Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Психология и мифология еея





идее, что объект познания должен опосредоваться самим процес­сом познания, структурой и деятельностью сознания субъекта, что предмет познания дан субъекту не сам по себе, а лишь в формах активности субъекта, прежде всего его сознания. Проблему объек­тивности знания Кант решал не через анализ соотношения образа (знания) и предмета природы, а через поиск внутреннего самосог­ласования форм сознания. Он вводит понятие «трансценденталь­ного единства апперцепции» как априорного свойства сознания, как «объективного единства самосознания», «благодаря которо­му все данное в созерцании многообразие объединяется в поня­тие об объекте»1. С помощью «трансцендентального единства ап­перцепции» Кант представлял проблему объективности знания как его объективацию, обеспечиваемую внутренними принципами са­моорганизации сознания.

Здесь заложена важная и продуктивная идея о том, что в силу системной самоорганизации сознания ряд его черт, свойств, сторон неизбежно определяется не предметом познания и не характеристи­ками субъекта, а целостностью системы сознания, ее системными качествами. На этом пути появляется возможность и миф объяснить как одно из системных качеств сознания, как момент самоорганиза­ции сознания. Только для этого необходимо придать понятию аппер­цепции не когнитивные характеристики, а черты интегратора чув­ственно-эмоционального переживания и волевой самоорганизации личности. Такой подход и был реализован в работах В. Вундта.

В. Вундт существенно расширил кантовское понятие аппер­цепции, ввел представление о нескольких типах апперцепции, но­вых ее функциях. Так, один из типов апперцепции порождает фе­номен «вчувствования» — объективации перцептивного образа.

Например, световое воздействие вещи на глаз воспринимается не как субъективное состояние сетчатки, а как действительная вещь, расположенная вне глаза в реальном пространстве и времени. Субъект «выносит» образ вещи из сознания и проецирует его вовне, в окружающую среду, которая таким образом отражается. Субъек­тивный образ вещи объективизируется, проецируется сознанием на отражаемый объект. Благодаря активности сознания субъективный образ объекта и сам объект субъектом отождествляются.

Вундт распространяет представление о предметности перцеп­тивного образа на эмоционально-аффективную сферу. Он счита­ет, что существует объективация не только перцептивных обра-

Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964, Т. 3. С. 196.








Date: 2015-11-13; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию