Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение символической теории мифа Кассирера
Теория мифа Кассирера оказала значительное влияние на все последующее развитие исследований мифотворчества, в том числе в России (А.Ф. Лосев и др.). Творчески объединив кантовский трансцендентальный критический априоризм с принципами историзма и символизма, Кассирер углубил понимание структуры и динамики культурных форм, способов духовного творчества, и особенно мифотворчества. Миф выступил у него особым способом построения чувственного образа, когда сознание в своем самораскрытии и самоуглублении находится на первичной стадии выхода за пределы непосредственного чувственного восприятия. Эта стадия характеризуется тем, что образ вещи и смысл вещи еще не различаются, неотдифференцированы, сращены, сплавлены и практически тождественны друг другу. Именно поэтому образ вещи отождествляется с самой вещью. Как показало время, Кассирер был глубоко прав, когда подчеркивал: «Чтобы понять образ мифологического мышления, нужно дойти до глубочайших слоев восприятия»1. Вместе с тем следует отметить и ряд существенных недостатков теории мифа Кассирера. Первый из них порожден исходной кантианской позицией. Символ для Кассирера — это не особое Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 529. ШИШ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА средство духовного освоения чувственно-предметной реальности, а средство ее построения. За такой установкой кроются еще более мистические вещи, чем та «мистика непосредственности», которую Кассирер как будто хотел преодолеть. Его понимание отношения символа и реальности очень близко установкам такого сознания, которое за каждым символом стремилось зафиксировать некую естественную или сверхъестественную реальность. По сути, мы имеем здесь ту же непосредственность сознания, которая ярко проявляла себя в Средневековье, эпоху Возрождения и на которой базировались многие драматические стороны этой эпохи, в частности «охота на ведьм». Как остроумно заметил К.А. Свась-ян, инквизиторы «излечивали» психическую одержимость через физические пытки потому, что «уверовали в абсурд: в реальность мифического существа, наделенного физическими атрибутами, и, стало быть, физически же доискивались до этих атрибутов, пытая плоть несчастных больных. Ведь если реальность сведена к образу, если форма объявлена идентичной реальности, то реальность приобретает недвусмысленные черты, граничащие с абсурдом»1. Исходная кантианская установка Кассирера сыграла с ним еще одну «злую шутку» — она привела его концепцию в полное противоречие с достижениями психологии XX в. Так, один из ее важнейших выводов состоит в том, что принцип организации психических процессов «является неизмеримо более общим, чем закономерности организации значений лингвистических и логических знаков»2. Иначе говоря, Кассирер, увлекшись принципом символизма, преувеличил его эвристические возможности, что привело к ряду неразрешимых в его системе противоречий. Но такова судьба всех философских теорий. Их исходные абстракции, с одной стороны, претендуют на всеобщность, универсализм, а с другой — в силу ограниченности любой абстракции неизбежно воспроизводят лишь одну какую-либо сторону сущностных характеристик объект*. Но эти и другие недостатки и непоследовательности не умаляют безусловно выдающегося значения символической теории мифа Э. Кассирера. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Критический анализ. Ереван, 1989. С. 204—205. 2 Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М., 2000. С. 286. ГЛАВА 20. Э. КАССИРЕР: НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА КШ Контрольные вопросы 1. В чем состоял неокантианский переворот в науке о сущности мифа? 2. Как Э. Кассирер понимал символическую функцию сознания? 3. Каковы три ступени реализации символической функции сознания, по Кассиреру? 4. Что такое «символическая форма»? 5. Каков главный формообразующий принцип мифотворчества, по Кассиреру? 6. В чем значение символической теории мифа Кассирера? 7. Каковы недостатки символической теории мифа Кассирера? Date: 2015-11-13; view: 928; Нарушение авторских прав |