Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф как сон детства народов
По Фрейду, содержание сновидений формируется не во сне, а в состоянии бодрствования. Во сне оживают влечения и побуждения, которые в состоянии бодрствования, регулируемом Я и контролируемом Сверх-Я, подавляются. С ослаблением контроля сознания над бессознательным, мышление уступает место фантазии и бессознательные желания выходят наружу, становятся достоянием впечатлений, представлений, образов. Фрейд потратил много усилий для того, чтобы попытаться доказать, что в сновидении происходит переход абстрактных бессознательных влечений и побуждений в визуальные образы. (То же касается и некоторых психических расстройств.) Например, во сне могут оживляться ненависть, честолюбие, ревность, зависть, сексуальные желания самых разных видов, в которых мы в состоянии бодрствования не осмеливаемся признаться. Более того, по мысли Фрейда, сон несет в себе не только визуальные образы подавленных желаний, но и ощущение их реализованное™ — во сне человек воображает, что эти желания исполнились. Иллюзия исполнения желания во сне — своеобразная форма сбережения самого сна. Воображение исполненного желания, чувство удовлетворения есть средство сохранения сна и физиологического равновесия организма. Сновидения должны охранять и сохранять сон. Во фрейдовской теории сновидений содержится идея типических сновидений. Хотя сновидения образуются на материале неповторимой психической жизни индивида, тем не менее основные формы инстинктивных желаний, влечений, порождающие сновидения, присущи всем людям. Такие формы образуют основу типических сновидений. Типические сновидения происходят из детских воспоминаний, поскольку основные типы желаний личности, исполняющихся в сновидении, закладываются именно в детстве. Фрейд считал, что в детстве основные инстинктивные желания были непосредственными, но по мере социализации личности, усвоения норм общественного поведения они вытесняются в сферу бессознательного. По Фрейду, ребенок — асоциальное, эгоистическое, по сути аморальное существо. Воспитание детей состоит в преодолении их эгоизма и аморализма через усвоение социальных запретов, которые не устраняют желания, а подавляют, вытесняя их в сферу бессознательного. Поэтому у взрослого человека сновидения — это ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... ЩЗШ продолжение проявления аморальной детской фантазии. По Фрейду, сон — это погружение в детские, оставшиеся неосуществленными желания (либидонозные, в более поздних работах — желания смерти и пр.). По мысли Фрейда и его последователей, основные детские желания, являющиеся источником типических сновидений, являются отправной базой мифологии. Природа и содержание мифов должны выводиться из типических детских желаний. Главные мотивы мифотворчества производны от конфликтов детской психической жизни, возникающих на почве различных отношений к родителям и семье. В основе фрейдистской концепции мифа три положения. Во-первых, убеждение, что существуют аналогии между мифами и типами сновидений, параллелизм сна и мифа. Сон и миф соотносятся между собой как онтогенез и филогенез психической жизни. Различие между сном и мифом в том, что сон не предназначен для понимания всеми, а миф должен быть доступен для понимания каждого. Во-вторых, то обстоятельство, что некоторые фантазии и сны душевнобольных совпадают с мифами древних народов; «душевнобольной и невротик сближаются... с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени»1. А значит, само возникновение мифов является свидетельством того, что социокультурные запреты уже сложились (Сверх-Я) и личность уже стремится вытеснять свои желания и страсти в бессознательное. В-третьих, задача изучения мифотворчества — выяснение скрытых мотивов мифов — инстинктивных сил, определяющих возникновение мифа, запрещенных желаний, отказ от которых и влечет за собой создание мифа. Ведь «потребность в создании и пересказывании мифов обусловлена отказом от определенных реальных источников наслаждения и необходимости компенсировать их фантазией»2. Во фрейдизме, в его интерпретации истории культуры и сущности мифа большую роль играет миф об Эдипе — человеке, убившем своего отца, женившемся на своей матери, дети которой были одновременно его братьями и сестрами. Фрейд считал, что миф об Эдипе несет в себе универсальный, общечеловеческий смысл, в нем выра- Фрейд 3. Тотем и табу. С. 20. 2 Ранк О., Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок // Между Эдипом и Озирисом. М., 1998. С. 210. 11 -10856 ■<££Я ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА жен основной комплекс бессознательных детских желаний, воплощена символика всех асоциальных, аморальных человеческих поступков, а вместе с ней — и логика развития истории культуры. Сам Фрейд больше занимался психоаналитикой мифа, чем разработкой концепции мифотворчества. Он очень осторожно отзывался о проблематике сущности мифа, подчеркивая, что считает проблему далекой от своего завершенного решения. Психоаналитическая концепция мифотворчества разрабатывалась в трудах представителей школы Фрейда, его последователей — К. Абрахама, О. Ранка, Г. Закса и др. Главная позиция фрейдистской концепции мифа состоит в том, что миф — это выражение бессознательных ассоциаций и побуждений эпохи детства народов и содержит «детские желания народа»1; именно те желания, которые он привык всегда отодвигать на задний план»2. Если мифы — это сновидения эпохи детства народов, то, значит, сон взрослого человека — это его индивидуальный миф. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как трактовалось бессознательное в психологии до 3. Фрейда? 2. Какие три основные области «психического аппарата личности» выделял Фрейд? 3. Какова природа бессознательного по Фрейду? 4. Как Фрейд характеризовал отношения между Оно, Я и Сверх-Я? 5. Как Фрейд понимал природу сновидений? 6. Миф, по Фрейду, это явь или сон детства народов? 7. В чем смысл идеи «типических сновидений»? 8. Каковы три основных положения фрейдовской концепции мифотворчества? 9. Из каких психологических истоков нужно выводить содержание мифов, по Фрейду? Ранк О., Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок. С. 92. 2 Там же. С. 93. ГЛАВА 19 МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: К.Г ЮНГ Date: 2015-11-13; view: 364; Нарушение авторских прав |