Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 17. Психология и мифология. Ципе не может проникнуть
ММ ципе не может проникнуть. Поэтому «жизнь нельзя поставить перед лицом разума». Она порождает сложный и многогранный опыт, не сводимый не только к разуму, но и к какому-либо другому свойству сознания (чувствам, эмоциям, аффектам, переживаниям, потребностям и др.). Представители «философии жизни» утверждали, что в постижении бытия следует исходить не из одного какого-либо, пусть и всеобщего, свойства духа (знания, познания, ценностей и пр.), а из «полноты переживаний жизни». Каждое явление культуры индивидуально и неповторимо, оно по-своему выражает сокровенный смысл жизненного потока, не имеет аналогов и потому не может быть постигнуто рационально-логическими процедурами, а постигается лишь в переживании, в интуиции, в некоторых «озарениях духа». Любые попытки концептуализации жизни бессмысленны, обречены на неудачу. Жизнь — это стремительный поток самых различных сил, в том числе темных, непостижимых. НельЗя сказать ничего определенного, куда этот поток несет. Жизнь невозможно постичь рационально, нельзя научно предвидеть ее будущее. И потому философия — это не столкновение умов, а тяжба пророков1. Жизнь не имеет никакого единого основания, она — вне оснований; жизнь — это поток волевого напряжения, чувств, побуждений, аффектов, страстей и др. Любые попытки расчленить жизненный поток, выявить его составляющие носят относительный характер. К ним не следует относиться серьезно, пытаться видеть в них моменты абсолютной истины. А раз так, то роли и творческие функции самого сознания должны быть радикально переосмыслены. В первую очередь это относится к мифотворчеству. Для переосмысления роли мифотворчества в культуре многое было сделано Р. Вагнером (1813—1883) — гениальным композитором, оригинальным мыслителем, блестящим полемистом, реформатором театра, яркой и противоречивой личностью, столь же безудержной и неукротимой, как его русский друг и соратник Михаил Бакунин. Вагнер хотел обновить трагедию как драматический жанр и, пользуясь театром как «умственным орудием», оживить в человеческой душе упавший дух лиризма. Вагнер принадлежал к поколению «поздних романтиков», сохранивших ос- Детальнее см.: Дилыпей В. Сущность философии // Философия в систематическом изложении. СПб., 1909; Он же. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. № 1. СПб., 1912; Он же. Описательная психология. М., 1924. Date: 2015-11-13; view: 340; Нарушение авторских прав |