Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 17. Психология и мифология■cliM Таким образом, ницшеанская концепция мифологии развернула анализ мифотворчества в направлении выявления глубинных, вне и до сознания существующих оснований духовности. Миф здесь становится более значимым, глубоким и весомым моментом духа, чем сознание, познание, наука. Он трактуется как ключевой момент духовности, ее всеобщее основание, инстинктивное, чувственно-аффективное усвоение которого является решающим средством преобразования морали, а значит, культуры, т.е. человека, общества, их будущей истории. Учение Ницше было одним из самых влиятельных в культурной жизни Европы (особенно Германии) первых десятилетий XX в. Его влияние оказалось весьма противоречивым1. Идеи Ницше послужили творческим импульсом для развития многих философских учений второй половины XIX — начала XX в. В частности, Ницше предвосхитил философию истории О. Шпенглера, в которой была развита идея культурных циклов, подготовленная представлением о «вечном возвращении», идеи и установки психоанализа. 3. Фрейд писал о том, что идеи Ницше оказали на него громадное влияние. От «психологии народов» к концепциям мифа как аффекта На становление эмоциональных концепций мифа оказала (сложившаяся под весомым влиянием романтизма и психологии И.Ф. Гербарта) бурно развивавшаяся в XIX в. «психология народов». По мысли Гербарта, психология должна быть избавлена от эмпирически необоснованных понятий, к которым он прежде всего относил представление о «врожденных способностях». Наличие в системе категорий психологии такого рода бессмысленных, необосновываемых понятий, писал Гербарт, приводит к тому, что Отдельные реакционные аспекты учения Ницше нашли свое продолжение в идеологиях национализма, милитаризма и фашизма. Здесь на первый план выступили волюнтаризм, идея сильной личности, «сверхчеловека», расизм. Вместе с тем справедливости ради следует отметить, что многие фашистские идеи (пангерманизм, антисемитизм, славянофобия) были чужды Ницше. Он не был «врагом человечества» в том смысле, в каком такими врагами были носители фашистской идеологии. Ницше как философ искал свою интерпретацию будущего истории, культуры, морали, допуская при этом возможность идей волюнтаризма, элитаризма, даже расизма, пытался реформировать культуру, цивилизацию.
|