Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ея часть шестая. Миф в британской социальной антропологии XX в





продемонстрировать наличие большей, чем у предшественника, жиз­ненной и магической силы, в том числе и путем прямого поединка.

Но почему претендент должен был предварительно сломать «зо­лотую ветвь» и что она собой представляла? Проанализировав боль­шое число древнеевропейских мифов, Фрэзер показывает, что в них часто упоминается обрядовое употребление омелы — невзрачного растения, паразитирующего на дубе. Древние рассматривали омелу как душу дуба, считая, что от нее таинственным, магическим обра­зом зависела и жизнь людей, в том числе жизнь жреца храма Дианы, душа которого пребывала в священном дубе. Убить душу жреца мож­но было только сломав ветку омелы. Так Фрэзер распутывает — как детективную историю — одну из необычайных древних загадок ев­ропейской мифологии.

Фрэзер своими трудами завершает идейное развитие школы английской эволюционной этнографии и одновременно готовит почву для новых подходов в изучении первобытной культуры — ритуализма, функционализма и структурализма.

14.3. ОТ «ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ» К «ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ» МИФОТВОРЧЕСТВА

В начале XX в. индустриальная цивилизация вступила в новую фазу. Внутри каждой из промышленных стран обостряются соци­ально-классовые отношения. В этих условиях неизбежно изменя­ется духовно-идеологический фон общества.

Завершилось становление колониальных империй, обостри­лись экономические и политические противоречия между ведущи­ми промышленными странами, началась борьба за передел коло­ниальной системы. Проведение колониальной политики требовало более совершенных, а значит, научно обоснованных способов ко­лониального управления. Зарождаются теория «косвенного уп­равления», концепции «плюрального общества», которые пытают­ся реализовать на практике.

Этнография, социальная антропология, этнология, культурная антропология выдвигаются в разряд гуманитарных наук, которые обладают особой практическо-политической значимостью. А но­вые практические задачи обычно требуют и новой методологии, и новых теорий, и новых людей, способных создавать новые мето­ды, понятия, категории, теории. Так в этнологию (этнографию) и науку о мифе приходят новые люди, с иными жизненными инте­ресами и ориентирами. Это ученые не кабинетного, академиче-


ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ Ш>Г.*Ш

ского склада, изучавшие мифотворчество в библиотеках, музеях по вторичным источникам, а исследователи, ориентированные на практические действия, на непосредственное опытное изучение объекта. Они стремились изучать не вторичные источники (рас­сказы путешественников, записки миссионеров, колониальных чиновников, а подчас и просто авантюристов, которых было нема­ло в колониях), а образ жизни первобытного человека, структуры его повседневности. При этом изучать непосредственно, через прямое включение исследователя в первобытную жизнь, анализ ее изнутри.

Первые два десятилетия XX в. в этнографии, этнологии науки о мифотворчестве имели особое значение. Это годы перелома, на­учной революции, разрыва с принципами эволюционизма, фор­мирования новых программ исследований первобытной культуры (методологий функционального и структурного анализа). В 1922 г. почти одновременно выходят в свет труды основоположников но­вых направлений в этнологии — Б. Малиновского и А.Р. Рэдклифф-Брауна1.

Прежде всего они выступали против умозрительности эволю­ционной этнографии (этнологии) и настаивали на необходимости тесного единства теоретических и эмпирических исследований пер­вобытных культур. Научно обоснованной должна быть не только теория, но и эмпирия. От опыта к теории — все движение исследо­вательской мысли должно быть подчинено строгим методологиче­ским требованиям. Этнология должна стать экспериментальной на­укой, что поставит ее в один ряд с естественными науками. А это значит, что этнологическое исследование должно исходить из фак­тических данных, непосредственно полученных в полевых усло­виях, на основе тщательно отработанных методик.

Методологическим изъяном эволюционизма они считали так­же мозаичное, фрагментарное отношение к объекту исследования (архаичные общества и их культуры). Анализ культуры должен ба­зироваться на представлении, что культурацелостная и неде­лимая система. По их мнению, объект исследования в этнологии — не отдельные явления культуры, а вся данная культура как единое целое.

Malinowski В. Argonauts of the Western Pacific. An account of native enterprise and adventure in the archipelages of Melanesia New Guinea. N.Y., 1925; Radcliff-Brown A.R. Andaman Islanders. Cambridge, 1922.



Е£Ш ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В.

Кроме того, в «новой этнологии» необходимо изменить харак­тер научного объяснения. Оно не должно сводиться к гипотети­ческим суждениям о генезисе тех или и иных отдельных явлений. Этнологическое объяснение должно указывать на те функции, ко­торые исследуемое явление выполняет в структуре единого со­циокультурного организма. Для этого нужно перенести основной акцент с рассмотрения общества в его развитии (диахронии) на изучение его синхронии, т.е. структурных и функциональных за­кономерностей. Не отрицая важности идеи эволюции, они упре­кали своих предшественников в преувеличении значимости эво­люционных выводов, в претензиях на выявление всеобщих законов истории. По их мнению, «общие законы, лежащие под явлениями культуры»1, — это не законы эволюции общества, а законы струк­турной организации и функционирования его компонентов.

В результате сокрушительной критики эволюционизма в на­уке о первобытности сложились две новые школы — функциона­лизм и структурализм. Эти школы разработали методологию (а так­же методику и технику) полевого этнографического исследования, научили этнографов скрупулезно выявлять любые детали, черты изучаемых архаических культур, кардинально продвинули изуче­ние первобытной мифологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На каких идеях и принципах построена концепция Дж, Фрэ­зера о магии?

2. Каковы, по Фрэзеру, принципы магического мышления?

3. Как Фрэзер оценивал связь магии и науки?

4. Что такое ритуализм?

5. Как Фрэзер трактовал связь мифа и ритуала?

6. Каковы исторические и практические основания ритуальных действий?

7. Как осуществлялся в науке о первобытной культуре переход к «полевым исследованиям» мифотворчества?

Radcliff-Bwwn A.R. Method in Social Anthropology. Cambridge. 1953. P. 8.


ГЛАВА 15

ФУНКЦИОНАЛИЗМ О СУЩНОСТИ МИФА

15.1. ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛИЗМА: Б. МАЛИНОВСКИЙ







Date: 2015-11-13; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию