Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Еея часть седьмая. Немецкая философия и наука о сущности мифа
зов, но и эмоций, переживаний, аффектов, — объективация, которая обеспечивается апперцепцией как некоторым волевым актом сознания. По его мнению, миф и есть один из результатов такой активности апперцепции, форма «вчувствования». Миф возникает тогда, когда акт внутренней воли проецируется на сферу ощущений, и тогда «ощущения непосредственно становятся свойствами объекта»1. В таком случае содержание переживания осознается не как субъективная деятельность, а выносится вовне, в мир, в природу. «Подобно тому, как надетая кем-нибудь на лицо маска, — писал Вундт, — есть для первобытного человека в действительности тот демон или то животное, которое она обозначает, а не просто изображение его... подобно этому и появление души во сне есть для него непосредственное, принимаемое без всякой рефлексии, переживание»2. Вундт называет это олицетворяющей апперцепцией. Для того чтобы переживание проецировалось на объект, необходимо особое душевное состояние — когда чувства крайне напряжены и интенсивно выражены, поднимаются до экстремально-стрессового уровня. При этом предмет, на который субъектом спроецирован аффект, наделяется в сознании субъекта «человеческими качествами» и сам становится для человека символом некоторого эмоционального состояния. Например, если на предмет перенесено чувство страха, то для человека этот предмет уже выступает как символ угрозы или злобы, зависти, ненависти (в зависимости от обстоятельств); если на предмет спроецировано удивление, то такой предмет выступает для человека носителем чего-то неожиданного, импозантного, любопытного и т.д. Вундт отмечает, что отнюдь не все предметы окружающего мира вызывают у человека «мифологическое вчувствование». Множество предметов оставляют человека равнодушными, он проходит мимо, не выражая к ним каких-либо эмоций, аффектов, с чувством обыденного безразличия. Только то, что вызывает у че-ловека'сильные аффекты, может порождать мифологические образы, антропоморфизироваться человеком. Так Вундту удается объяснить наличие в первобытном сознании мощного внемифо-логического пласта знаний и навыков, которые являлись результатом накопления стихийно-эмпирического опыта и адекватно отражали естественные закономерные связи и отношения мира. Вундт В. Миф и религия. С. 44. 2 Там же. С. 47. Date: 2015-11-13; view: 381; Нарушение авторских прав |