Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропологии XX в






ГЛАВА 14 МИФ И РИТУАЛ

14.1. «АДВОКАТ ДЬЯВОЛА»: ДЖ.ДЖ. ФРЭЗЕР

«Последний классик»

Целую эпоху в философии мифологии составили исследова­ния первобытной культуры, проведенные Джеймсом Джорджем Фрэзером (1854—1941) — выдающимся филологом, этнографом, историком культуры, религии, литературы. Его называли «послед­ним классиком» эволюционного подхода в изучении первобытной культуры. В творческом наследии Фрэзера, касающемся истории архаической культуры, могут быть выделены три основных на­правления исследований: магия и ее отношение к мифологии, религии; сущность тотемизма; природа культов плодородия и раз­множения.

Как и Тайлор, Фрэзер был верен идее психического (умствен­ного) единства человечества и уверен в возможности обнаруже­ния универсальных законов, управляющих умственной эволюци­ей человечества. Вместе с тем Фрэзер показал недостаточность концепции анимизма, представления, что формы первобытной культуры надо выводить из особенностей размышления человека о мире, из «философии дикаря». Он считал, что первобытные фор­мы культуры были гораздо ближе к непосредственным жизнен­ным потребностям дикарей, чем предполагается анимистической теорией.


ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ ЧИД

По мнению Фрэзера, своеобразие первобытной культуры (в том числе тотемизм, магию, ритуалы и др.) надо объяснять, во-первых, из утилитарных забот первобытного человека о самом не­обходимом, во-вторых, исходя из особенностей человеческого воображения. Еще задолго до появления анимистических пред­ставлений для реализации своих прагматических целей первобыт­ный человек пытался установить контроль над природными про­цессами, подчинить их своей воле. Формами такого «контроля» выступали магия, заклинания, ритуалы.

Одну из своих последних книг Фрэзер назвал «Адвокат дьяво­ла». Этим самым он подчеркнул тему и ведущий мотив всей своей грандиозной многолетней творческой деятельности. Во многих трудах он старался доказать, что магические, ритуальные, обрядо­вые действия — это попытки древнего человека управлять силами природы. Хотя в целом они являются совокупностью заблуждений, тем не менее в первобытном обществе они сыграли свою поло­жительную роль, принесли значительную пользу человеку тем, что способствовали установлению общественного порядка, укрепля­ли уважение к традициям, институтам брака, семьи, собственнос­ти и др.

В эпицентре основных направлений исследований Фрэзера — изучение мифов культового происхождения и ритуально-магиче­ских, обрядовых процедур. Он обратил внимание на то, что среди первобытных магических обрядов встречаются не только простые, состоящие из одной или двух ритуальных процедур, но и весьма сложные, которые получают свое объяснение и обоснование лишь в достаточно разветвленной системе мифологем. Именно такого рода поразительный магический обряд использован Фрэзером в качестве лейтмотива в его фундаментальном труде «Золотая ветвь».

В Древней Италии, в Альбанских горах, у небольшого лесного озера Неми под отвесными утесами находились священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. Замещение должности жреца при храме Дианы Немийской было особенно заманчивым, поскольку давало еще и царский титул. Никаких ограничений на лич­ность претендента не было, им вполне мог быть даже раб. Любой желающий занять эту должность должен был убить своего предше­ственника, одолев его в рукопашном поединке. Но предварительно претенденту на должность жреца следовало сломать ветку («золотую ветвь») с особого, растущего в священной роще дерева. И потому вокруг этого дерева, охраняя его день и ночь, ходил с обнаженным


Ш5ЕШ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В.

мечом, постоянно ожидая нападения конкурента, убийца-жрец, зная, что рано или поздно он сам будет убит и его жреческая должность перейдет к другому убийце. Из года в год, зимой и летом, день и ночь, мучимый мрачными предчувствиями, с риском для жизни, урывка­ми погружаясь в непродолжительную дремоту, вооруженный мечом, ходил вокруг дерева жрец, боясь малейшего ослабления своей бди­тельности.

Совершенно странный, мрачный, трагический и в высшей сте­пени античеловеческий обряд! Как он мог возникнуть? Каков его смысл? Поиски ответов на эти вопросы приводят Фрэзера к ряду новых идей о характере первобытной культуры.







Date: 2015-11-13; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию