Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытие бессознательного





Во второй половине XIX в. во многих школах психологических и гуманитарных исследований крепла уверенность, что в жизне­деятельности личности (и в истории духовной культуры в целом) существенную роль играют глубинные пласты психики, которые не охватываются сознанием, не поддаются самосознанию, но ак­тивно и мощно влияют на духовность личности и культурно-исто­рический процесс. Более того, формировалось убеждение, что бес­сознательные глубинные пласты психики не только сосуществуют рядом с сознанием и влияют на него, но являются определяющими в психике человека. Именно в них — а не в сфере мысли, разума, познания — концентрированно воплощены смыслы человеческой жизнедеятельности. Так формировалось новое мировоззрение, согласно которому именно бессознательное в конечном счете оп­ределяет судьбоносность человека, масштабность его индивиду­альной жизнедеятельности, горизонт культурного самоопределе­ния. А личность, постигшая смысл бессознательного, становится пророком. Свое концентрированное выражение это мировоззре­ние находит во фрейдизме.


ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... ШШШ

3. Фрейда иногда ставят в один ряд с великими преобразовате­лями науки XIX в. — Ч. Дарвином и К. Марксом, а создание им тео­рии бессознательного оценивается как «коперниканский переворот» в психологии. Как бы ни относиться к таким оценкам, несомненно, что Фрейду удалось внести в психологию, философию, гуманитар­ные науки свежий импульс оригинальных идей, выявить неизведан­ные ранее стороны душевной жизни человека, а также заложить ос­новы нового понимания сущности мифотворчества.

В психологии и до Фрейда фиксировались проявления бессоз­нательного: в изучении памяти, сновидений, детских воспомина­ний, роли сексуальности в психике и др. Но все они рассматрива­лись разрозненно, получали независимые и противоречивые толкования. На бессознательное смотрели как на проявление пато­логии психики, в нем видели деструктивную силу, средство разру­шения, деградации сознания, человека1. Фрейд кардинально изменил «угол зрения» на бессознательное. Его несомненная заслуга в том, что он увидел в бессознательном не просто царство слепых, стихий­ных сил, а особый динамический пласт внутренней духовности.

В психоанализе Фрейда «психический аппарат личности» под­разделяется на три «царства» (сферы, области): сознательное (Я), предсознательное (Сверх-Я) и бессознательное (Оно). Основой бессознательного, по Фрейду, выступают базовые человеческие инстинктивные стремления. Проявления бессознательного много­образны — влечения, фантазмы, бессознательные воспоминания, галлюцинации, сны и другое, а также мифы.

Психоанализ неотделим от мифов, мифотворчества. Многое во фрейдизме объясняется тем, что образное и ассоциативное мышление самого Фрейда было пропитано мифологизмом. Так, на­пример, его теория сновидений базировалась на тезисе, что латен­тный смысл сна раскрывается не рациональным анализом, а про­цедурой герменевтического толкования. Сны толкуются через сопереживание пациента и психоаналитика, через герменевтиче­ское проникновение психоаналитика в бессознательную сферу психики пациента. В психоанализе толкование сна аналогично тому, как в этнологии толкуются мифы. В творчестве Фрейда при­мером такого герменевтического толкования стал миф об Эдипе. Для Фрейда миф — средство объяснения истории культуры и ду­ховности личности.

Историю идей о бессознательном до Фрейда см.: Шерток Л. Сос-сюр де Р. Рождение психоанализа. От Месмера до Фрейда. М., 1991.


■ШИ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА







Date: 2015-11-13; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию