Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристики первобытной магии
Много страниц в трудах Малиновского посвящено первобытной магии. Малиновский рассматривает магию с точки зрения ее функциональной роли в первобытной культуре. Прежде всего он отмечал, что неправильно сводить первобытную духовную культуру только к формам религиозной жизни (мифологии, магии). Первобытный человек в повседневной жизни, в борьбе С природой накапливал значительный массив стихийно-эмпирических знаний, «основанных на опыте и систематизированных разумом»1. Его повседневная хозяйственная жизнь, ремесло, искусство во многих своих сферах опираются на опыт, эмпирические знания, руководствуются правилами логики2. Малиновский приводит много убедительных доводов в пользу убеждения в том, что «ум туземца функционирует по тем же правилам, что и наш: его способности к наблюдению весьма высоки, если он испытывает острый интерес к предмету, да и сами понятия «причины» и «следствия» отнюдь не чужды ему»3. Хотя с нашей точки зрения стихийно-эмпирические познания первобытного человека выглядят весьма ограниченно, тем не менее в системе его жизненных потребностей «они тверды и противостоят мистицизму»4. Вместе с тем в своей жизненной практике, в том числе и в земледелии, первобытный человек прибегает не только к опыту, навыкам, твердым знаниям, логическим рассуждениям, но и к магиче- Малиновский Б. Магия, наука и религия. С. 28. 2 Там же. С. 29. 3 Там же. С. 222—223. 4 Там же. С. 30. ГЛАВА 15. ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА Щ| ским процедурам. Малиновский собрал огромный материал о магических процедурах аборигенов Тробрианских островов, у которых окружены магией все те виды хозяйственной деятельности, которые «связаны с выраженными элементами случайности, риска или опасности»1. Он показал, что каждому виду хозяйственной деятельности соответствует свой магический обряд. Магические обряды носят сложный, комплексный характер. Составные части магии — заклинание (формула; определенные слова, произносимые нараспев, относящиеся к мифологии; миф придает заклинанию смысл и обоснованность), обряд (ритуальные действия), исполнитель (колдун и др.), получающий способность к магии, как правило, по наследству. Заклинание — основа магии, именно в нем заключается главная ее сила, определяемая связью с мифическими существами, а ритуал лишь «запускает» его. Сверхъестественность, таинственность заклинания обеспечиваются фонетическими аффектами, имитациями природных звуков (раскаты грома, завывание ветра и др.), словесным описанием желаемого события, апелляциями к предкам, от которых магия получена. Поскольку такие предки часто являются мифологическими персонажами, постольку «некоторые из заговоров связаны с мифами»2. Для первобытного человека магия является частью наследства времени творения мира; она «никогда не "рождалась", не создавалась и не изобреталась; она всегда просто "была"»3. Магия предстает как принадлежность человека и «никогда не воспринимается как природная сила, которая пребывает в вещах, действуя независимо от человека»4. Она действенна только при абсолютно безукоризненной передаче, без каких-либо изменений, любые отклонения от исходного варианта для нее губительны. Магия является важным средством организации труда, трудовой кооперации. Это — мощная социальная сила, придающая коллективу чувство солидарности, единства, общности. Магия — «великое безрассудство надежды» Чем вызывается появление магии? Малиновский объясняет это следующим образом. В первобытном обществе практические возможности человека ограниченны. В своей борьбе с природой Малиновский Б. Магия, наука и религия. С. 182. 2 Там же. С. 202. 3 Там же. С. 75. 4 Там же. С. 77. ■££■ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. человек часто оказывается в безвыходных ситуациях. Он постоянно ощущает свою ограниченность и стремится найти средства ее преодоления. Это вынуждает его искать такие модели поведения, которые могли бы восполнить в критические моменты жизни его бессилие. Одной из таких моделей поведения и является магия, придающая первобытному человеку уверенность, сохраняющая стабильность и целостность коллектива в частых ситуациях бессилия перед стихией природных и социальных воздействий. «Если человеком достигнут полный контроль над каким-нибудь процессом, — пишет Малиновский, — то магия никогда не привлекается для осуществления этого процесса. Зато магия неизбежно вторгается в любые типы активности, где случайные и бесконтрольные силы легко опрокидывают человеческие расчеты. В войне, в погоне за дождем и засухой, ветром и морем остро требуются магическая вера и магический ритуал»1. Малиновский подчеркивает, что не следует преувеличивать роль магии в первобытной культуре. Магия используется только там, где велик фактор риска, случайности, где страх и надежда неотрывны друг от друга. Если же процесс вполне контролируется человеком, то в магии нет необходимости. Можно сказать, что посредством магии человек обеспечивает себе некое иллюзорное убеждение в возможности достижения успеха в тех формах деятельности, которыми он пока еще рационально не овладел. Магия опирается не на логику, а на ассоциацию идей, которые непосредственно порождаются игрой эмоций. Магия возникает в ситуациях особого эмоционального накала, жизненных кризисов, психологических переломов, стрессов, неутоленных желаний. В основе магии — эмоциональные переживания; в магии человек постигает природу не разумом, а игрой эмоций. Психологические истоки магии — в способности эмоций частично замещать те или иные потребности человека, снимать напряженность мотивационных воздействий. Поэтому магические процедуры нередко сопровождаются сценическим артистизмом, драматизмом, требуют особых личностных качеств. Ведь «магия всегда совпадает с личными удачами, мастерством, отвагой и силой ума»2. И если еще окажется, что среди отрицательных результатов магии появился хотя бы один положительный исход (разу- Malinowski В. The Dynamics of Cultural Change. P. 49. Малиновский Б. Магия, наука и религия. С. 82. ГЛАВА 15. ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА Щ&М меется, по чисто объективным причинам), то в памяти коллектива свидетельство положительного исхода сохранится надолго. Оно будет затмевать отрицательные результаты, усиливая тем самым магическую традицию. Магия внушает веру в удачу во всех случаях, позволяет человеку в любой жизненной ситуации сохранять спокойствие, психологическое равновесие. Ее функция состоит в «ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом»1. Первобытный человек уверен, что надежда не может не сбыться. В магии Малиновский видит «воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера»2. Магия неотделима от мифологии. Date: 2015-11-13; view: 465; Нарушение авторских прав |