Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические операции в мифе





Леви-Стросу удалось выделить универсальные типы логиче­ских операций, которые характеризуют структуру любого мифа; иначе говоря, вывести «формулу мифа»1.

Первый тип логических операций в мифе — медиация. В осно­ве любого мифа лежат некоторые оппозиции, любой миф начина­ется с бинарных оппозиций, например, жизнь — смерть, небо — земля, день — ночь, правый — левый, высокий — низкий, муж — жена, священный — профанный, сырое — вареное, белое — чер­ное и др. Развертывание содержания мифа состоит в том, чтобы постепенно снять эти исходные противоположности. Для этого мифотворчество выработало процедуру медиации — выдвижения промежуточных переходных элементов (медиаторов) между утвер­ждениями, составляющими полюсы оппозиции. Медиаторы (пер­вой, второй и других степеней) могут вводиться неоднократно, так как в любой оппозиции можно всегда найти некоторый сглажива­ющий ее промежуточный элемент.

Например, бинарная оппозиция жизнь — смерть сглаживается медиаторами: земледелие — охота — война. Противоположность охо­ты и войны сглаживается медиатором плотоядные животные, а оп­позиция земледелие — охота сглаживается медиатором травоядные животные. Медиатором оппозиции плотоядные — травоядные ока-

Леви-Строс не является первооткрывателем формалистского анали­за мифов. Такая роль принадлежит отечественной школе фольклори­стики, прежде всего В.Я. Проппу. Когда Леви-Строс узнал о работах Проппа, он попытался отдать должное вкладу Проппа в структурное изучение мифов, хотя не вполне удачно расставил акценты, что и по­служило поводом для полемики между ним и Проппом (Леви-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М. 1985. С. 9—34); Пропп В.Я. Фольклор и действительность Избран­ные статьи. М., 1976; Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки // В.Я. Пропп. Морфология сказки. М„ 1969). За этой полемикой скрывались не столько взаимное недопонимание друг друга, борьба за приоритет, столкновение самолюбий, сколько раз­личие методологий формализма и структурализма. Пропп разраба­тывал принципы исследования формальных моментов повествова­тельного развертывания мифологического сюжета. Леви-Строс анализировал структуру мифа (мифемы), представляя ее как ин­струмент первобытной логики на границе сознательного и бессозна­тельного. Преемственность между этими методологическими подхо­дами несомненна, хотя каждый из них принадлежит своему времени.


ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА »W

зываются пожиратели падали (ворон, койот), которые, с одной сто­роны, подобны плотоядным (питаются животной пищей), а с дру­гой — подобны травоядным тем, что они не убивают то, что едят.

Таким образом, первый тип универсальных логических опе­раций, лежащий в основе любого мифа, — это разрешение проти­воречий с помощью медиаторов. Цель любого мифа — дать логи­ческую модель для разрешения определенного противоречия. А количество медиаций, логических шагов, необходимых для раз­решения исходного противоречия (в уме, в воображении, иллю­зорно), определяет число слоев мифа.

Второй тип логических операций основан на том, что развер­тывание мифологического сюжета предполагает двойную переста­новку функций: исходные противопоставления не один раз, а по крайней мере два раза должны изменить свою функциональную определенность, чтобы придать мифу свойства завершенности и целостности.

Например, если в мифе заложен переход посредством медиации от пространственных категорий (небо — земля) к временным (лето — зима), то логика мифа требует для своего завершения еще одной ме­диации — обратного перехода от временных категорий к простран­ственным, но, разумеется, с другим конкретным содержанием.

Третий тип логических операций в мифе основан на двой­ственном характере главного персонажа (героя, божества и др.). В логике развертывания мифа главный персонаж должен проявить себя с противоположных сторон. В зависимости от конкретных обстоятельств его деяния должны быть и благодетельными (пози­тивная функция), и злокозненными (негативная функция). В ходе развития мифологического сюжета главный герой должен про­явить себя и в негативной, и в позитивной функции.

Леви- Строе обобщает типы логических операций мифотвор­чества в едином уравнении:

FAa) Fe(B)=Fx(B) F(a- 1)(е), где а и в — члены (деятели, персонажи) мифа, выражающие исходную оп­позиционность; х — негативная функция персонажа а;

е — позитивная функция персонажа в, который способен выпол­нять и негативную функцию х, выступая таким образом по­средником между х и е; а — 1 — во второй части мифа персонаж а заменен на противополож­ный.



■Я ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

В любом мифе во второй половине мифологического сюжета (правая часть формулы) один из персонажей, выражающих исход­ную оппозиционность (а) замещается на некоторый противопо­ложный персонаж (а — 1), но одновременно с этим происходит инверсия функций х => е. Верность этой формулы Леви-Строс про­иллюстрировал на примере большого количества мифов американ­ских индейцев (племени бороро и др.).

Итак, Леви-Строс на основе обобщения огромного эмпириче­ского массива мифов народов Нового Света воссоздал яркую па­нораму первобытной мифологии в ее системно-структурных от­ношениях и разработал одну из самых глубоких теорий мифа XX в.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как оказались исторически связанными между собой струк­турная лингвистика и структурная антропология?

2. Как формировалось мировоззрение К. Леви-Строса?

3. Каковы мировоззренческие позиции Леви-Строса?

4. Как Леви-Строс понимает бессознательное?

5. Что такое «наука конкретного»?

6. Что такое бриколаж и как связаны в первобытном мышле­нии игра и деятельность?

7. Что такое бинарные оппозиции?

8. Как разрешаются бинарные оппозиции?

9. Каковы структурные компоненты мифа, по Леви-Стросу?

 

10. Какие логические операции выделял в мифе Леви-Строс?

11. Какой формулой выражал логику мифотворчества Леви-Строс?








Date: 2015-11-13; view: 582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию