Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формообразующий принцип мифотворчества





Принцип «сращения и совпадения членов отношения»

С точки зрения Кассирера, миф надо понять, исходя из его внутренней логики, как самодовлеющую, замкнутую, самодоста­точную систему, как целостность, как имманентный момент функ­ционирования сознания. Миф должен быть понят сам из себя, как особая символическая форма сознания. На этом пути Кассирер строит свою символическую теорию мифа.

Прежде всего, он отмечает, что все формы культуры (не толь­ко религия, но и искусство, и наука, и мораль, и др.) уходят своими корнями в миф. Более того, любые попытки изгнать миф из совре­менной культуры ведут к обратному результату — формы культу­ры субъективизируются и насыщаются мифологией. Это касает­ся также и философии, и науки. Всякое возгордившееся научное познание превращается в миф, а подлинное преодоление мифа должно состоять не в его отрицании, подавлении или пренебре­жении им. Подлинное преодоление мифа должно основываться на его признании и познании. Лишь через анализ его символической структуры можно определить смысл и границы мифотворчества.

Миф должен быть понят через его главный формообразующий принцип. Таким принципом является «закон сгущения или совпа­дения соотносимых звеньев в мифологическом мышлении»1. Взя­тый во всем его конкретно-эмпирическом содержание и полноте, он определяет природу и содержание мифологии: в мифе «все бытие сплавляется в конкретно-образных частностях в единое це­лое»2.

Миф текуч, расплывчат, драматичен. Мифологический способ символической объективации духа реализуется через наглядные образы. При этом любые образы трактуются им «как сама объек­тивность»3. Важнейшая черта мифа — неразличение им вещи и ее образа, что влечет за собой наличие зыбкой переходной грани меж­ду «реальностью» и сновидением, жизнью и смертью. (Поэтому так велика роль сновидений для мифологии, не разграничивающей со­стояния сна и бодрствования.) В мифе нет разграничения «обра­за» и «вещи», материального и идеального; миф не репрезентиру­ет реальность, он ее идентифицирует с содержанием сознания.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. С. 80.

2 Там же. С. 78.

3 Там же. С. 50.


■ВДВ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА

В мифе «"образ" не представляет "вещь" — он есть эта вещь; он не только ее замещает, но и действует так же, как и она, так что заме­няет ее в ее непосредственном присутствии»1, из чего и выраста­ют магия, ритуал, обряд.

Миф полностью гомогенен и недифференцирован; в нем не различаются смысловые и ценностные аспекты, прошлое, настоя­щее и будущее; не разграничиваются истинное и кажущееся. Миф живет всецело настоящим объекта, он не имеет средств выхода за преде.\ы ситуативных представлений. Он абсолютно некритичен. Миф не различает «представляемого» и «реального», желания и ис­полнения, не дифференцирует ступени объективации, которые различаются научно-теоретическим мышлением. Миф не знает фиксированных границ, твердо определенных порядков, предме­тов, подчиняющихся неизменным законам. Миф не способен к ню­ансировке оценок и значений понятий об объектах, к различению закономерных частей объектов, к проведению твердых границ между действительным миром и миром воображаемым. Миф не дифференцирует объективные моменты восприятия и субъектив­ные моменты эмоционального отношения. Миф не выделяет ка­ких-либо отдельных качественно своеобразных предметных обла­стей, не дифференцирует степени реальности.

Мифологическое мышление не ищет в природе нового. Миф не различает основание и обоснованное и потому не нацелен на поиск в природе законов. Он не ориентирован на поиск устойчи­вых качеств и отношений вещей, предметов, процессов, на выде­ление образных идеалов, моральных нормативов. Закономерные связи в мифе отражаются в виде устойчивых образов.

Процессы воздействия природных систем миф трактует как «простую смену конкретно-индивидуальных форм наличного бы­тия»2. Воздействие понимается как переход, «перелив» вещных, субстратных свойств одного объекта в другой. Свойства, отноше­ния, связи, процессы в мифе овеществляются. Из этого следует и та важная особенность мифа, согласно которой реальные отношения вещей в нем не выделяются, а заменяются материальными субстан­циями или силами, духами, демонами, богами. Миф не знает слу­чайности. Кроме того, миф не разграничивает часть и целое; в мифе целое «не имеет» частей, а части представляются как целое и отож­дествляются с ним.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. С. 53. 2 Там же. С. 67.


ГЛАВА 20. Э. КАССИРЕР: НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА ИИ-1И

Вместе с тем, подчеркивает Кассирер, было бы неправильно видеть в мифе набор хаотических, бессвязных, полных противо­речий образов. Миф объективизирует образы не наобум, как по­пало, а в соответствии с особыми принципами организации. В этом отношении он столь же организован и систематизирован, как и лю­бая другая форма человеческого духа, в том числе наука. Миф — это целостная, направляемая структурными принципами организа­ции деятельность сознания, подчиняющаяся собственным законам функционирования и развития. Как и любая другая форма актив­ности сознания, миф направляется универсальными категориями — пространство, время, качество, количество, число, причина, след­ствие, часть, целое и др. Но все эти категории выступают в мифе в особой модальности, которая задается основным законом (прин­ципом) мифосознаниясращение, сплавление, неотдифференци-рованность отношений элементов образов. Миф как форма мыс­ли характеризуется принципом «сращения и совпадения членов отношения», неразличимостью вещей и их отношений.







Date: 2015-11-13; view: 478; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию