Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирические закономерности мифотворчества
Усилиями специалистов в области лингвистики, этнографии (этнологии), фольклористики, истории первобытного общества, истории и теории культуры, психологии, гносеологии, социологии и других наук за почти 200-летнее развитие конкретно-научных исследований мифотворчества был накоплен грандиозный массив мифов народов мира, выделены закономерности мифотворчества (как первобытного, так и производных от него форм), построено немало частных концепций, объясняющих те или иные стороны мифотворчества, создан ряд фундаментальных теорий мифа. Можно выделить следующие основные закономерности мифологического сознания. ♦ Мифология порождается в процессе исторического развития языка и сознания первобытного человека. ♦ Миф — это не все первобытное сознание, а его высший слой, некий дотеоретический способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических знаний. ♦ Миф — это обобщение в форме наглядно-чувственных образов, представлений; миф (в отличие от науки) не может ГЛАВА 23. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О МИФЕ Ис1:Д освободиться от чувственного характера своих представлений. ♦ Мифология должна быть понята как иерархически организованная система наглядных обобщенных образов. ♦ В мифе не различаются объект и его образ в сознании субъекта, объект и мысль о нем; любые образы трактуются им «как сама объективность». Это в свою очередь влечет за собой отсутствие четкой грани между «реальностью» и сновидением, жизнью и смертью, материальным и идеальным, вещью и словом, вымыслом и действительностью, правдой и «поэзией», истинным и кажущимся, вещью и ее свойствами; «представляемым» и «реальным», желанием и его исполнением. ♦ Миф не дифференцирует меру реальности, ступени объективации, которые различаются научно-теоретическим мышлением. Миф не знает фиксированных границ, твердо определенных порядков, предметов, подчиняющихся неизменным законам. Он не способен к нюансировке оценок и значений понятий об объектах, к различению закономерных и незакономерных частей объектов. ♦ В мифе человек, с одной стороны, антропоморфизирует природу, а с другой — не выделяет себя из природы, рассматривает себя как природное существо. Человек рассматривает природу как собственное продолжение; ему присуще смутное чувство родства с отдельными видами животных, растений и даже предметами неодушевленной природы (тотемизм). ♦ Образ вещи в мифе не представляет данную вещь, а является ею, следовательно, он не только ее замещает, но и действует так же, как и она: он способен непосредственно заменять ее во всех ее проявлениях. Из этого вырастает магия. Магия — это попытка воздействия на вещь через предметные операции с ее образом (словом, именем, копией и др.). ♦ Миф внутренне синкретичен, гомогенен и недифферен-цирован. Для мифа характерно сращение, сплавление, совпадение связей, отношений элементов образов; неразличимость вещей и их отношений. ♦ Свойства, отношения, связи, процессы в мифе овеществляются. Из этого следует и та важная особенность мифа, согласно которой реальные отношения вещей в нем не mi-tM ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. выделяются, а заменяются материальными субстанциями или силами, духами, демонами, богами. ♦ Миф не разграничивает часть и целое (части представляются как целое и отождествляются с ним; на этой основе появились некоторые формы магии: то, что после разъединения целого происходит с его частью, одновременно происходит и с целым). Воздействие понимается как переход, «перелив» вещных, субстратных свойств одного объекта в другой. ♦ Миф не нацелен на поиск в природе закономерных связей. Закономерности природы, выявленные стихийно-эмпирически, в мифе воспроизводятся в виде устойчивых связей наглядных образов. ♦ Миф живет всецело настоящим объекта, он не разграничивает прошлое, настоящее и будущее. ♦ Миф не ищет в природе нового. ♦ Миф несет в себе не только определенное обобщение, но и переживание мира. Миф всегда сопровождался переживаниями, открытыми эмоционально-аффективными состояниями. Миф не дифференцирует объективные моменты восприятия и субъективно-эмоциональное содержание сознания. В мифе не различаются когнитивное и ценностное, смысловые и аксиологические аспекты; миф абсолютно некритичен. ♦ Миф не способен осознавать свою субъективность, переживание выносится вовне, в мир, в природу. Миф — это образная объективация эмоций. Объективные отношения вещей в мифе заменяются объективацией эмоциональных состояний субъекта. ♦ Миф связан с ритуалом, обрядовыми действиями. Миф в значительной степени выступает как способ объяснения этих ритуальных действий. ♦ *Миф закономерно (возможно, генетически) соотносится с метафорой; метафоричность возникает в силу того, что обозначение отвлеченных, абстрактных отношений, связей может осуществляться в мифе лишь через соотношение двух (и более) наглядных образов. ♦ Миф закономерно соотносится с языком, который, с од Date: 2015-11-13; view: 363; Нарушение авторских прав |