Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коллективное бессознательное и его символизм
Юнг значительно расширил фрейдовское толкование бессознательного. Он считал принципиально неверным подход к человеческой психике как к сугубо личностному процессу. Он полагал, что не человек формирует себя и свою психику, а бессознательные слои психического определяют и личность человека, и его поведение, и даже его судьбу. Это привело Юнга к выводу, что в бессознательном надо выделять два качественно различных уровня: индивидуально-личностное и коллективное, трансперсональное бессознательное. (Фрейд признавал существование только первого из них.) Индивидуально-личностное бессознательное образует лишь поверхностный слой бессознательного, является вытесненным или забытым и в любой момент может быть легко осознано. Но в мире бессознательного есть надындивидуальный, трансперсональный уровень, не выводимый из личностного опыта — коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное лежит в глубинах психики, унаследовано в структуре мозга и в нормальных, обычных условиях не поддается осознанию. Такое осознание предполагает сложную историко-культурную, интерпретирующую, десимволизиру-ющую процедуру. Люди обычно не знают о существовании коллективного бессознательного, не подозревают о наличии таких глубинных бессознательных факторов, которые направляют их поступки, ими движут, предшествуя человеческому сознанию. Образы коллективного бессознательного спонтанны, поэтому они воспринимаются сознанием как нечто второстепенное и побочное. Человек жаждет абсолютной свободы и не приемлет бессознательных (и часто парализующих его волю) глубинных основ его психики. Идея бессознательного человеку неприятна, потому он так настороженно относится и к его исследованию. Не случайно мифологический символ бессознательного — «страна мертвых», или «земля предков». Коллективное бессознательное есть некая «возможность» психической деятельности, которая передается по наследству с древнейших времен и заложена в структурах мозга. Коллективное бессознательное — это и квинтэссенция сложившегося за миллионы ■ЕШ1 ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА жей. Это как бы невидимое глубинное течение, которое направляет плавание «корабля души», это «формы проявления инстинктов»1; это «не врожденные представления, а врожденные возможности представления»2. Юнг неоднократно подчеркивал, что архетипы не являются содержательными структурами, а выступают как чисто формальное условие функционирования образов бессознательного, как регуляторные принципы оформления материала, установки психической деятельности. Архетипы имманентны и лишь потенциальны. По мысли Юнга, архетипы являются врожденными и унаследованными феноменами; они обнаруживаются повсюду и во все времена человеческой истории. Существует множество явлений психической жизни, которые указывают на существование архетипов. Кроме сна к ним следует отнести беспричинные настроения, которые часто охватывают людей, универсальные жесты, религиозные догмы, универсальные мифологические и сказочные сюжеты, стереотипы поведения, установки деятельности, саму способность человека к рефлексии, иллюзии, видениям и др. Архетип всегда эмоционально нагружен, что придает ему динамизм, энергичность. Если архетип в силу каких-либо причин (распад личности, невроз и т.п.) вырывается из-под контроля сознания, тогда эмоциональная энергетика архетипа «врывается» в поведение индивида и порождает состояния одержимости, утери сознания, нарушения самоконтроля и др. Архетип наиболее контрастно проявляет себя там, где складываются условия для свободной творческой фантазии. Архетип задает границы самой такой творческой фантазии. Причастность к архетипу, по Юнгу, пробуждает в душе повышенный энергетический накал, особое чувство духовной свободы: человек приобщается к коллективному опыту миллионов людей и сотен поколений, поднимается из однократности и временности в сферу вечности. Юнг видел в архетипах своеобразные отзвуки аккордов вселенской, космической симфонии. Архетипы как носители собственно побудительной психологической энергии и исторического опыта человечества довольно Юнг К.Г. Структура души // Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М., 1994. С. 131. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству // Юнг К.Г. Архетип и символ. С. 282. Date: 2015-11-13; view: 408; Нарушение авторских прав |