Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формула мифа





Структурные компоненты мифа: сообщение, остов, код

Миф, по Леви-Стро»су, является ближайшей и наиболее адек­ватной формой объективации бессознательного. Только на пер­вый взгляд, подчеркивает он, мифы предстают как хаотическое нагромождение небыли ц, несуразности, чистой фантазии, безгра­ничного воображения. На самом деле мифы — результат хотя и не­осознаваемых, но вполне структурированных операций первобыт­ной (калейдоскопической и бриколажной) логики. Поэтому миф как символически-семиотическая система должен быть декодиро­ван, расшифрован. В этом и состоит задача теоретического разде­ла науки о мифе.

Леви-Строс вырабатывает свой подход к анализу структуры мифов. По его мнению, анализ любого мифа должен учитывать три его основных компонешта — сообщение, остов и код1. Сообще­ние — это то, что составляет содержание мифа, его версия той или иной темы (происхождение огня, дождя и бури, каких-либо пред­метов культуры и др.), тг.е. самая поверхностная часть мифа, его внешнее содержание, цепочка следующих друг за другом в опре­деленной последователыности событий. Сообщение выражает со­бой нарративную, повествовательную часть мифа.

Остов — более глубокий пласт мифа, в котором повествова­тельная и структурная «части синтезируются, концентрируются особенности, остающиеся инвариантными в целом ряде мифов. Остов представлен характером тех отношений, которые объеди­няют основные элементвы мифа. Эти отношения, как правило, яв­ляются отражением тигаов природного и культурного (птицы — люди, люди — духи и др..), отношений в сфере культуры (умерен­ность — неумеренность, нарушение меры — восстановление меры

1 Леви-Строс К. Мифолоогики. Т. 1. Сырое и приготовленное. С. 189.


ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-CTPOCA ШШШШ

и др.), отношений в сфере природы (пространственная ось — вре­менная ось и др.) и т.д.

Коды — это семиотические уровни, задающие схематический каркас, по которому развивается миф, они задают функциональ­ные основания остова. Выделение кодов в процессе анализа ми­фов Леви-Строс считает важнейшей стороной структурного ана­лиза мифов. Одна из главных ошибок мифологов XIX в., пишет он, а «также мифологов, близких к нам по времени, состоит в том, что они пытались понять миф исключительно посредством одного кода, в то время как в нем действует всегда их несколько»1.

Коды задаются исходными бинарными оппозициями. Выделя­ется несколько типов кодов. Основные коды относятся к органам чувственного восприятия2.

Акустический код задается, например, оппозицией шум — свист, возможный медиатор — шепот и др. Астрономический код задается исходными оппозициями: небо — земля, день — ночь и другими, ко­торые «снимаются» медиаторами — туман, радуга и др. Географиче­ский код задается оппозициями близкий — дальний, устье — исток, вершина — долина и др., которые снимаются медиаторами, напри­мер «путешествие в пироге» и др. Анатомический код задается оппо­зициями типа «женщина без ног — женщина бродячая» и др. Социо­логический код задается, например, оппозицией безбрачие — промискуитет, а снимается медиаторами инцеста, эндогамии и др. Этический код задается противоречивыми чертами поведения лич­ности, например оппозиция робость — дерзость, которая снимается медиатором уверенность в себе. Техноэкономический код задается исходной оппозицией голод — успешная охота и подобными ей. Кос­мологический код задается оппозициями восток — запад, север — юг и др.

Каждый код имеет свою лексику и свою грамматику. Коды носят имплицитный характер и придают мифу характер уравне­ния3. Коды не эквивалентны; оперативная ценность одних — выше, других — ниже4. При переходе от кода к коду изменяются значе­ния терминов, однако одно и то же сообщение может передавать­ся несколькими кодами.

Levi-Strauss С. Mythologiques. Vol. IV. L'homme nu. P. 38.

2 Ibid. P. 159.

3 Леви-Строс К. Ревнивая горшечница // К. Леви-Строс. Путь масок.
М„ 2000. С. 275.

4 Леви-Строс К. Мифологики. Т. 2. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000. С. 397.


К&Я ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ







Date: 2015-11-13; view: 785; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию