Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Открытие бессознательного
Во второй половине XIX в. во многих школах психологических и гуманитарных исследований крепла уверенность, что в жизнедеятельности личности (и в истории духовной культуры в целом) существенную роль играют глубинные пласты психики, которые не охватываются сознанием, не поддаются самосознанию, но активно и мощно влияют на духовность личности и культурно-исторический процесс. Более того, формировалось убеждение, что бессознательные глубинные пласты психики не только сосуществуют рядом с сознанием и влияют на него, но являются определяющими в психике человека. Именно в них — а не в сфере мысли, разума, познания — концентрированно воплощены смыслы человеческой жизнедеятельности. Так формировалось новое мировоззрение, согласно которому именно бессознательное в конечном счете определяет судьбоносность человека, масштабность его индивидуальной жизнедеятельности, горизонт культурного самоопределения. А личность, постигшая смысл бессознательного, становится пророком. Свое концентрированное выражение это мировоззрение находит во фрейдизме. ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... ШШШ 3. Фрейда иногда ставят в один ряд с великими преобразователями науки XIX в. — Ч. Дарвином и К. Марксом, а создание им теории бессознательного оценивается как «коперниканский переворот» в психологии. Как бы ни относиться к таким оценкам, несомненно, что Фрейду удалось внести в психологию, философию, гуманитарные науки свежий импульс оригинальных идей, выявить неизведанные ранее стороны душевной жизни человека, а также заложить основы нового понимания сущности мифотворчества. В психологии и до Фрейда фиксировались проявления бессознательного: в изучении памяти, сновидений, детских воспоминаний, роли сексуальности в психике и др. Но все они рассматривались разрозненно, получали независимые и противоречивые толкования. На бессознательное смотрели как на проявление патологии психики, в нем видели деструктивную силу, средство разрушения, деградации сознания, человека1. Фрейд кардинально изменил «угол зрения» на бессознательное. Его несомненная заслуга в том, что он увидел в бессознательном не просто царство слепых, стихийных сил, а особый динамический пласт внутренней духовности. В психоанализе Фрейда «психический аппарат личности» подразделяется на три «царства» (сферы, области): сознательное (Я), предсознательное (Сверх-Я) и бессознательное (Оно). Основой бессознательного, по Фрейду, выступают базовые человеческие инстинктивные стремления. Проявления бессознательного многообразны — влечения, фантазмы, бессознательные воспоминания, галлюцинации, сны и другое, а также мифы. Психоанализ неотделим от мифов, мифотворчества. Многое во фрейдизме объясняется тем, что образное и ассоциативное мышление самого Фрейда было пропитано мифологизмом. Так, например, его теория сновидений базировалась на тезисе, что латентный смысл сна раскрывается не рациональным анализом, а процедурой герменевтического толкования. Сны толкуются через сопереживание пациента и психоаналитика, через герменевтическое проникновение психоаналитика в бессознательную сферу психики пациента. В психоанализе толкование сна аналогично тому, как в этнологии толкуются мифы. В творчестве Фрейда примером такого герменевтического толкования стал миф об Эдипе. Для Фрейда миф — средство объяснения истории культуры и духовности личности. Историю идей о бессознательном до Фрейда см.: Шерток Л. Сос-сюр де Р. Рождение психоанализа. От Месмера до Фрейда. М., 1991. ■ШИ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА Date: 2015-11-13; view: 368; Нарушение авторских прав |