Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть седьмая. Немецкая философия и наука о сущности мифа





сама «психология превращается в мифологию»1. Гербарт видел задачу психологии в объяснении психической жизни как актив­ного, деятельного процесса. Активность психической жизни, по его мнению, определяется существованием души как первичного и в своей основе непознаваемого начала. О душе можно судить лишь по ее проявлениям, а «массовый» феномен, в котором про­являются акты души, — это представления. Гербарт перенес основ­ной акцент психологического познания с изучения ощущений на исследование представлений. Представления для него — это не толь­ко некоторое содержание сознания, но еще и некоторая энергети­ческая величина. Психическая жизнь, с его точки зрения, должна быть понята в «статике и динамике представлений». Но такую ди­намику он понимал механистически, и потому душевная жизнь в его психологии предстает чуть ли не как механическая «игра» представлений.

Ученики Гербарта (Г Штейнталь, М. Лацарус и др.) попыта­лись применить его доктрину для создания «психологии народов», которая должна объяснить своеобразие духовной культуры каж­дого народа, его обычаев, религии, мифов, фольклора и пр. В «пси­хологии народов» миф трактовался как продукт взаимной асси­миляции элементов представлений, результат обмана чувств, некоторая иллюзия. На ощущения человека накладываются рас­хожие господствующие представления, в результате чего синте­зируется реальное и нереальное. Например, образ заходящего сол­нца ассоциируется и сливается в одно целое с образом красной вытекающей крови, который в свою очередь ассоциируется с об­разом умирающего героя и т.д. «Теория иллюзий» оставалась в рус­ле когнитивных трактовок мифа, но акцент в ней переносился на активность сознания, которая может способствовать порождению как адекватных, так и искаженных образов мира.

Во второй половине XIX в. зарождается научная психология, опирающаяся во многом на методы естествознания, прежде всего эксперимент, математические методы и др. Человек, его психиче­ская жизнь становятся таким же объектом позитивного, эмпири­чески обоснованного конкретно-научного изучения, каким начи­ная с XVII в. является природа для естествознания.

Решающий поворот в ориентации теорий мифотворчества на эмоционально-аффективный аспект сознания осуществил осново-

1 Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. С. 99.








Date: 2015-11-13; view: 379; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию