Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ея часть шестая. Миф в британской социальной антропологии XX в
продемонстрировать наличие большей, чем у предшественника, жизненной и магической силы, в том числе и путем прямого поединка. Но почему претендент должен был предварительно сломать «золотую ветвь» и что она собой представляла? Проанализировав большое число древнеевропейских мифов, Фрэзер показывает, что в них часто упоминается обрядовое употребление омелы — невзрачного растения, паразитирующего на дубе. Древние рассматривали омелу как душу дуба, считая, что от нее таинственным, магическим образом зависела и жизнь людей, в том числе жизнь жреца храма Дианы, душа которого пребывала в священном дубе. Убить душу жреца можно было только сломав ветку омелы. Так Фрэзер распутывает — как детективную историю — одну из необычайных древних загадок европейской мифологии. Фрэзер своими трудами завершает идейное развитие школы английской эволюционной этнографии и одновременно готовит почву для новых подходов в изучении первобытной культуры — ритуализма, функционализма и структурализма. 14.3. ОТ «ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ» К «ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ» МИФОТВОРЧЕСТВА В начале XX в. индустриальная цивилизация вступила в новую фазу. Внутри каждой из промышленных стран обостряются социально-классовые отношения. В этих условиях неизбежно изменяется духовно-идеологический фон общества. Завершилось становление колониальных империй, обострились экономические и политические противоречия между ведущими промышленными странами, началась борьба за передел колониальной системы. Проведение колониальной политики требовало более совершенных, а значит, научно обоснованных способов колониального управления. Зарождаются теория «косвенного управления», концепции «плюрального общества», которые пытаются реализовать на практике. Этнография, социальная антропология, этнология, культурная антропология выдвигаются в разряд гуманитарных наук, которые обладают особой практическо-политической значимостью. А новые практические задачи обычно требуют и новой методологии, и новых теорий, и новых людей, способных создавать новые методы, понятия, категории, теории. Так в этнологию (этнографию) и науку о мифе приходят новые люди, с иными жизненными интересами и ориентирами. Это ученые не кабинетного, академиче- ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ Ш>Г.*Ш ского склада, изучавшие мифотворчество в библиотеках, музеях по вторичным источникам, а исследователи, ориентированные на практические действия, на непосредственное опытное изучение объекта. Они стремились изучать не вторичные источники (рассказы путешественников, записки миссионеров, колониальных чиновников, а подчас и просто авантюристов, которых было немало в колониях), а образ жизни первобытного человека, структуры его повседневности. При этом изучать непосредственно, через прямое включение исследователя в первобытную жизнь, анализ ее изнутри. Первые два десятилетия XX в. в этнографии, этнологии науки о мифотворчестве имели особое значение. Это годы перелома, научной революции, разрыва с принципами эволюционизма, формирования новых программ исследований первобытной культуры (методологий функционального и структурного анализа). В 1922 г. почти одновременно выходят в свет труды основоположников новых направлений в этнологии — Б. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна1. Прежде всего они выступали против умозрительности эволюционной этнографии (этнологии) и настаивали на необходимости тесного единства теоретических и эмпирических исследований первобытных культур. Научно обоснованной должна быть не только теория, но и эмпирия. От опыта к теории — все движение исследовательской мысли должно быть подчинено строгим методологическим требованиям. Этнология должна стать экспериментальной наукой, что поставит ее в один ряд с естественными науками. А это значит, что этнологическое исследование должно исходить из фактических данных, непосредственно полученных в полевых условиях, на основе тщательно отработанных методик. Методологическим изъяном эволюционизма они считали также мозаичное, фрагментарное отношение к объекту исследования (архаичные общества и их культуры). Анализ культуры должен базироваться на представлении, что культура — целостная и неделимая система. По их мнению, объект исследования в этнологии — не отдельные явления культуры, а вся данная культура как единое целое. Malinowski В. Argonauts of the Western Pacific. An account of native enterprise and adventure in the archipelages of Melanesia New Guinea. N.Y., 1925; Radcliff-Brown A.R. Andaman Islanders. Cambridge, 1922. Е£Ш ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. Кроме того, в «новой этнологии» необходимо изменить характер научного объяснения. Оно не должно сводиться к гипотетическим суждениям о генезисе тех или и иных отдельных явлений. Этнологическое объяснение должно указывать на те функции, которые исследуемое явление выполняет в структуре единого социокультурного организма. Для этого нужно перенести основной акцент с рассмотрения общества в его развитии (диахронии) на изучение его синхронии, т.е. структурных и функциональных закономерностей. Не отрицая важности идеи эволюции, они упрекали своих предшественников в преувеличении значимости эволюционных выводов, в претензиях на выявление всеобщих законов истории. По их мнению, «общие законы, лежащие под явлениями культуры»1, — это не законы эволюции общества, а законы структурной организации и функционирования его компонентов. В результате сокрушительной критики эволюционизма в науке о первобытности сложились две новые школы — функционализм и структурализм. Эти школы разработали методологию (а также методику и технику) полевого этнографического исследования, научили этнографов скрупулезно выявлять любые детали, черты изучаемых архаических культур, кардинально продвинули изучение первобытной мифологии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. На каких идеях и принципах построена концепция Дж, Фрэзера о магии? 2. Каковы, по Фрэзеру, принципы магического мышления? 3. Как Фрэзер оценивал связь магии и науки? 4. Что такое ритуализм? 5. Как Фрэзер трактовал связь мифа и ритуала? 6. Каковы исторические и практические основания ритуальных действий? 7. Как осуществлялся в науке о первобытной культуре переход к «полевым исследованиям» мифотворчества? Radcliff-Bwwn A.R. Method in Social Anthropology. Cambridge. 1953. P. 8. ГЛАВА 15 ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА 15.1. ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛИЗМА: Б. МАЛИНОВСКИЙ Date: 2015-11-13; view: 390; Нарушение авторских прав |