Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 17. Психология и мифология еея
идее, что объект познания должен опосредоваться самим процессом познания, структурой и деятельностью сознания субъекта, что предмет познания дан субъекту не сам по себе, а лишь в формах активности субъекта, прежде всего его сознания. Проблему объективности знания Кант решал не через анализ соотношения образа (знания) и предмета природы, а через поиск внутреннего самосогласования форм сознания. Он вводит понятие «трансцендентального единства апперцепции» как априорного свойства сознания, как «объективного единства самосознания», «благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте»1. С помощью «трансцендентального единства апперцепции» Кант представлял проблему объективности знания как его объективацию, обеспечиваемую внутренними принципами самоорганизации сознания. Здесь заложена важная и продуктивная идея о том, что в силу системной самоорганизации сознания ряд его черт, свойств, сторон неизбежно определяется не предметом познания и не характеристиками субъекта, а целостностью системы сознания, ее системными качествами. На этом пути появляется возможность и миф объяснить как одно из системных качеств сознания, как момент самоорганизации сознания. Только для этого необходимо придать понятию апперцепции не когнитивные характеристики, а черты интегратора чувственно-эмоционального переживания и волевой самоорганизации личности. Такой подход и был реализован в работах В. Вундта. В. Вундт существенно расширил кантовское понятие апперцепции, ввел представление о нескольких типах апперцепции, новых ее функциях. Так, один из типов апперцепции порождает феномен «вчувствования» — объективации перцептивного образа. Например, световое воздействие вещи на глаз воспринимается не как субъективное состояние сетчатки, а как действительная вещь, расположенная вне глаза в реальном пространстве и времени. Субъект «выносит» образ вещи из сознания и проецирует его вовне, в окружающую среду, которая таким образом отражается. Субъективный образ вещи объективизируется, проецируется сознанием на отражаемый объект. Благодаря активности сознания субъективный образ объекта и сам объект субъектом отождествляются. Вундт распространяет представление о предметности перцептивного образа на эмоционально-аффективную сферу. Он считает, что существует объективация не только перцептивных обра- Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964, Т. 3. С. 196. Date: 2015-11-13; view: 361; Нарушение авторских прав |