Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание и бессознательное
Швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг (1875—1961) считал, что следует существенно расширить эмпирическую базу, культурно-исторический контекст и концептуальный аппарат фрейдовской теории бессознательного. В своих обобщениях Юнг отталкивался не только от данных из области патопсихологии, но и от широчайшего контекста истории духовной культуры — от тайн оккультизма, астрологии, спиритизма, от анализа психологии и патологии оккультных явлений, от научных аномалий, например НЛО, от «таинственных явлений человеческой психики» и др. Он подчеркивал, что «без истории нет психологии и в первую очередь нет психологии бессознательного»1. Это подвело Юнга к более широкой, чем у Фрейда, трактовке бессознательного. По Юнгу, бессознательное — это не только инстинктивные процессы, но и процессы духовные, а духовное не редуцируется к инстинктам. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. С. 205—206. ■££■ ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФ.А По мнению Юнга, в безбрежном океане человеческой психики — этом величайшем убежище самых загадочных и таинственных явлений бытия — следует выделять две качественно различающиеся сферы — сферу сознания и сферу бессознательного. Сознание — это весьма хрупкое, легкоранимое, подверженное многим опасностям, относительно недавнее приобретение природы; трудно и медленно развивающаяся часть психики, легко утрачивающая свою целостность, особенно когда в нем накапливаются противоречия. Частые явления распада, диссоциации сознания и утраты личностью собственной идентичности, по Юнгу, свидетельствуют о том, что сознание как относительно молодое психическое образование «еще не достигло приемлемой степени целостности»1. Бессознательное же воплощает в себе нижние, фундаментальные этажи человеческой психики, «это знание, которое существует в вечности, безотносительно к "здесь" и "сейчас", непереводимое на наш рациональный язык»2. Бессознательное — это подоснова сознания. Без такой подосновы сознание (с его легкой обучаемостью чему угодно, с его калейдоскопическим содержанием и др.) утрачивает свои корни. Сознание и бессознательное переплетаются. За любым актом сознания лежит некоторая активность бессознательного. Творческое сознание предполагает умение впитывать культурное наследие прошлого и прежде всего его бессознательную составляющую. Вместе с тем сознание сопротивляется всему неизвестному и бессознательному. Оно отчуждает от себя бессознательное, вытесняет его. Взаимодействие сознания и бессознательного по сути своей драматично. Бессознательное автономно по отношению к сознанию и обладает качествами, над которыми сознание не властно. В мире психического возникают разрывы между установками сознания и содержанием бессознательного. В таких случсаях психика оказывается один на один с безднами Вселенной. Выход из такой ситуации она ищет окольными путями, за счет неожиданных идей, иллюзий, видений, проекций и пр. Дополнительные энергетические заряды бессознательного, не имея возможности быть инкорпорированными в систему сознания, проявляют себя косвенно — в виде спонтанных проекций. И тогда психика проецирует образы, которые отражают не физическую реальность, а пснхо- Юнг К.Г. Подход к бессознательному // К.Г. Юнг. Архетип и симзол-М, 1991. С. 29. 2 Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. С. 307. ГЛАВА 19. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО... ВЩ| логические глубины человека. Именно поэтому так сложна, противоречива, а подчас и трагична наша внутренняя духовная жизнь. А наш интеллект, на который мы так часто полагаемся, бывает бессилен перед кажущейся бессмыслицей жизни. Date: 2015-11-13; view: 372; Нарушение авторских прав |