![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Миф как субъективизированная форма познания
А как же миф? В мифе Потебня видит простейшую, некритическую и неаналитическую форму познания. Миф возникает как результат не ошибок сознания, а его целенаправленной познавательней активности. Миф — это особое, донаучное познание. Миф и наука различаются как качественно различные ступени объективации мысли, осознания человеком меры субъективности процесса познания. Потебня АЛ. Слово и миф. С. 156. 2 Там же. С. 169. 3 Там же. С. 177. 4 Там же. С. 182. 5 Наука и квазинаука. М, 2008. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. |Щ Таким образом, мифологическое сознание характеризуется прежде всего неразличением предмета и его образа в сознании субъекта. Миф — это хотя и субъективное, но познание мира. Причем субъективность мифа состоит в том, что человек не осознает своей роли творца мифа, т.е. субъективность мифа не осознается его носителем. Не потеряло своего значения до настоящего времени следующее определение мифа: «В мифе образ и значение различны, иносказательность образа существует, но самим субъектом не сознается, образ целиком (не разлагаясь) переносится в значение... Миф есть словесное выражение такого объяснения... при котором объясняющему образу, имеющему только субъективное значение, приписывается объективность, действительное бытие в объясняемом. Таким образом, две половины суждения (именно, образ и значение) при мифическом мышлении более сходны между собой, чем при поэтическом. Их различение ведет от мифа к поэзии, от поэзии — к прозе и науке»1. В работах Потебни убедительно показано, что мифическое мышление — не продукт случайного, субъективного произвола, не результат «болезни языка», не шаг деградирующего мышления, а исторически необходимый этап развития человеческого мышления. Через этот этап проходят все народы и культуры. При этом не метафора предшествует мифу, а миф предшествует метафоре, появление метафоры означает, что различие образа и его значения уже осознается человеком и «есть тем самым исчезновение мифа»2. Кроме того, Потебня выделяет такие свойства первобытного мифотворчества, как его синкретичность, «неразложимость комплексов», неразличение части и целого, конкретность, оперирование образами, неспособность к анализу, консерватизм, некритичность, подчинение авторитету и др.3 Мифологическая мысль, направленная на познание причин явлений, быстро устает, поскольку она не привычна к напряжению4. У Потебни намечается и формально-структуралистский подход к анализу мифотворчества. Он вводит понятие «мифическая формула», под которым понимает устойчивые ассоциативные связ- Потебня АЛ. Слово и миф. С. 259. 2 Там же. С. 261. 3 Потебня АЛ. Из записок по теории словесности // Поэзия и проза. 4 Потебня АЛ. Слово и миф. С. 541—542. ■22Я ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ки («любовь—огонь», «душа—пар», «ветер—свист», «горящая свеча — жизнь» и др.). Такие мифические формулы близки к бинарным оппозициям и состоят из трех элементов — два образа (явления) и связь между ними (на основе некоторого признака). Важна также высказанная Потебней идея, что миф не остался в далеком прошлом; он может воспроизводиться в истории. Это происходит, если отдельные черты образа, объясняющего некоторое явление, переносятся «в само явление»1. Возврат к мифотворчеству (неомифология) порожден тем, что в житейских обстоятельствах периодически необходимо обновлять значения образов2. Но значение образа неизбежно несет в себе и личностный момент. На этом пути Потебня открывает новые перспективы анализа мифотворчества, поскольку «миф же, несомненно, может скрываться и в узкой сфере личности»3. Это значит, что миф несет на себе отпечаток личности или, иначе говоря, каждая личность есть так или иначе миф (А.Ф. Лосев). 13.5. ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ: А.Н. ВЕСЕПОВСКИЙ Теории «самозарождения» и «заимствования» мифов: поиск единства Особое место в отечественной науке о мифе занимает творчество А.Н. Веселовского (1838—1906), выдающегося теоретика и историка культуры. Широк и разнообразен круг интересов и научный кругозор этого выдающегося исследователя, основоположника отечественной теории и истории литературы. В его поле зрения — история западноевропейской, русской, славянской литератур, фольклорно-этно-графический материал финских, тюркских, палеоазиатских народов, населявших Российскую империю, и др. При знакомстве с творчеством Веселовского не покидает ощущение того, что он как бы поднялся над всей историей художественного творчества и охватил ее единым взглядом. Его исследования насыщены зарядом интеллектуального динамизма, громадным идейным потенциалом, позволявшим ему раздвигать устоявшиеся концептуальные границы, расширять культурные горизонты, открывать их новые перспективы. Его тру- Потебня АЛ. Слово и миф. С. 263. 2 Потебня АЛ. Объяснения малорусских и сродных народных песен. 3 Там же. С. 272. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. Ч*И ды — бесценная россыпь идей, многие из которых он высказывал бегло, между прочим, не развивая, не разрабатывая их. Это придает многим его концепциям эскизный характер, они намечены лишь в самой общей форме — он как бы завещал их потомкам. Все творчество Веселбвского проникнуто общей установкой на создание истории и теории литературы как науки. Он считал, что история литературы должна быть понята как протекающий в обществе закономерный естественно-исторический процесс. В литературном процессе, по его мнению, определяющим является не личное, субъективное творческое начало, а объективное содержание, формируемое социально-культурным контекстом. Потому в анализе художественно-литературного творчества необходимо опираться на изучение зависимости сознания поэта, писателя от социальной среды, традиций, его ближайшего окружения и прочего, т.е. тех факторов, которые, собственно, и формируют мировоззренческие, творческие, стилистические позиции автора. В первую очередь важно выявить те исторически сложившиеся, транслируемые из поколения в поколение художественные формы (сюжеты, мотивы, образы, стилистику и др.), которые автор застал, усвоил и использовал в своем творчестве. Поэтому история литературы исследовалась Веселовским на фоне истории культуры, сознания, общественной психологии. В работах Веселовского намечены пути решения многих серьезных теоретических и методологических проблем истории и теории литературы. В поле научных интересов А.Н. Веселовского было и мифотворчество, его сущность и формы. Состояние исследований мифотворчества во второй половине XIX в. характеризовалось идейной борьбой двух теоретических парадигм. С одной стороны, почти исчерпала свой идейный потенциал солярно-метеорологичес-кая теория. С другой стороны, получила широкое распространение теория диффузионизма (теория заимствования, миграционная теория). Веселовский не разделял крайностей ни той, ни другой. Он не отказывается от идеи древнейшего, основного мифа, разрабатывавшейся теорией самозарождения. (Такой теорией он считал анимизм.) Вместе с тем эта область знаний ему представлялась слишком гипотетической — велика возможность произвольных предположений, ненадежная эмпирическая база, нет простора для тонких аналитических поисков. Все это не привлекает Веселовского, хотя он понимает безусловную необходимость и значимость универсальной теории мифа. Собственные поиски Date: 2015-11-13; view: 522; Нарушение авторских прав |