Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сакральное и профанное
В поле научных интересов Дюркгейма важное место занимали проблемы религии, ее места и роли в обществе. Много внимания уделял ученый элементарным формам религиозной жизни, в том числе мифотворчеству. Он был критически настроен по отношению к концепциям, которые выводят «минимум религиозности» (вера в духов, культ предков и др.) из субъективно-психологических состояний первобытного человека: из его сновидений, галлюцинаций, неспособности различать одушевленное и неодушевленное, способности создавать иллюзорные образы своего двойника и др. Все это, по мысли Дюркгейма, сугубо субъективные и далеко не первоначальные формы религиозности. Всеобщая основа религиозности выражается не в субъективных состояниях психики, а в определенном типе социальных фактов. Эту основу Дюркгейм усматривает в оппозиции сакрального (священного) и профанного (мирского). Религия как социальный институт включает в себя религиозные верования, культовую деятельность, ритуальные практики. Универсальный признак религиозных верований — разделение всех реальных и идеальных вещей на две противоположные группы — сакральные (священные, чистые, божественные) и профанные (мирские, нечистые, грешные). Сакральное и профанное — это два мира, противостоящие друг другу как полярные противоположности, как антагонисты. Профанное (мирское) включает в себя отношения человека с системой его непосредственной материальной жизнедеятельности, т.е. повседневными вещами и обстоятельствами, в которых человек остается наедине сам с собой, со своими интересами и потребностями. Другими словами, со сферой его хозяйственной и бытовой активности с ее относительно невысокой интенсивностью, однообразием, преимущественно индивидуальным характером труда. В основе профанного мира — повседневный физический труд с его однообразием, рутинностью, его горестями и печалями. Иное дело — мир сакрального (священного). Сакральное — предмет стремления, уважения и любви. Сакральное — принципиально ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ЧЯМ коллективно, это то, чему коллектив приписывает силу и добродетель. Мир сакрального — мир радости и возвышенного состояния духа. Это мир праздника, мир коллективных родовых ритуалов, требующих самого активного участия всех членов коллектива. Сакральное — это избыток, не вмещающийся в рамки обыденной жизни. В состоянии ритуальной экзальтации человек ощущал себя наделенным сверхъестественными силами. Дюркгейм скептически относился к образу первобытного человека как дикаря, постоянно находившегося на грани жизни и смерти. Он считал, что первобытный человек вовсе не пребывал в состоянии постоянного прозябания, первобытная жизнь не сводилась к ежеминутной борьбе за средства существования, оставалось немало времени и для праздников. У первобытных людей хватало энергии и времени и на хозяйственную деятельность, повседневный труд, и на периодические ритуальные длительные празднества. Более того, по мысли Дюркгейма, именно в сакральных ритуальных культах проявлялось цементирующее социальное единство, укреплялась целостность социального коллектива, господствовали социальная эйфория, радостные чувства социального и культурного благополучия. Сакральные культы возвышали человека, мобилизовали его на социальные действия. Таким образом, по Дюркгейму, наиболее глубинным, существенным признаком религиозного сознания является не вера в духов, не культ предков, а удвоение чувственно воспринимаемого мира — мир сакрального и мир профанного. Религия как «концентрированное выражение коллективной жизни» Что же стоит за понятием Бога? Объектом религиозного преклонения, по Дюркгейму, выступают не отдельные качества человеческой психологии и не некое трансцендентное существо, создавшее наш мир. Бог — это та реальная высшая целостность, которой подчинен человек и от которой он чувствует свою зависимость. Такой целостностью выступает само общество. Поэтому объект религиозного преклонения — это «не что иное, как гипостазированное и преобразованное общество»1. Человек на самом деле обожествляет не какие-то безличные абстрактные силы, не некое потустороннее всемогущее существо, Durkheim Е. Les Formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 495. ■4£Я ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ а само общество, сам принцип социальности. В понятии Бога выражена зависимость индивида от общества, подчиненность обществу объективных сторон, свойств его личности. Та сила, которая объединяет людей в общество, пробуждает в сознании людей и чувство божественности. Общество, и только оно, является для своих членов тем, чем Бог для своих верующих. Религия — это «концентрированное выражение всей коллективной жизни»1; ее власть и авторитет — это не что иное, как власть и авторитет общества по отношению к индивиду, человеку, личности. Общество и есть та действенная, стоящая за человеком сила, которую он наделяет качеством сакральности, божественности. Таким образом, по Дюркгейму, религия, образ Бога — это продукт общественной среды, социальных сил; это разновидность коллективных представлений, отражающих определенный тип социальной организации. Поэтому в религии, по его мнению, не следует видеть лишь ложное построение, поток ошибок человечества; все религии «по-своему истинны; все отвечают, хотя различным образом, на имеющиеся условия человеческого существования»2. Религиозное сознание принципиально символично. Первым религиозным выражением социального символизма Дюркгеим считал тотемизм, который призван сакрализовать родовую, клановую организацию и моделировать характер ее включения в силы природы. За тотемными предметами всегда лежат образы некоторых безымянных, безличных, надчеловеческих сил — некий тотемный принцип, олицетворяющий доминирование общества над человеком. Тотем — это одновременно и сакральный символ общества (определенный клан, общественная группа, этнос, родовое объединение), и символ некой безличной силы (Бога). Через тотем человек определяет свое отношение к обществу, коллективу. Основа тотемизма исключительно социальна. Тотем — это «не что иное, как сам клан, но только персонифицированный, т.е. представленный в воображении в видимой форме животного или растения, которое служит тотемом»3. Тотем — символ социального единства клана, а возникающие вокруг тотема коллективные обряды призваны поддерживать и воссоздавать это единство, стимулировать чувство солидарности, сплоченности, повышать жизнеспособность первобытного коллектива. Durkheim Е. Les Formes elementaires de la vie religieuse. P. 418. 2 Ibid. P. 99. 3 Ibid. P. 206. ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» №■« Date: 2015-11-13; view: 8149; Нарушение авторских прав |