Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О природе мифа
ГЛАВА 21 «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» 21.1. «НОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ»: Э. ДЮРКГЕЙМ Индивид или общество: проблема основания Новая парадигма науки о мифе сложилась в начале XX в. на почве французской социально-философской мысли. В основе этой парадигмы лежит убеждение в том, что поиск оснований мифотворчества исключительно в сфере психики (индивидуальной или коллективной), оставляя за бортом социальную ткань психического, мало перспективен; такие основания необходимо искать в социальных условиях мифологической фантазии. Социально-философская мысль первой половины XIX в. в вопросе о сути отношений индивида и общества оставалась в пределах тех воззрений, которые сложились в просветительском рационализме XVIII в.: общество есть простой агрегат индивидов, лишь индивид с присущими ему свойствами есть единственная подлинная социальная реальность, лишь в нем коренятся все без исключения существенные признаки социальности; в обществе нет ничего надындивидуального; в отношении своих элементов (индивидов) общество как система не обладает интегративными качествами. Это представление конкретизировалось в двух основных подходах. Первый из них постулировал извечный антагонизм между индивидом и обществом (Т. Гоббс). Для преодоления антагонизма ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ЩПШ между эгоистической природой человека и потребностью объединения людей в общество необходимы некоторые «привходящие обстоятельства», закрепленные, например, в «общественном договоре», определяющем ту часть функций, которые личность передает обществу, и те принудительные средства, которые гарантируют выполнение обязательств общества перед индивидуумом. Согласно второмуподходу (Г Спенсер, Дж.Ст. Милль), социальная жизнь есть не результат искусственного объединения (самообъединения) людей, а черта «естественного состояния» человека, общество складывается самопроизвольно, помимо воли и сознания отдельных людей. Общество способно к естественному росту, усложнению структуры, функций, но при этом оно лишено субстанциальности, оставаясь «агрегатом единиц»1. В середине XIX в. видение социальной реальности как простой суммы индивидов себя изживает. В творчестве К. Маркса и Э. Дюрк-гейма формируется установка на поиск надындивидуальных оснований общества. Она выражалась в представлениях о том, что, во-первых, социальное бытие богаче, сложнее и устойчивее бытия индивида; во-вторых, именно в социальных отношениях заключается сущность индивида; в-третьих, социальная реальность должна отражаться в научных понятиях таким образом, чтобы в максимальной степени избегать указаний на индивидуально-психологические аспекты жизнедеятельности субъекта. Маркс и Дюркгейм конкретизируют эту установку различным образом. Маркс продолжает традиции немецкой классической философии, создает очередную умозрительную схему всемирно-исторического развития человечества. Несмотря на наличие ряда рациональных моментов (формационный анализ, установка на материалистическое объяснение истории, категория практики и др.), такой схематизм приводит его к социальному утопизму, который является одной из «превращенных форм» мифотворчества. Иным путем пошел Э. Дюркгейм. Он сознательно и смело разрывает с традициями умозрительной «философии истории». Date: 2015-11-13; view: 426; Нарушение авторских прав |