить родителей, классного руководителя, а также наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени (ежедневно в течение недели). Особое внимание следует уде­лить поведению ребенка при устных замечаниях, неудачах, когда ему предъявляют какие-то требования. Для диагности­ки используются также ситуативные тесты, в которых воспро­изводятся конфликтные и фрустрирующие ситуации. В бесе­де со специалистом агрессивные подростки часто настороже­ны, враждебны, отрицают наличие поведенческих проблем, с раздражением реагируют на информацию о себе, получен­ную из других источников, на конфронтацию с фактами и людьми отвечают откровенной агрессией или бегством.

В любом случае необходимо учитывать, что информа­ция, полученная от одного лица, будет носить субъектив­ный характер и зависеть от личностных особенностей, по­зиций и мотивов данного человека.

Психологический анамнез может быть построен по сле­дующей схеме.

1. Основные сведения о ребенке и его семье: дата рождения и точный возраст на момент обследования; полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников и других лиц, уча­ствующих в воспитании ребенка; изменения в составе семьи с момента рождения ребенка; общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи; учрежде­ния и их специфика, в которые ребенок помещался в течение жизни: ясли, детский сад, интернат, стационар и др.

2. Особенности перинатального периода развития ре­бенка: характер протекания беременности и родов как в фи­зиологическом, так и в психологическом плане; наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей; отмечается отношение родителей к бере­менности и ребенку.

3. Состояние здоровья ребенка на момент обследования: наличие каких-либо заболеваний, травм, в том числе пере­несенных ранее; случаи госпитализации; постановка на учет у различных специалистов.

4. Развитие в младенчестве и раннем детстве: особен­ности раннего моторного и психоэмоционального разви­тия; особенности поведения и состояний на первом году жизни: условия засыпания, длительность сна, общий эмо­циональный тон и т. д.; развитие речи, навыков самообслу­живания; отношение к близким и незнакомым взрослым; наличие «страхов» раннего возраста; выявление сроков моторного развития (сроки возникновения новых мотор­ных навыков), их последовательности, наличие периода ползания и сроки его возникновения; анализ эмоциональ­ных реакций, особенностей игровых действий.

5. Развитие в дошкольном возрасте: основные характе­ристики физического, познавательного, речевого, эмоцио­нального и моторного развития; ведущая рука; особеннос­ти характера, активность, инициативность; особенности про­текания «кризиса 3 лет»; адаптация к детским учреждениям; особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста; отношения со сверстниками и взрослыми; пред­почитаемые занятия; раннее проявление способностей к ри­сованию, музыке и т. д., готовность к школьному обучению к концу дошкольного возраста.


6. Развитие в младшем школьном возрасте: отмечается возраст поступления в школу; тип учебного заведения; сме­на школы и ее причина; готовность к школе: физическая, психологическая; особенности адаптации к школе; частота заболеваний в этот период; успеваемость; особенности вы­полнения домашних заданий; наличие предпочитаемых учебных предметов; отношения в классе с одноклассника­ми и учителями; особенности изменений отношений с ро­дителями; наиболее типичные конфликты; наличие вне­школьных занятий, круг общения; степень самостоятельно­сти и обязанности по дому; место игр, телевидения и других занятий в досуге ребенка.

7. Развитие в предподростковом и подростковом возрас­те: физическое развитие (акселерация, ретардация в физиче­ском и половом развитии); особенности перехода к среднему звену школы; успеваемость; особенности тенденции к само­стоятельности и взрослости; отношения с родителями, свер­стниками, учителями; изменения в поведении и интересах; особенности организации досуга, реакции группирования.

8. Дополнительная информация.

При составлении психологического анамнеза главным образом необходимо обращать внимание не только на объ­ективные условия и обстоятельства жизни ребенка, но и на степень и характер их влияния на него. То есть необходимо приложить усилия для выяснения реакций ребенка, харак­тер его переживаний, особенности эмоционального отноше­ния к ним. Особое внимание необходимо уделять негатив­ным обстоятельствам: стрессовым ситуациям и факторам риска в отношении различных сторон психического разви­тия ребенка.







Date: 2015-11-13; view: 1998; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию