Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 14. Миф и ритуал кишВ решении вопроса о соотношении мифа и ритуала надо учитывать, что отношение «миф — ритуал» не является исходным, а производно от некоторого более фундаментального (значит, и более древнего) отношения. Не миф возникает из ритуала, и не ритуал возникает из мифа, но и тот, и другой порождаются в процессе развития некоторой более глубокой основы. Такая основа ритуала находится на границе биологического и социального, природного и культурного миров. Она сложилась еще в системе предметно-действенных актов нижнепалеолитического человека (от гомо хабилиса до неандертальца), когда мышление было предметно-действенным, непосредственно вплетенным в акты предметных действий. Объективные отношения природных вещей обобщались в форме устойчивых, повторяющихся предметных действий. Здесь еще отсутствовала логика мышления как идеального процесса. Мыслительные операции носили характер обобщенного предметного действия, которое и является глубинной исторической основой единства мифа и ритуала. Но как объясняется Фрэзером тот странный и зловещий ритуал, которым он начинает свою «Золотую ветвь»? Изучая сотни верований, обрядов, табу, мифов разных народов мира, он попытался пролить свет на отдельные детали этого загадочного ритуала и в конце концов объяснить его в целом. Для понимания этого ритуала нужно учитывать тесную связь светской власти с духовной властью шаманов, колдунов. Правителями, царями, вождями в первобытном обществе часто станови-лисьлюди, которые обладали способностями колдуна. «Колдовские способности» помогали им достичь влиятельного положения в племени, роде, общине, которое в свою очередь закреплялось в светской власти. В первобытном обществе вождь — личность харизматическая, и очень часто его власть окружена сакральным ореолом. Такой ореол, с одной стороны, помогает удерживать власть. Он же способствует и ее быстрой утрате, если теряется вождем. Это может быть в разных обстоятельствах — либо нарушения табу, либо ослабления физических сил, болезни или старости. Идея умирания вождя имеет свои основы в культах плодородия, образах умирания и воскрешения природы, культах жертвоприношения. Существуют самые разные способы смены старого, ослабевшего вождя новым и молодым. Среди них немало форм ритуального умерщвления старого царя, его убийства либо членами общины, либо молодым претендентом на его место. Молодой претендент должен
|