Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные факты и коллективные представления
Взгляды Э. Дюркгейма (1858—1917) сложились под влиянием французского позитивизма (О. Конт и др.). Дюркгейм стремился исключить из социологии все умозрительные схемы, а также все субъективно-ценностное, т.е. имеющее отношение к искусству, 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1. СПб., 1898. С. 287. ■ИЯ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ практике, политике, идеологии и др. И построить объективистскую социологию, в которой общество предстает как статичная, закрытая, стабильная система, целостность которой обеспечивается солидарностью и функциональной интеграцией индивидов. Он скептически настроен к концепциям социального историзма. По его мнению, никакого «прогресса общества не существует. Существуют же и даны для наблюдения лишь отдельные общества, которые рождаются, развиваются и умирают независимо одно от другого»1. Общество не существует абстрактно. Оно всегда представлено различными конкретными разновидностями. Виды обществ существуют так же, как и биологические виды. Правда, в отличие от биологических видов, общества существуют только в одном экземпляре. В каждом виде (типе) общества имеются и всеобщие черты, и свои специфические социальные факты, особенные способы их сочетания. Каждый тип общества формирует свою специфическую, неповторимую социальную реальность. Важно различать причину возникновения отдельных социальных явлений и их функции в составе социального целого. Знание генезиса общества есть средство обнаружения его сущности. Поэтому Дюркгейм придавал особое значение исследованию первобытных обществ, считая, что в их организации скрыты фундаментальные черты любой социальной организации, ведь «общества суть лишь различные комбинации одного и того же исходного общества»2. Отсюда и его высокая оценка места этнологии в системе гуманитарного знания. Дюркгейм подчеркивал принципиальную важность для социологии разделения между сферами индивидуального и социального бытия. Общество выше индивида: не индивид определяет тип своего поведения, а общество определяет и тип поведения личности, и ее образ жизни, и характер ее сознания, мыслительной деятельности. По Дюркгейму, социальное бытие — это бытие объективной коллективной жизни, основным элементом которой выступают устойчивые надличностные связи, отношения — социальные факты. Они-то и являются объективными социальными «вещами». Социология должна изучать социальные факты, как вещи, не устает повторять Дюркгейм. Объяснения социальной жизни надо искать в социальных связях и отношениях, а не в индивиде. Обще- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991. С. 425. 2 Там же. С. 480. ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ИИ НИ ство как целостность и исторически, и пространственно превосходит индивида. Именно общество формирует индивида, а не индивид общество. Общество, и только оно, навязывает индивиду образ жизни и мышления. Оно — не сумма индивидов, а качественно новое целое. В естествознании вещь — это то, что нельзя изменить актом воли, а значит, «это» может быть предметом научного познания. Социология имеет своим предметом не индивидуально-субъективный опыт отдельных личностей, а объективную социальную реальность, представленную в социальных фактах как вещах. Явления общественной жизни должны объясняться только социальными (а не биологическими или психологическими) фактами. В такой постановке вопроса о предмете социологии Дюркгейм усматривал революцию в науке об обществе, качественный переход от ее субъективной фазы к объективной1. Разновидностью социальных фактов («вещей») являются так называемые коллективные представления. С точки зрения Дюрк-гейма, в сознании индивида надо четко разграничивать два класса явлений. Первый — это явления, отражающие индивидуальные психические особенности личности, ее специфический личностный опыт переживания мира, комплекс индивидуальных ощущений, определяющий ориентацию личности в пространстве, времени, конкретные акты ее деятельности и др. Второй — это явления, в которых отражаются коллективный опыт человечества, специфика данного общества, требования, которые оно предъявляет к индивиду. Данный класс феноменов сознания он называл коллективными представлениями. Именно коллективные представления (в ходе социализации, обучения, воспитания, образования и др.) навязываются индивиду обществом. Не состояния индивидуального сознания, а коллективные представления являются подлинным объектом науки о духовной жизни общества. Коллективные представления существуют в различных формах — обычая, научного понятия, религиозного верования, нравственных норм, правовых предписаний, правил языка и др. Вся система коллективных представлений, по сути, воспроизводит «условия, в которых находится социальное тело в целом»2. В коллективных представлениях воплощаются специфические особенно- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. С. 434. 2 Там же. С. 495. ■ЕШВ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ сти соответствующего вида (типа) общества. Из этого Дюркгейм и его последователи обычно делали вывод, что каждый тип общества имеет и свое особое сознание, и свой особый тип мышления. Date: 2015-11-13; view: 719; Нарушение авторских прав |