Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия как социальный институт
Малиновский одним из первых поставил вопрос о том, что религия и ее формы должны быть поняты как некоторые функциональные ответы на вызов общественной прагматики. В религии он видел социальный институт, который выполняет две важнейшие функции. Во-первых, иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е. утверждение веры человека в торжество надежды над страхом перед явлениями природы и социальной действительности, непредсказуемостью окружающего мира. В такой вере он видел огромную биологическую ценность. Во-вторых, функцию интеграции человеческой культуры2. Интегративной силой религия выступает потому, что несет не знания или переживания, а лишь «особые типы поведения, прагматические, установки, построенные в равной мере на здравом смысле, чувстве и воле. Это и образ действия, и системы верований, и социальные феномены, и личные переживания»3. Не мифы, а ритуалы и верования считал Малиновский наиболее фундаментальными элементами духовной жизни человека. Вся Malinowski В. A Scientific Theory of Culture and other Essays. P. 53. 2 Malinowski B. The Dynamics of Cultural Change. An inquiry into race 3 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 26. ГЛАВА 15. ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА ■££■ человеческая жизнь, и в особенности ее переломные моменты (зачатие, беременность, рождение, половая зрелость, вступление в брак, смерть и др.), пронизаны бесчисленным количеством ритуалов и верований, которые могут быть условно разделены на две существенно различающиеся между собой группы. 1. Обряды и ритуалы, цель которых всем ясна, явно определена, практическое назначение которых ни у кого не вызывает сомнения; этот тип обрядов выражает магическую тенденцию в сознании. 2. Обряды, цели которых для участников не ясны; в них выражаются чувства, эмоции, экспрессивность, но нет таких определенных событий, которым эти обряды служат предзнаменованием; этот тип обрядов воплощает собой иную — религиозную, сакральную тенденцию в первобытном сознании. Сакрально-религиозная деятельность сознания, по Малиновскому, характеризуется отсутствием осознанной направленности на непосредственную результативность — здесь цель достигается самим процессом совершения обряда. (В качестве типичного примера религиозного обряда он называл инициации.) Истинный смысл религиозных обрядов — превращать природный (биологический) факт (рождение, смерть, достижение половой зрелости и др.) в сакральное событие и тем самым утверждать (и воспроизводить) традиции первобытного коллектива. А традиции играют очень важную роль в первобытной культуре. Благодаря им коллектив сплачивается и сохраняется, в нем преодолеваются дезинтегрирующие, центробежные тенденции (порождаемые страхом, отчаянием, неверием в будущее, разногласиями), индивид получает ощущение душевной гармонии, целостности. Традиция — бесценный опыт первобытного коллектива — складывается в течение многих поколений. За нее заплачена непомерно высокая цена. Поэтому общество, чтобы укрепить свою целостность и единство, провозглашает свои традиции священными, конституируя тем самым религию как социальный институт. Этот социальный институт утверждает величайшие ценностные установки — уважение к традиции, гармония с окружающей средой, смелость и уверенность в борьбе с трудностями, перед лицом смерти; выступает как «постоянный проводник морального контроля»1. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 43. Ю -10856 ■ЗЛЯ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. Таким образом, по Малиновскому, первобытные религии меньше всего являются суевериями, болезненными фантазиями, персонификациями или протофилософствованием. Они выступают главным средством цементирования коллектива, гарантом его стабильности. Сакрализация определенных сторон жизни является формой творческого ответа на потребность в интеграции, сплоченности первобытного коллектива, придании ему того внутреннего стержня, который обеспечивает единство его культуры. Date: 2015-11-13; view: 333; Нарушение авторских прав |