Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть седьмая. Немецкая философия и наука о сущности мифа
сама «психология превращается в мифологию»1. Гербарт видел задачу психологии в объяснении психической жизни как активного, деятельного процесса. Активность психической жизни, по его мнению, определяется существованием души как первичного и в своей основе непознаваемого начала. О душе можно судить лишь по ее проявлениям, а «массовый» феномен, в котором проявляются акты души, — это представления. Гербарт перенес основной акцент психологического познания с изучения ощущений на исследование представлений. Представления для него — это не только некоторое содержание сознания, но еще и некоторая энергетическая величина. Психическая жизнь, с его точки зрения, должна быть понята в «статике и динамике представлений». Но такую динамику он понимал механистически, и потому душевная жизнь в его психологии предстает чуть ли не как механическая «игра» представлений. Ученики Гербарта (Г Штейнталь, М. Лацарус и др.) попытались применить его доктрину для создания «психологии народов», которая должна объяснить своеобразие духовной культуры каждого народа, его обычаев, религии, мифов, фольклора и пр. В «психологии народов» миф трактовался как продукт взаимной ассимиляции элементов представлений, результат обмана чувств, некоторая иллюзия. На ощущения человека накладываются расхожие господствующие представления, в результате чего синтезируется реальное и нереальное. Например, образ заходящего солнца ассоциируется и сливается в одно целое с образом красной вытекающей крови, который в свою очередь ассоциируется с образом умирающего героя и т.д. «Теория иллюзий» оставалась в русле когнитивных трактовок мифа, но акцент в ней переносился на активность сознания, которая может способствовать порождению как адекватных, так и искаженных образов мира. Во второй половине XIX в. зарождается научная психология, опирающаяся во многом на методы естествознания, прежде всего эксперимент, математические методы и др. Человек, его психическая жизнь становятся таким же объектом позитивного, эмпирически обоснованного конкретно-научного изучения, каким начиная с XVII в. является природа для естествознания. Решающий поворот в ориентации теорий мифотворчества на эмоционально-аффективный аспект сознания осуществил осново- 1 Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. С. 99. Date: 2015-11-13; view: 379; Нарушение авторских прав |