Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 17. Психология и мифология. Ряду и в связи с мифом, как язык чувств (мелодия) в связи с языком образа (мифом)
ШЛАМ ряду и в связи с мифом, как язык чувств (мелодия) в связи с языком образа (мифом). Вагнеровские идеи о связи мифа и музыки нашли свое развитие в творчестве Ф. Ницше. Миф как основание культуры: Ф. Ницше Ф. Ницше (1844—1900) — «возмутитель умов» европейской интеллигенции конца XIX — начала XX в., сложный и противоречивый мыслитель, философствующий публицист, эссеист, обладавший парадоксальным способом мышления, вносящим сумятицу в умы. В Ницше как человеке и мыслителе поражает — а некоторых восхищает — не столько его философская доктрина, сколько умение идти до конца в реализации своих философских положений, выводить из них все возможные, и даже совершенно непривычные, следствия; идти до конца, не страшась разрывов с научными традициями, философскими школами, моралью, правом, религией. Общей идейной предпосылкой философии Ницше является немецкий романтизм. Ницше впитал в себя дух романтизма с юности, и его — с определенной долей условности — можно назвать последним немецким романтиком. Непосредственные истоки философии Ницше: учение Шопенгауэра о воле как первооснове всего сущего и учение Вагнера о единстве мифа и музыки, роли творческого гения в реформировании культуры. Вслед за Шопенгауэром Ницше обращает внимание на то, что европейский человек стал несоразмерен разросшемуся социокультурному миру: от него требуется такая многосторонность, сложность, к который он не готов, и это порождает его опустошенность, нечестность, фальшь, бесцельность, безмерность, условность, маскарадность. Существующий культурный мир своим эгоизмом, корпоративными интересами, государством, церковью способен предписывать человеку лишь внешние и чуждые ему цели и мотивы. Согласно Ницше, мир есть становление как чистое движение. Бесцельность становления конкретизируется им в идее «вечного возвращения». В основе мира лежит «воля», понимаемая им как движущая сила становления, как «воля к власти», к расширению своего Я, к экспансии. Человек есть биологический организм, вырабатывающий свои формы приспособления к окружающему миру. Человеческий интеллект — это некий слой психики, нужный для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это надо Щ| ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА для практических потребностей. Человеческое мышление неизбежно носит образный и метафорический характер. Образность — это то, что соединяет человека с действительностью. А научные абстракции, понятия, категории лишены этой связи. Ницше считал, что все основные научные абстракции (причина, число, относительность, закон, свобода, цель и др.) — это чисто субъективные фикции, и отнесение их к миру есть не что иное, как мифология. Всегда и во всем, где человек творит в сфере духа, он творит в конечном счете мифологию. Даже наука, которую принято считать принципиально отличной от мифа формой сознания, в конце концов тоже есть мифология, утверждал Ницше. Человек глубоко ошибается, когда думает, что он познает истину. На самом деле он не может судить об истине, он может творить только миф об истине, а значит, судить только о ценности истины1. По мнению Ницше, миф следует признать за «необходимый результат и даже за конечную цель науки»2. Миф для Ницше — основа любого типа культуры. Вместе с разрушением «чутья к мифу» отмирают и исторические основы культуры: «Без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в законченное целое»3. И миф, и музыка являются непосредственным языком, зеркалом мировой Воли. Музыка способна порождать миф. Миф же вещает о всемогуществе вечного волевого начала, об ужасах индивидуального существования. Любая культура уничтожается в своем основании, когда теряет способность к мифотворчеству. Утрата мифа — гибель культуры. Уничтожающим культуру фактором выступает дух науки, сократическое, теоретическое отношение к миру, считает Ницше. Возрождение культуры возможно только благодаря мифотворческой силе музыки. Современная европейская культура находится в глубочайшем кризисе, постоянно подчеркивает Ф. Ницше, поскольку «миф... давно уже повсюду лежит в параличе и... везде достиг господства... оптимистический дух... как зародыш гибели нашего общества»4. Ницше Ф. О предрассудках философов // Дарвинизм и теория познания. СПб., 1899. С. 40. 2 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Соч.: 3 Там же. С. 149. 4 Там же. С. 128. Date: 2015-11-13; view: 383; Нарушение авторских прав |