Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 16. Миф в свете структурализма вц
«которую мы можем назвать духовной, или моральной»1. Именно оно делает человека общественным существом, формирует чувства коллективизма, единства и солидарности. В сознании первобытного человека, ведущего образ жизни охотника, рыболова и собирателя, животные и растения выступают силой, от которой он зависит; и эту зависимость он эмоционально-аффективно ощущает. Поэтому такая зависимость «часто, хотя, вероятно, и не всегда, закрепляется в мифологии, которая персонифицирует животных и представляет их в виде предков и культурных героев. Это также закрепляется множеством обычаев, связанных с животными и растениями»2, в том числе наделением их признаками священности. В первобытной культуре «природный порядок проникает в социальный порядок и становится частью последнего»3, т.е. природные явления здесь непосредственно являются моментами культурной жизни. Первобытная вселенная определяется не законами природы, а символизируется нормами морали и ритуалами. Основание тотемизма Рэдклифф-Браун усматривал в дифференциации первобытного общества, членении его социальной структуры на сегменты — кланы, фратрии и др. В этом случае возникает необходимость фиксации новых сегментов, их отграничения, объединения в составе более высоких сегментов и др. При этом каждому клану нужен собственный священный объект (тотем) для того, чтобы зафиксировать не только свое внутреннее единство, но и отличие от других кланов, противостояние социальных сегментов. Так, отдельные сегменты социальной системы ассоциируются с теми или иными значащими для повседневной жизни группами естественных явлений, видами животных или растений4. И все это закрепляется в мифотворчестве. Мифу обычно соответствует обряд; миф является способом обоснования обряда, наполняет его смыслом, объединяет психологические составляющие обряда с его предметными действиями. Этим самым миф как бы обеспечивает общий порядок вселенной. Вот здесь особую роль играют психологические закономерности сознания. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. С. 185. 2 Там же. С. 148. 3 Там же. С. 152. 4 Поэтому образы природы богаче и разнообразнее в тех обществах, tESM ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. Одна из них — «ассоциации по контрасту». На основе такого рода соображений Рэдклифф-Браун провел обстоятельный анализ ряда мифологических сюжетов, в частности мифологического сюжета о Клинохвостом Орле и Вороне, широко распространенного в Австралии и Америке. Он показывает, что эти птицы являются тотемами экзогамных половин некоторых племен (поэтому Клинохвостый Орел в мифе называется братом матери Ворона); отсюда и объяснения контрастных признаков мифологических персонажей (у ворона черные перья и красные глаза, а у орла белые перья и пр.)1. Мифы — это лежащие в основе ритуалов специфические нормы, регулирующие поведение людей и определяющие аранжировку индивидов в социальной структуре. Поступки мифологических героев — это обычная норма поведения (мононорма). Миф сакра-лизирует норму, в чем и состоит его главная функция. Миф — это прежде всего соционормативный регулятор. В мифе закодированы нормы поведения людей, соблюдение которых обеспечивает гармонизацию социального коллектива. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каковы основные принципы и понятия структурализма? 2. На какой основе, по Рэдклифф-Брауну, возникают социальные отношения? 3. Как связаны между собой социальные отношения и социальные структуры? 4. Что такое «социальная форма»? 5. Как определял Рэдклифф-Браун понятие социальной значимости? 6. Какие структурные принципы родства в первобытном обществе были выделены и проанализированы Рэдклифф-Брау-ном? 7. Какую роль, по мнению структурализма, играет мифология в первобытном сознании? 8. Чем гносеологическое понимание сущности мифа отличается от соционормативного ее понимания? Radcliff-BrownA.R. Method in Social Anthropology: Bombay, 1973. P. 96— 99. Date: 2015-11-13; view: 339; Нарушение авторских прав |