Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формообразующий принцип мифотворчества
Принцип «сращения и совпадения членов отношения» С точки зрения Кассирера, миф надо понять, исходя из его внутренней логики, как самодовлеющую, замкнутую, самодостаточную систему, как целостность, как имманентный момент функционирования сознания. Миф должен быть понят сам из себя, как особая символическая форма сознания. На этом пути Кассирер строит свою символическую теорию мифа. Прежде всего, он отмечает, что все формы культуры (не только религия, но и искусство, и наука, и мораль, и др.) уходят своими корнями в миф. Более того, любые попытки изгнать миф из современной культуры ведут к обратному результату — формы культуры субъективизируются и насыщаются мифологией. Это касается также и философии, и науки. Всякое возгордившееся научное познание превращается в миф, а подлинное преодоление мифа должно состоять не в его отрицании, подавлении или пренебрежении им. Подлинное преодоление мифа должно основываться на его признании и познании. Лишь через анализ его символической структуры можно определить смысл и границы мифотворчества. Миф должен быть понят через его главный формообразующий принцип. Таким принципом является «закон сгущения или совпадения соотносимых звеньев в мифологическом мышлении»1. Взятый во всем его конкретно-эмпирическом содержание и полноте, он определяет природу и содержание мифологии: в мифе «все бытие сплавляется в конкретно-образных частностях в единое целое»2. Миф текуч, расплывчат, драматичен. Мифологический способ символической объективации духа реализуется через наглядные образы. При этом любые образы трактуются им «как сама объективность»3. Важнейшая черта мифа — неразличение им вещи и ее образа, что влечет за собой наличие зыбкой переходной грани между «реальностью» и сновидением, жизнью и смертью. (Поэтому так велика роль сновидений для мифологии, не разграничивающей состояния сна и бодрствования.) В мифе нет разграничения «образа» и «вещи», материального и идеального; миф не репрезентирует реальность, он ее идентифицирует с содержанием сознания. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. С. 80. 2 Там же. С. 78. 3 Там же. С. 50. ■ВДВ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА В мифе «"образ" не представляет "вещь" — он есть эта вещь; он не только ее замещает, но и действует так же, как и она, так что заменяет ее в ее непосредственном присутствии»1, из чего и вырастают магия, ритуал, обряд. Миф полностью гомогенен и недифференцирован; в нем не различаются смысловые и ценностные аспекты, прошлое, настоящее и будущее; не разграничиваются истинное и кажущееся. Миф живет всецело настоящим объекта, он не имеет средств выхода за преде.\ы ситуативных представлений. Он абсолютно некритичен. Миф не различает «представляемого» и «реального», желания и исполнения, не дифференцирует ступени объективации, которые различаются научно-теоретическим мышлением. Миф не знает фиксированных границ, твердо определенных порядков, предметов, подчиняющихся неизменным законам. Миф не способен к нюансировке оценок и значений понятий об объектах, к различению закономерных частей объектов, к проведению твердых границ между действительным миром и миром воображаемым. Миф не дифференцирует объективные моменты восприятия и субъективные моменты эмоционального отношения. Миф не выделяет каких-либо отдельных качественно своеобразных предметных областей, не дифференцирует степени реальности. Мифологическое мышление не ищет в природе нового. Миф не различает основание и обоснованное и потому не нацелен на поиск в природе законов. Он не ориентирован на поиск устойчивых качеств и отношений вещей, предметов, процессов, на выделение образных идеалов, моральных нормативов. Закономерные связи в мифе отражаются в виде устойчивых образов. Процессы воздействия природных систем миф трактует как «простую смену конкретно-индивидуальных форм наличного бытия»2. Воздействие понимается как переход, «перелив» вещных, субстратных свойств одного объекта в другой. Свойства, отношения, связи, процессы в мифе овеществляются. Из этого следует и та важная особенность мифа, согласно которой реальные отношения вещей в нем не выделяются, а заменяются материальными субстанциями или силами, духами, демонами, богами. Миф не знает случайности. Кроме того, миф не разграничивает часть и целое; в мифе целое «не имеет» частей, а части представляются как целое и отождествляются с ним. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. С. 53. 2 Там же. С. 67. ГЛАВА 20. Э. КАССИРЕР: НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА ИИ-1И Вместе с тем, подчеркивает Кассирер, было бы неправильно видеть в мифе набор хаотических, бессвязных, полных противоречий образов. Миф объективизирует образы не наобум, как попало, а в соответствии с особыми принципами организации. В этом отношении он столь же организован и систематизирован, как и любая другая форма человеческого духа, в том числе наука. Миф — это целостная, направляемая структурными принципами организации деятельность сознания, подчиняющаяся собственным законам функционирования и развития. Как и любая другая форма активности сознания, миф направляется универсальными категориями — пространство, время, качество, количество, число, причина, следствие, часть, целое и др. Но все эти категории выступают в мифе в особой модальности, которая задается основным законом (принципом) мифосознания — сращение, сплавление, неотдифференци-рованность отношений элементов образов. Миф как форма мысли характеризуется принципом «сращения и совпадения членов отношения», неразличимостью вещей и их отношений. Date: 2015-11-13; view: 478; Нарушение авторских прав |