Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еея часть седьмая. Немецкая философия и наука о сущности мифа





зов, но и эмоций, переживаний, аффектов, — объективация, ко­торая обеспечивается апперцепцией как некоторым волевым ак­том сознания. По его мнению, миф и есть один из результатов та­кой активности апперцепции, форма «вчувствования».

Миф возникает тогда, когда акт внутренней воли проецирует­ся на сферу ощущений, и тогда «ощущения непосредственно ста­новятся свойствами объекта»1. В таком случае содержание пережи­вания осознается не как субъективная деятельность, а выносится вовне, в мир, в природу. «Подобно тому, как надетая кем-нибудь на лицо маска, — писал Вундт, — есть для первобытного человека в действительности тот демон или то животное, которое она обо­значает, а не просто изображение его... подобно этому и появле­ние души во сне есть для него непосредственное, принимаемое без всякой рефлексии, переживание»2. Вундт называет это олицетво­ряющей апперцепцией.

Для того чтобы переживание проецировалось на объект, не­обходимо особое душевное состояние — когда чувства крайне на­пряжены и интенсивно выражены, поднимаются до экстремаль­но-стрессового уровня. При этом предмет, на который субъектом спроецирован аффект, наделяется в сознании субъекта «челове­ческими качествами» и сам становится для человека символом не­которого эмоционального состояния. Например, если на предмет перенесено чувство страха, то для человека этот предмет уже выс­тупает как символ угрозы или злобы, зависти, ненависти (в зави­симости от обстоятельств); если на предмет спроецировано удив­ление, то такой предмет выступает для человека носителем чего-то неожиданного, импозантного, любопытного и т.д.

Вундт отмечает, что отнюдь не все предметы окружающего мира вызывают у человека «мифологическое вчувствование». Множество предметов оставляют человека равнодушными, он про­ходит мимо, не выражая к ним каких-либо эмоций, аффектов, с чувством обыденного безразличия. Только то, что вызывает у че-ловека'сильные аффекты, может порождать мифологические об­разы, антропоморфизироваться человеком. Так Вундту удается объяснить наличие в первобытном сознании мощного внемифо-логического пласта знаний и навыков, которые являлись резуль­татом накопления стихийно-эмпирического опыта и адекватно отражали естественные закономерные связи и отношения мира.

Вундт В. Миф и религия. С. 44. 2 Там же. С. 47.








Date: 2015-11-13; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию