Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вши часть восьмая. Французская социологическая школа о мифе
К этому кругу принадлежали одногодки Леви-Строса С. де Бовуар, М. Мерло-Понти, близок к нему был Ж.П. Сартр (старше Леви-Строса на три года) и другие известные всему миру деятели французской культуры. В 1935 году Леви-Строс уехал в Бразилию преподавать социологию в университете г. Сан-Пауло. Здесь перед ним открылись широкие возможности для исследования культур индейских народов бассейна Амазонки. В 1935—1939 гг. в ходе полевых исследований Леви-Стросу удалось собрать большой материал из жизни первобытных обществ Южной Америки. Он осмысливал свой опыт знакомства с жизнью первобытных племен Амазонии в широком социально-философским контексте1. Леви-Строс искал ответы на вопросы об ответственности человечества за судьбы буквально вымирающих племен, этносов, культур; о роли и месте антрополога в деле отстаивания права разных культур на свое самобытное развитие; о ценности и истинности устоявшихся в западной социально-философской мысли представлений о «высших» и «низших» обществах и др. Леви-Строс категорически опровергает устоявшиеся представления о том, что первобытные общества — варварские и менее рациональные, чем современное общество. Он постоянно подчеркивает, что первобытные общества — просто другие, не существует никаких «высших» и «низших» обществ. И показывает, что многие вопросы повседневного бытия в первобытных культурах решаются более адекватно человеческой сущности, чем в так называемых цивилизованных обществах. Кроме того, он уверен, что первобытные общества ближе к фундаментальным основам социума; такие основы легче вычленить именно в антропологии и этнологии, чем в истории и социологии современных обществ. После войны во Франции духовная атмосфера обновилась. Леви-Строс обдумывал основы своей структурной методологии тогда, когда в культуре послевоенной Франции господствовал экзистенциализм, сводивший теорию бытия к бытию сознания субъекта. Не общество, а отдельный человек превыше всего; не общество — носитель высшей моральной силы, а человек, конкретный индивид, его внутренняя, духовная самосознающая активность. Экзи- 1 Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984. ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА ЩЩЩ стенциализм постулировал независимость сознания личности, его абсолютную свободу. Не общество формирует личность и ее сознание, а, наоборот, общество — это продукт изнурительной борьбы сознаний между собой. А внутренний опыт индивида принципиально невыразим рационально-теоретическими средствами; он замкнут миром его неповторимых переживаний. Леви-Строс был дружен со многими представителями экзистенциалистского движения, но находился в стороне от него, не принял экзистенциалистскую программу «революции человека» через обновление сознания. В отличие от представителей «философии существования», которые, как правило, были ориентированы на художественно-изобразительные средства осмысления и выражения социально-гуманитарной проблематики, Леви-Строс — убежденный сторонник научно-рациональных, объективных методов познания. Он рационалист и сциентист. По его мнению, человеческое поведение и сознание могут и должны изучаться конкретно-научно, т.е. подобно тому, как физик изучает атомы, химик — химические элементы и их соединения, а биолог — изучает живые организмы. В частности, он убежден, что первобытные общества следует изучать так же, как зоолог изучает биологические популяции. Кроме того, из знакомства с идеями структурной лингвистики Леви-Строс вынес убеждение, что как и предмет лингвистики, предмет антропологии должен быть представлен в категориях «отношения». А задачей гуманитарных наук является исчерпывающая инвентаризация отношений в их объектах и установление необходимых связей между ними1. На этом, собственно говоря, и строится методология структурализма, которую Леви-Строс использует для изучения мифотворчества — области культуры, где, казалось бы, безраздельно царит хаотическое воображение и нет ничего закономерного и стабильного. Но если можно будет показать, что в области мифотворчества разум ограничен и определен во всех его операциях, то, значит, и в любой другой области социальной жизни могут быть выявлены такие же строгие структурные определенности. Первая большая работа Леви-Строса «Элементарные структуры родства», написанная в США, вышла в свет в 1949 г. В ней анализировалась структурная организация первобытных обществ в связи с процессами обмена и коммуникациями, подчиненными 1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 48. Date: 2015-11-13; view: 368; Нарушение авторских прав |