Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бинарные оппозиции





Реальные отношения с миром первобытный человек продол­жает идеальными мифологическими отношениями, которые вир­туально компенсируют ему ущербность его образа жизни, преодо­левают хаотическую неопределенность бытия, заполняют разрыв между Культурой и Природой, поддерживая относительное рав­новесие между ними.

Основой первобытного мышления является способность диффе­ренцировать свойства, черты объектов. Задача первобытной логики в том, чтобы довести выделенные различия до противопоставления, до бинарной оппозиции. Здесь не важно, как противопоставлять, важно научиться в принципе вырабатывать и разрешать бинарные оппозиции. Все многообразие свойств вещей, с которыми имеет дело первобытный человек, сводится к первичным обобщениям и небольшому набору пар бинарных оппозиций, т.е. набору элемен­тов, выражающих определенные контрастные отношения. При­чем бинарные оппозиции, обобщаясь в процессе бриколажа, рас-


ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА Ис«М

полагаются на различных уровнях, субординируются, что создает предпосылки для выработки различных семантических кодов.

Базовым уровнем бинарных оппозиций является тот, который определяется основными органами чувств (зрение: ночь — день, светлый — темный и др.; слух: громкий — тихий, стук — свист и др.; осязание: твердый — мягкий, сухой — влажный и др.; вкус: сы­рой — вареный, горький — сладкий и др.; обоняние: свежий — гни­лой и др.); на этом уровне природное и культурное еще не вполне дифференцированы. На следующем, более абстрактном уровне на­ходятся бинарные оппозиции, выражающие «логику форм»: внут­ренний — внешний, полный — пустой, содержащее — содержи­мое и др. Каждый следующий уровень бинарной оппозиции более абстрактен, чем предыдущий.

Процесс абстрагирования определяется соотношением сходства и несходства чувственных свойств, заданных нижними уровнями. Так постепенно первобытное мышление поднимается от оперирования общими характеристиками чувственных форм к отношениям меж­ду ними. И далее — даже к выявлению отношений отношений (мифы, в которых происходит переход от чисто пространственного измере­ния к пространственно-временному и многоуровневой динамике, например, ближнего, более далекого, дальнего, беспредельного). При этом следует иметь в виду, что «число оппозиций, используемых ми­фической мыслью, не является постоянной величиной и зависит от конкретной группы мифов»1.

Оппозиции разрешаются путем нахождения медиаторов, опо­средующих бинарные оппозиции. Иначе говоря, снятие противо­речий осуществляется через выявление посредствующих звеньев между бинарными членами оппозиций. Медиация (поиск медиа­тора, посредника) подчинена действию метафорических процедур. Первобытное мифологическое мышление преимущественно ме­тафорично. Именно посредством метафоры оно постигает и вы­ражает логику отношений между предметами.

Целостные образы в первобытном воображении легко расчле­няются, разрушаются, раскалываются; как и наоборот — сочета­ются в некоторые образные «кентавры». На этой основе возника­ют мифологические оппозиции не только между отдельными контрастными чувственными свойствами вещей, но и между са­мими носителями этих свойств: между человеком и ягуаром, меж-

Леви-Строс К. Мифологики. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб., 2000. С. 315.


■tW ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

ду камнем и мясом, между культурным растением и гнилым дере­вом и др.

Таким образом, Леви-Строс показал, что миф выступает как система артикулированных бинарных оппозиций; что любой (даже самый сложный и культурно продвинутый) миф оперирует проти­вопоставлениями; что именно бинарные оппозиции — носители конкретных черт бытия в уме человека.







Date: 2015-11-13; view: 558; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию