Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ю часть седьмая. Немецкая философия и наука о сущности мифа





новной идеал романтизма — о творческой роли художника в со­зидании грядущего, борьбе творческого героя против инертной толпы, филистерства, мещанства, культурной ограниченности, духовной приземленности, «бессознательной индивидуальной че­ловеческой природы».

Вагнер не только создавал величайшие оперные произведения (прежде всего оперная тетралогия с мифологическим сюжетом «Кольцо Нибелунга», а всего им было написано 13 опер), но соче­тал свой композиторский дар с даром теоретика, философа искус­ства. В частности, ему принадлежит глубокая идея о генетической связи музыки и мифа.

В музыке Вагнер видит прежде всего искусство выражения человеческих чувств (не только общих сторон чувств, но и содер­жание определенных, индивидуальных чувств, переживаний от­дельной личности, в том числе и возбужденной фантазии). И если содержанием музыки является мир человеческих чувств, ее орга­нами — гармония и ритм, то сущностью музыки выступает мело­дия; именно «мелодия является полным выражением внутренней сущности музыки»1. Бессознательно формировавшиеся в древно­сти исторически первые мелодии («мелодии-матери», по Вагнеру), как и мифы, выражают творческую духовность народа.

Миф, по мысли Вагнера, — это древнейшая форма поэтиче­ского воображения, фантазии, возникающая в силу неспособно­сти древнего человека усилиями рассудка представить подлинные причины явлений. Миф — это изначально религиозная форма, «поэма общего мировоззрения»2, но форма, обладающая пласти­ческой многогранностью, что делает миф неисчерпаемым источ­ником искусства, и не только искусства. Все формы культуры выш­ли из мифа: «Новый мир приобрел свою творческую силу из мифа»3. Причем, по меткому замечанию Вагнера, «несравненно в мифе то, что он во всякое время остается правдивым, а его со­держание — при наибольшей краткости — неисчерпаемым»4. Миф связан с музыкой глубоким, генетическим единством. Первобыт­ные мифы самым непосредственным образом связаны с первич­ными мелодиями («матери-мелодии»). Таким образом, мелодия, эта сущность музыки, ее дух, формируется в первобытности на-

Вагнер Р. Кольцо Нибелунга. Избранные работы. М., 2001. С. 496.

2 Там же. С. 536.

3 Там же. С. 537.

4 Там же. С. 563.








Date: 2015-11-13; view: 365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию