Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14. Миф и ритуал киш





В решении вопроса о соотношении мифа и ритуала надо учи­тывать, что отношение «миф — ритуал» не является исходным, а производно от некоторого более фундаментального (значит, и бо­лее древнего) отношения. Не миф возникает из ритуала, и не ри­туал возникает из мифа, но и тот, и другой порождаются в процес­се развития некоторой более глубокой основы. Такая основа ритуала находится на границе биологического и социального, при­родного и культурного миров. Она сложилась еще в системе пред­метно-действенных актов нижнепалеолитического человека (от гомо хабилиса до неандертальца), когда мышление было пред­метно-действенным, непосредственно вплетенным в акты предмет­ных действий. Объективные отношения природных вещей обоб­щались в форме устойчивых, повторяющихся предметных действий. Здесь еще отсутствовала логика мышления как идеаль­ного процесса. Мыслительные операции носили характер обоб­щенного предметного действия, которое и является глубинной ис­торической основой единства мифа и ритуала.

Но как объясняется Фрэзером тот странный и зловещий риту­ал, которым он начинает свою «Золотую ветвь»? Изучая сотни ве­рований, обрядов, табу, мифов разных народов мира, он попытал­ся пролить свет на отдельные детали этого загадочного ритуала и в конце концов объяснить его в целом.

Для понимания этого ритуала нужно учитывать тесную связь светской власти с духовной властью шаманов, колдунов. Правите­лями, царями, вождями в первобытном обществе часто станови-лисьлюди, которые обладали способностями колдуна. «Колдовские способности» помогали им достичь влиятельного положения в пле­мени, роде, общине, которое в свою очередь закреплялось в свет­ской власти. В первобытном обществе вождь — личность харизма­тическая, и очень часто его власть окружена сакральным ореолом. Такой ореол, с одной стороны, помогает удерживать власть. Он же способствует и ее быстрой утрате, если теряется вождем. Это мо­жет быть в разных обстоятельствах — либо нарушения табу, либо ослабления физических сил, болезни или старости.

Идея умирания вождя имеет свои основы в культах плодородия, образах умирания и воскрешения природы, культах жертвоприно­шения. Существуют самые разные способы смены старого, ослабев­шего вождя новым и молодым. Среди них немало форм ритуального умерщвления старого царя, его убийства либо членами общины, либо молодым претендентом на его место. Молодой претендент должен


Date: 2015-11-13; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию