Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вши часть восьмая. Французская социологическая школа о мифе





К этому кругу принадлежали одногодки Леви-Строса С. де Бовуар, М. Мерло-Понти, близок к нему был Ж.П. Сартр (старше Леви-Стро­са на три года) и другие известные всему миру деятели французской культуры.

В 1935 году Леви-Строс уехал в Бразилию преподавать социо­логию в университете г. Сан-Пауло. Здесь перед ним открылись широкие возможности для исследования культур индейских на­родов бассейна Амазонки. В 1935—1939 гг. в ходе полевых иссле­дований Леви-Стросу удалось собрать большой материал из жиз­ни первобытных обществ Южной Америки. Он осмысливал свой опыт знакомства с жизнью первобытных племен Амазонии в ши­роком социально-философским контексте1.

Леви-Строс искал ответы на вопросы об ответственности че­ловечества за судьбы буквально вымирающих племен, этносов, культур; о роли и месте антрополога в деле отстаивания права раз­ных культур на свое самобытное развитие; о ценности и истинно­сти устоявшихся в западной социально-философской мысли пред­ставлений о «высших» и «низших» обществах и др. Леви-Строс категорически опровергает устоявшиеся представления о том, что первобытные общества — варварские и менее рациональные, чем современное общество. Он постоянно подчеркивает, что первобыт­ные общества — просто другие, не существует никаких «высших» и «низших» обществ. И показывает, что многие вопросы повсед­невного бытия в первобытных культурах решаются более адекват­но человеческой сущности, чем в так называемых цивилизован­ных обществах. Кроме того, он уверен, что первобытные общества ближе к фундаментальным основам социума; такие основы легче вычленить именно в антропологии и этнологии, чем в истории и со­циологии современных обществ.

После войны во Франции духовная атмосфера обновилась. Леви-Строс обдумывал основы своей структурной методологии тогда, когда в культуре послевоенной Франции господствовал эк­зистенциализм, сводивший теорию бытия к бытию сознания субъекта.

Не общество, а отдельный человек превыше всего; не обще­ство — носитель высшей моральной силы, а человек, конкретный ин­дивид, его внутренняя, духовная самосознающая активность. Экзи-

1 Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984.


ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА ЩЩЩ

стенциализм постулировал независимость сознания личности, его аб­солютную свободу. Не общество формирует личность и ее сознание, а, наоборот, общество — это продукт изнурительной борьбы созна­ний между собой. А внутренний опыт индивида принципиально не­выразим рационально-теоретическими средствами; он замкнут ми­ром его неповторимых переживаний.

Леви-Строс был дружен со многими представителями экзи­стенциалистского движения, но находился в стороне от него, не принял экзистенциалистскую программу «революции человека» через обновление сознания. В отличие от представителей «фило­софии существования», которые, как правило, были ориентиро­ваны на художественно-изобразительные средства осмысления и выражения социально-гуманитарной проблематики, Леви-Строс — убежденный сторонник научно-рациональных, объектив­ных методов познания. Он рационалист и сциентист. По его мне­нию, человеческое поведение и сознание могут и должны изучаться конкретно-научно, т.е. подобно тому, как физик изучает атомы, хи­мик — химические элементы и их соединения, а биолог — изучает живые организмы. В частности, он убежден, что первобытные об­щества следует изучать так же, как зоолог изучает биологические популяции.

Кроме того, из знакомства с идеями структурной лингвистики Леви-Строс вынес убеждение, что как и предмет лингвистики, пред­мет антропологии должен быть представлен в категориях «отноше­ния». А задачей гуманитарных наук является исчерпывающая инвен­таризация отношений в их объектах и установление необходимых связей между ними1. На этом, собственно говоря, и строится методо­логия структурализма, которую Леви-Строс использует для изучения мифотворчества — области культуры, где, казалось бы, безраздель­но царит хаотическое воображение и нет ничего закономерного и стабильного. Но если можно будет показать, что в области мифо­творчества разум ограничен и определен во всех его операциях, то, значит, и в любой другой области социальной жизни могут быть вы­явлены такие же строгие структурные определенности.

Первая большая работа Леви-Строса «Элементарные структу­ры родства», написанная в США, вышла в свет в 1949 г. В ней анали­зировалась структурная организация первобытных обществ в свя­зи с процессами обмена и коммуникациями, подчиненными

1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 48.








Date: 2015-11-13; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию