Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф и социальная организация первобытных общин
Если тотемизм есть первое религиозное выражение социального символизма, то мифология — это «первое объяснение мира»1, первая форма понимания и переживания социальной реальности. По Дюркгейму, мифология порождается неспособностью человека осмыслить все воздействия общества на людей. Если бы люди оказались способными понять те воздействия, которые на них оказывает общество, то «тогда мифологическая система интерпретаций никогда не родилась бы. Но социальные влияния следуют темными и запутанными дорогами и создают очень сложные психологические механизмы, которые не позволяют обычному наблюдателю увидеть, откуда они происходят. Пока научный анализ их не объяснит, люди, зная, что эти влияния действуют на них, тем не менее не знают их причин»2. С точки зрения Дюркгейма, категории мышления, пространственные, временные и другие первичные классификаторы, мифологические структуры порождаются различными устойчивыми связями в системе общественного целого. Умственная жизнь первобытного коллектива сосредоточена в коллективных представлениях, которые возникают как результат обобщения коллективного опыта рода, — опыта, передающегося и накапливающегося из поколения в поколение. Те коллективные представления, которые воспроизводят наиболее устойчивые социальные отношения, развиваются во всеобщие категории, которые обладают социальным признанием, участвуют в воспроизведении социальных отношений и связей. Дюркгейм исследовал становление форм логической классификации, умения первобытных людей четко отграничивать классы вещей. Он отмечал, что первобытное сознание исходно характеризуется смешением образов, тождественностью живого и неживого, людей и животных, объекта и субъекта; такое сознание «есть не что иное, как непрерывный поток представлений, погружающихся друг в друга»3; на этапе первобытности «условия для классификационной функции у человечества отсутствуют»4. Но по мере усложне- Darkheim Е. Les Formes elementaires de la vie religieuse. P. 340. 2 Ibid. P. 298—299. 3 Дюркгейм Э., Мосс M. О некоторых первобытных формах классифи 4 Там же. С. 10. 12-10856 ■££■ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ ния социальной структуры первобытного общества возникают первичные формы категориальной классификации. Именно типы социальных связей, по мнению Дюркгейма, определяют модели конструирования логических и космологических представлений первобытного человека, и потому «существует... тесная связь, а не случайное отношение между... социальной и логической системами»1. В основе всех первобытных типов классификации лежит классификация по кланам. Социальной детерминацией Дюркгейм объясняет также генезис идеи причинности (трансформация силы и результативности социального действия), времени (отражение регулярности, периодичности священных обрядов, ритуалов), пространства (периодичность в организации хозяйства и быта) и др. Таким образом, по Дюркгейму, все тайны мифологии скрыты в характере социальной организации первобытных общин. Эта мысль будет лейтмотивом теоретических и эмпирических исследований первобытной мифологии во французской этнологии. Дальнейшее развитие мифологии как науки выявило слабые стороны воззрений Дюркгейма на мифотворчество. В частности, оно проявилось в недооценке Дюркгеймом роли эмоций в мифо-сознании. Являясь ярым «антипсихологистом», Дюркгейм считал, что «эмоция... не поддается анализу или, по крайней мере, поддается с трудом, потому что она слишком сложна»2, и потому не видел перспектив в исследованиях закономерностей эмоциональных процессов в первобытном сознании. На иной позиции по данному вопросу стоял его современник и соотечественник Л. Леви-Брюль. 21.3. Л. ЛЕВИ-БРЮЛЬ: ТЕОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ Date: 2015-11-13; view: 531; Нарушение авторских прав |