Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа бессознательного по Фрейду





Бессознательное (Оно) — ведущая, определяющая сторона человеческой психики, в которой находят свое психическое вы­ражение инстинктивные потребности. Бессознательное наполне­но энергией, но не имеет организации, не подчиняется законам логики, в нем сосуществуют и соперничают противоположные им­пульсы. Бессознательное виртуально бессмертно, так как суще­ствует вне пространства и времени1. В сфере бессознательного не существует знаний, оценок, здесь нет морали, нет добра и зла, ис­тины и лжи, прекрасного и безобразного. В бессознательном скон­центрирован энергетически-инстинктивный заряд человека, энер­гия его душевных импульсов и влечений. Поэтому единственный реальный механизм, управляющий сферой бессознательного, — это принцип удовольствия.

Удовольствие зависит от влечений, т.е. глубинной внутренней силы, от которой человек не может уйти, не может спастись бег­ством, избавиться от нее невозможно. Влечение — это постоянное возбуждение, определенным образом направленное и энергетичес­ки насыщенное. Поскольку самосохранение и сохранение рода яв­ляются незыблемыми условиями существования любого биологи­ческого вида, постольку в двух основных потребностях — голоде и любви — сконцентрированы основные влечения человека.

Реализация влечений возможна только при взаимодействии человека с внешним миром, природной средой, с реальностью. В таком взаимодействии кроется возможность конфликта инди­вида с реальностью. Поэтому наша психика должна быть приспо­соблена к восприятию природной среды, чтобы обеспечить опреде­ленную меру адаптированности субъекта к среде. Так формируется сознание (самосознание — Я), которое выполняет функцию систе­матизации, обобщения восприятия внешнего мира, синтезирует и унифицирует знания о реальности, т.е. делает то, что не свойствен­но сфере бессознательного. Фрейд любил повторять, что Я представ­ляет собой здравый смысл, благоразумие, знание, а Оно — поток кипучих, неукротимых страстей, обузданию которых, в частности, и служит Я, человеческое сознание, самосознание. Рассудок, разум, сознание — это враги, отнимающие у нас наслаждение.

Особой инстанцией духовного мира, по Фрейду, является Сверх-Я — совокупность социальных, моральных, религиозных

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 346.


ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... Ч1И

норм, запретов, регуляторов, предписываемых человеку его окру­жением, социальной средой. Сверх-Я формируется в детстве на основе подражания чужому Я: это прежде всего идентификации детского Я с родительской инстанцией. Сверх-Я призвано подав­лять бессознательные импульсы, вытеснять их из нашего созна­ния, затушевывать конфликты бессознательного с реальностью, «одевать» бессознательные порывы в благопристойные одежды нравственности и общепризнанных норм поведения.

Древнейшая из форм Сверх-Я — первобытные табу, которые представляют собой «запрещенное действие, к совершению которого в бессознательном имеется сильная склонность»1 и подобны «навяз­чивому запрету невротика»2. Важнейший элемент Сверх-Я — совесть, которая является для каждого индивида одним из непосредственных регуляторов поведения. Наряду с внешним миром и царством бес­сознательного Сверх-Я — один из «тиранов человека».

Сверх-Я находится в состоянии постоянного противоречия и со сферой бессознательного (Оно), и со сферой сознания (Я). На­пряжение между Я и Сверх-Я чаще всего выражается в появлении чувства моральной вины. А напряжение между Сверх-Я и Оно — в чувстве невротического страха перед силой страстей. Борьба всех этих трех «царств» психического и определяет, по Фрейду, дина­мику духовной жизни как индивида, так и общества. Внутренний мир человека, с одной стороны, энергетически направляемый ми­ром влечений бессознательного, а с другой — ограничиваемый и социально-нравственными запретами, и природой с ее жестки­ми законами, находится в состоянии постоянной напряженности, которая может приводить к психическим срывам и патологиям. Чем выше уровень культуры, тем значительнее сфера подавления и тем больше невротических срывов, психических патологий.

По Фрейду, важную роль в психической жизни играют снови­дения. Теория сновидений у него органично вписывается в теорию бессознательного. Наряду с неврозами и оговорками, в сновиде­ниях Фрейд видит форму выражения и исполнения желаний, вы­тесненных из сознания в бессознательное.

Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997. С. 53. 2 Там же. С. 55.


■ШЯ1 ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА







Date: 2015-11-13; view: 871; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию