Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные факты и коллективные представления





Взгляды Э. Дюркгейма (1858—1917) сложились под влиянием французского позитивизма (О. Конт и др.). Дюркгейм стремился исключить из социологии все умозрительные схемы, а также все субъективно-ценностное, т.е. имеющее отношение к искусству,

1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1. СПб., 1898. С. 287.


■ИЯ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

практике, политике, идеологии и др. И построить объективистскую социологию, в которой общество предстает как статичная, закры­тая, стабильная система, целостность которой обеспечивается со­лидарностью и функциональной интеграцией индивидов.

Он скептически настроен к концепциям социального историз­ма. По его мнению, никакого «прогресса общества не существует. Существуют же и даны для наблюдения лишь отдельные общества, которые рождаются, развиваются и умирают независимо одно от другого»1. Общество не существует абстрактно. Оно всегда пред­ставлено различными конкретными разновидностями. Виды об­ществ существуют так же, как и биологические виды. Правда, в от­личие от биологических видов, общества существуют только в одном экземпляре. В каждом виде (типе) общества имеются и все­общие черты, и свои специфические социальные факты, особен­ные способы их сочетания.

Каждый тип общества формирует свою специфическую, не­повторимую социальную реальность. Важно различать причину возникновения отдельных социальных явлений и их функции в со­ставе социального целого. Знание генезиса общества есть средство обнаружения его сущности. Поэтому Дюркгейм придавал особое значение исследованию первобытных обществ, считая, что в их организации скрыты фундаментальные черты любой социальной организации, ведь «общества суть лишь различные комбинации одного и того же исходного общества»2. Отсюда и его высокая оцен­ка места этнологии в системе гуманитарного знания.

Дюркгейм подчеркивал принципиальную важность для соци­ологии разделения между сферами индивидуального и социального бытия. Общество выше индивида: не индивид определяет тип сво­его поведения, а общество определяет и тип поведения личности, и ее образ жизни, и характер ее сознания, мыслительной деятель­ности. По Дюркгейму, социальное бытие — это бытие объектив­ной коллективной жизни, основным элементом которой выступа­ют устойчивые надличностные связи, отношения — социальные факты. Они-то и являются объективными социальными «вещами».

Социология должна изучать социальные факты, как вещи, не устает повторять Дюркгейм. Объяснения социальной жизни надо искать в социальных связях и отношениях, а не в индивиде. Обще-

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991. С. 425. 2 Там же. С. 480.


ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ИИ НИ

ство как целостность и исторически, и пространственно превос­ходит индивида. Именно общество формирует индивида, а не ин­дивид общество. Общество, и только оно, навязывает индивиду образ жизни и мышления. Оно — не сумма индивидов, а качествен­но новое целое.

В естествознании вещь — это то, что нельзя изменить актом воли, а значит, «это» может быть предметом научного познания. Социология имеет своим предметом не индивидуально-субъектив­ный опыт отдельных личностей, а объективную социальную реаль­ность, представленную в социальных фактах как вещах. Явления общественной жизни должны объясняться только социальными (а не биологическими или психологическими) фактами. В такой по­становке вопроса о предмете социологии Дюркгейм усматривал революцию в науке об обществе, качественный переход от ее субъективной фазы к объективной1.

Разновидностью социальных фактов («вещей») являются так называемые коллективные представления. С точки зрения Дюрк-гейма, в сознании индивида надо четко разграничивать два класса явлений. Первый — это явления, отражающие индивидуальные психические особенности личности, ее специфический личност­ный опыт переживания мира, комплекс индивидуальных ощуще­ний, определяющий ориентацию личности в пространстве, време­ни, конкретные акты ее деятельности и др. Второй — это явления, в которых отражаются коллективный опыт человечества, специ­фика данного общества, требования, которые оно предъявляет к индивиду. Данный класс феноменов сознания он называл кол­лективными представлениями. Именно коллективные представле­ния (в ходе социализации, обучения, воспитания, образования и др.) навязываются индивиду обществом. Не состояния индиви­дуального сознания, а коллективные представления являются под­линным объектом науки о духовной жизни общества.

Коллективные представления существуют в различных фор­мах — обычая, научного понятия, религиозного верования, нрав­ственных норм, правовых предписаний, правил языка и др. Вся система коллективных представлений, по сути, воспроизводит «ус­ловия, в которых находится социальное тело в целом»2. В коллек­тивных представлениях воплощаются специфические особенно-

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. С. 434. 2 Там же. С. 495.


■ЕШВ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

сти соответствующего вида (типа) общества. Из этого Дюркгейм и его последователи обычно делали вывод, что каждый тип обще­ства имеет и свое особое сознание, и свой особый тип мышления.







Date: 2015-11-13; view: 719; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию