Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О природе мифа






ГЛАВА 21 «МИФОСОЦИОЛОГИЯ»

21.1. «НОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ»: Э. ДЮРКГЕЙМ

Индивид или общество: проблема основания

Новая парадигма науки о мифе сложилась в начале XX в. на почве французской социально-философской мысли. В основе этой парадигмы лежит убеждение в том, что поиск оснований мифот­ворчества исключительно в сфере психики (индивидуальной или коллективной), оставляя за бортом социальную ткань психиче­ского, мало перспективен; такие основания необходимо искать в социальных условиях мифологической фантазии.

Социально-философская мысль первой половины XIX в. в во­просе о сути отношений индивида и общества оставалась в преде­лах тех воззрений, которые сложились в просветительском раци­онализме XVIII в.: общество есть простой агрегат индивидов, лишь индивид с присущими ему свойствами есть единственная подлинная социальная реальность, лишь в нем коренятся все без исключения существенные признаки социальности; в обществе нет ничего надындивидуального; в отношении своих элементов (индивидов) общество как система не обладает интегративными качествами.

Это представление конкретизировалось в двух основных под­ходах. Первый из них постулировал извечный антагонизм между индивидом и обществом (Т. Гоббс). Для преодоления антагонизма


ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ЩПШ

между эгоистической природой человека и потребностью объеди­нения людей в общество необходимы некоторые «привходящие обстоятельства», закрепленные, например, в «общественном до­говоре», определяющем ту часть функций, которые личность пе­редает обществу, и те принудительные средства, которые гаран­тируют выполнение обязательств общества перед индивидуумом. Согласно второмуподходу (Г Спенсер, Дж.Ст. Милль), социальная жизнь есть не результат искусственного объединения (самообъе­динения) людей, а черта «естественного состояния» человека, об­щество складывается самопроизвольно, помимо воли и сознания отдельных людей. Общество способно к естественному росту, ус­ложнению структуры, функций, но при этом оно лишено субстан­циальности, оставаясь «агрегатом единиц»1.

В середине XIX в. видение социальной реальности как простой суммы индивидов себя изживает. В творчестве К. Маркса и Э. Дюрк-гейма формируется установка на поиск надындивидуальных осно­ваний общества. Она выражалась в представлениях о том, что, во-первых, социальное бытие богаче, сложнее и устойчивее бытия индивида; во-вторых, именно в социальных отношениях заключает­ся сущность индивида; в-третьих, социальная реальность должна отражаться в научных понятиях таким образом, чтобы в максималь­ной степени избегать указаний на индивидуально-психологиче­ские аспекты жизнедеятельности субъекта. Маркс и Дюркгейм конкретизируют эту установку различным образом.

Маркс продолжает традиции немецкой классической фило­софии, создает очередную умозрительную схему всемирно-исто­рического развития человечества. Несмотря на наличие ряда рациональных моментов (формационный анализ, установка на ма­териалистическое объяснение истории, категория практики и др.), такой схематизм приводит его к социальному утопизму, который является одной из «превращенных форм» мифотворчества. Иным путем пошел Э. Дюркгейм. Он сознательно и смело разрывает с традициями умозрительной «философии истории».







Date: 2015-11-13; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию