Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логические операции в мифе
Леви-Стросу удалось выделить универсальные типы логических операций, которые характеризуют структуру любого мифа; иначе говоря, вывести «формулу мифа»1. Первый тип логических операций в мифе — медиация. В основе любого мифа лежат некоторые оппозиции, любой миф начинается с бинарных оппозиций, например, жизнь — смерть, небо — земля, день — ночь, правый — левый, высокий — низкий, муж — жена, священный — профанный, сырое — вареное, белое — черное и др. Развертывание содержания мифа состоит в том, чтобы постепенно снять эти исходные противоположности. Для этого мифотворчество выработало процедуру медиации — выдвижения промежуточных переходных элементов (медиаторов) между утверждениями, составляющими полюсы оппозиции. Медиаторы (первой, второй и других степеней) могут вводиться неоднократно, так как в любой оппозиции можно всегда найти некоторый сглаживающий ее промежуточный элемент. Например, бинарная оппозиция жизнь — смерть сглаживается медиаторами: земледелие — охота — война. Противоположность охоты и войны сглаживается медиатором плотоядные животные, а оппозиция земледелие — охота сглаживается медиатором травоядные животные. Медиатором оппозиции плотоядные — травоядные ока- Леви-Строс не является первооткрывателем формалистского анализа мифов. Такая роль принадлежит отечественной школе фольклористики, прежде всего В.Я. Проппу. Когда Леви-Строс узнал о работах Проппа, он попытался отдать должное вкладу Проппа в структурное изучение мифов, хотя не вполне удачно расставил акценты, что и послужило поводом для полемики между ним и Проппом (Леви-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М. 1985. С. 9—34); Пропп В.Я. Фольклор и действительность Избранные статьи. М., 1976; Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки // В.Я. Пропп. Морфология сказки. М„ 1969). За этой полемикой скрывались не столько взаимное недопонимание друг друга, борьба за приоритет, столкновение самолюбий, сколько различие методологий формализма и структурализма. Пропп разрабатывал принципы исследования формальных моментов повествовательного развертывания мифологического сюжета. Леви-Строс анализировал структуру мифа (мифемы), представляя ее как инструмент первобытной логики на границе сознательного и бессознательного. Преемственность между этими методологическими подходами несомненна, хотя каждый из них принадлежит своему времени. ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА »W зываются пожиратели падали (ворон, койот), которые, с одной стороны, подобны плотоядным (питаются животной пищей), а с другой — подобны травоядным тем, что они не убивают то, что едят. Таким образом, первый тип универсальных логических операций, лежащий в основе любого мифа, — это разрешение противоречий с помощью медиаторов. Цель любого мифа — дать логическую модель для разрешения определенного противоречия. А количество медиаций, логических шагов, необходимых для разрешения исходного противоречия (в уме, в воображении, иллюзорно), определяет число слоев мифа. Второй тип логических операций основан на том, что развертывание мифологического сюжета предполагает двойную перестановку функций: исходные противопоставления не один раз, а по крайней мере два раза должны изменить свою функциональную определенность, чтобы придать мифу свойства завершенности и целостности. Например, если в мифе заложен переход посредством медиации от пространственных категорий (небо — земля) к временным (лето — зима), то логика мифа требует для своего завершения еще одной медиации — обратного перехода от временных категорий к пространственным, но, разумеется, с другим конкретным содержанием. Третий тип логических операций в мифе основан на двойственном характере главного персонажа (героя, божества и др.). В логике развертывания мифа главный персонаж должен проявить себя с противоположных сторон. В зависимости от конкретных обстоятельств его деяния должны быть и благодетельными (позитивная функция), и злокозненными (негативная функция). В ходе развития мифологического сюжета главный герой должен проявить себя и в негативной, и в позитивной функции. Леви- Строе обобщает типы логических операций мифотворчества в едином уравнении: FAa) Fe(B)=Fx(B) F(a- 1)(е), где а и в — члены (деятели, персонажи) мифа, выражающие исходную оппозиционность; х — негативная функция персонажа а; е — позитивная функция персонажа в, который способен выполнять и негативную функцию х, выступая таким образом посредником между х и е; а — 1 — во второй части мифа персонаж а заменен на противоположный. ■Я ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ В любом мифе во второй половине мифологического сюжета (правая часть формулы) один из персонажей, выражающих исходную оппозиционность (а) замещается на некоторый противоположный персонаж (а — 1), но одновременно с этим происходит инверсия функций х => е. Верность этой формулы Леви-Строс проиллюстрировал на примере большого количества мифов американских индейцев (племени бороро и др.). Итак, Леви-Строс на основе обобщения огромного эмпирического массива мифов народов Нового Света воссоздал яркую панораму первобытной мифологии в ее системно-структурных отношениях и разработал одну из самых глубоких теорий мифа XX в. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как оказались исторически связанными между собой структурная лингвистика и структурная антропология? 2. Как формировалось мировоззрение К. Леви-Строса? 3. Каковы мировоззренческие позиции Леви-Строса? 4. Как Леви-Строс понимает бессознательное? 5. Что такое «наука конкретного»? 6. Что такое бриколаж и как связаны в первобытном мышлении игра и деятельность? 7. Что такое бинарные оппозиции? 8. Как разрешаются бинарные оппозиции? 9. Каковы структурные компоненты мифа, по Леви-Стросу?
10. Какие логические операции выделял в мифе Леви-Строс? 11. Какой формулой выражал логику мифотворчества Леви-Строс? Date: 2015-11-13; view: 582; Нарушение авторских прав |