Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От Канта к неокантианству
При всех различиях теорий мифа XIX — начала XX в. общим для них было убеждение, что источники мифотворчества, определяющие в конечном счете содержание мифов, носят объективный характер и изначально заданы субъекту (природой и (или) обществом). Потому процесс мифотворчества реализуется по формуле [О (объект) => S (субъект) => М (миф)]. Однако теоретически возможно и другое допущение: содержательные истоки мифотворчества заложены в самом субъекте, в некоторых принадлежащих ему формальных условиях деятельности сознания; при этом сама объективность становится продуктом активности субъекта, его сознания. В таком случае процесс мифотворчества может быть представлен формулой: [5(субъект) => О (объективность) => М (мифотворчество)]. На таком пути сложилась неокантианская теория мифотворчества. Наиболее ярко она представлена в работах последнего выдающегося представителя марбургской школы неокантианства Э. Кассирера (1874—1945). В основе неокантианства лежит кантовская идея о том, что объективность — не исходное условие жизнедеятельности субъек- ГЛАВА 20. Э. КАССИРЕР: НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА ЮД та (и процесса познания им мира), а лишь один из моментов духовной активности субъекта. Вместе с тем в ряде существенных позиций неокантианцы расширили кантовскую идейную платформу. Так, если Кант считал, что априорные условия познания — пространство и время, категории рассудка, идеи разума — носят формальный и внеисторический характер, то Кассирер склонен придавать структурам сознания значение апостериорных аккумуляторов исторического опыта. (Отметим, что истоки этого опыта у него остаются не вполне ясными.) Иначе говоря, процесс мышления исторически развивается. Поэтому история культуры может быть рассмотрена как история объективации человеческого опыта1. Кроме того, по мнению Кассирера, Кант существенно сузил возможности своего критического метода и неправомерно ограничил его лишь фундаментальными отраслями естественно-научного познания (математика, естествознание), в то время как существует необходимость расширить методологию кантовского критицизма за пределы естествознания — в сферу анализа наук о культуре. Однако вернемся к проблеме объективности. Согласно неокантианству, смысл объективности состоит в том, что она задается не предметом, а процессом познания2. С реальностью непосредственно, лицом к лицу, человек никогда не имеет дела. Между человеком и реальностью всегда лежит мир продуктов его сознания, мир духовной активности человека. Не существует чисто идеального и чисто материального. И потому все формы духовной культуры должны рассматриваться не как предметы и объекты внешнего мира, а как процессы объективации некоторых формообразующих принципов сознания. Иначе говоря, объективность не дается субъекту извне, а созидается активной деятельностью сознания, постоянными отношениями в системе сознания. Эти постоянные отношения образуют прочную конструкцию, «своего рода жесткий каркас "объективности"»3. Объективация задается правилами, законами (прежде всего логическими), принципами связи представлений о вещах («принципами формообразований духа»). При этом пути и средства CassirerE. Symbol, Myth and Culture. Essays and Lectures (1935—1945). New Haven; L., 1979. P. 166—167. 2 Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. М.; СПб., 2002. 3 Там же. Т. 2. С. 45. ШЕ8Ш ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА объективации могут быть различными. Главный принцип формообразований духа, способ связи представлений в сознании — принцип символизма. В символе Кассирер видит универсальный ключ к тайнам истории человеческого духа. Мир символических форм определяет построение систем человеческого духа, а вместе с ними и самой реальности — таков лейтмотив философских исканий Кас-сирера. Date: 2015-11-13; view: 435; Нарушение авторских прав |