Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бинарные оппозиции
Реальные отношения с миром первобытный человек продолжает идеальными мифологическими отношениями, которые виртуально компенсируют ему ущербность его образа жизни, преодолевают хаотическую неопределенность бытия, заполняют разрыв между Культурой и Природой, поддерживая относительное равновесие между ними. Основой первобытного мышления является способность дифференцировать свойства, черты объектов. Задача первобытной логики в том, чтобы довести выделенные различия до противопоставления, до бинарной оппозиции. Здесь не важно, как противопоставлять, важно научиться в принципе вырабатывать и разрешать бинарные оппозиции. Все многообразие свойств вещей, с которыми имеет дело первобытный человек, сводится к первичным обобщениям и небольшому набору пар бинарных оппозиций, т.е. набору элементов, выражающих определенные контрастные отношения. Причем бинарные оппозиции, обобщаясь в процессе бриколажа, рас- ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА Ис«М полагаются на различных уровнях, субординируются, что создает предпосылки для выработки различных семантических кодов. Базовым уровнем бинарных оппозиций является тот, который определяется основными органами чувств (зрение: ночь — день, светлый — темный и др.; слух: громкий — тихий, стук — свист и др.; осязание: твердый — мягкий, сухой — влажный и др.; вкус: сырой — вареный, горький — сладкий и др.; обоняние: свежий — гнилой и др.); на этом уровне природное и культурное еще не вполне дифференцированы. На следующем, более абстрактном уровне находятся бинарные оппозиции, выражающие «логику форм»: внутренний — внешний, полный — пустой, содержащее — содержимое и др. Каждый следующий уровень бинарной оппозиции более абстрактен, чем предыдущий. Процесс абстрагирования определяется соотношением сходства и несходства чувственных свойств, заданных нижними уровнями. Так постепенно первобытное мышление поднимается от оперирования общими характеристиками чувственных форм к отношениям между ними. И далее — даже к выявлению отношений отношений (мифы, в которых происходит переход от чисто пространственного измерения к пространственно-временному и многоуровневой динамике, например, ближнего, более далекого, дальнего, беспредельного). При этом следует иметь в виду, что «число оппозиций, используемых мифической мыслью, не является постоянной величиной и зависит от конкретной группы мифов»1. Оппозиции разрешаются путем нахождения медиаторов, опосредующих бинарные оппозиции. Иначе говоря, снятие противоречий осуществляется через выявление посредствующих звеньев между бинарными членами оппозиций. Медиация (поиск медиатора, посредника) подчинена действию метафорических процедур. Первобытное мифологическое мышление преимущественно метафорично. Именно посредством метафоры оно постигает и выражает логику отношений между предметами. Целостные образы в первобытном воображении легко расчленяются, разрушаются, раскалываются; как и наоборот — сочетаются в некоторые образные «кентавры». На этой основе возникают мифологические оппозиции не только между отдельными контрастными чувственными свойствами вещей, но и между самими носителями этих свойств: между человеком и ягуаром, меж- Леви-Строс К. Мифологики. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 2000. С. 315. ■tW ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ ду камнем и мясом, между культурным растением и гнилым деревом и др. Таким образом, Леви-Строс показал, что миф выступает как система артикулированных бинарных оппозиций; что любой (даже самый сложный и культурно продвинутый) миф оперирует противопоставлениями; что именно бинарные оппозиции — носители конкретных черт бытия в уме человека. Date: 2015-11-13; view: 558; Нарушение авторских прав |