Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символическая функция сознания





Символ у Кассирера — это чувственное воплощение идеаль­ного смысла; это то, что «обнаруживается в каждой форме духа, но ни в одной из них не проявляется одинаковым образом»1. Сим­волы — это совокупность чувственных знаков, служащих для вы­ражения некоторой идеальной формы. Символ— это чувственный предмет-посредник между идеальным и материальным мирами. Он наделен не только чувственным, но и идеальным значением.

Каждая форма духовного творчества создает свой специфи­ческий мир символов. Символизация духовного, идеального,—уни­версальная черта деятельности сознания. Символ — это феноме­нологическое проявление глубинного смысла той или иной деятельности сознания. Символ — это то, что выделяет человека из мира животных. Человек живет не столько в материальной, физи­чески-предметной, сколько в духовно-символической вселенной. Все формы человеческой культуры подразумевают постоянное ис­пользование символов — лингвистических, мифологических, ре­лигиозных, художественных, научных и др. Благодаря символичес­кому мышлению человек способен постоянно преобразовывать свой культурный универсум. Через мир символов человек созида­ет тип объективации сознания, свою картину мира. Благодаря сим­волизации внешний хаос бытия предстает перед человеком как упорядоченный, системно-организованный процесс. Это возмож­но потому, что символ — это выражение логической связности элементов сознания, конституирующей единство, системность и целостность явлений внешнего мира.

Важную роль в философии символических форм Кассирера играет понятие символической функции сознания, которая состо­ит в обозначении представлений (через синтез противоположно­стей — единичного и общего, единого и многообразного, внут-

1 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. С. 21.


ГЛАВА 20. Э. КАССИРЕР: НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА ЩЗШ

реннего и внешнего, прерывного и непрерывного и др.). Придавая значения представлениям (вещам), эта функция не просто фикси­рует их смысл, а творит его1. В истории культуры символическая функция проходит три ступени, которые характеризуются различ­ными отношениями духа к своему объекту и задают принципы формообразования культуры (т.е. типы логических связей идеаль­ного и материального). Этим ступеням соответствуют три симво­лические функции: 1) чувственного выражения; 2) созерцательного выражения; 3) понятийного мышления, или образования «чистого значения».

На ступени чувственного выражения символ и объект не раз­личаются, они едины. Это такое выражение идеальных смыслов, при котором имеют место сплавленность, сращенность, недиффе-ренцированность идеального и чувственного. На этом уровне сим­волическая деятельность порождает такую форму сознания, как восприятие.

На ступени созерцательного выражения символ и объект разъединяются, объект рассматривается как совершенно иное, чем символ. Здесь дифференцируются логические связи идеального и чувственного; идеальное высвобождается из-под давления чув­ственного и начинает доминировать над чувственно-предметным. Символическая репрезентация сознания выступает как созерца­ние бытия субъектом.

Третья ступень — понятийное мышление, когда логическая связь реализуется в форме «чистого» значения. Здесь сознание концептуализируется; разделение объекта и символа преодолева­ется и объект рассматривается как конструкция символа. На этой ступени достигается предельная идеализация знания; доминиру­ющей логической формой становится понятие.







Date: 2015-11-13; view: 1006; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию