Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф как сон детства народов





По Фрейду, содержание сновидений формируется не во сне, а в состоянии бодрствования. Во сне оживают влечения и побуж­дения, которые в состоянии бодрствования, регулируемом Я и кон­тролируемом Сверх-Я, подавляются. С ослаблением контроля со­знания над бессознательным, мышление уступает место фантазии и бессознательные желания выходят наружу, становятся достоя­нием впечатлений, представлений, образов. Фрейд потратил мно­го усилий для того, чтобы попытаться доказать, что в сновидении происходит переход абстрактных бессознательных влечений и по­буждений в визуальные образы. (То же касается и некоторых пси­хических расстройств.) Например, во сне могут оживляться нена­висть, честолюбие, ревность, зависть, сексуальные желания самых разных видов, в которых мы в состоянии бодрствования не осме­ливаемся признаться.

Более того, по мысли Фрейда, сон несет в себе не только визу­альные образы подавленных желаний, но и ощущение их реализо­ванное™ — во сне человек воображает, что эти желания исполни­лись. Иллюзия исполнения желания во сне — своеобразная форма сбережения самого сна. Воображение исполненного желания, чув­ство удовлетворения есть средство сохранения сна и физиологи­ческого равновесия организма. Сновидения должны охранять и со­хранять сон.

Во фрейдовской теории сновидений содержится идея типи­ческих сновидений. Хотя сновидения образуются на материале не­повторимой психической жизни индивида, тем не менее основные формы инстинктивных желаний, влечений, порождающие снови­дения, присущи всем людям. Такие формы образуют основу типи­ческих сновидений. Типические сновидения происходят из дет­ских воспоминаний, поскольку основные типы желаний личности, исполняющихся в сновидении, закладываются именно в детстве. Фрейд считал, что в детстве основные инстинктивные желания были непосредственными, но по мере социализации личности, ус­воения норм общественного поведения они вытесняются в сферу бессознательного.

По Фрейду, ребенок — асоциальное, эгоистическое, по сути аморальное существо. Воспитание детей состоит в преодолении их эгоизма и аморализма через усвоение социальных запретов, кото­рые не устраняют желания, а подавляют, вытесняя их в сферу бес­сознательного. Поэтому у взрослого человека сновидения — это


ГЛАВА 18. МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО... ЩЗШ

продолжение проявления аморальной детской фантазии. По Фрей­ду, сон — это погружение в детские, оставшиеся неосуществлен­ными желания (либидонозные, в более поздних работах — жела­ния смерти и пр.). По мысли Фрейда и его последователей, основные детские желания, являющиеся источником типических сновидений, являются отправной базой мифологии. Природа и со­держание мифов должны выводиться из типических детских же­ланий. Главные мотивы мифотворчества производны от конфлик­тов детской психической жизни, возникающих на почве различных отношений к родителям и семье.

В основе фрейдистской концепции мифа три положения. Во-первых, убеждение, что существуют аналогии между мифами и ти­пами сновидений, параллелизм сна и мифа. Сон и миф соотносят­ся между собой как онтогенез и филогенез психической жизни. Различие между сном и мифом в том, что сон не предназначен для понимания всеми, а миф должен быть доступен для понимания каждого.

Во-вторых, то обстоятельство, что некоторые фантазии и сны душевнобольных совпадают с мифами древних народов; «душев­нобольной и невротик сближаются... с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени»1. А значит, само возникновение мифов является свидетельством того, что со­циокультурные запреты уже сложились (Сверх-Я) и личность уже стремится вытеснять свои желания и страсти в бессознательное.

В-третьих, задача изучения мифотворчества — выяснение скрытых мотивов мифов — инстинктивных сил, определяющих возникновение мифа, запрещенных желаний, отказ от которых и влечет за собой создание мифа. Ведь «потребность в создании и пересказывании мифов обусловлена отказом от определенных реальных источников наслаждения и необходимости компенсиро­вать их фантазией»2.

Во фрейдизме, в его интерпретации истории культуры и сущно­сти мифа большую роль играет миф об Эдипе — человеке, убившем своего отца, женившемся на своей матери, дети которой были одно­временно его братьями и сестрами. Фрейд считал, что миф об Эдипе несет в себе универсальный, общечеловеческий смысл, в нем выра-

Фрейд 3. Тотем и табу. С. 20. 2 Ранк О., Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок // Между Эдипом и Озирисом. М., 1998. С. 210.

11 -10856


■<££Я ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА

жен основной комплекс бессознательных детских желаний, вопло­щена символика всех асоциальных, аморальных человеческих по­ступков, а вместе с ней — и логика развития истории культуры.

Сам Фрейд больше занимался психоаналитикой мифа, чем разработкой концепции мифотворчества. Он очень осторожно от­зывался о проблематике сущности мифа, подчеркивая, что счита­ет проблему далекой от своего завершенного решения. Психоана­литическая концепция мифотворчества разрабатывалась в трудах представителей школы Фрейда, его последователей — К. Абраха­ма, О. Ранка, Г. Закса и др. Главная позиция фрейдистской кон­цепции мифа состоит в том, что мифэто выражение бессозна­тельных ассоциаций и побуждений эпохи детства народов и содержит «детские желания народа»1; именно те желания, ко­торые он привык всегда отодвигать на задний план»2. Если мифы — это сновидения эпохи детства народов, то, значит, сон взрослого человека — это его индивидуальный миф.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как трактовалось бессознательное в психологии до 3. Фрейда?

2. Какие три основные области «психического аппарата лично­сти» выделял Фрейд?

3. Какова природа бессознательного по Фрейду?

4. Как Фрейд характеризовал отношения между Оно, Я и Сверх-Я?

5. Как Фрейд понимал природу сновидений?

6. Миф, по Фрейду, это явь или сон детства народов?

7. В чем смысл идеи «типических сновидений»?

8. Каковы три основных положения фрейдовской концепции мифотворчества?

9. Из каких психологических истоков нужно выводить содер­жание мифов, по Фрейду?

Ранк О., Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок. С. 92. 2 Там же. С. 93.


ГЛАВА 19

МИФ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВНОГО

БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: К.Г ЮНГ

Date: 2015-11-13; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию