Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формула мифа
Структурные компоненты мифа: сообщение, остов, код Миф, по Леви-Стро»су, является ближайшей и наиболее адекватной формой объективации бессознательного. Только на первый взгляд, подчеркивает он, мифы предстают как хаотическое нагромождение небыли ц, несуразности, чистой фантазии, безграничного воображения. На самом деле мифы — результат хотя и неосознаваемых, но вполне структурированных операций первобытной (калейдоскопической и бриколажной) логики. Поэтому миф как символически-семиотическая система должен быть декодирован, расшифрован. В этом и состоит задача теоретического раздела науки о мифе. Леви-Строс вырабатывает свой подход к анализу структуры мифов. По его мнению, анализ любого мифа должен учитывать три его основных компонешта — сообщение, остов и код1. Сообщение — это то, что составляет содержание мифа, его версия той или иной темы (происхождение огня, дождя и бури, каких-либо предметов культуры и др.), тг.е. самая поверхностная часть мифа, его внешнее содержание, цепочка следующих друг за другом в определенной последователыности событий. Сообщение выражает собой нарративную, повествовательную часть мифа. Остов — более глубокий пласт мифа, в котором повествовательная и структурная «части синтезируются, концентрируются особенности, остающиеся инвариантными в целом ряде мифов. Остов представлен характером тех отношений, которые объединяют основные элементвы мифа. Эти отношения, как правило, являются отражением тигаов природного и культурного (птицы — люди, люди — духи и др..), отношений в сфере культуры (умеренность — неумеренность, нарушение меры — восстановление меры 1 Леви-Строс К. Мифолоогики. Т. 1. Сырое и приготовленное. С. 189. ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-CTPOCA ШШШШ и др.), отношений в сфере природы (пространственная ось — временная ось и др.) и т.д. Коды — это семиотические уровни, задающие схематический каркас, по которому развивается миф, они задают функциональные основания остова. Выделение кодов в процессе анализа мифов Леви-Строс считает важнейшей стороной структурного анализа мифов. Одна из главных ошибок мифологов XIX в., пишет он, а «также мифологов, близких к нам по времени, состоит в том, что они пытались понять миф исключительно посредством одного кода, в то время как в нем действует всегда их несколько»1. Коды задаются исходными бинарными оппозициями. Выделяется несколько типов кодов. Основные коды относятся к органам чувственного восприятия2. Акустический код задается, например, оппозицией шум — свист, возможный медиатор — шепот и др. Астрономический код задается исходными оппозициями: небо — земля, день — ночь и другими, которые «снимаются» медиаторами — туман, радуга и др. Географический код задается оппозициями близкий — дальний, устье — исток, вершина — долина и др., которые снимаются медиаторами, например «путешествие в пироге» и др. Анатомический код задается оппозициями типа «женщина без ног — женщина бродячая» и др. Социологический код задается, например, оппозицией безбрачие — промискуитет, а снимается медиаторами инцеста, эндогамии и др. Этический код задается противоречивыми чертами поведения личности, например оппозиция робость — дерзость, которая снимается медиатором уверенность в себе. Техноэкономический код задается исходной оппозицией голод — успешная охота и подобными ей. Космологический код задается оппозициями восток — запад, север — юг и др. Каждый код имеет свою лексику и свою грамматику. Коды носят имплицитный характер и придают мифу характер уравнения3. Коды не эквивалентны; оперативная ценность одних — выше, других — ниже4. При переходе от кода к коду изменяются значения терминов, однако одно и то же сообщение может передаваться несколькими кодами. Levi-Strauss С. Mythologiques. Vol. IV. L'homme nu. P. 38. 2 Ibid. P. 159. 3 Леви-Строс К. Ревнивая горшечница // К. Леви-Строс. Путь масок. 4 Леви-Строс К. Мифологики. Т. 2. От меда к пеплу. М.; СПб., 2000. С. 397. К&Я ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ Date: 2015-11-13; view: 785; Нарушение авторских прав |