Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия как социальный институт





Малиновский одним из первых поставил вопрос о том, что рели­гия и ее формы должны быть поняты как некоторые функциональ­ные ответы на вызов общественной прагматики. В религии он видел социальный институт, который выполняет две важнейшие функции.

Во-первых, иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е. утвер­ждение веры человека в торжество надежды над страхом перед явлениями природы и социальной действительности, непредска­зуемостью окружающего мира. В такой вере он видел огромную биологическую ценность.

Во-вторых, функцию интеграции человеческой культуры2. Интегративной силой религия выступает потому, что несет не зна­ния или переживания, а лишь «особые типы поведения, прагмати­ческие, установки, построенные в равной мере на здравом смысле, чувстве и воле. Это и образ действия, и системы верований, и со­циальные феномены, и личные переживания»3.

Не мифы, а ритуалы и верования считал Малиновский наибо­лее фундаментальными элементами духовной жизни человека. Вся

Malinowski В. A Scientific Theory of Culture and other Essays. P. 53.

2 Malinowski B. The Dynamics of Cultural Change. An inquiry into race
relations in Africa. New Haven, 1958. P. 48.

3 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 26.


ГЛАВА 15. ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА ■££■

человеческая жизнь, и в особенности ее переломные моменты (за­чатие, беременность, рождение, половая зрелость, вступление в брак, смерть и др.), пронизаны бесчисленным количеством ри­туалов и верований, которые могут быть условно разделены на две существенно различающиеся между собой группы.

1. Обряды и ритуалы, цель которых всем ясна, явно опреде­лена, практическое назначение которых ни у кого не вы­зывает сомнения; этот тип обрядов выражает магическую тенденцию в сознании.

2. Обряды, цели которых для участников не ясны; в них вы­ражаются чувства, эмоции, экспрессивность, но нет таких определенных событий, которым эти обряды служат пред­знаменованием; этот тип обрядов воплощает собой иную — религиозную, сакральную тенденцию в первобыт­ном сознании.

Сакрально-религиозная деятельность сознания, по Малинов­скому, характеризуется отсутствием осознанной направленности на непосредственную результативность — здесь цель достигается самим процессом совершения обряда. (В качестве типичного при­мера религиозного обряда он называл инициации.) Истинный смысл религиозных обрядов — превращать природный (биологи­ческий) факт (рождение, смерть, достижение половой зрелости и др.) в сакральное событие и тем самым утверждать (и воспроиз­водить) традиции первобытного коллектива. А традиции играют очень важную роль в первобытной культуре. Благодаря им коллек­тив сплачивается и сохраняется, в нем преодолеваются дезинте­грирующие, центробежные тенденции (порождаемые страхом, от­чаянием, неверием в будущее, разногласиями), индивид получает ощущение душевной гармонии, целостности.

Традиция — бесценный опыт первобытного коллектива — складывается в течение многих поколений. За нее заплачена непо­мерно высокая цена. Поэтому общество, чтобы укрепить свою це­лостность и единство, провозглашает свои традиции священными, конституируя тем самым религию как социальный институт. Этот социальный институт утверждает величайшие ценностные установ­ки — уважение к традиции, гармония с окружающей средой, сме­лость и уверенность в борьбе с трудностями, перед лицом смерти; выступает как «постоянный проводник морального контроля»1.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 43. Ю -10856


■ЗЛЯ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В.

Таким образом, по Малиновскому, первобытные религии меньше всего являются суевериями, болезненными фантазиями, персонификациями или протофилософствованием. Они выступа­ют главным средством цементирования коллектива, гарантом его стабильности. Сакрализация определенных сторон жизни являет­ся формой творческого ответа на потребность в интеграции, спло­ченности первобытного коллектива, придании ему того внутрен­него стержня, который обеспечивает единство его культуры.







Date: 2015-11-13; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию