Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От функции к структуре





В отличие от Б. Малиновского, А.Р. Рэдклифф-Браун видел в функционализме лишь промежуточную методологическую про­грамму. Он акцентировал внимание социальной антропологии не на функциональных, а на структурных аспектах первобытных куль­тур. Понятия структуры, функции и процесса тесно связаны между собой. Понятие функции указывает на отношения между процес­сом и структурой системы. Поэтому, выявив функцию элемента в системе, его вклад в целостную социальную организацию, следу­ет идти дальше — определять структуру данной социальной систе­мы. Изучение социальных структур Рэдклифф-Браун считал фун­даментальной задачей социальной антропологии. Он разработал структуралистическую методологию анализа первобытных об­ществ.

В основе структуралистической методологии Рэдклифф-Бра-уна лежит понимание общества как естественной системы. Об­щество, по его мнению, такая же система, как атом, молекула, кос­мические системы, биологические организмы и др., а социальные структуры качественно не отличаются от естественных. «Я рас-


ГЛАВА 16. МИФ В СВЕТЕ СТРУКТУРАЛИЗМА Щ&М

сматриваю социальную антропологию, — отмечал Рэдклифф-Бра-ун, — как теоретическую естественную науку о человеческом обществе. Иными словами, как изучение социальных явлений методами, принципиально сходными с теми, что используются в физических и биологических науках»1. В социальной системе проявляются две тенденции — интеграция, стремление к ее орга­низованности, и дезинтеграция, разрушение, дисфункциональ-ность. Конфликт между ними определяет динамику системы, ее диахронию, эволюцию. Поэтому социальная система может изу­чаться и в статике (изучение социальных структур и их сравнение между собой), и в динамике, где главным является изучение соци­альной диверсификации (когда из небольшого числа социальных форм возникает множество новых) и усложнения социальной структуры.

Любая система состоит из элементов и отношений между ними. Общество — это система, элементами которой выступают люди. Связи между людьми образуют социальные отношения, ко­торые возникают на основе взаимной заинтересованности двух субъектов (по меньшей мере) в каком-либо объекте (действии), имеющем для них значимость2. Социальные отношения и соци­альные роли индивидов следует рассматривать как части социаль­ной структуры. Социальная структура — это грандиозная сеть реально существующих (в данное время) отношений индивидов между собой, которые включают в себя также интересы и значи­мости различных объектов для индивидов. Человек как элемент социальной структуры предстает в качестве личности. Личность — это социальная характеристика индивида, определяемая его ролью в социальной структуре. Жизнедеятельность общества постоян­но, день ото дня, изменяет его социальную структуру, обновляет ее. Но при этом неизменной остается ее «структурная форма», т.е. общая норма структурных отношений, которая претерпевает изменения только в ходе войн или революций3.

Кроме людей и социальных отношений в социальную систе­му, по Рэдклифф-Брауну, входят еще «социальные обычаи», т.е. правила и нормы поведения, которые (осознанно или неосознан­но) признаются множеством людей в качестве оснований своего

Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. С. 220.

2 Там же. С. 230.

3 Там же. С. 223—224.


■££■ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В.

поведения. Главная функция социального обычая состоит в обес­печении нормального действия той части социальной системы, к которой он принадлежит. Поскольку видов деятельности и форм поведения в обществе много, постольку много и типов социальных обычаев. Каждый из них представляет собой социальный инсти­тут, т.е. «нормы поведения, установленные для конкретной фор­мы общественной жизни»1. Примерами социального института могут служить семья, клан, государство и др. Совокупность соци­альных институтов данного общества, по Рэдклифф-Брауну, пред­ставляет собой его культуру.

В системе категорий структурализма Рэдклифф-Брауна важ­ную роль играет также понятие значимости — ценностей, опреде­ляющих поведенческие акты субъекта по отношению к разного рода объектам2. Одна из важных разновидностей социальных зна-чимостей — ритуальные значимости, которые сопутствуют поня­тиям религии и мифологии.

Эти принципы, понятия и представления явились методологи­ческой базой при изучении Рэдклифф-Брауном отношений род­ства в первобытных обществах.







Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию