Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа бессознательного по Фрейду
Бессознательное (Оно) — ведущая, определяющая сторона человеческой психики, в которой находят свое психическое выражение инстинктивные потребности. Бессознательное наполнено энергией, но не имеет организации, не подчиняется законам логики, в нем сосуществуют и соперничают противоположные импульсы. Бессознательное виртуально бессмертно, так как существует вне пространства и времени1. В сфере бессознательного не существует знаний, оценок, здесь нет морали, нет добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. В бессознательном сконцентрирован энергетически-инстинктивный заряд человека, энергия его душевных импульсов и влечений. Поэтому единственный реальный механизм, управляющий сферой бессознательного, — это принцип удовольствия. Удовольствие зависит от влечений, т.е. глубинной внутренней силы, от которой человек не может уйти, не может спастись бегством, избавиться от нее невозможно. Влечение — это постоянное возбуждение, определенным образом направленное и энергетически насыщенное. Поскольку самосохранение и сохранение рода являются незыблемыми условиями существования любого биологического вида, постольку в двух основных потребностях — голоде и любви — сконцентрированы основные влечения человека. Реализация влечений возможна только при взаимодействии человека с внешним миром, природной средой, с реальностью. В таком взаимодействии кроется возможность конфликта индивида с реальностью. Поэтому наша психика должна быть приспособлена к восприятию природной среды, чтобы обеспечить определенную меру адаптированности субъекта к среде. Так формируется сознание (самосознание — Я), которое выполняет функцию систематизации, обобщения восприятия внешнего мира, синтезирует и унифицирует знания о реальности, т.е. делает то, что не свойственно сфере бессознательного. Фрейд любил повторять, что Я представляет собой здравый смысл, благоразумие, знание, а Оно — поток кипучих, неукротимых страстей, обузданию которых, в частности, и служит Я, человеческое сознание, самосознание. Рассудок, разум, сознание — это враги, отнимающие у нас наслаждение. Особой инстанцией духовного мира, по Фрейду, является Сверх-Я — совокупность социальных, моральных, религиозных 1 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 346. ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... Ч1И норм, запретов, регуляторов, предписываемых человеку его окружением, социальной средой. Сверх-Я формируется в детстве на основе подражания чужому Я: это прежде всего идентификации детского Я с родительской инстанцией. Сверх-Я призвано подавлять бессознательные импульсы, вытеснять их из нашего сознания, затушевывать конфликты бессознательного с реальностью, «одевать» бессознательные порывы в благопристойные одежды нравственности и общепризнанных норм поведения. Древнейшая из форм Сверх-Я — первобытные табу, которые представляют собой «запрещенное действие, к совершению которого в бессознательном имеется сильная склонность»1 и подобны «навязчивому запрету невротика»2. Важнейший элемент Сверх-Я — совесть, которая является для каждого индивида одним из непосредственных регуляторов поведения. Наряду с внешним миром и царством бессознательного Сверх-Я — один из «тиранов человека». Сверх-Я находится в состоянии постоянного противоречия и со сферой бессознательного (Оно), и со сферой сознания (Я). Напряжение между Я и Сверх-Я чаще всего выражается в появлении чувства моральной вины. А напряжение между Сверх-Я и Оно — в чувстве невротического страха перед силой страстей. Борьба всех этих трех «царств» психического и определяет, по Фрейду, динамику духовной жизни как индивида, так и общества. Внутренний мир человека, с одной стороны, энергетически направляемый миром влечений бессознательного, а с другой — ограничиваемый и социально-нравственными запретами, и природой с ее жесткими законами, находится в состоянии постоянной напряженности, которая может приводить к психическим срывам и патологиям. Чем выше уровень культуры, тем значительнее сфера подавления и тем больше невротических срывов, психических патологий. По Фрейду, важную роль в психической жизни играют сновидения. Теория сновидений у него органично вписывается в теорию бессознательного. Наряду с неврозами и оговорками, в сновидениях Фрейд видит форму выражения и исполнения желаний, вытесненных из сознания в бессознательное. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997. С. 53. 2 Там же. С. 55. ■ШЯ1 ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА Date: 2015-11-13; view: 871; Нарушение авторских прав |