Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 23. Пути и принципы развития современной науки о мифе hjjjl
♦ В мифе воплощались первобытные классификации, результаты логической рубрикации мира. Миф своими классификациями вносит порядок в мир восприятия. ♦ Кроме классификаций миф способен осуществлять другие логические операции — переходы от видов к категориям (к системе качеств), от конкретных классификаций (животные, растения и др.) к абстрактным (числа, стороны света и др.), от некоторых простейших генерализаций к фиксации характеристик индивидуальных представителей (элементов) класса. ♦ Особенности логических операций в мифе:
1) они опираются не на универсальные категориальные структуры, а на наглядные представления об участии предметов в практической ситуации, предполагающие наличие наглядного личного опыта; 2) преобладание умозаключений по аналогии; 3) обобщение на основе подражания; 4) неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическим противоречиям; 5) недецентрированность (или эгоизм) отражения; 6) гипертрофирование детерминизма (всякое соприкосновение в пространстве и во времени непосредственно воспринимается как причинно-следственная связь); миф не знает случайности; 7) определение предмета по одной его несущественной характеристике; 8) преобладание трансдуктивной (а не индуктивной, либо дедуктивной) связи абстракций; и др. ♦ В основании мифотворчества — формы активности, промежуточные между игрой и деятельностью. ♦ В мифотворчестве значительную роль (возможно, большую, чем в современном сознании) играют бессознательные процессы. Их содержание насыщает эмоционально-аффективную составляющую мифа. Это придает мифам некоторые черты сходства со снами, видениями, продуктами спонтанной фантазии. ♦ Миф базируется на бинарных оппозициях — бессознательных ограничителях ментальной деятельности. Оппозиции разрешаются путем нахождения медиаторов. Развертывание мифологического сюжета предполагает двойную перестановку функций: исходные противопос- ■ЗИЛ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. тавления по крайней мере два раза должны изменить свою функциональную определенность, чтобы придать мифу свойства завершенности и целостности. ♦ Миф формируется в первобытном обществе, где определяющими являются кровно-родственные отношения; в мифе мир мыслится как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представляется некоторой общинно-родовой организацией. Для мифа высший авторитет — род; миф изначально возникает как этномиф. ♦ Мифология — духовная основа социальных институтов первобытного общества, средство их обоснования. Благодаря мифам кодифицируются традиции, нормы морали, верования, воссоздаются традиции, охраняется мораль и право, эффективно действуют и получают свой смысл ритуалы, а также практические руководства. Миф есть средство оживления и поддержки социального родового чувства сопричастности и солидарности. ♦ Миф, сопровождая «обряды перехода», выступает способом психологического сглаживания критических, переломных состояний человеческой жизни. Мифотворчество, по-видимому, связано с деятельностью сознания как целого, является важным и неизбежным моментом (условием и следствием) целостного функционирования сознания. Это значит, что миф не остался в далеком прошлом, в преобразованных формах он может воспроизводиться во всех исторических формах сознания. И поэтому нужно различать первобытную мифологию и производные от нее мифоподобные формы. При переходе к цивилизации с развитием мышления, его понятийно-категориального аппарата, языка формируется способность дифференциации меры реальности, ступеней объективации, реальность не отождествляется с содержанием сознания. Так преодолевается главная особенность мифа — идентификация реальности с содержанием сознания, неразличение объекта и его образа в сознании. Но эти изменения не влекут за собой немедленные изменения всех остальных характеристик мифотворческой способности сознания, которые трансформируются в течение эпох, тысячелетий, порождая формы сознания свойства которых напоминают первобытный миф. ГЛАВА 23. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О МИФЕ ЩЩЖ Date: 2015-11-13; view: 474; Нарушение авторских прав |