Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и бессознательное





Швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг (1875—1961) счи­тал, что следует существенно расширить эмпирическую базу, культурно-исторический контекст и концептуальный аппарат фрей­довской теории бессознательного. В своих обобщениях Юнг оттал­кивался не только от данных из области патопсихологии, но и от широчайшего контекста истории духовной культуры — от тайн ок­культизма, астрологии, спиритизма, от анализа психологии и пато­логии оккультных явлений, от научных аномалий, например НЛО, от «таинственных явлений человеческой психики» и др. Он под­черкивал, что «без истории нет психологии и в первую очередь нет психологии бессознательного»1. Это подвело Юнга к более ши­рокой, чем у Фрейда, трактовке бессознательного. По Юнгу, бес­сознательное — это не только инстинктивные процессы, но и процессы духовные, а духовное не редуцируется к инстинктам.

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. С. 205—206.


■££■ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФ.А

По мнению Юнга, в безбрежном океане человеческой психи­ки — этом величайшем убежище самых загадочных и таинствен­ных явлений бытия — следует выделять две качественно различа­ющиеся сферы — сферу сознания и сферу бессознательного. Сознание — это весьма хрупкое, легкоранимое, подверженное многим опасностям, относительно недавнее приобретение приро­ды; трудно и медленно развивающаяся часть психики, легко утра­чивающая свою целостность, особенно когда в нем накапливаются противоречия. Частые явления распада, диссоциации сознания и утраты личностью собственной идентичности, по Юнгу, свидетель­ствуют о том, что сознание как относительно молодое психическое образование «еще не достигло приемлемой степени целостности»1. Бессознательное же воплощает в себе нижние, фундаментальные этажи человеческой психики, «это знание, которое существует в вечности, безотносительно к "здесь" и "сейчас", непереводимое на наш рациональный язык»2. Бессознательное — это подоснова сознания. Без такой подосновы сознание (с его легкой обучаемо­стью чему угодно, с его калейдоскопическим содержанием и др.) утрачивает свои корни.

Сознание и бессознательное переплетаются. За любым актом сознания лежит некоторая активность бессознательного. Творче­ское сознание предполагает умение впитывать культурное насле­дие прошлого и прежде всего его бессознательную составляющую. Вместе с тем сознание сопротивляется всему неизвестному и бес­сознательному. Оно отчуждает от себя бессознательное, вытесняет его. Взаимодействие сознания и бессознательного по сути своей дра­матично. Бессознательное автономно по отношению к сознанию и обладает качествами, над которыми сознание не властно.

В мире психического возникают разрывы между установка­ми сознания и содержанием бессознательного. В таких случсаях психика оказывается один на один с безднами Вселенной. Выход из такой ситуации она ищет окольными путями, за счет неожидан­ных идей, иллюзий, видений, проекций и пр. Дополнительные энер­гетические заряды бессознательного, не имея возможности быть инкорпорированными в систему сознания, проявляют себя косвен­но — в виде спонтанных проекций. И тогда психика проецирует образы, которые отражают не физическую реальность, а пснхо-

Юнг К.Г. Подход к бессознательному // К.Г. Юнг. Архетип и симзол-М, 1991. С. 29. 2 Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. С. 307.


ГЛАВА 19. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО... ВЩ|

логические глубины человека. Именно поэтому так сложна, про­тиворечива, а подчас и трагична наша внутренняя духовная жизнь. А наш интеллект, на который мы так часто полагаемся, бывает бес­силен перед кажущейся бессмыслицей жизни.







Date: 2015-11-13; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию