Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропологии XX в
ГЛАВА 14 МИФ И РИТУАЛ 14.1. «АДВОКАТ ДЬЯВОЛА»: ДЖ.ДЖ. ФРЭЗЕР «Последний классик» Целую эпоху в философии мифологии составили исследования первобытной культуры, проведенные Джеймсом Джорджем Фрэзером (1854—1941) — выдающимся филологом, этнографом, историком культуры, религии, литературы. Его называли «последним классиком» эволюционного подхода в изучении первобытной культуры. В творческом наследии Фрэзера, касающемся истории архаической культуры, могут быть выделены три основных направления исследований: магия и ее отношение к мифологии, религии; сущность тотемизма; природа культов плодородия и размножения. Как и Тайлор, Фрэзер был верен идее психического (умственного) единства человечества и уверен в возможности обнаружения универсальных законов, управляющих умственной эволюцией человечества. Вместе с тем Фрэзер показал недостаточность концепции анимизма, представления, что формы первобытной культуры надо выводить из особенностей размышления человека о мире, из «философии дикаря». Он считал, что первобытные формы культуры были гораздо ближе к непосредственным жизненным потребностям дикарей, чем предполагается анимистической теорией. ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ ЧИД По мнению Фрэзера, своеобразие первобытной культуры (в том числе тотемизм, магию, ритуалы и др.) надо объяснять, во-первых, из утилитарных забот первобытного человека о самом необходимом, во-вторых, исходя из особенностей человеческого воображения. Еще задолго до появления анимистических представлений для реализации своих прагматических целей первобытный человек пытался установить контроль над природными процессами, подчинить их своей воле. Формами такого «контроля» выступали магия, заклинания, ритуалы. Одну из своих последних книг Фрэзер назвал «Адвокат дьявола». Этим самым он подчеркнул тему и ведущий мотив всей своей грандиозной многолетней творческой деятельности. Во многих трудах он старался доказать, что магические, ритуальные, обрядовые действия — это попытки древнего человека управлять силами природы. Хотя в целом они являются совокупностью заблуждений, тем не менее в первобытном обществе они сыграли свою положительную роль, принесли значительную пользу человеку тем, что способствовали установлению общественного порядка, укрепляли уважение к традициям, институтам брака, семьи, собственности и др. В эпицентре основных направлений исследований Фрэзера — изучение мифов культового происхождения и ритуально-магических, обрядовых процедур. Он обратил внимание на то, что среди первобытных магических обрядов встречаются не только простые, состоящие из одной или двух ритуальных процедур, но и весьма сложные, которые получают свое объяснение и обоснование лишь в достаточно разветвленной системе мифологем. Именно такого рода поразительный магический обряд использован Фрэзером в качестве лейтмотива в его фундаментальном труде «Золотая ветвь». В Древней Италии, в Альбанских горах, у небольшого лесного озера Неми под отвесными утесами находились священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. Замещение должности жреца при храме Дианы Немийской было особенно заманчивым, поскольку давало еще и царский титул. Никаких ограничений на личность претендента не было, им вполне мог быть даже раб. Любой желающий занять эту должность должен был убить своего предшественника, одолев его в рукопашном поединке. Но предварительно претенденту на должность жреца следовало сломать ветку («золотую ветвь») с особого, растущего в священной роще дерева. И потому вокруг этого дерева, охраняя его день и ночь, ходил с обнаженным Ш5ЕШ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. мечом, постоянно ожидая нападения конкурента, убийца-жрец, зная, что рано или поздно он сам будет убит и его жреческая должность перейдет к другому убийце. Из года в год, зимой и летом, день и ночь, мучимый мрачными предчувствиями, с риском для жизни, урывками погружаясь в непродолжительную дремоту, вооруженный мечом, ходил вокруг дерева жрец, боясь малейшего ослабления своей бдительности. Совершенно странный, мрачный, трагический и в высшей степени античеловеческий обряд! Как он мог возникнуть? Каков его смысл? Поиски ответов на эти вопросы приводят Фрэзера к ряду новых идей о характере первобытной культуры. Date: 2015-11-13; view: 313; Нарушение авторских прав |