Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От функции к структуре
В отличие от Б. Малиновского, А.Р. Рэдклифф-Браун видел в функционализме лишь промежуточную методологическую программу. Он акцентировал внимание социальной антропологии не на функциональных, а на структурных аспектах первобытных культур. Понятия структуры, функции и процесса тесно связаны между собой. Понятие функции указывает на отношения между процессом и структурой системы. Поэтому, выявив функцию элемента в системе, его вклад в целостную социальную организацию, следует идти дальше — определять структуру данной социальной системы. Изучение социальных структур Рэдклифф-Браун считал фундаментальной задачей социальной антропологии. Он разработал структуралистическую методологию анализа первобытных обществ. В основе структуралистической методологии Рэдклифф-Бра-уна лежит понимание общества как естественной системы. Общество, по его мнению, такая же система, как атом, молекула, космические системы, биологические организмы и др., а социальные структуры качественно не отличаются от естественных. «Я рас- ГЛАВА 16. МИФ В СВЕТЕ СТРУКТУРАЛИЗМА Щ&М сматриваю социальную антропологию, — отмечал Рэдклифф-Бра-ун, — как теоретическую естественную науку о человеческом обществе. Иными словами, как изучение социальных явлений методами, принципиально сходными с теми, что используются в физических и биологических науках»1. В социальной системе проявляются две тенденции — интеграция, стремление к ее организованности, и дезинтеграция, разрушение, дисфункциональ-ность. Конфликт между ними определяет динамику системы, ее диахронию, эволюцию. Поэтому социальная система может изучаться и в статике (изучение социальных структур и их сравнение между собой), и в динамике, где главным является изучение социальной диверсификации (когда из небольшого числа социальных форм возникает множество новых) и усложнения социальной структуры. Любая система состоит из элементов и отношений между ними. Общество — это система, элементами которой выступают люди. Связи между людьми образуют социальные отношения, которые возникают на основе взаимной заинтересованности двух субъектов (по меньшей мере) в каком-либо объекте (действии), имеющем для них значимость2. Социальные отношения и социальные роли индивидов следует рассматривать как части социальной структуры. Социальная структура — это грандиозная сеть реально существующих (в данное время) отношений индивидов между собой, которые включают в себя также интересы и значимости различных объектов для индивидов. Человек как элемент социальной структуры предстает в качестве личности. Личность — это социальная характеристика индивида, определяемая его ролью в социальной структуре. Жизнедеятельность общества постоянно, день ото дня, изменяет его социальную структуру, обновляет ее. Но при этом неизменной остается ее «структурная форма», т.е. общая норма структурных отношений, которая претерпевает изменения только в ходе войн или революций3. Кроме людей и социальных отношений в социальную систему, по Рэдклифф-Брауну, входят еще «социальные обычаи», т.е. правила и нормы поведения, которые (осознанно или неосознанно) признаются множеством людей в качестве оснований своего Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. С. 220. 2 Там же. С. 230. 3 Там же. С. 223—224. ■££■ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. поведения. Главная функция социального обычая состоит в обеспечении нормального действия той части социальной системы, к которой он принадлежит. Поскольку видов деятельности и форм поведения в обществе много, постольку много и типов социальных обычаев. Каждый из них представляет собой социальный институт, т.е. «нормы поведения, установленные для конкретной формы общественной жизни»1. Примерами социального института могут служить семья, клан, государство и др. Совокупность социальных институтов данного общества, по Рэдклифф-Брауну, представляет собой его культуру. В системе категорий структурализма Рэдклифф-Брауна важную роль играет также понятие значимости — ценностей, определяющих поведенческие акты субъекта по отношению к разного рода объектам2. Одна из важных разновидностей социальных зна-чимостей — ритуальные значимости, которые сопутствуют понятиям религии и мифологии. Эти принципы, понятия и представления явились методологической базой при изучении Рэдклифф-Брауном отношений родства в первобытных обществах. Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав |